Гарантии неприкосновенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы неприкосновенности личности в уголовном процессе. Задачи: - уточнить понятие конституционного права на неприкосновенность личности; - определить место неприкосновенности личности в системе принципов уголовного процесса и выделить уголовно-процессуальные гарантии права на неприкосновенности личности; - изучить специфику гарантий осуществления права на неприкосновенности личности при задержании; заключении под стражу; применении иных мер уголовно-процессуального принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 8
1.1 Принцип неприкосновенность личности 8
1.2. Социальная обусловленность и юридическая природа ограничения неприкосновенности личности 13
Глава 2. МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 29
2.1 Ограничение неприкосновенности личности при задержании и другие меры пресечения 29
2.2 Срок содержания обвиняемого под стражей и проблемы неприкосновенности личности 35
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 44
3.1. Гарантии неприкосновенности личности как условие законности ее ограничения в уголовном процессе 44
3.2 Перспективы совершенствования законодательства по ограничению неприкосновенности личности в уголовном процессе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Прикрепленные файлы: 1 файл

Неприкосновенность личности. Диплом 1.doc

— 408.00 Кб (Скачать документ)

Уголовно-процессуальная деятельность органов предварительного расследования заключается не только и не столько в использовании предоставленных им законом прав, но и строгом и неуклонном исполнении возложенных на них многочисленных обязанностей. Уголовное судопроизводство само по себе есть способ реализации государством обязанности обеспечить неприкосновенность, свободу, жизнь, здоровье, имущество, иные права человека и гражданина. Назначение уголовного судопроизводства состоит не в том или не только в том, чтобы покарать нарушителя закона и правильно квалифицировать его действия, а в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов всех вовлекаемых в сферу судопроизводства лиц, в том числе и в первую очередь обвиняемого как наиболее слабой и наименее защищенной стороне. Заведомо неравная в своих возможностях стороне обвинения защита только тогда способна эффективно выполнять свою процессуальную функцию, когда официальная обвинительная власть, имеющая полную власть над уголовным делам в досудебном производстве, четко выполняет свои обязанности. Именно поэтому неисполнение дознавателем, следователем своих обязанностей по обеспечению прав подозреваемого, обвиняемого при назначении и производстве экспертизы следует рассматривать как нарушение еще одного конституционного принципа уголовного судопроизводства.71

Подчеркнем, что рассматриваемое нарушение закона органами расследования состоит не в несвоевременности ознакомления обвиняемого и защитника с постановлением о назначении экспертизы, а в невыполнении обязанности ознакомить с ним защитника. Уголовно-процессуальный кодекс не дает следователю права произвольного выбора момента выполнения этой обязанности, как, впрочем, и многих других. Как нарушение одних прав стороны защиты не может быть компенсировано предоставлением ей других возможностей, так и невыполнение следователем, дознавателем одной обязанности не компенсируется совершением ими других действий.

Непредставление следователем стороне защиты возможности ознакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы является нарушением конституционного принципа состязательности и равноправия сторон, лишением обвиняемого права на справедливое судебное разбирательство.

Указанное экспертное заключение имеет существенное значение для  исхода дела. С учетом изложенного  следует признать, что неисключение доказательства, полученного с нарушением закона, на основании которого судом присяжных постановлен обвинительный приговор, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора.72

Рассматриваемый аспект сложившейся сегодня практики требует, на наш взгляд, немедленного реагирования со стороны Верховного Суда РФ, поскольку массовое попустительство описанным нарушениям закона фактически означает почти официальное одобрение нарушения закрепленных и гарантированных законом прав обвиняемого как человека и гражданина.

Необходимо запрещения применения такой, исключительной по своей жесткости, меры пресечения, как заключение под стражу, к подозреваемому.

Следует шире применять  такие меры как залог. Преимущество залога в том, что, в отличие от заключения под стражу, задержания, не нарушается личная свобода обвиняемого, не ограничивается его право свободного передвижения, он не ограничивается в общении с другими членами общества, не прекращает трудовую деятельность. При уклонении от следствия лица, к которому была применена данная мера пресечения, залог обращается в доход государства, что в определенной степени компенсирует затраты по дальнейшему розыску обвиняемого, в случае если он скроется от следствия и суда. Кроме того, не связанные с лишением свободы меры пресечения избавляют государство от необходимости затрат на содержание лица, способствуют устранению переполненности в СИЗО.

Сумма залога должна быть определена таким образом, чтобы  стать действительно серьезным  препятствием для нарушения им процессуальных обязанностей. Для обеспечения обвиняемому (подозреваемому) их прав и законных интересов представляется необходимым предусмотреть возможность обжалования им или его защитником суммы залога в суд.

Личное поручительство, по своему содержанию, является наиболее демократичной мерой пресечения. Важно подчеркнуть, что поручители, исполняя свои обязанности, не вправе самостоятельно ограничивать какие-либо права обвиняемого. Преимущество данной меры пресечения состоит в том, что обвиняемый находится на свободе, продолжает свою трудовую деятельность, его общение с другими членами общества не ограничивается.

