Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 12:12, курсовая работа
Актуальность темы. В последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве юридических документов, принимаемых на региональном и местном уровнях. Министерство юстиции РФ, Генеральная прокуратура, иные органы государственной власти регулярно представляют данные о состоянии законности в сфере издания правовых актов. Эти данные неутешительны. Нарушений в этой области слишком много, что чаще всего объясняется игнорированием элементарных правил юридической техники. В качестве основных нарушений отмечаются: отсутствие унификации по структуре и стилю изложения; противоречие действующему законодательству; отсутствие единства терминологии; многословность и мелкотемье (издание документа по узким, мелким проблемам).
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и значение юридической техники
1.1. Понятие юридической техники ………………………………………….
1.2. История развития юридической техники……………………………….
1.3. Значение юридической техники………………………………………….
Глава 2. Виды юридической техники
2.1. Правотворческая техника…………………………………………………
2.2. Техника опубликования нормативных актов…………………………….
2.3. Техника систематизации юридических документов…………………….
2.4. Интерпретационная техника………………………………………………
2.5. Правореализационная техника…………………………………………….
2.6. Правоприменительная техника……………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..
Из вышесказанного вытекает следующее определение: юридическая техника – это правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов.
Для более полной характеристики понятия юридической техники можно привести детальный анализ некоторых из её признаков.
Юридическая техника – это совокупность юридических инструментов. Однако применяются они, как правило, в строгой последовательности, а не хаотично. Так, работая над законопроектом, прежде всего надо определиться с понятиями, а потом уже выстраивать конструкции, определять презумпции, применять фикции и т. п.;
- юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;
- юридическая техника позволяет эффективно осуществлять юридическую работу, экономить человеческую энергию. Накопленные в ходе развития человечества навыки должны обращаться на пользу, а не изобретаться и приобретаться вновь;
- юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и достигнутых им высот в области экономики (например, применение компьютеров), политики (например, тоталитарное государство мало считается с презумпцией невиновности), нравственности (так, по законодательству СССР граждане не освобождались от дачи показаний в отношении близких родственников).
Большинство ученых сходятся в том, что юридическая техника – это средства, приемы, способы и т.д. Но, несмотря на это, нет единого мнения, что именно относить к приемам, средствам и способам юридической техники. Кроме того некоторые ученые полагают, что нет никакой разницы между средствами, приемами, способами и методами.
Рассмотрим эти понятия более подробно.
Средства юридической техники — это материальные предметы, объекты, с которыми в процессе проведения юридической работы производятся манипуляции для достижения поставленной цели:
- тексты законов, которые необходимо усовершенствовать, опубликовать, систематизировать;
- периодические издания, где публикуются нормативные акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки;
- карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, разъемные блоки, если речь идет о систематизации нормативных актов;
- компьютеры, используемые в процессе написания судебного решения или других юридических документов;
- фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия, и т. д.
Все, относящееся к средствам, – это искусственно созданные человеком объекты, и они существуют объективно. Проще говоря, их можно потрогать руками и использовать в деятельности. Некоторые из них используются не только в правовой работе. Однако это вовсе не говорит о том, что их надо не замечать при построении научной теории юридической техники. Тем более что в юридической практике они используются, и будут использоваться.
Приемы юридической техники – это действия, способные повторяться при осуществлении чего-либо. Таков, например, прием отсылок к другому нормативному акту. Статья 264 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Правоприменителю предлагается обратиться к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
Способы юридической техники – это сложная по содержанию деятельность, включающая совокупность приемов. В качестве примера можно рассмотреть конструкцию договора, которая в Трудовом кодексе РФ неоднократно используется законодателем (коллективный договор, трудовой договор и иные соглашения). Помимо определения каждого из видов договоров, в Кодексе проводится их детализация (указываются субъекты, права и обязанности и др.).
