Основания недействительности сделок. Понятие ничтожной и оспоримой сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:00, дипломная работа

Краткое описание

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свободной экономической деятельности (ст. 8 п. 1 Конституции РФ).
Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом деятельности, закреплено в ст. 34 п. 1 Конституции РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общая правовая характеристика сделок 8
1.1 Понятие и признаки сделки 8
1.2 Цель сделки 13
1.3 Классификация сделок 21
Глава 2 Недействительность сделок по законодательству
Российской Федерации 26
2.1 Условия действительности сделок 26
2.2 Понятие недействительности сделки. Ничтожные и оспоримые
сделки 31
2.3 Правовые последствия недействительности сделок 38
Глава 3 Отдельные виды недействительных сделок 44
3.1 Сделки с пороками в субъекте 44
3.2 Сделки с пороками содержания 50
3.3 Сделки с пороками формы 54
3.4 Сделки с пороками воли 60
Заключение 67
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основания недействительности сделок. Понятие ничтожной и оспоримой сделки.doc

— 374.50 Кб (Скачать документ)

Мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Притворной же является сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. При заключении мнимой сделки воля сторон не направлена на достижение каких бы то ни было правовых последствий, а ее целью является лишь создание видимости правовых последствий, но не желание их наступления в действительности (например, дарение имущества с целью не допустить конфискации, фиктивный брак).

В притворной сделке стороны стремятся достигнуть не того правового результата, который должен возникнуть из заключаемой сделки (например, безвозмездная передача денежных средств между юридическими лицами моет с целью уклонения от уплаты налогов быть прикрыта договором о совместной деятельности). В такой ситуации в наличии две сделки: одна притворная, а другая та, которую стороны действительно имели в виду.

Широкое распространение получили сделки купли - продажи автомашин, которые оформляются как передача во временное безвозмездное пользование или путем выдачи доверенности. Делается это обычно для того, чтобы избежать необходимости платить причитающуюся за совершение сделки купли-продажи автомашины госпошлину.

В этом случае должны применяться правила о сделке, которую участники действительно имели в виду (если вместо купли-продажи стороны оформили дарение, подлежат применению правила о договоре купли - продажи). Притворные сделки могут подтверждаться всеми доступными средствами доказывания, в том числе свидетельскими показаниями. Каких-либо исключений по этому вопросу гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено.

Часто заключаются договоры о совместной деятельности вместо договоров купли-продажи, подряда, поручения и других. Это может быть обусловлено нежеланием применять к соответствующим правоотношениям, например, законодательство о защите прав потребителей. Гражданин заключает с фирмой-застройщиком договор о совместной деятельности вместо договора подряда на строительство жилья. Хотя гражданин, пусть даже и предприниматель, участвует в строительстве, не преследуя коммерческих целей, а, желая приобрести квартиру для своих бытовых нужд, застройщик не применяет к этим правоотношениям Закон «О защите прав потребителей», устанавливающий повышенную ответственность застройщика. В данном случае суд, рассматривающий дело, вправе установить факт заключения договора подряда и применить соответствующие нормы.

Как представляется, притворные сделки заключаются и в целях ухода от налогообложения. В рамках договора о совместной деятельности передача одним его участником другому продукции, оказание услуг, перечисление денежных средств не относятся по налоговому законодательству к налогооблагаемым объектам. В случае каких-либо нарушений налоговые органы в актах проверки таких субъектов указывают, что договоры о совместной деятельности недействительны (ничтожны)  и применяют финансовые санкции[10,С.65].

Сделка купли-продажи может совершаться вместо сделки дарения, чтобы избежать уплаты налога на дарение. Сделка купли-продажи автомобиля может оформляться как передача во временное пользование путем выдачи доверенности. Это делается, чтобы избежать уплаты регистрационных сборов.

Если мнимые и притворные сделки совершаются с целью, противной основам правопорядка и нравственности, то необходимо применять ст. 169 ГК РФ и, соответственно, одностороннюю реституцию с конфискационными последствиями.