Кроме того, необходимо также ограничить максимальный срок пребывания лица в медицинском или психиатрическом стационаре для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы двумя месяцами.

Реализация этих мер  будет способствовать соблюдению гарантий неприкосновенности личности в уголовном  судопроизводстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломном проекте рассмотрены вопросы, касающиеся неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве.

Действующая Конституция  провозгласила Россию демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества и защищают и оберегают их. Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах уголовного процесса.

Институт свободы и  неприкосновенности личности означает, что каждое лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого-либо. Институт неприкосновенности личности включает как физическую, так и моральную, духовную, психологическую неприкосновенность.

В уголовном судопроизводстве личная неприкосновенность означает, что никто не должен задерживаться, лишаться свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Неприкосновенность личности, являясь принципом уголовного процесса, базируется на положениях ст. 22 Конституции РФ.

Реальная обеспеченность в государстве неприкосновенности различных сторон жизни граждан свидетельствует о том, что в этом государстве господствуют законность и право, исключающие всякую возможность произвола, обеспечиваются признание, соблюдение и защита нрав и свобод человека как высшей ценности. Отсутствие надежных правовых и политических гарантий этой неприкосновенности открывает путь к произволу, репрессиям, превращает человека в заложника субъективизма и авторитаризма.

С принятием Конституции  РФ и реформированием уголовно-процессуального  законодательства Российской Федерации  все чаще поднимается вопрос о реализации и гарантированности конституционного права на неприкосновенность личности. Эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения, мер, ограничивающих права лиц, попадающих в сферу уголовного судопроизводства. При этом необходимым условием применения ограничительных мер являются законность и обоснованность их осуществления.

Существенные изменения правовой системы России, обозначившие новые  подходы к вопросам, связанным  с полномочиями суда по устранению обстоятельств, препятствующих законному  разрешению дела, выдвигают на повестку дня много новых актуальных вопросов, требующих скорейшего разрешения.


В ходе судебно-правовой реформы в Российской Федерации при проведении научных исследований представляется актуальным решение следующих задач:

- определить место рассматриваемого принципа неприкосновенности личности в системе принципов уголовного судопроизводства России;

- рассмотреть механизм реализации данного принципа при осуществлении отдельных процессуальных действий и порядок восстановления права на неприкосновенность личности, нарушенных в ходе уголовного судопроизводства.

