Право частной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования отношений права собственности.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1.определить значение и соотношение вещно-правовых, обязательственно- правовых и иных способов защиты права собственности ;
2.раскрыть содержание вещно-правовых, обязательственно-правовых и иных способов защиты права собственности;
3.определить соотношение и разграничить виндикационный и негаторный иски как средства защиты имущественных прав собственника;
4.выявить правовые проблемы, возникающие при применении гражданско-правовых способов защиты права собственности на практике;
5.разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения по защите права собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ЧАСТНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание права собственности………………………………..7
1.2 Разновидности права собственности……………………………………….17
1.3 Возникновение права собственности………………………………………22
ГЛАВА 2 ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………..35
2.1 Основание и способы приобретения права собственности……………….35
2.2 Основание и способы прекращения права собственности………………..42
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………………………..44
3.1 Понятие гражданско-правовых способов защиты права собственности...44
3.2 Гражданско-правовые способы защиты права собственности…………...49
3.3 Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой права
собственности……………………………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..74

Прикрепленные файлы: 1 файл

право частной собственности.docx

— 130.06 Кб (Скачать документ)

Все остальные сделки должны совершаться в письменной форме.

Недействительность сделок, участниками которых являются граждане, основывается на тех же критериях, что  и общие правила о возникновении  дееспособности, а именно на таких  критериях, как возраст и психическое  отношение к совершаемым действиям. По этим критериям законом сформированы следующие составы недействительных сделок:

  1. сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст.171 ГК РФ);
  2. сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст.176 ГК РФ);
  3. сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте до 14 лет (ст.172 ГК РФ);
  4. сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте старше 14 лет (ст.175 ГК РФ).

Законом предусмотрено два  состава недействительных сделок юридических  лиц: сделки, выходящие за пределы  специальной правоспособности юридического лица (ст.173 ГК РФ), и сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий (ст.174 ГК РФ). Объединяет оба этих состава то, что их недействительность жестко связана с установлением факта, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о незаконности ее совершения. Это правило еще раз подтверждает, что законодатель стремится наделить юридическое лицо общей правоспособностью, ведь в случае незнания другим участником сделки о существующем пороке сделки, последняя не может быть признана недействительной29.

Следовательно, закон признает недействительными сделки, совершенные  с нарушением правил о правоспособности юридического лица, если другая сторона  в сделке об этом не знает.

Что касается оспоримой сделки, совершенной под влиянием угрозы, то основанием для признания такой сделки недействительной служит то, что воля субъекта формируется несвободно. Угроза представляет собой воздействие на психику гражданина (органа юридического лица) с целью деформирования его воли посредством заявлений о причинении ему или его близким имущественного, физического или морального вреда в будущем, если он не совершит сделку. Угроза - явление, отличное от насилия. Во-первых, она состоит только в психическом воздействии, т.е. угроза - нереализованное в действительности намерение причинить какое-либо зло; во-вторых, угроза может состоять как в возможности совершения правомерных действий (наложение ареста на имущество, сообщение в правоохранительные органы или в печать сведений о преступной деятельности и т.п.), так и в возможности совершения неправомерных действий (истязание, уничтожение личного имущества и т.п.).

Оспоримая сделка, заключенная в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой также может быть признана недействительной. Основанием для признания недействительной такой сделки служит то, что в результате умышленного сговора представителя с другой стороной возникает неблагоприятные последствия для представляемого. При этом не имеет значения тот факт, преследовали ли обе стороны сговора или одна из сторон корыстные цели или же действовали исключительно в целях причинить зло представляемому.

Сделки, совершенные гражданами, не способными понимать значение совершенных  ими действий, руководить ими, отличаются от сделок недееспособных лиц тем, что  совершаются дееспособными гражданами, однако вследствие заболевания, опьянения  либо иного состояния психики  эти лица не могут понимать, какую  сделку они совершают. Наиболее часто  по этому основанию признаются недействительными  сделки лиц, которые впоследствии признаются недееспособными30.

Неспособность понимать значение своих действий или руководить ими  должна иметь место в момент совершения сделки. Если совершение сделки - процесс, растянутый во времени (направление  предложения о ее совершении, получения  согласия и т.д.), то моментом совершения сделки надлежит считать заключительный этап ее оформления, придающий сделке правовую силу.

