Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение процесса организации сбытовой деятельности предприятия, ее роли в достижении конкурентоспособности и эффективности коммерческой деятельности.
Реализация этой цели в дипломной работе потребует решения следующих задач:
1) Прежде всего, нами должны быть проанализированы концепции сбытовой политики, описанные в современной научной и учебной литературе как отечественных, так и зарубежных авторов.
2) Выделить значимые для бизнеса цели, достижимые в рамках сбытовой политики.
Введение
1 Маркетинговые принципы формирования сбытовой политики предприятия
1.1 Содержание и цели сбытовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
1.2 Планирование сбытовой деятельности предприятия
1.3 Формирование каналов сбыта и выбор стратегии сбытовой деятельности
1.4 Стратегии продвижения и стимулирование сбыта .
2 Формирование сбытовой политики ЗАО ТФК «Аквилон»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Организация и управление сбытом в ЗАО «Аквилон»
2.3 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
3.Основные направления совершенствования сбыта в ЗАО ТФК «Аквилон»
3.1. Снижение отпускных цен на товар
3.2. Развитие розничной сети.
3.3. Проведение рекламной кампании
По данным правительства РФ, доля лесной промышленности в общем, объеме производства промышленной продукции и экспорта России составляет более 4%. В лесной промышленности более 22 тыс. организаций, в том числе около 3 тыс. крупных и средних, из которых свыше 95% акционированы. В отрасли занято свыше 1 млн. человек (7% от численности работающих в промышленности). Отрасль располагает 3% основных фондов промышленности. При этом Россия по обеспеченности лесами занимает первое место в мире, обладая примерно 25% мировых запасов древесины. Вместе с тем, в мировой торговле лесобумажной продукцией доля России составляет менее 3%. Из 1 куб. м заготовленной древесины в России производится в 3 – 4 раза меньше продукции глубокой переработки, чем в развитых странах. Объем российского экспорта лесобумажной продукции составил за 2001г. всего 4,1 млрд. долл., что значительно уступает уровню основных стран-экспортеров такой продукции. При этом структура экспорта имеет выраженную сырьевую направленность.
Одним из наиболее динамично
развивающихся направлений
По оценкам многих специалистов, пишущих на мебельные темы, в сфере производства этой продукции Россия безнадежно отстала от Запада и находится в одном ряду со странами третьего мира. Ее удельный вес в мировом производстве составляет доли процента, и потребление мебели в России составляет лишь около 10 долларов США на душу населения против 200 – 300 долларов в развитых странах. При этом согласно официальным отчетам в 2000 г. импортная мебель составила около 40% отечественного рынка, а в 2001 г. эта доля стала еще более значительной.
Многие известные российские мебельщики бьют тревогу и поговаривают о кризисе и развале отрасли. Особенно много разговоров о состоянии промышленности в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, при этом иногда делаются совершенно противоположные выводы о будущем российской мебели.
Однако, для проведения любых оценок и создания прогнозов необходима информационная база. В связи с этим хотелось бы проанализировать некоторые показатели статистики и реалии российского мебельного рынка.
Вытеснение отечественного производителя активно шло в первой половине 90-х годов. С 8% в 1990 году доля импорта в общем объеме продаж мебели к 1998 году возросла до 50%. Кризис 1998 года понизил эту цифру к 2000 году до 35 – 40%, вновь возродив надежды российских мебельщиков.
Сейчас по статистическим данным вновь наблюдается рост доли импорта, однако, это во многом также и плоды деятельности Таможенного комитета РФ, добившегося, наконец перелома в соотношении темпов роста контрабанды и легального импорта.
Российская мебельная промышленность развивается в соответствии с законами рынка. Растут доходы – растет и потребление товаров длительного пользования, следом растет и производство.
По данным официальной статистики объем выпуска мебели за 1999 – 2000 гг. увеличен более чем в два раза. В 2001 году мебельная промышленность несколько замедлила темпы роста, однако, увеличение объемов продолжается. За год рост составил около 20% к соответствующему периоду прошлого года, что не так уж и плохо.
