Методы исследования семантики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Каждая научная дисциплина вырабатывает в процессе познания и описания объекта своего изучения целый комплекс разнообразных приемов. Приемы, или способы, с помощью которых исследуется тот или иной объект в определенной научной дисциплине, называются методами. Многообразие предметов и их свойств, множество стабильных и нестабильных отношений между ними требует для адекватного изучения предмета применения совокупности различных методов. Для правильного выбора и использования в исследовательской работе конкретного метода нужны некоторые предварительные знания о предмете изучения, умения вычленять его из среды и сопоставлять с другими предметами таким образом, чтобы отчетливо проявлялись наиболее важные и существенные стороны рассматриваемого предмета.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Глава 5.docx

— 620.01 Кб (Скачать документ)

 Направленный ассоциативный  эксперимент применяется для  получения на слово-стимул определенных  семантических связей (синонимических, антонимических, фразеологических  и т. д.). Результаты эксперимента  обрабатываются, и в зависимости  от его цели исследователь  вскрывает цепь ассоциаций заданного- слова. Сила семантических связей определяется в этих случаях частотой слов реакций со словами-стимулами: чем чаще встречаются слова, тем сильнее между ними семантическая связь.    

С помощью ассоциаций определяется также семантический объем слов. Чем больше ассоциаций вызывает данное слово, тем больше считается его  смысловая наполненность. Американский психолог Г. Нобл осуществил следующий психолингвистический эксперимент для измерения семантического объема слов. 119 испытуемым предлагалось в течение 60 секунд записать на бумагу все слова-ответы, всплывающие в их памяти на слово-стимул. В зависимости от частоты разных ответов юаждос определяемое слово заносилось на шкалу значений с пределами от 0,99 до 9,61. Ответы испытуемых обрабатывались по формуле

 

 

где т - значение слова, N - число испытуемых, s. - слово-стимул, R - сумма ответов. Слова-стимулы, не вызывающие в сознании испытуемых других слов, помещались в начале шкалы (0,99), а слова с предельным числом ответов помещались на обратном конце шкалы. Все остальные слова-стимулы располагались между этими полюсами- в зависимости от частоты слов-ответов. Например, значение звуко-комплекса cojej равно 0,99, ибо у испытуемых на него не было ответов, а значение слова army 'армия' оценивалось на шкале цифрой 9,43 (наиболее высокий семантический объем из всех рассмотренных Ноблом слов. Noble 1967).     

Более изощренной представляется психолингвистическая методика, связанная  с измерением значений посредством так называемого семантического дифференциала, разработанного Ч. Осгудом. В этом эксперименте испытуемые должны оценивать значения слов по специально шкалированным антонимическим осям типа "хороший - плохой", "сильный - слабый", "большой - маленький" и др. После статистической обработки оценок испытуемых выводятся средние показатели, которыми и характеризуется значение рассматриваемого слова. Учет этих показателей позволяет вычислять расстояния между значениями слов и их места относительно друг друга на схематическом изображении семантического пространства словаря (Semantic Differential Technique 1969).    

Путем проведения психолингвистических экспериментов исследователи языка  накапливают фактический материал, анализ которого позволяет создавать  типологию ассоциативных связей, что в свою очередь содействует  вскрытию системной организации  лексики. Как показали исследования словаря с помощью психолингвистических методов (Клименко 1970; Клименко 1974), различные  участки лексической системы  упорядочены семантическими связями  ассоциативного типа неодинаково, а  границы между этими участками  имеют расплывчатый, нечеткий вид. Динамический нежесткий характер лексической системы, а также индивидуальное и национальное своеобразие ее проявляются и в том, что виды семантических связей между словами реализуются с различной интенсивностью (неодинаковой регулярностью) в зависимости от возраста человека (в частности, у детей преобладают синтагматические связи, у взрослых – парадигматические и от особенностей конкретного национального языка.     

Кроме того, личный опыт и  психическое состояние каждого  носителя языка в момент эксперимента выявляют индивидуальные, присущие только данному испытуемому ассоциативные  связи, учитывая которые можно реконструировать экстралингвистические ситуации, послужившие  источником этих связей. Так, в рассказе К. Чапека "Эксперимент профессора Роуса" описывается, как с помощью ассоциативного эксперимента профессор Роус разоблачил преступника и характер совершенного им убийства, чего не могли сделать следственные органы. Подозреваемый упорно отрицал свою причастность к преступлению, несмотря на то что в его гараже обнаружили автомобиль убитого со следами крови в кабине. Профессор Роус успокоил подозреваемого, предложив ему вместо ожидаемого допроса нечто вроде развлечения: быстро, не задумываясь, отвечать на предъявляемые ему слова первым пришедшим в голову словом. Профессор начал эксперимент с контрольных слов, чтобы отвлечь испытуемого от всяческих подозрений. Возникшие в сознании преступника вербальные ассоциации на первые слова не внушали ему никаких подозрений (бокал- пиво, улица-автомобиль, дача-поле, мать-тетя, собака- будка, солдат-артиллерист), и он уже с интересом продолжал начатую профессором "игру" в ускоренном темпе: дорога-шоссе, Прага-Бероун (окрестность Праги), спрятать-зарыть, чистить-пятна, ветошь-мешок, лопата- огород, яма-забор, труп-?! (молчание). "Так вы,-обратился профессор к преступнику,- убили его на пути из Праги в Бероун, зарыли труп в своем огороде возле забора, вытерли кровь убитого мешком. И куда вы дели этот мешок?" Версия профессора Роуса через некоторое время подтвердилась возвратившимися с дачи преступника полицейскими, которые откопали возле забора труп убитого и под ним окровавленный мешок.    

