Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – установление сущности и особенностей реализации гражданско-правовой ответственности за нарушение денежных обязательств, разрешение теоретических и практических проблем, возникающих в процессе применения действующего гражданского законодательства о денежных обязательствах.
Цель работы предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
определение понятия и оснований возникновения денежного обязательства;
изучение особенностей исполнения денежного обязательства;
рассмотрение особенностей взыскания процентов при неисполнении денежного обязательства;
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 7
1.1. Понятие и признаки денежного обязательства 7
1.2. Основания возникновения денежного обязательства 11
1.3. Особенности исполнения денежного обязательства 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 23
2.1. Основание гражданско-правовой ответственности за нарушение
денежных обязательств 23
2.2. Особенности взыскания процентов при неисполнении денежных обязательств 30
2.3. Соотношение процентов за нарушение денежных обязательств с
другими мерами гражданско-правовой ответственности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 55
Одной из проблем кредиторов в настоящее время является поддерживаемая судами практика снижения предусмотренных договором процентов за ненадлежащее исполнение до суммы, рассчитанной в порядке ст. 395 ГК РФ1. Это также не дисциплинирует участников гражданского оборота. Так должник ради получения выгоды может заключить в принципе любой договор с условием оплаты долга под любой процент в случае неисполнения, только бы получить с кредитора причитающееся должнику. Отсутствие страха перед заключением договора на таких условиях связано с тем, что суды повсеместно снижают договорные проценты, ссылаясь на положения ст. 395 ГК РФ, а также ст. 333 ГК РФ, мотивируя понижение размера договорных процентов отсутствием последствий, соразмерных сумме обстоятельства. Разработчики предлагают кредиторам ст. 3171, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами в размере и порядке, определенных договором. И только при отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте нахождения кредитора ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты должником суммы долга или его соответствующей части (законные проценты), т. е., по существу, применение механизма ст. 395 ГК РФ.
2.3. Соотношение процентов за нарушение денежных обязательств с другими мерами гражданско-правовой ответственности
В ходе дискуссии о правовой природе процентов, уплачиваемых в случае неисполнения денежного обязательства (п. 1 ст. 395), пожалуй, наиболее ожесточенные споры возникли по поводу определения соотношения «особых последствий» неисполнения денежных обязательств с такой традиционной мерой ответственности, как уплата неустойки.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В литературе неустойка традиционно рассматривается и как способ обеспечения исполнения обязательств, и как одна из форм ответственности. Неустойка «представляет собой удобное средство упрощенной компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств» 1.
Раскрывая обеспечительный
смысл применения неустойки при
наличии права кредитора
Во-вторых, для взыскания убытков необходимо доказать не только их размер, но и то, что сам уполномоченный принял все возможные меры для их устранения. Практически это ставит уполномоченного в весьма сложное положение в процессе и в отдельных случаях могло бы привести даже к освобождению от ответственности нарушителя, фактически причинившего убытки...
В-третьих, убытки – величина неопределенная, они выявляются лишь после правонарушения, тогда как неустойка - величина, точно фиксированная, заранее установленная и известная обоим участникам обязательства...
В-четвертых, когда устанавливаются
длительно действующие
Сравнение правил, регулирующих порядок применения неустойки (особенно в форме пеней) и процентов, установленных п. 1 ст. 395 ГК РФ, позволяет выявить довольно значительное сходство между ними:
а) как неустойка (пеня), так и рассматриваемые проценты применяются в случае нарушения обязательств должником. Ответственность в форме пени и в форме процентов применяется при длящемся правонарушении - просрочке исполнения обязательства;
б) размер подлежащих уплате
сумм на случай нарушения обязательства
заранее установлен и известен сторонам
либо может быть определен на любой
момент времени путем применения
согласованных сторонами
Обычной практикой определения пени является установление ее в виде определенного процента от просроченной уплатой суммы за каждый день просрочки. Вместе с тем это не создает каких-либо препятствий для установления пени как годовых процентов, в том числе и по плавающей ставке;
в) размер неустойки (пени) может быть установлен соглашением сторон или законом. Установленный законом размер процентов также может быть изменен договором или законом;
г) кредитор при предъявлении требования о взыскании как неустойки, так и процентов при просрочке денежного обязательства не должен представлять доказательств наличия и размера причиненных ему убытков;
д) кредитор по денежному обязательству вправе требовать возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании п. 1 ст. 395 (п. 2 ст. 395) ГК РФ. По общему правилу неустойка также носит зачетный характер (п. 1 ст. 394).
По мнению А. Попова, «и гипотеза, и диспозиция ст. 395 ГК вполне корреспондируются с соответствующими конструктивными элементами п. 1 ст. 330 Кодекса». В связи с этим правила ст. 395 предлагалось рассматривать как специальную по отношению к ст. 330 ГК РФ норму о законной неустойке.1
Возможность такой квалификации оспаривалась в литературе: «...проценты, взимаемые за неисполнение денежного обязательства, не могут признаваться неустойкой как по юридико-формальным причинам, так и по соображениям по существу. Юридико-формальные обстоятельства, не позволяющие квалифицировать проценты годовых в качестве неустойки, заключаются в дифференцированном регулировании названных правовых категорий».2 К сожалению, в процитированной работе не приводятся те формальные обстоятельства, которые предлагается принимать во внимание. Попробуем указать некоторые из них.