Методы юридической техники – это пути достижения цели, упорядочения правового материала или правоотношений. Например, человек, которого оскорбили, может защитить свое достоинство либо в уголовно-правовом, либо в гражданско-правовом порядке. Так, ст. 130 УК РФ формулирует понятие «оскорбление» и предусматривает в качестве одной из санкций за него взыскание штрафа. Гражданский кодекс РФ предлагает возмещение морального ущерба за оскорбление в пользу униженного гражданина.
Таким образом, вышеуказанные понятия, а именно средства, приемы, способы, методы, составляющие содержание юридической техники, не однозначны и не синонимичны. Обобщенно их можно назвать юридическими инструментами. В соответствии с этим можно дать несколько иное определение юридической техники, где акцент делается на инструментальном подходе к юридической технике.
Юридическая техника – это совокупность инструментов ведения юридической работы и составления юридических документов.
Для более полного раскрытия понятия юридической техники, следует остановиться и на вопросе, связанном с ее структурой, т. е. о делении юридической техники на части. По мнению С. С. Алексеева8, который впервые написал о делении юридической техники на части, техническими средствами являются юридические конструкции, терминология и т.п. А правовой технологией, с его точки зрения, следует считать способы изложения норм, например систему отсылок.
Н. А. Власенко полагает, что юридическая технология отвечает на вопрос, как делать, в какой последовательности осуществлять те или иные операции, а юридическая техника – с помощью каких приемов и средств должны осуществляться те или иные технологические операции9.
Похожий взгляд на понимание того, что есть юридическая техника, сложился и у В. М. Баранова10. По его мнению, говоря о юридической технике, имеется в виду приемы, процедуры выполнения юридической работы, поскольку правильнее говорить не о юридической технике, а о юридической технологии.
Однако вряд ли можно согласиться с таким пониманием частей структуры юридической техники.
Во-первых, и правовая конструкция, и система отсылки – это все результат интеллектуальной энергии лиц, выполняющих серьезную юридическую работу. Разница в степени сложности. В обоих случаях речь идет о навыках, об умении, о мастерстве ее выполнения. Все, что относится к процессу, правилам и процедуре выполнения работы, принято называть технологией11.
Во-вторых, при таком понимании элементов структуры юридической техники за бортом остаются материальные средства, не просто облегчающие выполнение юридической работы, а делающие ее иногда невозможной или неэффективной.
В самом деле, мыслимо ли сегодня обойтись без компьютеров, проводя законодательную работу, когда требуется в связи с принятием какого-либо закона отменять или вносить изменения порой в сотни нормативных актов.
Революционную попытку переосмыслить понятие юридической техники предпринял В. Н. Карташов. Он предложил для характеристики правил выполнения юридической работы использовать вместо традиционного термина «юридическая техника» другой, по его мнению, более общий термин «юридическая технология».
Юридическая технология у него состоит из трех частей:
Т.В.Кашанина утверждает, что не во всем с В. Н. Карташовым можно согласиться относительно разработки понятия юридической техники.
Во-первых, вряд ли следует включать в одну группу технические и интеллектуальные средства проведения юридической работы. Например, компьютеры и правовые конструкции – не равнозначные инструменты, используемые в юридической деятельности.
Во-вторых, юридическая тактика и юридическая стратегия – принципиально другие явления по сравнению со средствами (инструментами), составляющими юридическую технику. Их правильней назвать подходами при проведении юридической работы в зависимости от того, какая цель ставится: ближайшая или дальняя.
Если попытаться классифицировать юридический инструментарий, то юридическая техника обретет следующую свою структуру.
Для классификации выберем материальный критерий (т. е. возможность объективизации), или характер выраженности вовне того или иного юридического инструмента. Получается, что материальное выражение имеют только средства юридической техники.
Это и есть собственно юридическая
техника (то, что делается руками человека).
Все остальные аспекты
Итак, структурно юридическая техника состоит из двух частей:
1) собственно юридическая техника;
2) юридическая технология.