Иск в суд о признании  такой сделки недействительной может  предъявить этот гражданин или иные лица, чьи права и охраняемые законом  интересы нарушены в результате ее совершения. Так, иск о признании  недействительной сделки по распоряжению имуществом, являющимся общей совместной собственностью супругов, совершенной  одним из супругов, может предъявить другой супруг.

В отличие от обмана заблуждение  не является результатом умышленных, целенаправленных действий другого  участника сделки. Возникновению  заблуждения может способствовать недоговоренность, отсутствие должной осмотрительности, подчас самоуверенность участника сделки либо действия третьих лиц. Например, А., вложив большую часть собственных средств в акции инвестиционной компании, уговаривает то же сделать и Б., убеждая его в надежности и гарантированности вложения. Б. приобрел по совету А. привилегированные акции, цена которых упала на рынке. Обыкновенные же акции инвестиционной компании, которыми владел А., напротив, возросли в цене. Б. может утверждать, что под влиянием заблуждения, вызванного действиями А., он приобрел не те акции. Однако не всякое заблуждение может иметь значение для признания сделки недействительной, а лишь признанное судом существенным31.

Закон (ст.178 ГК РФ)32 признаёт существенным заблуждение «относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению». Так, если гражданин желает приобрести стол в точности такой же, как и у его соседа, а после доставки покупки к нему домой выясняется, что приобретенный стол произведен не той фирмой и несколько отличается по оттенку, то такое заблуждение не может быть признано существенным, поскольку возможности использования письменного стола по назначению не снижаются столь значительно, как того требует закон. Наиболее часто встречается заблуждение относительно мотивов сделки. Так, если вы приобрели галстук в расчете на то, что он подойдет к имеющемуся у вас костюму, а на самом деле расцветка галстука не подошла, то на самый факт приобретения права собственности на галстук это заблуждение не может повлиять. Также и цель лежит за пределами сделки. Приобретаете ли вы вещь для собственного потребления, подарка либо иной цели, продавцу это абсолютно безразлично. Дальнейшее использование вещи (при условии, что она не имеет недостатков) для сделки юридически безразлично. Законом специально подчеркнуто, что заблуждение относительно мотивов не имеет существенного значения.

Следует иметь в виду, что стороны могут договориться об учете мотива, однако в этом случае сделка не признается недействительной, она расторгается по соглашению сторон. В качестве примера можно привести ст.23 Закона «О защите прав потребителей», предоставляющую потребителю право отказаться от доброкачественной вещи, которая не подошла ему по фасону, расцветке или размеру. В этом случае явно имело место заблуждение со стороны потребителя, однако, в силу прямого указания закона, сделка не признается недействительной, а может быть либо изменена путем замены вещи, либо расторгнута.

С иском в суд о признании  такой сделки недействительной вправе обратиться сторона, которая заблуждалась относительно существенных обстоятельств  дела33.

В случае недействительности сделки стороны, по общему правилу, обязаны  возвратить друг другу все полученное по сделке в натуре, а при невозможности  этого - возместить стоимость полученного  в деньгах. Такой взаимный возврат  имущества называется двусторонней реституцией.

Оспоримой является сделка, совершенная субъектом вследствие стечения тяжелых обстоятельств (кабальная сделка).

Кабальные сделки, совершаемые  вследствие стечения тяжелых обстоятельств, имеют порок воли, поскольку ее формирование протекает под воздействием таких обстоятельств, при которых  практически исключается нормальное формирование воли, что побуждает  заключать сделку на крайне невыгодных для себя условиях. В отличие от обмана обстоятельства, влияющие на формирование воли, возникают независимо от другого  участника сделки, однако он осознает их наличие и пользуется этим для  заключения выгодной для себя, но крайне невыгодной для контрагента сделки.

Недействительность сделок вследствие порока формы сделки зависит  от того, какая форма законом или  соглашением сторон для совершения той или иной сделки установлена. Естественно, что невозможно представить  несоблюдение устной формы сделки. Закон связывает недействительность только с письменной формой сделки. Несоблюдение простой письменной формы  влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных  в законе. Несоблюдение же требуемой  законом нотариальной формы, а также  государственной регистрации сделки всегда влечет ее недействительность.

