Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.
Степень освещения и теоретическая база исследования. Обозначенные недостатки законодательного регулирования вызваны, в первую очередь, отсутствием общего комплексного научно-теоретического исследования по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТОРОН ПО ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 34
2.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ 35
2.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА 43
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Как отмечается, «это принципиальный момент по общему правилу сделки с недвижимым имуществом, к которым относятся и некоторые виды транспортных средств и, в частности, договоры аренды недвижимости, заключаемые на срок более 1 года, требуют государственной регистрации (ст. ст. 164, 169 ГК РФ) »47.
Определенная коллизия возникла в связи с принятием КТМ РФ. Положения п.п. 1, 6 ст. 33 указанного Кодекса обязывают иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру (фрахтование судна без экипажа), которому временно предоставлено право плавания под государственным флагом Российской Федерации (п. п. 2, 3 ст. 15 КТМ РФ), зарегистрироваться в бербоут-чартерном реестре. Вероятно, представленная норма, вызванная сменой государственного флага судна, является объяснимым исключением из рассмотренной общей нормы абз. 2 ст. 642 ГК РФ, так как право плавания судна под государственным флагом Российской Федерации, в частности, означает, что судно должно быть укомплектовано экипажем в соответствии с законодательством Российской Федерации и должно подчиняться законодательству Российской Федерации о труде, безопасности мореплавания и судовых документах, а также о защите морской среды от загрязнения.
Следовательно, простая письменная форма договора аренды транспортного средства, закрепленная ГК РФ, является достаточной для удостоверения соответствующих прав и оптимальной по оперативности и рациональности в гражданском обороте.
Как правило, транспортные средства подлежат обязательной государственной регистрации; в частности, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Однако в данном случае регистрация является административным актом, имеющим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением вещного права и его регистрацией (удостоверением вещных прав) не связана48. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регистрация автотранспортного средства устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к дорожному движению.
Срок договора. Другая особенность правового регулирования аренды транспортных средств, которая позволяет выделить данный договор в самостоятельный вид договора аренды, – положение о неприменении норм ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок (молчаливом возобновлении) и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Данные нормы являются императивными, обязательными для сторон независимо от их волеизъявления.
В Арбитражном суде
Саратовской области
В данном примере
арбитражной практики налицо отсутствие
у истца правильного
Моментом окончания действия договора будет являться не передача арендуемого автомобиля арендодателю, а истечение указанного в договоре срока. Устная договоренность не соответствует форме заключения договора аренды транспортных средств, должна быть исключительно письменная форма соответствующего договора независимо как от его срока, так и от лиц (физических и юридических), его заключивших. Данное правило в соответствии со ст. ст. 633, 643 ГК РФ распространяется как на договоры аренды транспортных средств с экипажем, так и на договоры аренды транспортных средств без экипажа. Пункт 1 ст. 609 ГК РФ, допускающий для соглашений, заключаемых физическими лицами на срок не более 1 года, устную форму, не действует. Поэтому и устная договоренность в рассматриваемом примере арбитражной практики не будет иметь юридической силы.
АООТ «Саратовское речное транспортное предприятие» заключило с АОЗТ «Трансмаркет» договор аренды теплоходов «Воркута» и «Камышин» без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Пункт 3 данного договора предусматривает: «Срок договора аренды устанавливается с 1 января 1997 года до 1 января 1998 года. Если арендатор в течение двух месяцев до окончания договора не заявит о его расторжении, то договор считается продленным на следующий календарный срок»50.
В каждом случае, когда
стороны заключают договор, они
должны согласовывать не только его
условия, которые определяют права
и обязанности контрагентов, но наряду
с этим учитывать, что «в силу заключенного
ими договора они оказываются
связанными также правами и обязанностями,
которые предусмотрены в
Для возобновления договорных отношений аренды транспортных средств необходима не пролонгация (в понимании норм п. 2 ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора на тех же условиях) уже имеющегося, но закончившего срок своего действия договора, а в любом случае, даже при сохранении прежних условий, заключение совершенно нового договора с обязательным уточнением (например, по срокам) либо возможным включением в него новых условий, устанавливающих права и обязанности сторон.
В соответствии с этим предполагается, как правило, наличие акта приемки-передачи транспортного средства при завершении срока договора и составление другого акта приемки-передачи транспортного средства при заключении нового договора аренды транспортного средства, хотя бы и на условиях предыдущего, а значит, фактически идентичного договора.
Используя метод правового
моделирования, можно предположить
возникновение на практике следующих
позитивных ситуаций, в которых форма
соответствует содержанию взаимоотношений,
воле договаривающихся субъектов: например,
договор прекратил свое действие
в соответствии с истечением срока
договора; правовые отношения прекратились;
стороны заключили новый
В другом варианте стороны правомерно предполагают, что договор аренды транспортного средства не прекращался и продолжает свое действие при заключении дополнительного соглашения (акцессорного договора).
