Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение института происхождения детей по российскому законодательству.
Цель работы обусловила ряд задач, которые были поставлены для более полного и всестороннего раскрытия темы:
- определить правовые основы института происхождения детей;
- проанализировать порядок установления происхождения детей от конкретных лиц;
- охарактеризовать добровольное установление отцовства;
- раскрыть принудительное установление отцовства;
- попытаться выявить проблемы, возникающие при установлении отцовства (материнства) в результате применения методов искусственной репродукции человека;
- раскрыть проблемы, возникающие при рассмотрении и разрешении дел об установлении происхождения детей.
Введение 3
Глава 1.Институт происхождения детей в Российской Федерации 6
§1.Правовые основы института происхождения детей в Российской Федерации 6
§ 2. Порядок установления происхождения ребёнка от конкретных лиц 15
Глава П. Правовые проблемы установления отцовства 28
§ 1. Добровольное установление отцовства 28
§ 2. Принудительное установление отцовства 35
§З. Установление отцовства (материнства) в результате применения методов искусственной репродукции человека 46
Глава III. Проблемы, возникающие при рассмотрении и разрешении дел об установлении происхождения детей 57
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Для разрешения вопросов, связанных с установлением происхождения детей важную роль играет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года №9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»6. Судебная практика по семейным делам, так же как и постановления Пленума Верховного Суда РФ, не относится к источникам семейного права. Тем не менее, они играют важную роль при применении семейного законодательства. Пленум Верховного Суда может давать судебное толкование положений законодательства, которое, хотя и не является источником права, но подлежит применению всеми судами РФ. Таким образом, значение положений постановлений Пленума Верховного Суда на практике нередко оказывается не меньшим, чем значение норм права. В указанном Постановлении проводится разграничение применения СК РФ и КоБС РСФСР в делах об установлении отцовства, разъясняется принятие и оценка различных доказательств по делу, говорится об учёте права ребёнка выражать своё мнение. Также обозначается действие СК РФ во времени, устанавливается возможность оспаривания отцовства для лица, которому на момент записи об отцовстве было известно, что оно не является отцом, по мотивам нарушения волеизъявления (например, если заявление об отцовстве было подано под влиянием угроз, насилия либо в состоянии, когда истец не был способен понимать значение своих действий или руководить ими).
В 1999 году была сделана попытка принять закон, регулирующий правовые отношения мужчины и женщины и мужчины и ребёнка, связанные с установлением отцовства. 12 марта 1999 года депутат Государственной Думы ФС РФ В.В. Жириновский предложил для рассмотрения проект Закона «Об отцовстве». Проанализировав закон, в нём можно выделить массу недостатков и существенных противоречий действующему законодательству, в том числе и Конституции РФ.
Законопроект лишал мужчину права оспаривать отцовство в судебном порядке в случаях, если ребенок рожден в браке не от мужа матери, либо если ребенок рожден не от бывшего мужа матери в течение трехсот дней с момента расторжения брака. Право на исследование биологического отцовства по отношению к ребенку, рожденному в браке, возникало у мужчин лишь при условии расторжения брака, лишает права законного отцовства мужчину, если он состоит в кровном родстве с матерью (племянник, двоюродный брат и другие родственники матери). Эти положения противоречат ч. 1 ст.46, ч.1 ст. 19, ч.2 ст.38 Конституции РФ7. Также проект возлагал всю ответственность за рождение внебрачного ребенка на женщину. Это нарушало законные интересы детей, которые были бы вынуждены пополнять армию безотцовщины, и противоречит ч.З. ст. 19 и ч.2 ст.38 Конституции РФ5.
Также, вводились новые термины определения отцовства биологическое, номинальное и законное. Такая классификация лишала определенности процедуру установления происхождения ребенка, поскольку допускала возможность признания у одного ребенка двух отцов - отца номинального и отца законного. Указанные положения противоречат главе 10 СК РФ, а также главе 2 ФЗ "Об актах гражданского состояния". Кроме того, исчерпывающий перечень наследников по закону не включает в себя термины "номинальный отец", "законный отец", равно как и "дети номинальных отцов" и "дети законных отцов", что приводит к коллизии законопроекта со статьями 1142-1145 части 3 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, представленный на обсуждение законопроект не достигал поставленных целей, противоречил Конституции РФ и существующему законодательству, ущемлял права и интересы не только мужчин и женщин, но и их детей при законодательном урегулировании принципиально важной проблемы - установления происхождения детей.
