Моделирование и художественное оформление прически

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:53, лекция

Краткое описание

Рассмотрены проблемы моделирования, конструирования и художественного оформления современных бытовых, модельных, а также исторических и театральных причесок.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Моделирование и художественное оформление прически 1989.doc

— 6.58 Мб (Скачать документ)

 
Рис. 68. Асимметричные прически, динамически  уравновешенные (а, б, в) и неуравновешенные (г, д, е)

Говоря о композиции прически, мы постоянно употребляем такие выражения, как "уравновешенность", "устойчивость", "стабильность" и т. п., т. е., даже говоря о динамике, мы постоянно используем понятия, характеризующие еще одно качество - состояние формы, а именно статику.

Нужно, однако, еще раз отметить, что речь идет только о фронтальной проекции причесок. Как готовящийся взлететь, расправляющий свои крылья орел во фронтальной проекции имеет все признаки статичной формы, а в профиль являет собой ярчайший пример устремленной вперед и вверх динамичной формы, так и форма прически может быть динамичной в профильном силуэте, сохраняя все признаки статичности при взгляде анфас.

Вообще статичность  формы - это подчеркнутое выражение  состояния покоя, устойчивости формы  во всем ее строе, в самой геометрической основе. Предметы статичны, если они имеют явный центр тяжести и ось их симметрии является главным фактором организации формы. Так, полностью статичны формы причесок на рис. 69, а и б (тупированные пучки), хотя в прическе на рис. 69, б и есть асимметричные элементы. А вот прически, показанные на рис. 69, в и г, при абсолютном сходстве расположения прядей имеют принципиальное различие. Если модель на рис. 69, в полностью статична, то модель на рис. 69, г не вызывает у зрителя полного ощущения статичности из-за распущенных концов волос, которые могут либо при дуновении ветра, либо при повороте головы легко двигаться. И наоборот, динамичная по форме прическа на рис. 69, д с асимметричной челкой вызывает в целом ощущение статичности - наш глаз не верит в возможность свободного движения волос, составляющих челку, которая, по всей вероятности, сильно тупирована, следовательно неподвижна.

 
Рис. 69. Прически, статичные полностью (а, б, в), с подвижными элементами (г), при динамической форме (д)

Таким образом, надо различать  понятия "динамика формы" (т. е. движение взгляда по геометрической форме  или деталям) и "движение волос" всей формы прически либо деталей (или потенциальная возможность такого движения волос под воздействием ветра, поворотов головы и т. п.). Предельно упрощая, можно сказать, что речь идет в данном случае о прическах из тупированных (начесанных) волос и прическах без начеса. Полностью тупированная прическа может быть динамичной по форме, оставаясь неподвижной. Прически же без начеса, созданные из потенциально подвижных волос, даже при полной симметричности геометрической основы формы вызывают у зрителя совершенно иные ощущения, потому что могут частично или полностью менять свою форму. По этой причине одни формы (или детали, или их расположение) представляются естественными, другие - неоправданными. Так, динамично развивающиеся формы вверх (рис. 70, а) и в сторону (рис. 70, б) не вызывают сомнений как в смысле возможности построения самой формы, так и в использовании асимметрии в композиции. Решение же причесок на рис. 70, в и г представляется неправомерным, ибо для относительно длинных неначесанных волос естественнее ниспадать.

 
Рис. 70. Оправданное (а, б) и неоправданное (в, г) построение формы

Другой пример такого же рода. Если прическа на рис. 71, а естественна  потенциальной подвижностью неначесанных волос, то в прическах на рис. 71, б, в интенсивная тупировка не соответствует направленности волос, которые по идее должны бы в этом случае быть подвижными. Та же форма с подрезанными концами волос (рис. 71, г) не вызывает никаких отрицательных эмоций.

 
Рис. 71. Прически естественных (а, г) и  неестественных (б, в) форм

Существует множество  причесок, где тупированные и нетупированные элементы могут сочетаться. Однако, приступая к моделированию прически, художник-модельер должен прежде всего решить, что должно главенствовать в задуманной им форме: возможное движение волос или их неподвижность. Противоречие между этими началами неизбежно приводит к утрате целостности композиции (рис. 72, а, б, в), в то время как подвижная челка (рис. 72, г) вполне соответствует всему строю неначесанной прически.

 
Рис. 72. Отсутствие (а, б, в) и наличие (г) доминирующего начала в композиции прически

Таким образом, если в  прическе главенствует направление  волос вниз, в ней либо должны обыгрываться неначесанные волосы, если они длинные, либо незначительно тупироваться концы (для завершения формы), если волосы короткие.

