Правовая характеристика срока исковой давности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 00:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является комплексный анализ правовых норм, составляющих институт исковой давности в гражданском праве, выявление проблем связанных с исчислением и восстановлением срока исковой давности, а также анализ судебной практики, связанной с применением срока исковой давности.
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
1) рассмотреть историческое развитие понятия срока исковой давности;
2) проанализировать нормы действующего законодательства, которые регулируют сроки исковой давности;
3) дать понятие срока исковой давности;
4) исследовать порядок исчисления сроков исковой давности;
5) определить отличительные черты срока исковой давности от других сроков гражданского права;
6) обосновать практическую значимость срока исковой давност

Прикрепленные файлы: 1 файл

исковая давность диплом.docx

— 138.92 Кб (Скачать документ)

Специальные сроки исковой  давности оговорены в ст. 197 ГК РФ и применяются к отдельным, особо  указанным в законе требованиям.

Специальные сроки исковой  давности – сроки, которые сознательно  установлены законодательством  для конкретного вида требований. Продолжительность таких сроков не ограничивается сроком три года, как общие сроки исковой давности. Специальные сроки исковой давности являются особыми, исключительно предназначенными для конкретного вида требований. Специальные сроки исковой давности могут быть как короче, так и длиннее общего. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность установления только сокращённых сроков исковой давности. Сокращённые сроки давности установлены в части второй Гражданского Кодекса РФ. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращённые или более длительные по сравнению с общим сроком (см. приложение  1).                                                                                                                        Распространение на специальные сроки исковой давности правил, установленных для общего срока (п. 2 ст. 197 ГК РФ) обусловлено совпадением их юридического характера. Но поскольку их применение в ряде случаев определяется спецификой соответствующих отношений, Гражданский Кодекс РФ допускает возможность отступления в законе от этих норм.                                                                                                                                                                                                                         

Таким образом, роль сроков в гражданских правоотношениях  значительна. Они указывают начало и конец действия правоотношения, связывают правоотношения с планами, устанавливают необходимость совершения предусмотренных действий, вносят определённость в гражданские правоотношения, дисциплинируют их участников. В договорных отношениях сроки зачастую служат их обязательственным  элементом. Правильное применение сроков обеспечивает осуществление и охрану прав участников гражданских правоотношений.

 

2.2 Порядок исчисления исковой давности

 

Применяемые в гражданском  праве сроки определяются различными способами, в частности календарной  датой или истечением периода  времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить14. Течение периода времени начинается со следующей единицы времени в зависимости от того, какой единицей обозначено начало исчисления срока: если днём, то течение срока начинается со следующего дня, если часом - со следующего часа, минутой - со следующей минуты. Если начало течения периода определено наступлением события, то течение срока также начинается со следующего дня (ст. 191 ГК РФ). Окончание периода падает на такую же дату, какой было определено его начало. К сроку, определяемому в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами, к сроку в полмесяца - исчисляемых пятнадцатью днями15. Отсчёт месяца может начаться и, соответственно, окончиться не только с первого, но и с любого другого числа. Если месячный срок начинается 31 марта, то окончится 30 апреля, поскольку в апреле 31 числа нет (ст. 192 ГК РФ). Когда последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если речь идёт о периоде, определяемом календарным годом, полугодием, кварталом, месяцем, то начало их исчисления не смещается и всегда падает на первые числа, а конец - на последнее число календарного периода. Когда срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до истечения 24 ч местного времени последнего дня срока. 

Порядок совершения действий в последний день срока предусмотрен ст. 194 ГК РФ. Отправление документов, пакетов и т.д. почтой или телеграфом приравнивается к своевременному исполнению, поскольку было совершено в последний день срока (о чём имеется отметка почты или телеграфа). Правило это является общим и потому распространяется не только на органы суда, прокуратуры, милиции, но и на все остальные учреждения, организации. В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2008 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указывается, что письменные заявления, сданные в организации связи до 24 часов последнего дня срока считаются сделанными в срок. Поэтому днём предъявления иска следует считать дату почтового штемпеля отделения связи, через которое отправляется исковое заявление в суд16. Однако если то или иное действие должно быть совершено лично в организации или учреждении, то срок истекает в тот час, когда в ней по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Так, в банках счета клиентов обслуживаются с 12 до 16 часов, следовательно, срок истекает в 16 часов. Вместе с тем, если клиент не был принят по вине работников, то считается, что выполнение действий не просрочено (п. 3 ст. 405 ГК РФ), хотя они и были совершены в следующий рабочий день, например, по договору найма, по истечении трёх месяцев, наймодатель вправе заселить жилое помещение гражданина, призванного на срочную военную службу, на время прохождения этой службы, если в жилом помещении не проживают члены его семьи. Недельный срок может быть установлен в договоре подряда, предусматривающем починку обуви или одежды. Определение периода времени днями часто встречается в отношениях по поставке и перевозке: например, за три дня до наступления декады грузоотправитель обязан подать начальнику отделения дороги через начальника станции заявку на погрузку груза с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады (ст. 28 Устава железных дорог СССР). Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ч. 2 ст. 190 ГК РФ). Например, договор речной перевозки исполняется с наступлением навигации. Наследование открывается со дня смерти лица. Законодательство допускает и иные способы определения срока: немедленное принятие предложения вступить в договор, если оно сделано без назначения срока для ответа, или нормально необходимое время, предоставленное для ответа на предложение, сделанное в письменной форме.   