Завершая разговор о правовом регулировании института установления происхождения детей, хотелось бы отметить, что на горизонте появляется проблема клонирования. Как в этом случае будет определяться отцовство и материнство таких детей? Пока клонирование человека под вопросом. Большинство стран запрещают проводить опыты с человеческим эмбрионом в этой области, в то же время некоторые делают исключение для терапевтического клонирования, которое предоставляет колоссальные возможности для лечения заболеваний с помощью стволовых клеток (в основном их берут из отрезанной пуповины родившегося ребёнка). Первой страной по разработке правовых норм, связанных с исследованиями на человеческих эмбрионах, была Великобритания. Там разрешение на проведение всех исследований на эмбрионах человека, в том числе и по программе ЭКО, выдаются специальным лицензионным управлением, а также установлены специальные правила и ограничения на такие исследования. В ФРГ и Испании в конце 80-х годов были приняты законы, запрещающие любые исследования на эмбрионах человека. Неоднозначное положение во Франции. Национальный комитет по этике не возражает против применения ЭКО для преодоления бесплодия, тем не менее, в 1987 году наложил трёхлетний мораторий на все эксперименты с человеческими зародышами. В России в 2002 году принят закон о временном пятилетнем моратории на репродуктивное клонирование8. Нет никаких законодательных ограничений на работы с эмбриональными стволовыми клетками с целью терапевтического клонирования. Статус предимплантационных зародышей внутриутробной жизни не имеет юридической нормы. Поэтому законодательство о правах человека не распространяется на внутриутробное развитие человека. Права зародышей могут быть защищены только средствами биоэтики. То есть ситуация аналогична той, которая сложилась в Великобритании, Бельгии и Швеции, где разрешено терапевтическое клонирование ранних зародышей человека для получения эмбриональных стволовых клеток.
В целом, характеризуя современное российское законодательство, касающееся установления происхождения детей, следует отметить, что оно требует значительной доработки. В особенности, это касается установления происхождения детей при применении искусственных методов репродукции человека, так как в этой области законодательная база слишком мала. Но не стоит забывать и об усовершенствовании законодательства, регулирующего добровольное и судебное установление отцовства и материнства.
Родители и дети как субъекты семейных правоотношений, материнство, отцовство и детство как объекты семейно-правового регулирования - наиболее специфические и одновременно особо ценные явления регулятивного, охранительного и процессуального пространства. Их индивидуальность и тонкость, соответственно малая подверженность воздействию права создают значительные трудности в решении даже тех вопросов, которые неизбежно нуждаются в юриспруденции: как быть, если мать дочери, родившей внебрачного ребенка, по-своему понимая и защищая ее интересы, решила признать вместо нее материнство; должны ли существовать юридические пределы при судебном отыскании отцовства (назначении генетической экспертизы, оспаривании социального отцовства биологическим отцом в случае, когда ребенок считает первого своим родителем и т.п.); следует ли предоставить преимущество при суррогатном материнстве "заказчикам" - носителям генетического материала или "исполнительнице" - женщине, выносившей и родившей ребенка: нужно ли сохранять некоторые правовые элементы родительской власти и возлагать на детей юридическую обязанность оной власти подчиняться или же необходимо искусственно выровнять статусы родителей и детей? Как оптимизировать защиту детей от злоупотребления родительскими правами?.. Не создать ли подотрасль или комплексную отрасль "детского права" - с передачей в ее предмет большей части проблем детей - субъектов права?..
Природа распорядилась так, что материнство, независимо от состояния женщины-матери в браке, как правило, вполне очевидно. Оно подтверждается документами медицинского учреждения, в котором происходили роды, врачом, другим медработником, если они оказывали помощь роженице на дому или в ином месте, в других случаях свидетельскими показаниями и прочими доказательствами (п. 1 ст. 48 СК РФ).
Более сложные случаи, связанные с различного рода операциями по искусственному оплодотворению женщины и суррогатным материнством, будут рассмотрены позднее.
Кодексом предусматривается обязательное установление как отцовства, так и материнства.