Работая над созданием  причесок, модельер должен постоянно  сознавать, что тектоника волос  в тупированном и нетупированном состоянии различна. В прическе, какой бы динамичной формы она ни была, но создание которой заведомо предполагает применение тупировки, необходимо подчеркнуть неподвижность волос, причем чем более вверх или в сторону направлено развитие формы, тем в большей степени должна быть обозначена неподвижность прически, которая достигается неподвижностью всех ее элементов. Даже если тяжелая динамичная по форме прядь завершается легкими локонообразными элементами, то эти элементы должны быть обязательно зафиксированы на своих определенных местах (еще лучше, когда эта неподвижность поддерживается снизу, как на рис. 73, а). Необходимо, правда, оговориться, что речь в этом случае идет о прическах, характерных непрерывным развитием формы прядей, если же эта непрерывность перебивается заколкой (лентой, обручем) и после заколки волосы будут ниспадать, то строгая их фиксация необязательна. Прическа в этом случае будет состоять из двух частей: компактной (неподвижной) верхней части и подвижной нижней - кудри, локоны и т. п. (рис. 73, б).

 
Рис. 73. Прически с непрерывным (а) и  прерывающимся (б) развитием формы  прядей

Если в прическах  доминирующим является потенциальное  движение волос, например прическа типа "венчик", тупировка применяется незначительно, только для связывания завитков (рис. 74, а), составляющих собственно венчик (чтобы он не распадался, сохраняя при этом потенциальную подвижность в целом), объемность же его определяется главным образом размером используемых бигуди. Если же с целью увеличения объемности прически попытаться тупировать и другие ее части, то может возникнуть противоречие между тупированной (неподвижной) верхней частью и подвижным венчиком (рис. 74, б).

 
Рис. 74. Прическа 'Венчик' в естественном виде (а) и неестественной (тупированной) верхней частью (б)

Точно так же и в  асимметричных композициях. Если большая  неначесанная (или зрительно воспринимаемая как неначесанная) часть прически динамично устремлена сверху вниз, то включение в данную композицию правой (меньшей) части в начесанном виде (рис. 75, а) неправомерно. В этой композиции доминирует потенциальная подвижность волос, и в таких условиях направление развития формы правой части (снизу вверх) крайне неестественно, нетектонично для неначесанных волос.

Гораздо более приемлемой представляется форма, показанная на рис. 75, б. Уход малой (правой) части прически назад, за ухо, заставляет как бы предполагать, что невидимая для нас часть пряди технически обработана так же, как и большая левая. Правая часть прически не нарушает целостности композиции по признакам подвижности и неподвижности волос в форме, так как не отвлекает на себя большого внимания от главенствующей левой, скорее наоборот, стушевываясь, как бы передает зрительное внимание большей части прически.

 
Рис. 75. Тектонические неверная (а) и  верная (б) композиции асимметричной прически

Таким образом, техника  работы выполняет не только служебную  роль, т. е. является не только средством  получения того или иного объема, но и обусловливает (в декоративно-художественном смысле) правомерность включения в композицию этого объема (формы). Суть состоит в том, что каждая техника обработки волос порождает и свою тектонику формы, вследствие чего при соответствующем данной технике обработки волос расчесывании возникают формы вполне определенного вида, которые могут (или не могут) занимать свое место в задуманном силуэте. Из волос, обработанных щипцами, например, получаются весьма характерные детали, и располагаться эти детали могут (относительно головы) также весьма своеобразно. Техника обработки феном придает волосам свои особенности, композиционно используемые практически однозначно, бигуди - свои. Детали, получаемые методом формообразующей стрижки, также очень специфичны. Это же можно сказать и о термической и химической завивках, придающих волосам особенности, используемые для получения очень характерных форм.

Тонкие щипцы, например, в большинстве случаев используются для выработки прилегающих волн и локонов (спускных или фиксированных) при создании определенных причесок. Если же мы, пользуясь этими щипцами, проработаем волнами или локонами относительно короткие волосы, а затем для увеличения объемности Полностью тупируем всю прическу, то результат скорее всего будет отрицательным, поскольку волны, сам их рисунок и рельеф, кроны, получаемые при работе щипцами, не соответствуют сложившимся представлениям о форме, которую получают после накручивания волос на крупные бигуди.

Точно так же нет никакого смысла и в том, чтобы, обработав  предварительно волосы феном, затем  тупировать их, поскольку техника  обработки феном служит для создания элементов, способных двигаться в форме прически. Когда техника обработки волос и техника причесывания вступают в противоречие, это непременно отражается на форме прически: такие прически (или детали) выглядят неестественными, вымученными.

Со всей определенностью  можно сказать, что для выражения  образного содержания формой прически необходимо избрать такую технику  предварительной обработки волос, которая (за счет тектоники) при соответствующей  технике расчесывания позволит получить элементы, наиболее естественно заполняющие планируемый силуэт и отвечающие задаче сохранения целостности композиции, выражающей замысел.

Расположение элементов  внутри силуэта, сам силуэт, особенности  его построения, уравновешенность композиции, симметричность или асимметричность решения, расположение композиционного центра, пластика поверхности, эмоциональная выразительность отдельных элементов и их совокупность, декор - вот что привлекает внимание зрителя в силуэте прически анфас. И от того, насколько верно мастеру удается это решить, во многом будет зависеть эмоциональное воздействие прически на зрителя.