В частности, п. 1 дополнительного соглашения к договору аренды автотранспорта № 39/96 от 3 мая 1996 г. между АООТ «Специализированный инвестиционный фонд приватизации «Образование» и «Торговый дом «Образование» гласит: «Стороны договорились внести в договор аренды автотранспорта N 39/96... пункт 3.1 следующего содержания: «Срок действия договора устанавливается до 02.11.96»52. Принятие сторонами дополнительного соглашения вносит в договор аренды изменение (дополнение) о новом сроке либо возобновляет соответствующие правовые отношения сторон по уже новому договору аренды транспортных средств на новый срок (при истечении первоначального срока договора).
Таким образом, из рассматриваемых положений на первый взгляд следует, что срок договора и срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, никогда не совпадают и различаются как по существу, так и по длительности. Если срок, на который наниматель может получить транспортное средство в пользование, рассматривать не в рамках срока договора («когда транспортные средства подаются нанимателю только по его заявкам, а в нерабочее время они находятся во владении наймодателя»53), то он может быть объективно ограничен при позитивном волеизъявлении сторон лишь сроком возможной эксплуатации транспортного средства, а по длительности может включать в себя определенное количество заключаемых договоров.
Срок договора аренды транспортного средства является диспозитивным, т.е. устанавливаемым по соглашению сторон. Однако можно ли его отнести к абсолютно определенным срокам? ГК РФ не оговаривает ни предельно возможный срок договора аренды транспортных средств, ни срок как обязательное условие заключения договора, без которого он не может считаться заключенным. Таким образом, если договор заключается на неопределенный срок либо он вообще не указывается в соответствии с нормой п. 2 ст. 610 ГК РФ, то положения ч. 2 ст. 632 и ч. 2 ст. 642 ГК РФ теряют свою актуальность и юридическую значимость для возникающих конкретных правоотношений. Из этого следует, что срок договора аренды может быть неопределенным (неуказанным), а значит, срок договора и срок, на который арендатор может получить транспортное средство в пользование, могут совпадать в отличие от норм прежнего законодательства, которое ограничивало срок действия договора аренды транспортных средств по общему правилу до 1 года (статья 278, ч. 2 ст. 277, ч. 3 ст. 278 ГК РСФСР 1964 г.).
В отличие от предшествующего периода, когда срок договора аренды рассматривался в качестве существенного условия договора и при его отсутствии в договоре он считался незаключенным, согласно ныне действующему законодательству срок договора аренды транспортных средств, как правило, не является его существенным условием и не ограничивается какими-либо временными рамками. Тем не менее, из общего правила могут быть исключения. ГК РФ допускает как установление федеральным законом максимальных (предельных) сроков договоров аренды отдельных видов имущества и отдельных видов аренды (п. 3 ст. 610 Кодекса), так и необходимости закрепления в договоре «определенного срока» как существенного, обязательного условия договора (ст. ст. 641, 649 ГК РФ). Примерами последнего утверждения могут служить фрахтование судна на время (тайм-чартер) (ст. ст. 198, 200 КТМ РФ) и фрахтование судна без экипажа (ст. ст. 211, 213 КТМ РФ).
Императивное закрепление норм в правовом регулировании максимальных и минимальных сроков аренды транспортных средств, как это имело место в прежнем законодательстве республик Союза ССР, не будет иметь положительного коммерческого и хозяйственного эффекта. Исключительно сам собственник, стороны договора, как никакие другие лица, заинтересованы в точном определении целесообразности, экономичности и рентабельности установления необходимых сроков.
Выводы. Предметом договора аренды транспортного средства является техническое устройство, способное к перемещению в пространстве, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и обладающее свойствами источника повышенной опасности.
Анализ определений договора аренды (фрахтования) транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды (фрахтования) транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ) позволяет сделать наиболее общий вывод: договор аренды транспортного средства – это возмездное двухстороннее соглашение, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) транспортное средство за плату во временное владение и пользование с целью бытовой, производственной или коммерческой эксплуатации с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таковых услуг.
Наиболее важные аспекты договора аренды транспортного средства:
– к регулированию данного гражданско-правового договора не применяется ряд общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок;
– договор аренды транспортного средства не подлежит государственной регистрации;
– обязанностью арендатора в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства является поддержка сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта;
– арендатору транспортного средства по общему правилу предоставлено право без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду.
В юридической литературе высказываются разные точки зрения относительно понятия договора аренды транспортного средства, его правовой природы и особенностей. Однако, касательно разновидностей договоров аренды транспортного средства, оснований классификации таких договоров многие авторы сходятся во мнении, что основным принципом деления является предоставление (не предоставление) дополнительных услуг, а именно услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. По этому основанию выделяют:
– договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) ст. 632 ГК РФ;
– договор аренды транспортного средства без экипажа ст. 642 ГК РФ.
Этот принцип деления договоров аренды транспортного средства является основным, по мнению большинства ученых54, а также единственным закрепленным в Гражданском кодексе РФ.