Договор перевозки груза: форма, содержание, существенные условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 20:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытии системы правового регулирования грузовых перевозок различными видами транспорта на основе общей характеристики договора перевозки грузов и выявлении особенностей отдельных видов грузоперевозок, обнаружении недостатков в процессе правового регулирования отношений в сфере грузовых перевозок и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать содержание договора перевозки груза, его существенные условия, права и обязанности сторон;
2. Выявить особенности правового регулирования формы и порядка заключения договора перевозки грузов;
3. Исследовать правовую природу, роль, значение и место общественных отношений, связанных с организацией грузовых перевозок различными видами транспорта, как института гражданского права;
4. Рассмотреть действующую систему правового регулирования организации грузовых перевозок ;
5. Рассмотреть актуальные проблемы правового регулирования грузовых перевозок, в частности в сфере применения мер гражданско-правовой ответственности по договору перевозки груза.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Договор перевозки груза: форма, содержание, существенные условия.
§1. Общая характеристика обязательств по перевозке грузов…………………
§2. Понятие и существенные условия договора перевозки груза………………
§3. Основания прекращения договора перевозки груза…………………………
ГЛАВА 2. Перевозка груза различными видами транспорта……………………
§1. Правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом…
§2. Правовое регулирование перевозки грузов железнодорожным транспортом
§3. Правовое регулирование перевозки грузов водными видами транспорта……
§4. Правовое регулирование авиаперевозки грузов ……………………….
ГЛАВА 3. Актуальные проблемы практики применения договора перевозки грузов…………………………………………………………………………………
§1. Проблемы правового регулирования грузовых перевозок………………..
§2. Анализ судебной практики по спорам, вытекающим из договора перевозки грузов………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом перевозка 2011.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

Транспортное  обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения.

Немало споров возникает в связи с определением правовой природы транспортных обязательств. Большинство из споров относятся  к понятию «плана перевозки». Признание  плана перевозки в качестве основания  возникновения транспортного обязательства  всегда не было бесспорным. Одни авторы отстаивали договорную природу транспортного обязательства, полагая, что план перевозки — достаточное документальное оформление правоотношений.

Однако, ГК не применяет  термина «план перевозки». По этому  же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п. 1 ст. 794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории «иных договоров», что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозки» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа).

Таким образом, в соответствии с действующим  гражданским законодательством  подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т. е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза.

Договор перевозки  является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Известно, что признание отношений по перевозке договорными в советский период пришло не сразу. Начиная с 20-х и до конца 50-х годов прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства при социализме.

Юристы, чье  профессиональное мировоззрение сформировалось в дореволюционный период, не могли  не заметить, что "договор в гражданско-правовом его значении уступает целый ряд  принадлежащих ему ранее позиций  административно-правовым актам"9.

Немаловажным  основанием для такого вывода было и то, что Уставы железных дорог 1935 и 1954 годов, равно как и Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 года, не содержали определение договора перевозки.

Дореволюционная доктрина российской цивилистики не оставляла сомнений в договорной природе перевозочных отношений. Уже в "Очерке основных понятий торгового права", опубликованном в 1886 году, П.П. Цитович писал, что если "обращение товаров в смысле перехода от одного лица к другому происходит главным образом через договор покупки", то "обращение (циркуляция) товаров в смысле перехода с места на место происходит через договор перевозки (транспорта)". 

В третьем томе "Курса гражданского права", увидевшем  свет в 1896 году, К.П. Победоносцев указывал, что "при облегченном и усиленном в последнее время передвижении товаров и вещей между отдельными местностями, морским путем и по железным дорогам особенно важное значение получил договор о перевозке, или фрахтовый"10.

Если П.П. Цитович  и К.П. Победоносцев ограничиваются лишь перечислением характерных признаков договорных отношений по перевозке, то Г.Ф. Шершеневич во втором томе своего четырехтомного "Курса торгового права" дает определение договора перевозки как соглашения, "в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю"11.

Нетрудно заметить, что  приведенное определение мало чем отличается от определений, даваемых в современной научной и учебной литературе, основанных на действующем законодательстве.

С переходом к жесткому административно-правовому регулированию  общественных отношений в сфере  хозяйствования, по мнению некоторых цивилистов, побудительным основанием для вступления в отношения по перевозке грузов стали плановые акты, порождающие соответствующие обязанности.

Следствием подобных взглядов явилась так называемая односторонне-сделочная  или бездоговорная концепция  зарождения перевозочных отношений. Ее сторонники утверждали, что сдача и принятие груза к перевозке совершаются во исполнение обязанностей, установленных для железной дороги и отправителя планом перевозок, и в особом договорном оформлении не нуждаются12. При этом они считали, что совершаемые каждым из участников действия имеют характер односторонних сделок.

Наряду с приведенной  концепцией получили распространение  и воспринятые впоследствии законодателем  взгляды на природу перевозочных отношений как договорных.

На это обстоятельство, в частности, указывал И.Б. Новицкий в своей монографии "Обязательство  заключить договор"13. С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, в которых глава 9, посвященная перевозкам, открывалась ст. 72, содержащей определения договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, уже никто более не ставил под сомнение в юридической литературе договорную природу перевозки.

В Гражданских кодексах союзных  республик, в том числе и в  ГК РСФСР (1964 г.), договор перевозки получил окончательную прописку.

