Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:54, дипломная работа
Задачи работы:
― изучить теоретические подходы к пониманию сущности источников гражданского права;
― проанализировать специальную литературу, посвящённую системе источников гражданского права;
― обобщить материалы практики по вопросам применения отдельных видов источников гражданского права;
― исследовать особенности международно-правовых актов, актов органов исполнительной власти и обычаи делового оборота как источников современного гражданского права России.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Общие положения об источниках гражданского права
1.1. Понятие и сущность источника права...........................................................6
1.2. Особенность системы источников гражданского права............................14
Глава II. Гражданское законодательство в системе источников
гражданского права
2.1. Конституция Российской Федерации..........................................................25
2.2. Гражданский кодекс Российской Федерации.............................................35
2.3. Федеральные законы как источники гражданского права........................44
Глава III. Иные источники гражданского права
3.1. Международно-правовые договоры............................................................52
3.2. Подзаконные акты как источники гражданского права............................57
3.3. Правовой обычай как источник гражданского права................…………60
Заключение............................................................................................................72
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и литературы.........................................................................................75
Эластичность конституционно-правовых норм и принципов, входящих в корпус экономической конституции, как характерная черта ее российской модели предопределяет рамки судебной активности в процессе судебного конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ в отношении правовых норм, воплощающих экономическую политику. Российская Конституция не исключает самую разнообразную экономическую политику, как основанную на усилении государственного регулирования экономической деятельности, так и базирующуюся на более либеральных экономических воззрениях. Главное, чтобы в поле зрения политических органов, ответственных за разработку курса экономической политики, всегда были конституционные идеи, принципы, составляющие в своей совокупности экономическую конституцию.
Эта потребность, к счастью, осознается не только юристами, но и экономистами. В рамках экономической науки появилось новое направление, получившее наименование "конституционная экономика". Поскольку для экономистов близка прежде всего экономическая проблематика, для них главным в этом словосочетании является второе слово, а слово "конституционная" носит вспомогательный характер. Для конституционно-правовой науки, напротив, важно изучение того, как конституционные нормы детерминируют контуры экономической политики, и прежде всего как создается конституционный экономический публичный порядок. Но нельзя не признать, что предметы изучения конституционной экономики и экономической конституции если и не совпадают, то, во всяком случае, носят смежный характер54. Различаются методы научного исследования отношений, возникающих в процессе создания публичной властью на основе конституционных норм конституционного экономического публичного порядка. Метод, используемый экономической конституцией как одной из сфер науки конституционного права, представляет собой правовой метод истолкования конституционных норм и принципов, создания при этом о них новых представлений, основанных на общих методах герменевтики как науки о толковании текстов.
Нормы и принципы, образующие модель экономической конституции, активно использовались для разработки экономической политики государства. Можно обратить внимание на наметившуюся цикличность этой политики, в основе которой, возможно, лежит и амбивалентность конституционных норм. В середине 1990-х гг. наиболее востребованными оказались те нормы Конституции РФ, которые на конституционном уровне обеспечивали охрану частноправовых ценностей общества. В результате приватизации государственной собственности получила развитие частная собственность, правда, в разных отраслях народного хозяйства в разной степени. Наиболее успешно протекал процесс становления частной собственности в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, в торговле, в меньшей степени - в аграрном секторе экономики. Наиболее востребованными для выработки либеральной экономической политики оказались такие положения Конституции, как свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, неприкосновенность частной собственности, признание и защита равным образом частной и публичной собственности. В решениях Конституционного Суда была обоснована необходимость признания того, что из совокупности конституционности положений путем их своеобразного агрегирования вытекает конституционный принцип свободы договора, о котором в тексте Конституции ничего не говорится55. В конце 1990-х гг. и в начале XXI в. обозначился новый вектор в конституционной экономической политике, в целом характеризуемый как усиление конституционных публично-правовых начал и социализация экономики.