Ассоциативные связи возникают  не на пустом месте, в них отражаются отношения между элементами опыта  и элементами внешних ситуаций. Характер ассоциативных связей конкретного  человека позволяет специалистам определять его душевное состояние, а в случаях  психических расстройств устанавливать  их причины, что способствует правильному  диагнозу болезней и их лечению.    

Для анализа лексических  значений применяются не только ассоциативные  эксперименты, но и другие разновидности  психолингвистических методов. Например, испытуе-

181

 

мым предлагается вставить в предложение с опущенным членом недостающее слово (обычно вставляются слова, связанные между собой по значению, что дает возможность выявить смысловую общность используемых испытуемыми слов), заменить одно слово в предложении другим, определить по контексту значение незнакомого или специально придуманного слова (квазислова), найти внутреннюю форму слова, дать предъявляемому денотату или рисунку наименование, определить предложенное слово прилагательным и т. д. (Основы теории речевой деятельности 1974: 188-219).     

Разнообразные психолингвистические методики используются не только для  исследования значений лексических  единиц, но и для анализа плана  содержания более сложных единиц, таких, как предложения. Здесь для  языковедов представляет интерес в  первую очередь объяснение и формулировка правил порождения и понимания предложений. Дело в том, что слова и морфемы  хранятся в памяти человека в готовом  виде и при порождении'речи лишь отыскиваются там и воспроизводятся в нужной грамматической форме. При этом поиск происходит по определенным закономерностям, что свидетельствует о системной организации слов и морфем в сознании носителей языка. Предложения же каждый раз создаются вновь, причем, как правило, любое новое предложение понимается слушающим. Этот феномен человеческого сознания, так.же как и поразительная способность человека в раннем возрасте овладевать системой языка (не будучи при этом знакомым с законами логического мышления) и образовывать по интуитивно усвоенным правилам новые высказывания, объясняется, по всей видимости, специфическими особенностями структуры человеческого мозга, для которого в этом случае (порождение и восприятие предложений) важны не сами конкретные предложения, а правила их образования. Тот факт, что во всех языках предложение ветвится слева направо, что в нем выделяется тема и рема, что типы или схемы предложений обозримы, конечны, что длина предложений находится в пределах 7d=2 единицы (синтаксические позиции), что порождение предложений происходит по законам марковских цепей (каждый новый элемент предложения ограничивает выбор последующих его элементов), и обеспечивает построение новых высказываний и их понимание. Еще не все закономерности построения предложений постигнуты, однако и то, что уже вскрыто, помогает исследователям лучше и глубже понимать семантическую природу предложения.

182

 

 

    Немаловажным в этом отношении служит и то обстоятельство, что хотя рядовые носители языка мало что могут сказать о правилах порождения предложений, но в большинстве случаев они отличают грамматически правильное предложение от неправильного. А это свидетельствует о существовании правил порождения предложений и стимулирует их поиск.    

В последнее время в  науке о языке возникло лингвистическое  направление под названием "порождающая, или генеративная, грамматика". Эта  грамматика изучает правила порождения высказываний и с помощью специальных  операции дает исчисление грамматически  правильных предложений из исходной языковой (психической) данности, или  исчисление поверхностных структур предложения на базе глубинных, построение конкретных высказываний из ядерных (Хомский 1962). Так, из исходного предложения Учитель объясняет школьнику задачу может быть построена масса предложений с тем же смыслом: Задача объясняется школьнику учителем. Школьник получает от учителя объяснение задачи. Объяснение задачи школьнику дается учителем и т. д., но не Задача объясняет школьнику учителя и т. п. Предложения, аналогичные последнему, являются правильными с грамматической точки зрения, но неверны со смысловой, поэтому на закономерности порождения грамматически правильных предложений накладываются семантические ограничения, не допускающие построение бессмысленных предложений.    