Соответствующие правила  появились и в Уставе железных дорог СССР (1964 г.), и в Кодексе  торгового мореплавания Союза ССР (1968 г.), а затем и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР (1969 г.). Таким образом, формулировка п. 1 ст. 784 ныне действующего Гражданского кодекса, символизируя возврат страны к рыночной экономике, в которой оборот товаров, работ и услуг возможен только на договорной основе в соответствии с провозглашенным принципом свободы договора, одновременно ставит точку в полемике относительно договорной природы перевозочных отношений.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный  ему отправителем груз в пункт  назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как следует из приведенного определения, договор перевозки груза является реальным. По общему признанию, об этом свидетельствует ссылка на возникновение у перевозчика обязанности по доставке груза в момент его вверения. А это, следовательно, означает, что рассматриваемый договор опосредует лишь процесс перемещения груза в пространстве; отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, остаются за рамками этого договора.

Как правило, они  опосредуются договорами на организацию  перевозок (ст. 798 ГК РФ), при этом операции, выполняемые на подготовительной стадии, могут выступать и в качестве предмета договора транспортной экспедиции, договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др.

В связи с  этим в юридической литературе советского периода отношения, складывающиеся в процессе планирования перевозок  и организации их выполнения посредством  подачи заявок транспортным организациям на потребное количество транспортных средств для перевозки определенного груза, получили название организационных, а принятые перевозчиком к исполнению поданные отправителями заявки - плановыми предпосылками договора перевозки14. Процесс формирования плановых предпосылок договора перевозки на некоторых видах транспорта протекал в рамках организационных договоров (годовых, специальных, навигационных).

С принятием  Гражданского кодекса 1994 года и обновлением  транспортных уставов и кодексов планирование перевозок грузов приобрело  технико-экономический, а не административно-правовой характер15. Это, однако, кардинально изменило подходы к оценке правовой природы отношений, складывающихся на стадии подготовки перевозочного процесса.

Некоторые ученые высказываются в том смысле, что "из факта подачи грузоотправителем  и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель - использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК)"16.

Отсюда автор  этой точки зрения В.В. Витрянский приходит к выводу о том, что "источником обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое  путем подачи заявки и ее принятия, которое не может быть не чем иным, как договором"17.

Аналогичного  мнения, по существу, придерживается и  Т.Е. Абова, которая полагает, что  указанными отношениями "опосредуется самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки", и что "принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки груза перевозчиком и их использованию грузоотправителем"18.

Подобный взгляд на природу обсуждаемых отношений высказан и в учебнике "Коммерческое право". Автор соответствующей главы Н.С. Ковалевская считает, что при разовой перевозке обязательство по предоставлению транспортного средства "основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т.е. также имеет договорный характер"19.

С отмеченных позиций  последних авторов концепция  организационных предпосылок договора перевозки была подвергнута резкой критике, хотя, на наш взгляд, для  этого нет достаточных оснований  уже потому, что указанная концепция сложилась в то время, когда господствовала система планового распределения товаров, работ и услуг. К тому же гражданско-правовой характер отношений, складывающихся на стадии согласования позиций будущих участников договора перевозки, уже тогда не вызывал сомнений. Более того, никто не отрицал и двусторонний характер обязанностей, вытекающих из плана перевозок, сформированного посредством согласования поданной клиентом органов транспорта заявки, ибо это прямо вытекало из ст. 73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривающей и взаимную имущественную ответственность перевозчика и отправителя за их неисполнение. Вывод же о договорной природе складывающихся здесь отношений стал возможным, на наш взгляд, вследствие деформации административно-правовой природы плана перевозок в технико-экономическое средство учета потребностей клиентуры в перевозках. Иными словами, план грузовых перевозок утратил значение обязательного основания для заключения договора перевозки.

Организационные договоры в настоящее время занимают достойное место в гражданском  праве России. Однако цель, которую  они преследуют зачастую определяется не точно. Направлены они, с нашей  точки зрения, не на регламентацию  организации работ или услуг, а на организацию правоотношений по оказанию услуг. Отличия, по мнению Морозова С.Ю.20 здесь значительные.

Действия организатора перевозки в настоящее время, являются фактическими и не устанавливают  масштаба поведения участников, не приобретают правовой формы, признаками которой является связь с нормами права, и установление определенной меры поведения индивидов.

При организации  же правоотношений необходим внешний  регулятор, посредством которого устанавливается  правовая связь участников организуемого правоотношения грузовой или пассажирской перевозки, в котором перевозчик обладает наличием ряда субъективных прав и обязанностей, ««переплетение» которых с обязанностями и правами другой стороны образуют сложную структуру рассматриваемого явления». В качестве такого регулятора в данном случае наряду с правовыми нормами выступает организационный договор, который направлен либо на организацию возникновения обязательственного правоотношения либо на организацию его исполнения.

Организация возникновения  договорного правоотношения в отличие от организации общественного отношения предполагает действия по согласованию: 1) мер возможного поведения управомоченного лица; 2) мер должного поведения обязанного лица; 3) оптимального сочетания прав и обязанностей сторон; 4) мер ответственности за неисполнение обязанностей.

Организация исполнения обязательства предполагает организацию  положительных действий контрагентов, которые зависят от содержания конкретного  обязательства. При этом следует  учитывать, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

В литературе неоднократно предпринимались попытки выделения группы вспомогательных транспортных договоров. В той или иной степени исследователи в данную группу включали транспортные организационные договоры. Так, В.В. Долинская к числу транспортных относит: 1) договоры об организации перевозок; 2) договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа; 3) вспомогательные транспортные договоры. Предметом вспомогательных договоров является оказание услуг не по перевозке, а связанных с перевозкой в первую очередь и в основном грузов. К числу наиболее распространенных автор относит договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, договор на подачу и уборку вагонов. Перед нами очередной пример противопоставления организационных договоров вспомогательным, и отнесения части их к группе договоров на оказание услуг.

Информация о работе Договор перевозки груза: форма, содержание, существенные условия