Реализация положений экономической конституции за прошедшее после принятия время находилась под воздействием как внутриполитических, так и международно-правовых факторов. В результате произошло некоторое изменение представлений, понимания тех или иных конституционных принципов, регулирующих экономические отношения. Одним из значимых факторов является все в большей степени обнаруживающий себя дефицит природных ресурсов, прежде всего мировых запасов углеводородов. Не случайно, что в условиях сокращающихся запасов нефти и газа в мире все большую популярность стали приобретать конституционно-правовые идеи о том, что основные природные ресурсы являются общественным достоянием. Конституционно-правовая категория "достояние народа" все чаще используется для обеспечения контроля со стороны публичной власти над природными ресурсами.
Вспомним, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации"56 сформулирована очень важная для конституционного права идея о том, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастающего глобального экологического значения лесов России, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью.
Полагаем, что в целом тенденция усиления централизованного государственного контроля за основными природными ресурсами России оправданна. В сфере конституционного права обоснованием этой тенденции могла бы служить идея о том, что в настоящее время появляется новый субъект конституционно-правовых отношений - это будущие поколения россиян. Напомним, что в преамбуле Конституции РФ подчеркивается ответственность народа России за свою Родину перед будущими поколениями. В сфере бюджетных отношений появились такие понятия, как стабилизационный фонд, фонд будущих поколений. У государства появляется новая публичная цель - защита экономических интересов будущих поколений россиян.
Итак, со всей очевидностью выявилась потребность в разработке новых представлений о такой категории российского конституционного права, как "земля и недра России как национальное достояние". Нам представляется очень своевременной и глубокой мысль В.Д. Мазаева о том, что в составе публичной собственности необходимо выделять национальное достояние как особую категорию. По его мнению, эта категория конституционного права "не помещается в границы государственной собственности, деятельность аппарата - собственника, собственность, контролируемая только публичными образованиями, не всегда выступает с позиций общенационального интереса, общего блага"57.
Обычно правовое регулирование отношений собственности осуществляется с использованием традиционного цивилистического правового арсенала, исключающего таких субъектов права, как народы и тем более будущие поколения народов. Поэтому цивилисты ревностно относятся к попыткам конституционно-правовой науки несколько расширить рамки используемых правовых категорий в этой сфере. Триада "субъект гражданского права - право собственности - договор" предполагает, что для того, чтобы быть субъектом права собственности, надо быть субъектом гражданского права, а значит, быть либо физическим, либо юридическим лицом (в последнем случае должно быть организационное единство и другие признаки, присущие юридическим лицам). Между тем конституционно-правовые понятия "достояние народа", "земля и недра как национальное достояние" позволяют преодолеть известную ограниченность цивилистического подхода. Обычно считается, что противопоставляемая частной собственности публичная собственность призвана обслуживать общие интересы. Зададимся вопросом: чьи общие интересы? За последние годы заметно увеличился удельный вес государственной собственности в ведущих отраслях промышленности. Значительно возросло присутствие государства в акционерном капитале компаний топливно-энергетического комплекса. В последнем случае юридически мы имеем дело с частной по своей природе собственностью, однако реальным (фактическим) собственником либо в силу обладания "золотой акцией", либо в силу иных причин является государство. В таком случае происходит сложное переплетение отношений публичной и частной собственности, когда, как справедливо заметил В.Д. Мазаев, собственность, контролируемая публичным собственником, не всегда обслуживает общенародные интересы, действительно общее благо.
Такую собственность трудно изучать в терминах и категориях гражданского права.
Понятием "фактическая собственность" оперирует экономическая наука, в частности институциональная экономика. Для юридической науки использование такого понятия не характерно. Конституционный Суд РФ признал публичным достоянием многонационального народа России землю, лесной фонд, и это специальное конституционно-правовое понятие призвано отражать контроль народа в лице его государства над землей, недрами и другими природными ресурсами.
Развивающиеся представления Конституционного Суда РФ об экономической конституции основаны на том, что в ее орбиту включаются новые для конституционного права понятия.
Регулирующий, ориентирующий потенциал экономической конституции значительно возрастает в силу потенциально присущей конституционным принципам, нормам способности агрегироваться в процессе их применения и истолкования, в силу чего появляются принципиально новые конституционно-правовые решения или императивы. Примером такого синтеза или агрегирования конституционных идей для получения нового результата, помимо приведенного уже примера с признанием принципом конституционного права свободы договора, является новая идея о том, что земля и недра, будучи общенародным достоянием, должны находиться под контролем государства.