Специальные правила об исчислении сроков связаны с необходимостью в ряде случаев применения во всей стране единого времени (например, на транспорте, телеграфе и т.д.). В  дни перехода страны на зимнее или  летнее время начало, или окончание  срока соответственно смещается  на один час.    

Делаем вывод, что единый подход к применению сроков исковой  давности, сроков исполнения договорных обязательств или сроков предъявления требований в обязательственных  правоотношениях в судебной практике пока ещё не отработан. По моему мнению, правильным является толкование содержания соответствующих правовых норм образом, который соответствует правилам логики и содержит наиболее простые, чёткие и однозначные выводы. Правильное исчисление сроков исковой давности иногда может иметь решающее значение для решения исхода дела. И если, как говорят в народе, скупой платит дважды, то тот, кто хорошо считает, в гражданском процессе иногда вообще ничего не платит.

 

 2.3  Правовые последствия истечения срока исковой давности 

 

Последствия истечения исковой  давности, как в зарубежном, так  и в российском праве всегда привлекали внимание правоведов. Основной вопрос, вызывавший непрекращающиеся дискуссии, сводился к судьбе субъективного права, в отношении которого в связи с истечением исковой давности утрачивалась возможность судебной защиты путём предъявления соответствующего иска17. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, до предъявления иска является основанием к отказу в иске (ч. 2 ст. 199 ГК РФ), т.е. погашает право на иск в материальном смысле. Иными словами, если при рассмотрении дела выясняется, что истцом пропущен срок исковой давности, суд должен отказать в иске, хотя бы из обстоятельств дела вытекало, что истец обладает соответствующим правом и это право нарушено ответчиком. Данный вопрос однозначно решён законом и дискуссий не вызывает. Однако долгие годы ведётся спор вокруг вопроса, погашается ли истечением исковой давности само принадлежащее истцу субъективное гражданское право или нет. По мнению одной группы учёных, с истечением давностного срока прекращается само субъективное право, неразрывно связанное с возможностью его принудительного осуществления, которая утрачивается в данном случае. С точки зрения В.П. Грибанова  и С.М. Корнеева, субъективное право утрачивается лишь с момента вынесения судом решения об отказе в иске на основании пропуска истцом исковой давности18. Наконец, по мнению многих авторов, с истечением исковой давности субъективное право не погашается, а продолжает существовать, хотя и не может быть реализовано в принудительном порядке19.

Наиболее убедительной представляется последняя точка зрения как в  наибольшей степени согласующаяся  с правилами, установленными действующим  законодательством. Так, в случае исполнения обязанности должником по истечении  срока исковом давности он не вправе требовать исполнение обратно, хотя бы в момент исполнения он и не знал об истечении давности (ст. 206 ГК РФ). Закрепляя подобное правило, закон исходит из того, что должник исполняет лежащую на нём правовую, а не только моральную обязанность. Подтверждением сохранения у истца субъективного права служит также предоставленная суду возможность признать причины пропуска давности уважительными. Если исходить из того, что истечение давностного срока автоматически погашает субъективное право, пришлось бы констатировать, что в этом случае суд наделяет лицо субъективным правом, что не входит в его полномочия и противоречит основным принципам гражданского судопроизводства. Кроме того, необходимо учитывать, что исковая давность применяется судом, арбитражным или третейским судом только по заявлению сторон в споре. Если связывать с истечением давности само существование субъективного права, а не только возможность его принудительного осуществления, необходимо было бы заключить, что вопрос о праве истца зависит от усмотрения ответчика, что также не согласуется с принципами гражданского права. Наконец, введение в закон приобретательной давности, т.е. установление особых правил приобретения права собственника по давности владения, также, хотя и косвенно, подтверждает, что истечение исковой давности само по себе не прекращает субъективного права, но его обладатель лишается возможности осуществить это право в принудительном порядке.

При решении вопроса о  том, какими будут правовые последствия истечения срока исковой давности важным моментом является содержание защищаемого права.  Судьба субъективного вещного права очевидна -  с истечением исковой давности это право не прекращается. Особенностью вещного права является то, что оно, в отличие от обязательственного, может быть осуществлено путём собственных действий управомоченного лица в отношении вещи. Субъективное вещное право включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения вещью (например, право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления) либо отдельные из указанных правомочий (например, сервитут, право пожизненного наследуемого владения, право бессрочного пользования).

