Международные стандарты прав человека и гражданина и российское законодательство: соотношение и взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Работа включает введение и две главы, объединяющие 5 параграфов. В которых рассмотрены такие вопросы как:Эволюция учений и нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина,Понятие и классификация международных стандартов прав человека и гражданина, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАН-ДАРТОВ РАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЮРИДИЧЕСОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТНАДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 9
1.1. Эволюция учений и нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина 9
1.2. Понятие и классификация международных стандартов прав человека и гражданина 29
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ РАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 42
2.1. Понятие и способы имплементации норм международного права 42
2.2. Имплементация международных стандартов прав человека и гражданина в Российское законодательство и их влияние на российское законотворчество 47
2.3. Соотношение российского судебного законодательства и судебной практики Европейского суда по правам человека 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовой МС.docx

— 174.34 Кб (Скачать документ)

Важной вехой внедрения  международных стандартов в области  прав человека стал Федеральный закон  от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод"80.На основании этого Закона в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" были внесены изменения, которые затрагивают вопросы, связанные с необходимостью изменения принудительной меры медицинского характера, допуском защитника к участию в деле, контролем и записью телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также участия в деле защитника и представителя в делах об административных правонарушениях. Эти изменения привели указанные нормативные акты в соответствие с европейским основополагающим международно-правовым актом.

Следует отметить, что в  российском праве в соответствии с международными стандартами нашли законодательное закрепление права, призванные обеспечить неприкосновенность частной жизни человека: право на свободу передвижения и запрещение высылки граждан, право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право на защиту чести и достоинства, права иностранных граждан и другие.

Эти права нашли развернутое  обоснование в ст. 23-27 Конституции  Российской Федерации81, в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободное передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-182, Части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ83, Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ84, Федеральном законе «О национально-культурной автономии» от17 июня 1996 года № 74-ФЗ85, Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ86 , а также в законах «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-187 и «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-188 и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Многие права, способствующие духовной, политической, социокультурной, профессиональной и другой социальной самореализации человека: свобода мысли, совести и вероисповедания; свобода  выражения мнения; свобода собраний и ассоциаций; право на свободные выборы: право на труд; право на образование и другие, - за последние годы достаточно четко определены в российском законодательстве в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и европейскими правовыми стандартами в целом.

Также ряд разногласий  с европейскими нормами, регламентирующими  свободу собраний и ассоциаций и политические права, был снят с принятием таких законов, как Указ Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования» от 25 мая 1992 года № 524 89 и Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ90.

 

***

 

Таким образом, за последние  годы в Российской Федерации было принято большое количество законодательных  актов, предоставляющих свободу  мысли, совести и вероисповедания, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций, политические права, право на труд и образование, что позволяет говорить о том, что в целом  в РФ сформирована соответствующая европейским  и мировым стандартам нормативная база в области защиты прав человека.

Внутригосударственные правовые средства имплементации международных  стандартов прав человека в Российской Федерации являются достаточно устойчивыми и эффективными, это подтверждается тем, что:

1) при помощи внутригосударственного  права осуществляется большинство  международных норм о правах  человека и гражданина;

2) наиболее эффективно  выполняются те договорные нормы,  которые обеспечены внутригосударственными средствами;

3) внутригосударственное  право имеет четкие организационные  структуры и механизмы, которые  способствуют выполнению международных  обязательств.

Наиболее эффективным  и гарантированным внутригосударственным  правовым средством закрепления международных норм в области прав человека является конституция государства. Права и свободы человека и гражданина, их содержание, пути реализации и механизм защиты занимают особое место в Конституции Российской Федерации 1993 г. Это соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., устанавливающему необходимость того, чтобы в каждом государстве «права человека охранялись властью закона»[5], и этот принцип конституирован в качестве одного из основополагающих в Российской Федерации. При этом следует отметить, что впервые в отечественной конституционной практике в Основном Законе столь значительное место отведено правам человека и гражданина. Так, из 138 статей Конституции в 66 статьях прямо или косвенно затрагиваются вопросы прав, свобод человека и гражданина и роль государства в их признании и защите.

