Анализ судебной практики по делам об усыновлении: правоприменительные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в проведении комплексного анализа судопроизводства по делам об усыновлении, рассмотрении отдельно каждой стадии судопроизводства с выделением особенностей, характерных именно для дел указанной категории, а также выявлении ошибок при рассмотрении в судах дел об усыновлении и поиск путей их устранения для повышения качества правоприменительной практики, в связи с чем основными задачами выступают:
- выявление отдельных процессуальных аспектов формирования современного судебного усыновления в работах ученых дореволюционного и советского периодов;
- изучение сущности и особенностей отдельных видов судопроизводства по гражданским делам;
- анализ работ по общим вопросам, имеющим отношение к отдельным стадиям судопроизводства;
- выявление особенностей судопроизводства по делам об усыновлении на каждой его стадии;

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 477.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии со ст. ст. 16, 17 Декларации и ст. 21 Конвенции усыновление ребенка за границей в качестве альтернативного решения вопроса обеспечения ребенка семьей может рассматриваться лишь в случае, если не представляется возможным передать его другой семье на воспитание или усыновление или обеспечить для него надлежащую заботу в стране происхождения.

В виду того, что дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства, принцип состязательности действует не в полной мере, но, поскольку это касается интересов детей, суду необходимо проявлять большую, по сравнению с исковым, активность в формировании доказательственной базы, не ограничиваясь только представленными заявителем и органом опеки и попечительства документами.

В связи со сказанным следует положительно оценить практику, сложившуюся еще в 1926 году в части выяснения согласия членов семьи усыновителя, и предлагается предусмотреть в действующем законодательстве получение согласия на усыновление членов семьи усыновителя, не ограничиваясь только выяснением их мнения.

 

2. 3. Особенности судебного разбирательства в делах об усыновлении

 

2. 3. 1. Усыновление детей российскими гражданами

 

Дела об усыновлении рассматриваются и разрешаются единолично судьей (ст. 14 ГПК РФ) в закрытом судебном заседании, включая объявление решения, с обязательным личным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, а также ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет.

По смыслу ст. 273 ГПК РФ неявка указанных лиц в судебное заседание исключает возможность рассмотрения дела в их отсутствие и вынесения решения об усыновлении ребенка. Следует заметить, что в п. 3 постановления Пленума от 20 апреля 2006 года № 8 уточнена правовая позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу. Ранее в п. 3 постановления Пленума от 4 июля 1997 года № 9, по сути, косвенно допускалось рассмотрение дела по усыновлению ребенка в судебном заседании по существу и без обязательного участия указанных лиц, но с оговоркой, что подобное нарушение может явиться основанием к отмене решения суда, если это нарушение привело либо могло привести к неправильному разрешению дела. На наш взгляд, не нужны подробные комментарии, в доказательство того, что неучастие в деле по усыновлению лиц, перечисленных в статье 273 ГПК РФ, однозначно приведет к неправильному разрешению дела.

При необходимости для уточнения обстоятельств дела в суде могут участвовать другие лица. Они могут быть вызваны заявителями, судьей, прокурором или по ходатайству заинтересованных лиц. К ним относятся: представитель заявителя; эксперты, свидетели; ребенок 10-13 лет в сопровождении педагога.

Участие прокурора в делах по усыновлению необходимо в связи с тем, что усыновление - это процесс, изменяющий права и обязанности ребенка, который сам не может их защищать. Прокурор наблюдает за сохранением законности и дает свое заключение по делу (п.3, ст. 45 ГПК РФ). Без прокурора суд проходить не может.

Усыновители обязаны лично присутствовать на суде и давать разъяснения суду, даже если у них есть уполномоченный представитель или адвокат.