Уже к 1998 году сфера производства мягкой мебели в нижней ценовой нише, требующая минимальных капиталовложений, по многим позициям приблизилась к уровню мировых стандартов. Августовский обвал курса подействовал на нее так, как он действует везде: производящие качественную и доступную по ценам продукцию выжили и упрочили свои позиции, слабые развалились и обанкротились, а сохранившие деньги – переквалифицировались на производство другой продукции.
Интересно отметить,
что старые мебельные
Следующими активно осваиваемыми секторами производства оказались производство офисной и некоторых специальных видов мебели: здесь признанные лидеры московское предприятие «Феликс» и ЗАО «Интерьер» (кстати, одно из немногих старых предприятий, идущих в ногу со временем и успешно работающее на экспорт).
«Феликс», начинавший с торговли итальянскими офисными комплектами, в конце 2001 года открыл уже вторую вполне современную фабрику на 120 рабочих мест, доведя продажи собственной мебели в общем объеме реализации через свою сеть до 40% и практически прекратив закупки по импорту оперативной мебели.
Столь же активно и быстро развивается в России производство кухонной мебели, и сегодня мы имеем огромное количество небольших, но современных предприятий, выпускающих кухни нижнего и среднего ценового диапазонов не хуже, а зачастую и значительно лучше импортных. Здесь в числе несомненных лидеров можно назвать Энгельскую фабрику, ЗАО «Графское» из Воронежа, санкт-петербургскую « Первую мебельную фабрику». А вот ЗАО ПО «Ресурс» из Кирово-Чепецка уже начинает производить кухни по цене до 1000 долларов США за погонный метр, которые ранее поставлялись к нам только по импорту.
Спросите, почему именно эти виды? Объяснение очень простое: для организации производства при работе по «сухому» способу с использованием большого количества готовых комплектующих требуется минимум капиталовложений.
Следующим этапом станет производство спален и другой корпусной мебели, требующее уже более высокого уровня технологии и обеспеченности оборудованием. Здесь тон задает самое крупное и лучшее предприятие отрасли – «Шатура». Спальни весьма неплохого уровня производит также «Миассмебель», активно работает санкт-петербургская «Севзапмебель».
Кстати, органы статистики по инерции со времен Советского Союза не учитывают огромный и очень активно развивающийся в России пласт мебельного производства – встроенную мебель. А на этом рынке сформировались целые сети весьма современных производств: «Мистер Дорз», «Стенли», «Кардинал» и многие другие, выпускающие мебель на миллиарды рублей.
В российской мебельной промышленности в последние годы произошел значительный приток высококвалифицированных кадров из других, особенно оборонных, отраслей экономики. Также в последнее время к производству мебели подключился ряд фирм, ранее занимавшийся поставками мебели из стран с развитой мебельной промышленностью.
Анализ работы лучших российских предприятий показывает, что наиболее уверенно сегодня чувствуют себя на рынке те, кто осуществили самые решительные преобразования в системе менеджмента и маркетинга. Многие при этом прошли через банкротство, освободившись от непрофильных, малоэффективных и убыточных производств и подразделений. В их числе можно назвать несомненных лидеров: «Шатуру», «Мебель Черноземья», «Миассмебель», «Севзапмебель».
Еще более эффективно работают вновь созданные предприятия с молодыми современными менеджерами во главе. Многие из этих фирм уже упоминались выше: группа «Аллегро» (Московская обл.), «МЦ-5» (Кировская обл.), «Мистер Дорз», «Марта», «Феликс» (Москва), «Заречье» (Тюмень), «Ангстрем» (Воронеж).
Весьма характерным для большинства названных фирм является создание собственных торговых сетей. На сегодняшний день, в условиях почти полного отсутствия на российском рынке серьезных оптовых организаций, наличие собственной сбытовой сети – решающий фактор устойчивого экономического положения предприятия. К сожалению, формированием собственных дилерских сетей сегодня кроме «Шатуры» практически никто не занимается.
Весьма важным аспектом деятельности успешных предприятий является участие в выставочной деятельности. Спрос на участие в ведущих мебельных выставках чрезвычайно высок. Цены на участие в таких выставках, как «Мебель» и «Евроэкспомебель» в Москве, уже превосходят цены на Кельнскую или Парижскую выставки, несмотря на достаточно низкий уровень выставочного сервиса.