Сделки с пороками содержания признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с  требованиями закона и иных правовых актов.

Вещные права могут  быть нарушены и косвенным образом, как последствие нарушения иных, чаще всего обязательственных прав. Например, лицо, которому собственник  передал свою вещь по договору (арендатор, хранитель, перевозчик и т.п.) отказывается вернуть её собственнику либо возвращает с повреждениями. Здесь речь должна идти о применении обязательственно-правовых способов защиты имущественных прав. Они специально рассчитаны на случаи, когда собственник связан с правонарушителем обязательственными отношениями. Обязательственно-правовые способы защиты носят, следовательно, относительный характер и могут  иметь объектом любое имущество, включая как вещи (например, подлежащие передаче приобретателю товары), так  и различные права (например, безналичные  деньги или «бездокументарные ценные бумаги», права пользования и  т.п.).

В практике очень часто  имеет место сочетание этих способов защиты. Например, при истребовании имущества из чужого незаконного  владения взыскиваются убытки. Однако может возникнуть вопрос о том, к  какой из двух указанных разновидностей гражданско-правовой защиты вправе прибегнуть потерпевшее от правонарушения лицо. Наше законодательство не предоставляет возможности выбора вида иска и не допускает так называемой конкуренции исков, свойственной англо-американскому, а не континентальному европейскому правопорядку. При наличии договорных или иных обязательственных отношений должны предъявляться специальные, обязательственно-правовые, а не вещно-правовые требования в защиту своих прав именно потому, что между участниками спора существуют относительные, а не абсолютные правоотношения. Вещно-правовые иски не могут быть предъявлены и при отсутствии индивидуально-определённой вещи как предмета спора (например, в случае её уничтожения).

Обязательственно-правовые иски могут быть основаны на договорах, а также вытекать из внедоговорных  обязательств. Это:

  1. иски о возмещении убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров;
  2. иски о возврате вещей, предоставленных в пользование по договору;
  3. иски о возмещении причинённого вреда;
  4. иски о возврате неосновательно полученного или сбережённого имущества.

Иски о возмещении убытков, причинённых неисполнением или  ненадлежащим исполнением договоров34.

Применение обязательственно-правовых средств защиты права собственности  на базе договорных отношений зависит  от предмета договора, нарушенного  договорного обязательства, от конкретного  вида договора. При этом защита основывается на общих нормах обязательственного права и нормах, рассчитанных на обязательства определённого вида. Так, согласно ст.390 ГК, в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определённую вещь в собственность кредитор вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи её ему, кредитору.

Обязанность передать имущество  приобретателю, в результате чего у  него возникает право собственности, предусмотрена как основная в  нормах, регулирующих ряд отдельных  видов договоров (ст.ст.454, 506 и др).

Иски о возврате вещей, предоставленных в пользование  по договору. Согласно ГК, возвращаемая вещь должна быть в том же состоянии, в каком должник получил её, с учётом нормального износа, или  в состоянии, обусловленном договором (ст.622 ГК). Поэтому, например, арендатор  обязан пользоваться имуществом в соответствии с его назначением и договором. ГК (ст.620) предусматривает основания  досрочного расторжения договора по требованию арендодателя. Собственник  заинтересован в том, чтобы его  имущество использовалось по назначению, не допускалось его ухудшение. Имуществу  арендодателя вред может быть причинён вследствие того, что имущество было или оказалось впоследствии неисправным  по вине арендатора. В целом, по смыслу гражданского законодательства, лицо, у которого находится чье-либо имущество, отвечает перед собственником за утрату, недостачу или повреждение имущества. Однако законом установлено ограничение ответственности обязанного лица. Оно заключается в том, что лицо, не исполнившее своего обязательства по сохранению чужого имущества несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Невиновным, признается лицо, если оно при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ч.1 ст.401 ГК РФ). Таким образом, отсутствие вины (в форме умысла либо неосторожности) лишает возможности собственника предъявить требования о возмещении убытков лицом, утратившим имущество35.

Информация о работе Право частной собственности