С помощью психолингвистических методов исследуется язык в действии, вскрываются его динамические структуры, язык изучается в непосредственной связи с процессами мышления, а  также психическими процессами, протекающими в сознании и организме человека одновременно с языковыми и под их воздействием. При этом учитываются подвижные вероятностные связи между значимыми единицами языка, связи, с помощью которых эти единицы организуются в систему и на основании которых строятся высказывания.    

5.6. КВАНТИТАТИВНЫЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКИ    

Естественные языки в  отличие от искусственных, информационных не являются по своему устройству жесткими, логическими системами, поскольку  между единицами естественного  языка существуют не только связи, отражающие логико-предметные отношения реалий, но и вероятностные,

183

 

градуальные связи. Определение языка и его плана содержания как вероятностной системы требует для их объективного познания квантитативных методов, связанных с исследованием частотных, вероятностных, градуальных и других нелогических характеристик языка.     

Среди квантитативных методов, используемых в языкознании, следует  различать количественные и статистические. С помощью количественных методов специалисты учитывают и регистрируют частоты встречающихся в текстах или в речи фактов благодаря их дискретности и повторяемости. Статистические методы используются для исследования фактов в их массовых проявлениях, с целью вскрыть закономерности (правила) появления этих фактов при функционировании языка. Статистические методы включают в себя разнообразные формулы, применяемые для выявления правил распределения языковых единиц в речи, для измерения различных как формальных, так и качественных явлений языка, для установления тех или иных тенденций в развитии и функционировании языка, для определения значимости исследуемых семантических явлений, установления зависимости между качественными и количественными, характеристиками языка. При употреблении квантитативных методов следует всегда придерживаться их основного назначения - исследовать качественное (семантическое) своеобразие рассматриваемого явления, степень интенсивности его свойств, поскольку связь между количественными и качественными показателями - один из основных законов диалектики.    

Неодинаковая интенсивность  различных языковых явлений, настоятельно требующая количественных исследований, наиболее зримо видна именно при  реализации разнообразных семантических  свойств языковых единиц, что неоднократно подчеркивал И. А. Бодуэн де Куртенэ: "Значение напряжения и интенсивности некоторых элементов языкового мышления выступает наиболее выразительно в области семантики, как со стороны интеллектуальной, умственной, внечувственной, так и, прежде всего, с чувственной стороны. Некоторые ассоциации внеязыковых представлений с представлениями языковыми надо считать с этой точки зрения особенно сильными, выпуклыми, выпивающими, а в определенных условиях общественной жизни даже взрывающимися" (Бодуэн де Куртенэ 1963, т. 2: 323).    

Количественная оценка и  характеристика качественных явлений  языка представляет собой составную  часть исследования сущности рассматриваемого языкового факта.

184

 

 

    Важно только правильно установить, что считать, зачем считать и  как считать, а после произведенных подсчетов верно интерпретировать полученные количественные данные.    

Квантитативные методы могут  иметь самостоятельную ценность при исследовании языка и его  плана содержания и могут входить  составной частью в другие методы.     

Статистические закономерности лежат в основе организации словаря  любого языка и текста. Так, согласно закону Ципфа, впоследствии уточненному, отношение ранга слова в частотном  словаре к частотности слова  в языке составляет постоянную величину, константу r-f=c (где r-ранг слова в частотном словаре, f - частота слова, с - постоянная величина). Эта закономерность отражает в себе свойство организации человеческой памяти, которая, как правило, оперирует более частотными единицами языка во всех случаях спонтанного применения речи. С широтой использования слов связан закон Крушевского-Куриловича, согласно которому, чем шире сфера употребления слова, тем беднее его содержание (Курилович 1962: 11). Это соответствие уже непосредственно выводит зависимость между количественными и семантическими свойствами слова.    

Статистическая закономерность организации любого связного текста проявляется в том, что покрываемость текста разными словами подчиняется следующему правилу: в начале любого текста неповторяющихся (разных) слов встречается больше, а по мере продвижения в глубь текста их встречается все меньше, т. е. чем дальше от начала рассматриваемого текста мы находимся, тем меньше встречается в нем неповторяющихся ранее слов (Пап 1961).    

Статистическая активность слова в тексте - показатель его  семантической активности в языке. Частотность слова представляет собой не только его важную словарную  или текстовую характеристику, но и оказывает решающее влияние  на позицию слова в человеческой памяти. Об этом можно судить по ответам  носителей языка, когда они, не задумываясь, называют первые пришедшие им в голову слова при таком, например, задании, как Назовите домашнюю птицу, Назовите плод фруктового дерева и т. п. Можно не сомневаться, что самыми регулярными ответами будут курица, яблоко и т. п. Именно потому, что эти слова занимают более высокий ранг и в частотном словаре, и в памяти человека. Подчеркнем, что между частотными характеристиками слова в памяти и в словаре существует устойчивая связь (Фрумкина 1971: 14 и ел.). Изменение частотности языковых единиц в диахронии, как правило, свидетельствует о су-

Информация о работе Методы исследования семантики