Органы опеки привлекаются судьей (п.1, ст. 47 и п.1, ст. 272; ст. 273) для дачи заключения по делу и разъяснения суду обстоятельств, отраженных в заключении о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

Законными представителями ребенка являются его родители, добровольно давшие разрешение на усыновление. Если родители отсутствуют или лишены родительских прав, дали согласие на усыновление и не принимают участие в содержании и воспитании ребенка и ребенок находится в учреждении, то представляет интересы ребенка в суде государственный опекун - главврач дома ребенка или директор детского дома, приюта и т.д. Если ребенок уже находится под опекой частного лица или в профессиональной приемной семье, то законным представителем соответственно является его опекун или воспитатель приемной семьи.

Представителем заявителя может выступать адвокат или другое лицо (по выбору усыновителей). Представитель не обязательно должен быть юристом, это любое дееспособное лицо, на которое усыновители частично или полностью возлагают защиту своих интересов по делу усыновления. Назначение представителя может быть сделано письменно, личным заявлением судье, нотариально заверенной доверенностью, указанием в заявлении об установлении усыновления, или же устно непосредственно в суде.

В сложных, требующих дополнительных разъяснений случаях, в суд могут быть приглашены эксперты, психологи, педагоги, медики и другие специалисты, способные дать квалифицированные пояснения по рассматриваемому делу.

В п. 3 постановления Пленума от 20 апреля 2006 года № 8 даны разъяснения, помогающие уяснить смысл императивных требований ст. 273 ГПК РФ в отношении участия в рассмотрении дела несовершеннолетнего ребенка, достигшего возраста 14 лет. Эти разъяснения основаны на положениях ст. 57 СК РФ о праве ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы: «если по состоянию здоровья ребенок, достигший возраста четырнадцати лет, не может явиться в судебное заседание (например, ребенок является инвалидом с детства и ограничен в передвижении), суд с учетом интересов ребенка может выяснить его мнение относительно усыновления по месту его нахождения». Таким образом, очевидно, что Пленум Верховного Суда РФ ориентирует суды на то, чтобы право ребенка быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, затрагивающего его интересы, было реализовано при рассмотрении дела об усыновлении в наиболее оптимальных для него условиях.

Следует сказать и еще об одном очень важном разъяснении Пленума, основанном на положениях п. 2 ст. 132 СК РФ о возможности усыновления ребенка старше десяти лет без получения его согласия, если до подачи заявления ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. Пленум в п. 3 постановления разъяснил, что в подобных случаях суд вправе рассмотреть дело без участия ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, и без получения его согласия на усыновление.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, в случаях, предусмотренных в ст. 155 УК РФ, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц (п. 6 постановления Пленума от 20 апреля 2006 г. № 8).

В то же время что касается сохранения тайны усыновления, то следует согласиться с мнением отдельных ученых (В. Паршуткин, Е. Львова, И.В. Афанасьева и др.) о том, что сохранение тайны усыновления не всегда оправдано. На наш взгляд, решение о рассмотрении дела в закрытом (открытом) судебном заседании должно зависеть от усыновителя.

По справедливому замечанию С. А. Абрамовой, российские нормы, предусматривающие соблюдение тайны усыновления, контрпродуктивны в условиях, когда многие государства, например, США вообще не предусматривают тайны усыновления. Закрытое судебное заседание и тайна усыновления может не применяться по просьбе иностранных кандидатов в усыновители. Соответствующее дополнение в п. 1 ст. 139 СК РФ поможет избегать ненужного травмирования психики усыновленного47.

Для разрешения по существу просьбы заявителей об усыновлении ребенка суду необходимо правильно с учетом норм СК РФ об основаниях, условиях и порядке усыновления детей установить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку всем доказательствам, их подтверждающим, по правилам ст. 67 ГПК РФ об относимости, допустимости, и достоверности доказательств.

Исходя из подлежащих применению норм материального права, к юридически значимым обстоятельствам по делу об усыновлении относятся: 1) соответствие личности данного заявителя требованиям, предъявляемым СК РФ к усыновителям; 2) наличие оснований для усыновления данного ребенка (дополнительно при международном усыновлении - наличие оснований для передачи ребенка на такое усыновление); 3) наличие согласия указанных в законе лиц на усыновление ребенка; 4) соответствие усыновления интересам ребенка.