Таким образом, мнимые и притворные сделки ничтожны. Они не порождают никаких гражданско-правовых последствий, а к притворной сделке применяются правила, относящиеся к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки.

Законность содержания сделки предполагает её соответствие не только нормам гражданского права, но и его принципам.

При решении вопроса о законности содержания сделки следует иметь в виду, что новейшее законодательство РФ допускает аналогию законам и аналогию права.

Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии закона, порождают гражданско-правовые последствия потому, что их содержание не противоречит существу гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Юридические действия, признаваемые сделками по аналогии права, подлежат правовой защите потому, что их содержание соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Иначе говоря, содержание сделок, признаваемых таковыми по аналогии закона или аналогии права, является тоже законным, так как санкционировано общими нормами гражданского законодательства.

 

3.3 Сделки с  пороками формы

 

При переходе нашей страны к рыночной экономике резко возросла роль сделки, которая в большинстве случаев является единственным регулятором взаимоотношений сторон. Поэтому большое значение приобретает надлежащее оформление заключаемой сделки.

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации в отличие от законодательства западных стран содержатся достаточно жесткие требования к форме сделки. Определенный формализм в данном вопросе проявляется, в частности, в обязательной письменной форме сделок, заключаемых юридическими лицами между собой и с гражданами, и в действии в России Венской конвенции «О договорах международной купли-продажи товаров» с оговоркой, исключающей устную форму договора купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Поскольку договор является одним из видов сделки, к нему применяются правила о форме сделок.

Как указывалось выше, одной внутренней воли лица недостаточно для заключения сделки. Способ выражения или изъявления воли могут быть различными. Способ выражения воли можно назвать формой её выражения. Под формой сделки понимается способ выражения воли её сторон[24,C.56].

Гражданское законодательство совершение сделок, по общему правилу, не связывает с соблюдением определённой формы. Согласно ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Закон выделяет словесную форму выражения воли и подразделяет её на устную и письменную (простую и нотариальную). Сделка, которая совершается устно, считается совершённой в случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Молчание признаётся выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Хотелось бы отметить, что в законе (п. 2 ст. 158 ГК РФ) применена неудачная формулировка: «Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершённой и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку». Из этого можно сделать предположение, что сделки, совершённые посредством конклюдентных действий, равнозначны устной сделке и могут быть совершены только в случаях, когда законом предусмотрена устная форма сделки, и, следовательно, заменяют устную форму сделки.

Очевидно, что п. 2 ст. 158 ГК РФ следовало сформулировать следующим образом: «Сделка, которой не требуется обязательная словесная форма (устная или письменная), считается совершённой посредством конклюдентных действий, то есть когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку».

Такая формулировка, во-первых, правильно отразила бы различие между словесной формой совершения сделок и конклюдентными действиями, во-вторых, определила бы, что конклюдентные действия являются самостоятельной формой выражения воли вовне и совершения сделок.

Как полагаем, следует считать возможным совершение допускаемых законом устных сделок и через представителя, хотя в ст. 159 ГК РФ, в отличие от правил п. 1 ст. 160 ГК РФ о письменных сделках, такая возможность не упоминается. Полномочия представителя могут основываться в этих случаях как на письменной доверенности, так и на нормах закона (родители, опекуны, попечители), а также на договоре поручения (гл. 49 ГК РФ).

Гражданское право России исходит из стремления максимального упрощения формы сделок. Закон не содержит ограничений по поводу языка, на котором изложен документ, и относительно подписи, которая может и не совпадать с языком текста самого документа. При совершении сделок с контрагентами из других стран, в том числе из государств СНГ, возможно составление письменных текстов сделки на двух языках, отражающих разную государственную принадлежность партнёров. В этих случаях в сделке принято указывать, что оба текста имеют одинаковую правовую силу, иди включать условие о том, что при толковании сделки обязательным является текст на одном из избранных сторонами языков.

