Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа
Работа включает введение и две главы, объединяющие 5 параграфов. В которых рассмотрены такие вопросы как:Эволюция учений и нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина,Понятие и классификация международных стандартов прав человека и гражданина, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАН-ДАРТОВ РАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЮРИДИЧЕСОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТНАДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 9
1.1. Эволюция учений и нормативно-правовое закрепление прав человека и гражданина 9
1.2. Понятие и классификация международных стандартов прав человека и гражданина 29
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ РАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 42
2.1. Понятие и способы имплементации норм международного права 42
2.2. Имплементация международных стандартов прав человека и гражданина в Российское законодательство и их влияние на российское законотворчество 47
2.3. Соотношение российского судебного законодательства и судебной практики Европейского суда по правам человека 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Поэтому можно говорить о
том, что права человека и гражданина
- явление социально-
Понятия "права человека", "свобода" впервые стали использоваться в рабовладельческом обществе. Так, в XXIV в. до н.э. понятие "свобода" было использовано царем Шумера, который установил "свободу" для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и прекращения практики закабаления храмовых услуг первосвященникам.
В античных полисах — городах-государствах Древней Греции — впервые прозвучали сами термины «политическая свобода», «равенство людей», «гражданские права».
Древнегреческая полисная демократия предоставила равные политические права своим гражданам, а архонт Солон в своей конституции установил ответственность чиновников за нарушение прав свободных граждан.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), т.е. принципа гражданства - крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями6.
Но вопрос о происхождении таких общественных ценностей, как свобода и право волновал умы античных философов. Некоторые философы осознали, что между стремлением к личной свободе и общественной целесообразностью может возникнуть определенное противоречие.
Разными философскими
школами это противоречие
Спорили и о том,
как соотносятся между собой
права, провозглашаемые как
Идее «естественного закона», трактуемого то как проявление природы человека и общества, то как выражение божественной воли, предстояло господствовать в умах почти два с половиной тысячелетия. Идея «божественного закона», который выше власти земных правителей выражена, и у Платона.
Известнейший пример, упоминаемый всеми историками прав человека, — эпизод в трагедии Софокла «Антигона». Тиран Креон запрещает хоронить тело Полиника, но сестра убитого Антигона нарушает запрет. Тиран спрашивает ее: «Почему ты нарушаешь закон?» Антигона отвечает: «Есть божественный закон, который выше законов, установленных людьми»8.
Различные варианты в целом
фаталистической концепции
Судьба как управляющее и господствующее начало согласно стоикам являлась законом всего сущего в мироздании, т.е. судьба выступала в качестве такого "естественного закона" ("общего закона"), который имел в то же время божественный характер и смысл. Человеческая природа признавалась частью общей природы и мироздания в целом. Отсюда вытекало основное естественноправовое требование стоицизма — жить в согласии с природой, что означало: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания9.
Отталкиваясь от универсального
характера естественного
Человеческие (государственные) законы, согласно такой концепции, должны соответствовать общему закону (естественному праву). Фатализм общего, мирового закона (естественного права) по существу фатально предопределял, согласно концепции стоиков, и все человеческие политико-правовые явления и отношения, в том числе и государственное законодательство. Тем самым наличные социально-политические порядки и законы предстают в качестве проявлений непреодолимых, фатальных, сверхчеловеческих сил.
Учение стоиков оказало заметное влияние на последующее развитие естественноправовых представлений и прежде всего на взгляды Полибия, Цицерона, римских юристов, раннехристианских авторов. Так, в основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта трактуется им как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом, включая и человеческую природу. Следовательно, под "природой" как источником справедливости и права (права по природе, естественного права) Цицерон понимал весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Значение справедливости в плане прав человека состоит в том, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними10. Речь при этом идет именно о правовом равенстве людей, а не об уравнивании их имущественного положения. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло раньше любого писаного закона и государства. А с амо государство как "общий правопорядок"— это по существу естественное право самих людей (граждан государства). Право, по Цицерону, устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства11.
Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы (Ульпиан, Гай и др.). Важное значение в этом плане имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т. д. Они формировали более четкие воззрения на юридический смысл прав людей в контексте систематического научного учения о праве и государстве, о различении естественного и позитивного права, правовом характере взаимоотношений между индивидом и государством, соотношении права личности и компетенции органа власти, формах и процедурах реализации субъективных прав и исполнении юридических обязанностей, государственно-правовых средствах и способах защиты прав индивидов и т. д.
Большое значение для развития концепций прав и свобод человека имело разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений. Согласно римской юриспруденции, государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще.
В римской юриспруденции основанием и критерием справедливого, правомерного и правильного в отношениях между индивидом и государством является право (правовая справедливость и справедливое право — boni et aequi, aequum ius), a не государство: юридическое правопонимание здесь первично и оно определяет также правовой характер понимания государства (полномочий магистратов, компетенции магистратур и т. д.). Государство, следовательно, должно относиться к индивидам не по собственным особым (внеправовым) правилам, а как правопослушный субъект в соответствии с общими для всех требованиями права — требованиями boni et aequi, aequum ius12.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Результатом практической деятельности
римских юристов явилось
В области частной
жизни разработанные
Яркий пример тому
— два эпизода из «Деяний
апостолов», в той их части,
которая описывает
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.
Так, представители ряда юридических школ того времени (X—XIвв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в своем правопонимании ориентировались на идею правовой справедливости (aequitas)и связанные с ней естественно-правовые представления и концепции. В данной связи И. А. Покровский отмечал, что "в юриспруденции Павийской школы рано образовалось убеждение, что римское право есть общее право, lex generalis omnium...Отсюда и дальнейшее воззрение, что и внутри каждой отдельной правовой системы всякая норма подлежит оценке с точки зрения той же aequitas,что норма несправедливая при применении может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью... Понятие aequitasпри этом отождествляется с понятием ius naturale, и, таким образом, юриспруденция этого времени, по своему общему и основному направлению, является предшественницей естественно-правовой школы позднейшей эпохи"14.
Применительно к государству
такой естественноправовой
Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста XIII в. Бомануара, утверждавшего, что "каждый человек свободен", и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях316.
Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.