Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:16, реферат
На протяжении нескольких десятков лет, начиная с принятия первого Гражданского кодекса РСФСР в 1922 г., многие проблемы теории сделок были глубоко изучены советской и российской цивилистической наукой. По целому ряду вопросов высказывались интересные суждения, которые способствовали развитию не только теории права, но и непосредственно гражданского законодательства. Однако до настоящего времени, несмотря на введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые аспекты теории сделок оказались неразрешенными. Характерно и то, что в течение более двух десятилетий, до 1946 г., в советской и российской цивилистической литературе не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания исследованию и разработке рассматриваемого правового института.
Выделение условий оспоримости сделок в отдельную категорию объясняется тем, что признание их недействительными не может иметь места без иска заинтересованного лица или потерпевшей стороны.
Так, прокурором будет заявлен иск о признании сделки недействительной, как совершенной под влиянием обмана, угрозы или насилия, а потерпевший в судебном заседании не подтвердит этого и пояснит, что эти обстоятельства не имели никакого влияния на его решение совершить сделку.
Таким образом, только возбуждение спора будет свидетельствовать о том, что на совершение сделки повлияли условия, которые вызывают ее оспоримость, и, наоборот, отсутствие спора подтверждает, что заключенная сделка соответствует интересам ее участников или получает одобрение третьих лиц, которые должны были дать согласие на ее заключение. Эти свойства условий (оснований) оспоримости сделок исключают возможность признания их недействительными по инициативе суда без возбуждения соответствующего спора заинтересованными или потерпевшими лицами.
К числу оспоримых сделок
действующее гражданское
Сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности, подразделяются на 2 самостоятельных вида.
К первому относятся сделки, совершенные юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах.
Ко второму виду сделок относятся сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью.
Правоспособность юридического
лица в том, что оно может иметь
гражданские права, соответствующие
целям деятельности, предусмотренным
в его учредительных
Лицензия считается
Яркими примерами сделок, совершенных юридическими лицами, не имеющими лицензии на соответствующую деятельность, являются сделки различных быстро «лопнувших» финансовых компаний, занимавшихся сбором денежных средств с населения под обещания высоких процентов при отсутствии у них лицензий кредитных учреждений.
Такие и им подобные сделки по общему правилу оспоримы, т.к. признание их ничтожными означало освобождение недобросовестных юридических лиц, действующих без лицензии, от обязательств перед добросовестной стороной.
Необходимым условием признания
такой сделки недействительной является
установление факта: знала ли или
должна ли была знать другая сторона
о том, что сделка совершена в
нарушение установленных
Круг внеуставных сделок определить непросто, так как учредительные документы юридических лиц не содержат и не могут содержать исчерпывающего перечня сделок, которые относятся к сфере их деятельности.
Сделки, совершенные с выходом за пределы ограничений полномочий на совершение сделки, оспоримы при наличии 3-х условий:
1) требование о
2) этим лицом должно быть доказано, что
другая сторона знала или заведомо должна
была знать о наличии таких ограничений;
3) требование о недействительности рассматривается
по иску заинтересованного лица, следовательно,
невозможно заявление такого требования
в виде возражения по предъявленному иску,
что нередко делается на практике, а должен
быть предъявлен встречный иск.
Независимо от наличия названных в ст. 174 условий суд, как это следует из текста статьи, вправе не признать сделку недействительной, т.к. ГК оставляет решение этого вопроса на усмотрение суда («сделка может быть признана судом недействительной»).
Сделки, совершенные
Причем ГК РФ требует письменного
согласия на совершение сделки несовершеннолетнего
в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 26), а
для сделок гражданина, ограниченного
судом в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными
Право на возбуждение дела о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами имеют члены его семьи, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрические лечебные учреждения, профсоюз. Указанный перечень является исчерпывающим.
Злоупотреблением спиртными
напитками или наркотическими веществами,
дающим основание для ограничения
дееспособности гражданина, является
такое чрезмерное или систематическое
их употребление, которое влечет за
собой непосильные расходы на
их приобретение, что вызывает материальные
затруднения и ставит семью в
тяжелое положение. Наличие заработка
или иных доходов у других членов
семьи не имеет значения, если семья
не получает от этого лица необходимых
средств или вынуждена
Установив указанные обстоятельства,
суд признает данное лицо ограниченно
дееспособным, а органы здравоохранения
на основании этого решения суда
устанавливают над ним
Субъектом сделки, недействительной по ст. 176 ГК РФ, не может быть лицо, хотя и злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими веществами, но еще не признанное судом ограниченно дееспособным.
Отмена судом ограничения
дееспособности гражданина может иметь
место только при наличии достаточных
данных, свидетельствующих о
Сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, оспоримы потому что в момент ее совершения дееспособный гражданин не мог руководить собою, т.е. не мог осознанно формировать свою волю. Неспособность дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими может быть вызвана различными обстоятельствами, доказанными в процессе рассмотрения спора:
Примером сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий, является сделка, когда гражданин, находясь в сильном алкогольном опьянении, продает за бесценок весьма дорогую вещь.
Неспособность понимать значение своих действий или руководить ими должна иметь место в момент совершения сделки. Если совершение сделки — процесс, растянутый во времени (направление предложения о ее совершении, получение согласия и т.д.), то моментом совершения сделки надлежит считать заключительный этап ее оформления, придающий сделке правовую силу (подписание договора, государственную регистрацию, передачу имущества и т.п.). С иском в суд о признании недействительной сделки, совершенной дееспособным гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, могут обратиться сам гражданин, совершивший их, либо иные лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Причины, вызвавшие неспособность гражданина понимать значение своих действий и руководить ими, правового значения не имеют. Иногда они вызываются посторонними для сделки обстоятельствами (гибель близких, физическая травма), но могут зависеть и от поведения самого гражданина (алкогольное опьянение). В любом случае, факт совершения гражданином сделки в момент, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими, должен быть надлежащим образом доказан. Свидетельские показания, как правило, будут недостаточными: нужно заключение соответствующих медицинских органов и может оказаться необходимым проведение экспертизы.
Недееспособность может
быть обусловлена только устойчивой
душевной болезнью или слабоумием.
В то время как временная
Правила об оспоримости сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий, применяются также к сделкам, совершенным гражданином, впоследствии признанным недееспособным.
Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
Признаков ст. 177 ГК РФ надо придерживаться и в том случае, если лицо страдало душевным заболеванием (расстройством) или слабоумием, но в установленном порядке не было признано недееспособным. В таком случае требуется доказывать, что именно в этот момент, когда совершалась данная сделка, лицо не понимало значения своих действий или не могло ими руководить. Из общего правила о том, что иск о признании сделки недействительной может заявить только лицо, которое при ее совершении находилось в таком состоянии, что не могло понимать значения своих действий или руководить ими, в таком случае должно быть допущено исключение.
Сделка, совершенная под
влиянием заблуждения, имеющего существенное
значение, оспорима потому, что в
результате действий, совершенных в
виде сделки, получает выражение неправильно
сложившаяся воля одной из ее сторон,
и, соответственно, возникают иные последствия,
нежели те, которые она действительно
имела в виду. В результате такого
заблуждения могут быть признаны
недействительными сделки граждан
и юридических лиц. Дефект сделки,
совершенной под влиянием заблуждения,
лежит в сфере психики лица,
заключившего ее. В этом случае неправильные,
не соответствующие
Информация о работе Недействительность гражданско правовых сделок