Активно сейчас идет процесс формирования региональных мебельных выставок. Наиболее эффективно работают там, где проведена консолидация членов мебельного рынка в ассоциации, использующие их не только в коммерческих целях, но и в качестве инструмента для повышения профессионального уровня специалистов предприятий.
Есть в отрасли и серьезные проблемы, препятствующие более активному ее развитию.
Крайне тяжелым остается положение в части современного оборудования, которое в стране практически не производится. Станочный парк новых предприятий создается в основном за счет покупки оборудования обанкротившихся старых предприятий и в редких случаях за счет закупки импортного оборудования. Только отдельные машиностроители пытаются освоить современные станки для мебельного производства. Впрочем, многие развитые страны, включая США, не стесняются покупать многие виды оборудования для производства мебели у мировых лидеров – известных европейских, в первую очередь немецких фирм.
Очень сильно отстает у нас производство основных материалов и компонентов: пленок, лаков, пластиков, современной фурнитуры и комплектующих.
В связи с довольно быстрыми темпами прироста производства мебели остро не хватает конструкционного материала – древесностружечных плит: специализированные предприятия практически исчерпали свои возможности. Нужны серьезные инвестиции для наращивания мощностей.
Очень перспективным материалом являются так называемые плиты МДФ, однако в России работает всего два завода – в Шексне и в Балабанове (причем второй - экспериментальный).
Российские мебельщики плохо используют наше национальное богатство – массивную хвойную древесину, а ведь на западном рынке мебель из нее весьма популярна, сейчас на этом рынке очень активны прибалты. Наши мебельщики очень робко выходят на зарубежные рынки, хотя многие уже способны делать мебель вполне конкурентного уровня.
Весь наш экспорт древесины за прошлый год составил около 100 млн. долларов, в то время как китайцы из своей безлесной страны вывозят ее на многие миллиарды, тысячекратно увеличив в последнее время потребление круглого леса Сибири и Дальнего Востока.
Российские промышленники не пользуются государственной поддержкой при участии в зарубежных выставках, крайне сложной проблемой является возврат НДС при поставках продукции на экспорт.
Наблюдается также
значительное отставание в
Российские производители практически не принимают участия в конкурентной борьбе за этот сектор рынка. В этом сегменте основным фактором, влияющим на конкурентоспособность фирмы, является имя дизайнера, проектировщика мебели. А наши дизайнеры, если и получают имя, то происходит это, как правило, за пределами России.
В результате сохраняется отставание от ведущих зарубежных стран по ряду показателей и особенно по производительности труда (5 – 30 долл. На одного работника против 100 – 150 долл. в Италии и Германии).
Каковы же на сегодня реальные объемы производства и импорта на российском мебельном рынке?
Все оценки на данный момент весьма субъективны, так как в России очень велика доля черного рынка. Госкомстат РФ заявляет, что теневая экономика в России составляет 15%. Австрийские специалисты по теневой экономике Ф. Шнайдер и Д. Эрнст оценивают ее в 41% ВВП, однако в мебельной промышленности эта цифра явно значительно больше.
Характерным примером может служить публикация данных Госкомстата РФ о производстве различных товаров и промышленной продукции за 2001 год в газете «Аргументы и факты». Оказывается, у нас в стране произведено по 1 стулу на 50 человек и 1 дивану на 1000 человек. Таким образом, все русские являются, по сути, азиатами, сидящими и спящими на голом полу, потому что диванов со сроками службы в 500 лет еще ни в одной стране не придумали.
Анализ статистических данных о продажах мебели по регионам России показывает очень высокий разброс уровней потребления мебели (от 5 до 1455 руб. на душу населения) и зависимости продаж от уровня доходов на душу населения (от 1 до 26%) со слабой корреляцией по географическим особенностям и национальному составу населения. Это также является свидетельством низкого уровня достоверности статистических показателей.
Например, по статистике мягкой мебели в стране производится около 2 миллиардов рублей, но по оценкам фирм-поставщиков только мебельных тканей в стране используется на 7 – 8 млрд. рублей, что позволяет оценить реальный объем производства мягкой мебели уже в 20 млрд. рублей. Эта же цифра получается при оценке объемов потребления такого компонента, как поролон. Таким образом, в статистику попадает лишь один диван из десяти.