Решение этих задач будет, несомненно, способствовать совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2004. – 73 с.
  2. Международные акты: Сборник документов. – М., 2000.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: От 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательных актов Российской Федерации. – 2001. - № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
  4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. - № 13. – Ст. 1447; 2001. - № 7. – Ст. 607 и № 51. – Ст. 4824; 2004. - № 24. – Ст. 2334.
  5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 // СЗ РФ. – 1995. - № 47. – Ст. 4472; 1999. - № 7. – Ст. 878, № 47. – Ст. 5620; 2000. - № 2. – Ст. 140, № 9. – Ст. 1066; № 16. – Ст. 1774; 2001. - № 1 (ч. 1), ст. 2, № 53 (ч. 1). – Ст. 5018, 5030; 2002. - № 26. – Ст. 2523, № 30. – Ст. 3029, № 40. – Ст. 3853; 2003. - № 27, ст. 2700 (ч. 1).
  6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3349; 1997. - № 29. – Ст. 3502; 1998. - № 30. – Ст. 3613; 1999. - № 2. – Ст. 233; 2000. - № 1 (ч. 1). – Ст. 8; 2001. - № 13. – Ст. 1140; 2003. - № 2. – Ст. 167 и 27. – Ст. 2700 (ч. 1); 2004. - № 27. – Ст. 2711.
  7. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации»: От 31 декабря 1996 года с послед. изм. // СЗ РФ. – 1997. - № 1. – Ст. 1; 2001. - № 51. – Ст. 4825; 2003. - № 27. – Ст. 2698 (ч. 1).
  8. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997. - // СЗ РФ. – 1997. - № 9. – Ст. 1011.
  9. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. – 1998. - № 51. – Ст. 6270; 2004. - № 25. – Ст. 2481.
  10. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. – 2002. - № 23. – Ст. 2102; 2003. - № 44. – Ст. 4262.
  11. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. // СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822.
  12. Определение Верховного Суда РФ от 31 мая 1995 г. по делу Суворова A.M. // Российская юстиция. 1995. № 11.
  13. Постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова от 27 июня 2000 г. - № 11-П // Рос. газета. - 2000. - 4 июля.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности ст. 220-1 и ст. 220-2 УПК РСФСР в связи с жалобой В.А. Аветяна // Рос. газета. – 1995. – 12 мая.
  15. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2001.
  16. Агаев, Ф.А., Галузо, В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе / Ф.А. Агаев, В.Н. Галузо. – М.: Норма 1998.
  17. Англо-русский юридический словарь. - М., 1998.
  18. Анишина, В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие и система / В.И. Анишина // Мировой судья. – 2006. - № 4.
  19. Водолагин, С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России / С. Водолагин // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 25;
  20. Волженкина, В.М. Европейская конвенция о защите прав человека и уголовный процесс / Е.М. Волженкина. – С.-Пб.: Питер, 1998.
  21. Гольбах, П. А. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2 – М., 1963.
  22. Григорьев В.Н. и др. Уголовный процесс: Учебник / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. – М.: Эксмо, 2006. – 832 с.
  23. Гришин, С.П. Активность суда и состязательность уголовного процесса / С.П. Гришин // Мировой судья. – 2006. - № 1. – С. 9 – 13.
  24. Громов, Н.А., Францифоров, Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов / Н.А. Громов, Ю.В. Францифоров. - М., 2000.
  25. Долгоруков, С.В. Принцип неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве: Дисс. канд. юрид. наук / С.В. Долгоруков. – М., 1985.
  26. Енаева, Л.К. Уголовный процесс: Учебник / Л.К. Енаева. – М.: Форум – Инфра-М, 2003. – 304 с.
  27. Еникеев, З.Д. Социальная ценность и эффективность мер уголовно-процессуального пресечения / З.Д. Еникеев. – Уфа, 1979.
  28. Жога, Е.Ю., Громов, Н.А. Арест, как мера пресечения в свете презумпции невиновности / Е.Ю. Жога, Н.А. Громов // Следователь. – 2000. - № 6. - С. 22 – 24.
  29. Жогин, Н.В, Фаткуллин, Ф.Н. Предварительное следствие / Н.В. Жогин, Ф.Н. Фаткуллин. - М., 1965.
  30. Ильин, И.А. Избранные произведения / И.А. Ильин. – М.: Сфера, 2004.
  31. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. – М., 1983.
  32. Каминская, В.И. В чем значение процессуальных гарантий в советском уголовном процессе / В.И. Каминская // Советское государство и право. - 1950. - № 5.
  33. Каминская, В.И. Охрана прав и законных интересов граждан в уголовно-процессуальном праве / В.И. Каминская // Советское государство и право. – 1968. - № 10. – С. 34 – 35.
  34. Клочков, В.В. Методология и методика изучения состояния законности / В.В. Клочков // Состояние законности в Российской Федерации (1993 - 1995 годы). – М., 1995.
  35. Колоколов, Н. Правосудие в Канаде: пример успешного решения организационных проблем / Н. Колоколов // Уголовное право. - 2001. - № 2.
  36. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник / С.А. Комаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1998. – 416 с.
  37. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ: Практическое руководство / Под общ. ред. В.В. Мозякова; МВД РФ. – М.: Экзамен, 2002. – 863 с.
  38. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. – М., 1997.
  39. Корнуков, В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве / В.М. Корнуков. – Саратов, 1978.
  40. Краткая характеристика состояния преступности в России в 2000 г. // Рос. юстиция. – 2001. - № 3.
  41. Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние / В.Н. Кудрявцев // Законность в Российской Федерации. – М., 1998.
  42. Кутафин, О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации / О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2004. – С. 26.
  43. Куцова, Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе / Э.Ф. Куцова. – М., 1973.
  44. Лазарева, В., Лапузин, А. Неознакомление защитника с постановлением о назначении экспертизы как основания признания заключения эксперта недопустимым доказательством / В. Лазарева, А. Лапузин // Уголовное право. – 2009. - № 1. – С. 99 – 104.
  45. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. – Саратов, 1994.
  46. Малько, А.В., Суменков, С. Ю. Привилегии и иммунитеты, как особые правовые исключения. / А.В. Малько, С. Ю. Суменков.- Пенза, 2005.
  47. Меголатьев, А.А. Проблема свободы и ответственности человека / А.А. Меголатьев // Социально-политический журнал. – 1998. № 4. – С. 60 – 64.
  48. Мирзоев, Г. Защита прав человека и роль правоохранительной системы государства в ее обеспечении / Г. Мирзоев // Уголовное право. – 2006. - № 3. – С. 114 – 119.
  49. Михайловская, И. Права личности – новый приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ / И. Михайловская // Российская юстиция. – 2002. - № 7.
  50. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. – М. 1995.
  51. Мюллерсон, Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р.А. Мюллерсон. – М., 1991.
  52. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. – М.: Спарк, 2002. – 991 с.
  53. Новый энциклопедический словарь.  – М., 2001. – С. 800;
  54. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  55. Павликов, С.Г. К вопросу о роли мировой юстиции в защите прав и свобод российских граждан / С.Г. Павликов // Мировой судья. – 2005. - № 2. – С. 6 – 7.
  56. Рыжаков, А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – 2-е изд., доп. и изм. – М.: Норма, 2003. – 688 с.
  57. Самылина,<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=

Информация о работе Гарантии неприкосновенности личности