Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:05, дипломная работа
Цель настоящего исследования заключается в проведении комплексного анализа судопроизводства по делам об усыновлении, рассмотрении отдельно каждой стадии судопроизводства с выделением особенностей, характерных именно для дел указанной категории, а также выявлении ошибок при рассмотрении в судах дел об усыновлении и поиск путей их устранения для повышения качества правоприменительной практики, в связи с чем основными задачами выступают:
- выявление отдельных процессуальных аспектов формирования современного судебного усыновления в работах ученых дореволюционного и советского периодов;
- изучение сущности и особенностей отдельных видов судопроизводства по гражданским делам;
- анализ работ по общим вопросам, имеющим отношение к отдельным стадиям судопроизводства;
- выявление особенностей судопроизводства по делам об усыновлении на каждой его стадии;
Ст. 124 СК РФ последнего условия не содержит. Однако, имея ввиду приоритет международного закона над российским, суд должен проверять и то, обеспечивается ли ребенку в детском учреждении надлежащий уход. Однако при рассмотрении дела встают вопросы – какой уход считать надлежащим, а если он признан судом таковым, является ли это основанием для отказа иностранным гражданам в усыновлении54. На наш взгляд, в данной ситуации необходимо привести в соответствие с международным правом норму статьи 124 СК РФ, в которой также следует указать: «если ли ребенку находящемуся в детском учреждении обеспечивается надлежащий уход, то это является основанием для отказа в удовлетворении просьбы усыновить ребенка иностранным гражданам».
В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством дела особого производства рассматриваются судьей единолично. Для обеспечения тайны усыновления разбирательство проводится в закрытом судебном заседании, чему, на наш взгляд, должен соответствовать процессуальный документ – определение.
По вопросам применения ст. 124 СК РФ и других правовых норм определенный интерес представляет мнение, изложенное В. Парашуткиным и Е. Львовой в статье «Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами». Авторами высказана точка зрения, что в законодательном порядке следовало бы регламентировать рассмотрение дел об усыновлении детей иностранцами в коллегиальном составе55. На наш взгляд, с учетом специфики дел данной категории, это бы обеспечивало более тщательное выяснение обстоятельств, связанных с правомерностью передачи ребенка на усыновление лицам, обратившимся в суд с такой просьбой.
В соответствии со ст. 269 ГПК РФ иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении в соответствующий суд субъекта РФ по месту жительства усыновляемого ребенка56. При этом закон не делает исключения для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. Хотя в судебной практике встретилось дело об усыновлении иностранным гражданином своей падчерицы, решение по делу было вынесено районным судом. В материалах дела имелись документы, подтверждающие, что усыновитель работает в московском представительстве иностранной компании, проживает в Москве. В данном случае имело место нарушение действующей нормы процессуального права, не отразившееся на существе решения.
Представляется, что следует внести изменения в законодательство, позволяющее иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории РФ, обращаться с заявлением об усыновлении своих пасынков (падчериц) в районные суды. В таких случаях нет необходимости получать разрешение компетентного органа иностранного государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное место жительства. Медицинское освидетельствование усыновитель проходит на территории РФ, справка с места работы и документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, также должны быть получены на территории России в порядке, установленном для усыновителей – российских граждан57.
Бремя доказывания психологической совместимости ребенка и усыновителей при установлении усыновления иностранными гражданами должно лежать на российских органах опеки и попечительства, которые обязаны отразить свою позицию в заключении, предоставляемом суду.
В целях устранения ошибок в судебном процессе по установлению усыновления, целесообразно предусмотреть в ГПК РФ специальную главу - 29 «прим» - посвященную международному усыновлению, где должны получить отражение все особенности стадий судопроизводства по делам об усыновлении детей иностранными гражданами (при возбуждении дела, подготовке его к судебному разбирательству, при судебном разбирательстве, определении состава участников процесса, их процессуального положения, а также содержания судебных актов).
Переходя к рассмотрению вопроса о судебном решении, которое выносится по исследуемой категории дел, следует отметить, что решение по делам об усыновлении носит конституирующий характер, то есть оно устанавливает ранее не существовавшие правоотношения между различными субъектами (усыновителем и усыновленным), посредством установления фактов, имеющих правообразующее значение. Суд, признав факты установленными, выносит решение об усыновлении, которое является основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей между усыновителем и усыновленным
Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Суд выносит решение именем Российской Федерации, оно составляется письменно и подписывается судьей. После принятия решения и его подписания судья возвращается в зал и объявляет (зачитывает) решение. Если какие-то пункты решения усыновителям неясны то, они могут попросить судью разъяснить их. Судья так же разъясняет, когда решение вступит в законную силу, порядок и сроки обжалования решения.
Решение суда состоит из двух частей краткого и полного (мотивированного). Более полное решение, содержащее мотивировочную часть, судья имеет право составить позже в течение 5 дней с момента вынесения решения.
Взаимные права и обязанности между усыновителем и ребенком возникают с момента вступления суда в законную силу. Решение суда вступает в силу через 10 дней с момента его вынесения, если за это время не поступит кассационная жалоба от заинтересованных лиц или кассационное представление от прокурора.
При наличии особых обстоятельств и/или отсутствии возражений по существу дела у всех участников, судья может принять определение о немедленном исполнении решения, т.е. выдать решение суда в краткой форме усыновителям на руки в течение 3-х часов с момента его вынесения.
Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
В водной части указываются дата и место принятия решения суда, наименование суда и состав суда, секретарь заседания, усыновители, их представители и все другие лица, участвующие в деле, предмет слушания и заявленные просьбы.
В описательной части содержатся мнения участников слушания, объяснения ситуации и возражения.