Своеобразными "ингредиентами", которые использованы в процессе агрегирования, являются такие, казалось бы, не связанные между собой, категории конституционного права, как "земля и другие природные ресурсы... как основа жизни и деятельности народов" (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ), "ответственность за свою Родину перед будущими поколениями" (строка 11 в преамбуле Конституции) и экономическая безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).
Данное конституционно-правовое решение основано на использовании текста Конституции и получено политическими органами государства при поиске ответов на назревшие фундаментальные проблемы, выявленные в начале XXI в. в области российской экономики. Свободная продажа акций компаний топливно-энергетического комплекса означала бы свободную и неконтролируемую продажу разведанных запасов нефти и газа, других полезных ископаемых, что повлекло бы контроль за ними со стороны как иностранных компаний, так и государств.
Найденное новое конституционно-правовое решение представляет собой один из примеров того, как осуществляется конституционно-экономическая политика, основанная на экономической конституции.
По-видимому, в российском законодательстве еще существуют нормы, которые не способствуют обеспечению неприкосновенности собственности. А ведь обязанность Российского государства охранять с помощью закона право частной собственности является его конституционной обязанностью, предусмотренной в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ. Даже самые, казалось бы, "благонадежные" нормы гражданского законодательства могут содержать угрозу для правовой определенности и устойчивости собственнических отношений. Так, в ст. 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
2.2. Гражданский кодекс Российской Федерации
Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
Фоном для рассмотрения гражданского законодательства России является новый системный кризис капитализма58. Возникает вопрос: что же мы приобрели, заимствуя нидерландское право. Кратко, тезисно остановимся на общих положениях, юридических лицах, праве собственности и сделках в Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом в 1994 г.
1. Какой экономический уклад господствует в Голландии.
Особенности экономического развития Голландии, как отмечают историки экономики59, надо искать еще в период буржуазной революции (XVI в.).
Использование капиталов в спекулятивной торговле было более прибыльным для голландской буржуазии. Торговый капитал занимал господствующее положение в экономике Голландии. Он получил гипертрофированные формы развития, но не имел мощной промышленной базы. Поэтому "торговая республика" в XVII в. превратилась в колосса на глиняных ногах. В XVIII в. Голландия навсегда утратила престиж великой державы. Отмечая победу Англии над Голландией, К. Маркс указывал, что "история упадка Голландии как господствующей торговой нации есть история подчинения торгового капитала промышленному"60.
Следует заметить, что в начале 90-х годов XX в. экономика России, наследницы великой державы СССР, была промышленно развитой, а право разработчики гражданского права России заимствовали у центра мировой торговли Нидерландов с торгово-складской экономикой. Слепо копируя чужой опыт и следуя чужим рецептам, Россия в итоге оказалась далека от современной модели промышленного развития. Гражданское право Российской Федерации - это, говоря образно, "трубопроводное право" неоколониальной экономики России, оно эффективно регулирует вывоз из страны сырьевых ресурсов, вывоз из страны капитала и организацию в стране торговли низкокачественных товаров, подавляя вместе с Таможенным и Налоговым кодексами промышленное производство.
2. Какой правопорядок взят за основу кодификации. Гражданский кодекс Российской Федерации, как и Трудовой, Налоговый и Земельный кодексы, разработаны в соответствии с рекомендациями экспертов Международного валютного фонда (МВФ). За основу был взят Гражданский кодекс Нидерландов, в котором, как отмечают современные исследователи зарубежного права61, отражены тенденции, относящиеся к англо-американской правовой семье (отказ от дуализма частного права; наделение суда определенной степенью свободы, для применения в своих решениях ранее неизвестных правовых подходов, т.е. суды должны быть правомочны действовать в ситуациях, когда отсутствует соответствующий закон; внедрение концепции предполагающей при их применении использование "генеральных норм", т.е. "каучуковых норм").
Содержание "каучуковых норм" определяется судом в каждом конкретном случае, особо в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит неопределенность, неуверенность в отношениях между субъектами и представляет широкие полномочия суду, что в условиях непрерывного изменения материального и процессуального права является надежной основой обеспечения коррупции.
Информация о работе Современные источники гражданского права