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Защита нарушенного права "по иску" предполагает возбуждение потерпевшим искового производства в суде, поэтому по общему правилу вопрос об исковой давности и последствиях её истечения возникает лишь в случае, когда потерпевший обращается к судебным органам за защитой его нарушенного субъективного права, желая с помощью государства принудить правонарушителя к надлежащему поведению. Возможность же защитить нарушенное право посредством допустимой самозащиты (ст. 14 ГК РФ) каким-либо сроком не ограничена. Другое дело, что с помощью самозащиты субъективное право может быть в должной мере защищено лишь в случае, когда оно является вещным, поскольку при нарушении вещного права предъявление иска к правонарушителю не является абсолютно неизбежным.

Следует обратить внимание, что требования о защите двух из трёх правомочий, входящих в состав субъективного вещного права, - правомочия пользования и правомочия распоряжения - в силу ст. 208 ГК РФ вообще не подвержены действию исковой давности, следовательно, о прекращении этих правомочий в связи с истечением исковой давности не может быть и речи, если нет оснований для прекращения вещного права, составной частью которого являются такие правомочия. Действие исковой давности распространяется только на возможность получения судебной защиты нарушенного правомочия владения20.

Окончательный и наиболее убедительный ответ на вопрос о судьбе субъективного вещного права  после истечения срока исковой  давности позволяет дать п. 4 ст. 234 ГК РФ, где установлено, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у незаконного владельца, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока давности по соответствующим требованиям. Поскольку право собственности у незаконного владельца возникает лишь в порядке приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ), то до этого момента, в том числе и по истечении исковой давности по виндикационному требованию, право собственности на вещь сохраняется у не  владеющего собственника.

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что субъективное вещное право сохраняется (хотя и  в ослабленном с точки зрения возможности его защиты состоянии) и после истечения исковой  давности. Попутно следует заметить, что применение ст. 234 ГК РФ в аспекте взаимодействия института приобретательной давности с институтом исковой давности вызывает непростые вопросы (например, о том, можно ли добросовестно владеть как своей собственной вещью, в истребовании которой собственнику отказано лишь в связи с истечением исковой давности).

В отношении субъективного  обязательственного права и истечения  срока исковой давности вопрос решается иначе. Поскольку объектом субъективного  обязательственного права (права требования) управомоченного лица (кредитора) является действие обязанного лица (должника), а субъекты гражданского права не обладают властными правомочиями в отношении друг друга, нарушенное обязательственное право не может быть защищено путём самозащиты (например, нельзя путём насильственных действий отобрать у должника сумму долга). Для защиты обязательственного права необходимо предъявление иска, и если возможность получения судебной защиты утрачена, такая утрата по своему экономическому значению оказывается, по существу, тождественной утрате самого субъективного права.

Решение данного вопроса  возможно на основании статьи 206 ГК РФ, согласно которой должник, исполнивший обязанность по истечении срока исковой давности, не вправе требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения указанное лицо и не знало об истечении давности. На эту норму часто ссылаются в подтверждение того, что субъективное право после истечения исковой давности сохраняется. Представляется, однако, что содержание ст. 206 ГК РФ в большей степени подтверждает обратное. Во-первых, если бы субъективное право и соответствующая ему обязанность сохранялись, то зачем бы потребовалось законодателю специально указывать, что исполненное не может быть истребовано обратно? Недопустимость обратного истребования исполнения, произведенного во исполнение существующей обязанности, является общим правилом гражданского права (например, п. 4 ст. 453 ГК РФ). А вот если субъективное право требовать от должника исполнения соответствующей обязанности прекратилось, то необходимость установления правила ст. 206 ГК РФ становится понятной, так как без него мог бы возникнуть вопрос о возврате неосновательно полученного21.

Следует также обратить внимание, что запрет обратного истребования в ст. 206 ГК РФ действует независимо от того, исполнена обязанность должником с осознанием им факта истечения исковой давности или без такого осознания. Отсюда следует, что факт истечения исковой давности сам по себе имеет юридическое значение, а цель ст. 206 ГК РФ состоит в том, чтобы устранить последствия этого факта. Так, если должник исполняет существующую обязанность, то вряд ли имеет значение, знает ли он об истечении исковой давности; если же обязанности не существует, а должник исполняет её, думая, что она существует, то, не будь ст. 206 ГК РФ, возможна была бы постановка о недействительности произведенного исполнения в соответствии со ст. 179 ГК РФ как сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (в данном случае - заблуждения относительно природы сделки, поскольку исполнение должного и предоставление недолжного представляют собой разные по своей правовой природе действия).

Информация о работе Правовая характеристика срока исковой давности