Во-первых, проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, не названы законодателем неустойкой (пеней). Указанное обстоятельство вряд ли можно оставить без внимания, учитывая, что ранее ст. 226 ГК РСФСР 1964 г.3 устанавливала последствия просрочки исполнения денежного обязательства между социалистическими организациями в виде процентов (пеней) за каждый день просрочки в размере, установленном законодательством Союза ССР. Ранее законодатель предусматривал возможность взыскания неустойки в размере 5% годовых, начисляемых на сумму, уплата которой просрочена, при просрочке исполнения денежных обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, и иных денежных обязательств юридических лиц.
Таким образом, ничто не препятствовало законодателю прямо определить природу применяемых при просрочке исполнения денежного обязательства санкций, назвав их неустойкой (пеней).
Во-вторых, при определенном
сходстве правил, определяющих соотношение
рассматриваемых санкций с
Как на существенное отличие между неустойкой и процентами, установленными п. 1 ст. 395 ГК РФ, указывалось на невозможность признания процентов годовых за пользование чужими денежными средствами способом обеспечения исполнения обязательств. Учитывая, что п. 1 ст. 329 Кодекса не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а функции процентов, рассматриваемых в качестве особого вида ответственности, практически аналогичны рассмотренным выше функциям неустойки, приведенный аргумент вряд ли можно назвать достаточно убедительным.
В качестве отличительного признака ответственности в форме процентов годовых предлагалось принимать во внимание, что «при взимании процентов за неисполнение денежного обязательства не должны приниматься во внимание нормы, содержащиеся в статьях 401 и 416 ГК». Проблема учета субъективных оснований ответственности (ст. 401 ГК РФ) при применении положений п. 1 ст. 395 была рассмотрена ранее. Невозможность применения ст. 416 ГК РФ к денежным обязательствам (как, впрочем, и к большинству других обязательств, предметом которых являются вещи, определенные родовыми признаками) вряд ли может рассматриваться как основание разграничения пени и рассматриваемых «процентов». Правила о невозможности исполнения равным образом не могут применяться как при решении вопроса о взыскании убытков и неустойки (пени) при просрочке исполнения денежного обязательства, так и при взыскании «процентов», применяемых в качестве меры ответственности при подобном нарушении1.
Таким образом, разграничение неустойки (пени), начисляемой при просрочке исполнения денежного обязательства, и процентов, предусмотренных п. 1 ст. 395, рассматриваемых как форма ответственности, в большей степени основывается на формально-юридических признаках.
Судебно-арбитражная практика дифференцирует последствия просрочки платежа в форме пени и рассматриваемых процентов. Так, п. 50 Постановления Пленумов от 1 июля 1996 г. № 6/8 не рассматривает понятия неустойки и процентов, предусмотренных п. 1 ст. 395, как тождественные. Такой подход достаточно устойчиво прослеживался и в практике рассмотрения дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Неустойка (как правило) и проценты по ст. 395 Кодекса имеют зачетный характер. Установление такого соотношения с убытками определяется презумпцией того, что размер убытков при взыскании неустойки или законных процентов будет как минимум равняться размеру этих взысканий. Но такого рода презумпция отпадает при их одновременном применении.
Исключение составляют случаи, когда: а) иное соотношение неустойки и процентов прямо установлено законом или договором либо б) кредитор представляет доказательства того, что понесенные им убытки превышают размер и неустойки, и процентов, вместе взятых.
В качестве кумулятивной, штрафной (т.е. применяемой одновременно с процентами за просрочку платежа и сверх этих процентов) меры неустойка может рассматриваться лишь в прямо определенных законом или договором случаях. Так, при рассмотрении одного из дел Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что условие договора об установлении штрафных санкций в форме пени за просрочку платежа само по себе не свидетельствует о штрафном характере договорной неустойки и возможности ее применения одновременно с процентами, установленными п. 1 ст. 395.
Исключая в качестве общего правила возможность применения двух мер ответственности при просрочке платежа по договорным обязательствам, Постановление указывает на право кредитора выбрать одну из них.
Достаточно четкая позиция, определяющая соотношение неустойки (пени) и процентов, была сформулирована применительно к договору поставки.
В соответствии с п. 3 ст. 486 ГК РФ несвоевременная оплата полученного товара влечет ответственность покупателя в форме уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 18) «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»1 указывается, что, так как правовые акты, изданные до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу, неустойка за просрочку оплаты полученных по договору поставки товаров применению не подлежит.
Необходимо отметить,
что для отдельных видов
Оставляя в стороне теоретическую сторону данного вопроса (то есть природу процентов по ст. 395 и природу неустойки), необходимо отметить, что Постановление № 13/14 существенно сблизило правовые режимы процентов по ст. 395 и неустойки. Было установлено, что проценты по ст. 395 взыскиваются независимо от наличия убытков, что они не подлежат уплате, если должник не несет ответственности за нарушение денежного обязательства, что размер этих процентов может быть уменьшен судом, если он явно несоразмерен последствиям нарушения денежного обязательства.
Информация о работе Ответственность за нарушение денежных обязательств