Сравнительный анализ статей Всеобщей декларации 1948 г. и Международных пактов 1966 г. со статьями Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что большинство прав и свобод, закрепленных в этих международных документах, нашли отражение и закрепление в статьях Конституции Российской Федерации.

Но тем не менее несоответствие между международными и внутригосударственными нормами в области прав человека и гражданина все еще существуют. В пример, можно привести ситуацию с соблюдением социальных прав в России не имеет явной тенденции к улучшению. Многочисленные действующие нормативные акты, их постоянное изменение и дополнение не облегчают гражданам защиту их прав в этой сфере. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7) дает возможность изменить формулировку ч. 2 ст. 7 Конституции России: «устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда»91 и «обеспечивается гарантированная справедливая заработная плата». Социальная политика государства, строящаяся на принципе прожиточного минимума, должна быть заменена Идеологией материального благосостояния, достойного уровня жизни. Важным шагом в этом направлении была бы ратификация Россией одного из наиболее важных документов Совета Европы - Европейской социальной хартии, вступившей в силу в 1999 году. Ратификация Хартии позволит привести законодательство России в области социальных прав человека и гражданина в соответствие с международными стандартами. Необходимо продолжить совершенствование национальной законодательной базы.

А также необходима система реализации и контроля за применением международных норм по правам человека, механизмы которой, по существу, только складываются в настоящее время в Российской Федерации.

2.3. Соотношение российского судебного законодательства и судебной практики Европейского суда по правам человека

 

 

Вопросы, регулирующие правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека в отношении  Российской Федерации, определены Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", который в ст. 1 установил основания обязательности для Российской Федерации исполнения постановлений Европейского суда по правам человека: "Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации"92. Таким образом, у судов Российской Федерации возникла обязанность использовать в своей практике нормы Конвенции и решения Европейского суда в тех случаях, когда обнаруживается противоречие внутреннего законодательства нормам Конвенции и европейским стандартам, когда существует пробел во внутреннем законодательстве, который может быть устранен с помощью обращения к нормам Конвенции и европейским стандартам. Существование данной обязанности обусловлено необходимостью добросовестного выполнения международных обязательств, взятых на себя Россией.

Первым к нормам Европейской  конвенции и практике Европейского суда обратился Конституционный Суд РФ. Первая ссылка на Конвенцию им была сделана еще в 1996 г., до того как этот договор был ратифицирован нашим государством. В частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, Конституционный Суд обратился к положениям ст. 2 Протокола N 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод93. После ратификации Конституционный Суд ссылается на Европейскую конвенцию в своих постановлениях постоянно94.

Первая ссылка на решение  Европейского суда по правам человека имела место в Постановлении  Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П по делу о проверке конституционности  абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и  о религиозных объединениях" в  связи с жалобами религиозного общества "Свидетелей Иеговы" в городе Ярославле  и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления"95.

Вслед за Конституционным  Судом РФ к использованию в  судебной практике европейских правовых стандартов обратились Верховный Суд  РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Одним из важнейших способов расширения применения Конвенции и  практики Европейского Суда стало появление постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ». В постановлении нет подробного и исчерпывающего разъяснение того, в каких ситуациях и каким образом применима Конвенция и решения Европейского Суда. Но судьи получили разъяснения о том, что:

  • неправильное применение судом общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров, в частности Конвенции, может повлечь за собой отмену или изменение судебного акта;
  • выполнение решения Европейского Суда в отношении России является обязательным для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов;
  • при разрешении дел судами надлежит учитывать правовые позиции, выработанные Европейским Судом, в частности, позиции по ст.ст. 3, 5 (п. 1), ст. 6 (п. 3), 13 Конвенции (к сожалению, ссылок на конкретные решения Европейского суда там нет);
  • в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ суды могут использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: '

Информация о работе Международные стандарты прав человека и гражданина и российское законодательство: соотношение и взаимосвязь