В мотивировочной части указываются обстоятельства дела, на основании которых суд принял решение, перечислены доказательства, доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства. Указываются законы, которыми руководствовался судья.
Резолютивная часть содержит выводы суда об удовлетворении просьбы усыновителей в установлении усыновления или отказывает в ней. В случае положительного решения суд признает ребенка усыновленным конкретным лицом (лицами). Указываются все данные усыновителей и усыновленного ребенка в виде, необходимом для государственной регистрации усыновления в органах ЗАГС.
Суд, удовлетворив заявление усыновителя (ей) в целом может отказать в части просьб в пунктах:
При наличии ходатайства родственников умершего родителя о сохранении между ними и ребенком правоотношений и удовлетворении этой просьбы судом, в решении указывается, какие правоотношения и между кем сохраняются.
Получить копию решения может усыновитель или его представитель в канцелярии суда. Усыновителю для этого достаточно взять с собой паспорт, а представителю потребуется нотариально заверенная доверенность. Количество копий, получаемых усыновителем, не ограничено, но обычно хватает двух-трех. Одна копия с краткой части решения суда потребуется для регистрации усыновления в ЗАГСе, копию с полного решения следует оставить себе про запас.
В любом случае в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в силу, канцелярия суда направляет копию решения в ЗАГС для регистрации усыновления.
2. 4. Отмена усыновления по действующему законодательству
В соответствии со ст. 140 СК РФ отмена усыновления производится в судебном порядке, в исковом производстве.
О возможности применения правил искового производства по делам об отмене усыновления было указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9. Данное положение об исковом порядке отмены судом усыновления впоследствии нашло законодательное закрепление в новом ГПК РФ (ст. 275 ГПК).
Следует отметить, что не все правоведы и процессуалисты согласны с данной постановкой вопроса. Так, Г. И. Вершинина подвергая подробному анализу норму об отмене усыновления, приходит к выводу, что по данной категории дел также как и в делах по усыновлению, не существует спора, хотя законодатель отнес их к исковому производству, расположив в главе «Особое производство» и вызвав тем самым полемику среди ученых и сложность в определении процессуального положения лиц, участвующих в деле58.
В обосновании своей позиции Г. И. Вершинина приводит следующие доводы. Орган опеки и попечительства невозможно привлечь в судопроизводство в качестве ответчика, как предлагается отдельными учеными, поскольку у последних отсутствует как материально-правовой, так и субъективный интерес. Орган опеки и попечительства имеет, так называемый, служебный интерес, обусловленный осуществляемыми им функциями - защита прав и интересов несовершеннолетних. В противном случае прокурора можно было бы привлечь в качестве ответчика, так как в судопроизводстве по делам об усыновлении он привлекается с аналогичными целями.
Г. И. Вершинина не соглашается с мнением отдельных ученых (А.М Нечаева., М.В. Антокольская, И.М. Кузнецова), относящих дела об отмене усыновления к спорам, связанным с воспитанием детей, и приходит к убеждению, что в суде достаточно доказать наличие совокупности юридических фактов, указанных в ст. 141 СК РФ (например, злоупотребление родительскими правами, несовместимость психо-эмоциональных черт характера усыновителя и усыновленного и т. д.).
Кроме всего прочего автор полагает, что в случае отмены усыновления по иску усыновителя при отсутствии его вины, он фактически должен предъявить иск к самому себе, что создает трудности на практике, неустранимые с позиции ГПК РФ.
К тому же, ни прокурор, ни орган опеки и попечительства, ни усыновители (усыновитель), ни родители, ни сам усыновленный ребенок не могут быть сторонами предполагаемого спорного правоотношения, поскольку отсутствует сам спор.
На наш взгляд, спор о праве как раз присутствует, поэтому согласиться с позицией вышеуказанного автора не представляется возможным.
Отмена усыновления означает, что правовая связь между ребёнком и усыновителем прекращается, за исключением некоторых случаев сохранения отношений по содержанию усыновлённого. Одновременно, если этого требуют интересы ребенка, восстанавливаются взаимные права и обязанности биологических родителей, из чего следует, что отмена усыновления является правопрекращающим и правоустанавливающим юридическим фактом.
Правом требовать отмены усыновления ребенка обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор (ст. 142 СК РФ).
Если такое требование заявлено усыновителями, надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок, защита прав и интересов которого осуществляется лицами, указанными в п. 1 ст. 56 СК РФ.
Следует отметить, что отсутствие указания на подсудность дел об отмене усыновления в ГПК РФ представляет собой пробел процессуального законодательства. В связи с этим обращается внимание на неудачное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ59 по данному вопросу, что нарушает единообразие в правоприменительной практике.
В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»: «дела об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства рассматриваются соответственно верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, дела об отмене усыновления ребенка в указанных случаях также должны разрешаться вышеназванными судами». О подсудности дел об отмене усыновления детей российскими гражданами Пленум Верховного Суда РФ разъяснений вообще не дает.
Исходя из этого, предлагается дополнить статью 275 ГПК РФ частью второй следующего содержания: «заявление об отмене усыновления подается в суд, вынесший решение об усыновлении ребенка».
Усыновление может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей, необходимо иметь в виду, что в случаях уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления этими правами либо жестокого обращения с усыновленными, а также если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, судом может быть решен вопрос об отмене усыновления (ст. 140, пункт 1 ст. 141 СК РФ), а не о лишении или ограничении родительских прав (ст.ст. 69, 70, 73 СК РФ). В указанных случаях согласия ребенка на отмену усыновления не требуется (ст. 57 СК РФ).
Суд, исходя из пункта 2 статьи 141 СК РФ, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (статья 57, пункт 2 статьи 141 СК РФ).
Информация о работе Анализ судебной практики по делам об усыновлении: правоприменительные проблемы