4. Профильный силуэт прически  и его взаимосвязь с силуэтом  анфас

Если смотреть на голову причесанного человека сбоку, то можно  видеть половину модели, состоящую из полностью видимых височно-боковой и боковой зон прически и частично видимых лобной, теменной, макушечной и шейной зон, замкнутых профильным силуэтом. Причем височно-боковая и боковая зоны видятся как бы в плане, т. е. при таком взгляде мы в полной мере оцениваем рисунок входящих в них деталей, о рельефе которых (объемности) можем только догадываться по тем или иным признакам. Оценивая же детали, входящие в зоны, видимые в этом ракурсе лишь частично, мы за счет оконтуривающей их линии силуэта получаем достаточно полную информацию именно об особенностях их рельефа (конфигурация объемности), тогда как об их рисунке, опять-таки в той или иной степени, можем только догадываться. При симметричной прическе профильный силуэт позволяет получить полное представление о модели в целом. Однако в настоящий момент профильный силуэт интересует нас применительно к "работе с лицом".

Изменение моды на прическу зачастую проявляется в изменении  профильного силуэта. Один и тот  же человек в зависимости от изменений  моды использует прически различных силуэтов, каждая из которых во время действия соответствующей моды идет к его лицу. Очевидно, существуют какие-то объективные закономерности, позволяющие привязывать прически различных силуэтов к одному и тому же лицу. Попытаемся выявить сначала самые общие принципы, которыми руководствуется модельер при работе с профильными силуэтами. Добавим, что работать модельеру приходится с самыми разными людьми.

Рассмотрим силуэты, представленные на условно-технических рисунках, отвлекаясь от требований действующей на сегодняшний день моды, чтобы судить об этих силуэтах (и их связи с человеком) в достаточной степени объективно.

На создание прически, силуэт которой изображен на рис. 76, разным людям оказывает влияние  форма их головы. Применяя технические приемы, эти прически можно выработать без особых трудностей. Но этого мало. Прическу надо расположить на голове с учетом профиля лица каждого конкретного человека. Профили лица различных людей весьма отличаются друг от друга по своей конфигурации. Ограничимся рассмотрением трех профильных силуэтов лиц (рис. 77), к которым в той или иной степени тяготеют все остальные (для наглядности профили утрированы).

 
Рис. 76. Наименование частей прически профильного  силуэта и ее расположение относительно различных контуров головы: 1 - лобная; 2 - теменная; 3 - макушечная; 4 - затылочная; 5 - линейная; 6 - височно-боковая; 7 - боковая

Если рассматриваемую прическу сделать одинаковой для всех профилей, то замкнутая кривая формообразующей линии прически на рис. 77, а образует правильный овал. Форма (комплекс лица и прически), заключенная в этот правильный овал, представляется достаточно организованной (следовательно, достаточно красивой). Описав этот же овал на рис. 77, б и в, увидим, что некоторые части лица или прически выступают за его линию, - это говорит о явной дезорганизации формы.

Каким образом можно  скрыть объективные недостатки лиц, используя прическу рассматриваемого силуэта?

Попытаемся расположить  овал относительно лица таким образом, чтобы лицевой силуэт мог оказаться  полностью внутри него (рис. 77, д, е). Для этого в обоих случаях  придется несколько повернуть этот овал (см. рис. 77, б и в). Занимающий много места лицевой силуэт заставит приподнять ту часть овала, которая образована меньшим радиусом (см. рис. 77, д). Особенность лицевого силуэта на рис. 77, е, наоборот, заставит опустить острую часть овала.

Теперь впишем силуэт прически (сохраняя его отличительные особенности: малая выпуклость - углубление - большая выпуклость) в полученные овалы (см. рис. 77, д, е) - все три варианта прически (см. рис. 77, г, ду е) окажутся несколько различными по форме и расположению относительно лица, сохраняя полностью особенность движения силуэтной линии, и все они будут достаточно приемлемыми, так как увязаны с особенностями лица (при оценке прически в профиль).

Если посмотреть на эти  же прически (см. рис. 77, г, д, е) с Других позиций, то заметим, что в каждой из них различна динамика, точнее, различна ее направленность. Отсюда можно сделать вывод, что при работе с одной моделью применительно к разным людям компенсация объективных недостатков профиля лица осуществляется путем некоторого изменения динамики формы модели. Это достигается взаимосвязанным изменением объемности отдельных элементов. Например, изменение динамики формы модели (см. рис. 77, г) легкодостижимо как за счет применения в лобно-теменной зоне бигуди большего (см. рис. 77, д) или меньшего (см. рис. 77, е) диаметра, так и за счет особенностей накручивания. Если же позволяют требования моды текущего периода, то возможно использование челок различной объемности, главное - выдержать характерную особенность линии силуэта модели.

Информация о работе Моделирование и художественное оформление прически