Договор в письменной форме может быть заключен путём составления одного документа, подписанного сторонами, а также путём обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято (акцепт) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Но возможно использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Однако это допускается только в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При отсутствии в договоре процедуры согласования подлинности текста договора и при возникновении спора о наличии подписанного договора и других документов арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательства документы, подписанные цифровой (электронной) подписью.

В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Речь идет о так называемых «конклюдентных действиях» при заключении договора. Совершение лицом, получившим предложение о заключении договора (оферту) в срок, установленный для ее принятия (акцепта), действий по выполнению указанных в предложении условий (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Как предполагается, это новое правило было введено в Гражданский кодекс с целью защитить сторону, получившую оферту и выполняющую действия по исполнению договора (например, отгружающую продукцию в ответ на просьбу о ее поставке) вместо направления акцепта. До введения данного правила при наличии спора договор считался незаключенным. Однако при таком способе заключения договора бывает достаточно сложно выявить волю лица, совершающего конклюдентные действия. Для придания этим действиям формы акцепта необходимо, чтобы они были выполнены на условиях, указанных в оферте.

Для совершения наиболее существенных и важных сделок закон устанавливает нотариальное удостоверение и государственную регистрацию, которые являются обязательными лишь в случаях прямо предусмотренных в нем. В настоящее время нотариальное удостоверение сделок вытесняется требованием их государственной регистрации. Можно сказать, что надлежащая форма договора подтверждает наличие заключенного между сторонами договора и соответствие условий договора действительной воле сторон.

ГК РФ содержит нормы о нотариальном удостоверении следующих сделок:

- доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы (п.2 ст. 185);

- совершение передоверия по доверенности (п. 3 ст. 187);

- договор об ипотеке и о залоге имущества в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п.2 ст. 339);

- уступка требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме (п. 1 ст. 389);

- договор ренты во всех его разновидностях (ст. 584);

- составление завещания.

Порядок государственной регистрации сделок установлен в ст. 131 ГК РФ и дополняется правилами Закона о регистрации недвижимости, который введён в действие с 31 января 1998 года. Согласно п.1 ст. 2 этого Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом в силу п. 1 ст. 4 Закона, из государственной регистрации сделок исключаются права на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, что объясняется особенностью этих объектов в системе недвижимого имущества.

Согласно ст. 165 ГК РФ, названной «Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о её регистрации», несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечёт её недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Сделка, требующая нотариального удостоверения, но не оформленная надлежащим образом, может быть признана судом действительной только при условии доказанности самого факта заключения договора. Рассмотрим следующий случай из практики.

В соответствии со ст. 550 ГК РФ для сделок с недвижимостью (за исключением договора ренты) не требуется нотариального удостоверения. Отступая от ранее действующих правил, разработчики нового ГК РФ в обоснование своей позиции ссылаются на факт регистрации сделок с недвижимостью. При этом они считают, что регистрация вполне заменит нотариальное удостоверение.

Однако по мнению некоторых нотариусов-практиков, это утверждение малоубедительно. По их мнению, удостоверение сделок с недвижимостью нотариусами как раз предусматривалось законодателем для того, чтобы уже на стадии заключения договора с помощью квалифицированного юриста и уполномоченного представителя государства-нотариуса внести ясность во взаимоотношения сторон по содержанию договора, устранить все недоговоренное и противоречия между сторонами, обеспечить соответствие его формы и условий требованиям закона с тем, чтобы в будущем исключить возникновение имущественных споров. Этот путь упорядочивает гражданский оборот с недвижимым имуществом, освобождает суды при возникновении между сторонами споров от дополнительных усилий по установлению подлинности и добровольности договора. (Первоначально нотариат возник в системе судебных органов и во многих странах продолжает действовать в таком виде).

Информация о работе Основания недействительности сделок. Понятие ничтожной и оспоримой сделки