Таким образом, юридическая техника определяется, как совокупность инструментов ведения юридической работы и составления юридических документов. В качестве инструментов юридической работы выступают средства, приемы, способы и методы юридической техники. Обзор приведенных позиций по вопросу о структуре юридической техники свидетельствует о том, что научная мысль еще не пришла к единому мнению.
1.2. История развития юридической техники
Рассматривая вопрос о времени формирования юридической техники, необходимо четко разграничить два момента:
1) возникновение юридической техники как социального и правового феномена;
2) возникновение теоретических, научных представлений о юридической технике, формирование понятия юридической техники.
Относительно первого вопроса, следует согласиться с Г.И.Муромцевым в том, что исторически юридическая техника возникает одновременно с правом. На определенном этапе право выделяется из слитной нормативной системы первобытного общества и превращается в обособленный, формализованный социальный регулятор, обладающий свойствами системы и структуры. Юридическая техника выступает при этом в качестве средства придания праву качеств системности и структурированности12. Тот факт, что архаичное право является крайне примитивным (в нем отсутствуют элементарные правовые понятия, отсутствует техника разрешения спора, не проводятся различия между гражданскими и уголовными делами и т. д.13), свидетельствует не об отсутствии юридической техники, а лишь о чрезвычайно низком уровне ее развития. Преобладание обычного права, его формализованный, ритуальный характер обусловливают и соответствующие особенности юридической техники: первоначально формируются не приемы письменного оформления правовых норм (эти приемы лишь постепенно развиваются по мере появления первых письменных источников права), а процедурные и интерпретационные аспекты юридической техники. Толкование применительно к конкретному случаю неписаных правил (существующих в форме устных преданий, рассказов о разрешенных казусах, пословиц, поговорок и т. д.14) и осуществление жестко формализованных, фактически обрядовых действий по их реализации – вот первоначальная сфера применения юридической техники.
Особо следует подчеркнуть роль языка (и позже письменности) в формировании права и юридической техники. Согласно одной из авторитетных гипотез, язык сам по себе с момента своего возникновения выполняет в обществе регулятивную функцию15. Не вызывает сомнения и то, что право изначально является языковым феноменом. «Язык создал право, начиная с первых табу»16. Именно поэтому юридическая техника – это, в первую очередь, умение пользоваться языком права. Развитие языка, появление юридических понятий и категорий, выработка навыков формулирования и интерпретации правовых велений, фиксации их в определенных знаковых системах характеризуют историю формирования юридической техники.
В целом, процесс развития, совершенствования права – это есть во многом и процесс совершенствования юридической техники. Запись обычаев, доведение их текстов до всеобщего сведения, появление специальных органов, отвечающих за закрепление и реализацию правил поведения17, изменение процедур и способов регулирования18 – все это является не только свидетельством формирования права, но и знаменует собой определенные этапы в становлении юридической техники.
Постепенно происходит накопление технико-юридических навыков, обусловливающее, соответственно, уровень и качество права: от примитивной правовой техники19 источников права Древнего Востока до высочайшего технического совершенства римского права. Причем накопленный опыт используется как внутри соответствующей государственной общности, так, нередко, и за ее пределами.
К примеру, как отмечают исследователи, казуальность норм Русской Правды выражена значительно менее ярко, чем в более ранних памятниках архаического права, что связывается с заимствованием из римского права некоторых технико-юридических приемов (прием юридического трактата как способ кодификации, стремление к разъяснению, обоснованию решения)20. Именно такое «наследование» не содержательной, а технической стороны права позволяет рассматривать юридическую технику как одно из достижений мировой цивилизации21.
Процесс становления права и юридической техники, как показывает Г.И. Муромцев, шел двумя путями22:
1) «снизу» – от общественных отношений через их обобщение и типизацию к становлению системы норм. Как правило, этот способ преобладал на ранних стадиях становления права. Технические приемы здесь вырабатываются спонтанно, как и сами правовые нормы и лишь со временем по мере накопления формируют собой некую систему, а еще позднее становятся объектом доктринального анализа;
2) «сверху» – от правовой
доктрины к юридической