2.3.2. Усыновление с иностранным элементом

 

 В соответствии с гражданско-процессуальным  законодательством Российской Федерации  иностранцы пользуются гражданскими  процессуальными правами  РФ наряду с российскими гражданами48. Они могут участвовать в гражданских процессах в качестве заявителей.

В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства. К заявлению должны быть приложены документы, перечень которых предусмотрен ст.271 ГПК РФ.

Если ребенка, являющегося гражданином РФ, усыновляют иностранные граждане или лица без гражданства, они прилагают к заявлению, помимо указанных в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ документов, заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, а лицами без гражданства – государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства, сведения об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории соответствующего государства.

При усыновлении на территории России гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, заявители кроме документов, указанных в п. 1-7 ч. 1 ст. 271 ГПК РФ, должны представить согласие законного представителя ребенка и компетентного  органа государства, гражданином которого он является, а если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором РФ – согласие самого ребенка на усыновление.

В числе необходимых для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о  ребенке, подлежащем усыновлению, и направление для его посещения по месту жительства, пп. «е» п.27 «Правил передачи детей на усыновление»49 называет «письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиям жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке»50. Однако какие органы иностранных государств вправе выдавать указанные в ч. 2 ст. 271 ГПК РФ документы, в законе не указано.

Иностранные граждане представляют справки о наличии собственности, выданные страховыми агентами, служащими налоговых служб и т.д.

Заключение об условиях жизни и о возможности быть усыновителями оформляются агентствами по усыновлению, социальными работниками.

В суд представляются разрешение   на въезд и постоянное проживание усыновляемого ребенка, выданные иммиграционными службами страны усыновителя, администрацией населенного пункта, в котором проживает усыновитель, отделами посольств иностранных государств в России и их консульствами.

Необходимо отметить, что заключение об условиях жизни кандидатов в усыновители и заключение о возможности быть усыновителями оформляются различными лицензированными агентствами зарубежных стран.

В заключении о возможности быть усыновителями компетентные органы иностранного государства чаще всего ограничиваются лишь общими фразами о том, что данные граждане не имеют препятствий к усыновлению, без ссылок на свое законодательство, которое регулирует вопросы усыновления, на доказательства (документы), на основе которых было составлено заключение.

Заключение об условиях проживания семьи усыновителей обычно готовит иностранное агентство страны проживания кандидата в усыновители. Оно представляет в российский суд копии лицензий на ведение деятельности по усыновлению детей51. Однако, в лицензиях указывается лишь срок их прекращения, а не момент, с которого агентство имеет право осуществлять указанную деятельность, нет и даты выдачи лицензии. Между тем эта информация, обязательно должна присутствовать в лицензии на ведение определенной деятельности. Полагаем, что по данному вопросу должно быть принято соответствующее разъяснение Пленума Верховного суда РФ.

Обследование жилищно-бытовых условий проводится социальным работником иностранного государства, имеющим лицензию на ведение подобной деятельности по поручению иностранного агентства.

В подготовительной части судебного заседания при рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами суду следует разрешить вопросы  о возможности разбирательства дела при данном составе суда, слушании дела, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц участвующих в деле, и возможности рассмотрения дела по имеющимся доказательствам.

Судья должен установить личности явившихся, а также проверить полномочия должностных лиц и полномочия присутствующих  в зале судебного заседания. Если по делу участвует иностранец,  не владеющий русским языком, судья должен установить явку в суд переводчика. Рассмотрение дела в отсутствие переводчика (независимо от того, был ли он извещен о времени и месте судебного заседания или нет) является грубым нарушением процессуальных норм и служит безусловным поводом к отмене решения суда.

При рассмотрении заявления об усыновлении иностранными гражданами российских детей должны  быть соблюдены общие требования, предъявляемые к суду при разрешении дел данной категории.

Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3.12.86 г. и ст. 21 Конвенции о правах ребенка52, принятой 20.11.89 г., признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если надлежащий уход в стране происхождения ребенка не возможен53.

Информация о работе Анализ судебной практики по делам об усыновлении: правоприменительные проблемы