Правовые отношения между ребенком и его матерью возникают в силу факта их кровного родства. Для удостоверения происхождения ребенка от матери (материнства) не имеет значения, рожден ею ребенок в браке или нет. Заявление в орган загса о регистрации рождения ребенка вправе подать как мать ребенка, рожденного в браке, так и мать ребенка, рожденного вне брака (одинокая мать). Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Удостоверение материнства производится органом загса, как правило, на основании документа, подтверждающего рождение ребенка конкретной женщиной9. Это документ установленной формы о рождении (медицинское свидетельство), выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой проходили роды, или документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов. Документ о рождении может выдать лицо, занимающееся частной медицинской практикой (частнопрактикующий врач), если роды проходили вне медицинской организации (ст. 14 Закона об актах гражданского состояния)10. В документе о рождении наряду с данными о ребенке и датой рождения ребенка обязательно указываются фамилия, имя и отчество матери (п. 1 Формы медицинского свидетельства о рождении, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 августа 1998 г. № 24111. При рождении двойни или более детей на каждого из них должно быть представлено отдельное медицинское свидетельство о рождении.
Такой же порядок и основания установления материнства распространяются на случаи рождения ребенка в результате искусственного оплодотворения женщины или имплантации эмбриона при условии предварительного письменного согласия супругов или одинокой женщины на производство такой операции (п. 4 ст. 51 СК; ст. 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан12).
В случаях рождения ребенка вне медицинского учреждения без оказания матери медицинской помощи законом предусмотрены и иные основания записи о его матери, то есть установления материнства. Речь идет о свидетельских показаниях. Материнство может быть подтверждено и зарегистрировано органом загса на основании заявления лица, присутствовавшего при родах, о рождении ребенка. Такое заявление может быть сделано лицом, присутствовавшим во время родов, устно или в письменной форме работнику органа загса, производящему государственную регистрацию рождения. Форма бланка письменного заявления о рождении, подтверждающего факт рождения ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи (форма № 6), утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 127413. В случае, если лицо, присутствовавшее во время родов, не имеет возможности явиться в орган загса, его подпись заявления о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении (п. 2—3 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния). Оформленное в установленном порядке заявление лица, присутствовавшего во время родов, может быть представлено в орган загса родителями (одним из них) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган загса посредством почтовой связи, электрической связи либо иным способом.
Закон не исключает установления материнства и при представлении иных доказательств, перечень которых в данной статье не приводится. В частности, если ребенок родился во время нахождения на морском, речном или воздушном судне, а также в поезде, то капитан (командир судна, начальник пассажирского поезда) может составить акт о рождении ребенка ст. 70 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №81-Ф314. Допускается сочетание разных видов доказательств (например: свидетельские показания и документы, составленные вне лечебного учреждения). Возможна ситуация, когда отсутствуют как документы установленной формы о рождении или другие документы, подтверждающие факт рождения ребенка, так и свидетельские показания о материнстве. В подобных случаях государственная регистрация рождения ребенка и соответственно удостоверение материнства производятся только на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (п. 4 ст. 14 Закона «Об актах гражданского состояния»).
Соблюдение порядка установления материнства имеет важное значение, так как возможные ошибки в записи матери при регистрации рождения ребенка (когда в качестве матери будет записана другая женщина) согласно ст. 52 СК могут быть оспорены только в судебном порядке.
Порядок установления происхождения ребенка от конкретного мужчины (то есть отцовство) зависит от семейного положения матери ребенка: состоит она в браке (замужем) или нет. Как известно, права и обязанности супругов возникают с момента государственной регистрации заключения брака в органе загса, что позволяет соответственно осуществлять защиту законных прав и интересов не только самих супругов, но и их детей. На факте государственной регистрации заключения брака супругов и основана презумпция отцовства супруга матери ребенка. Поэтому при рождении ребенка от лиц, состоящих между собой в браке, отцом ребенка признается муж матери ребенка, если не доказано иное в судебном порядке. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке, в связи с чем представления каких-либо дополнительных доказательств отцовства ни со стороны матери ребенка, ни со стороны отца ребенка не требуется. Это правило продолжает действовать и при рождении ребенка в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка. Отцом ребенка в перечисленных случаях признается бывший супруг (супруг) матери ребенка.
Итак, единственным условием признания отцовства лица, состоящего в браке, при рождении ребенка его женой является запись о браке. Поэтому орган загса вносит сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка на основании свидетельства о браке родителей ребенка. В том случае, если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг матери ребенка умер, но соответственно со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней, сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка вносятся органом загса на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака (п. 1—2 ст. 17 Закона об актах гражданского состояния).
Информация о работе Институт происхождения детей в Российской Федерации