Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 11:38, диссертация
Цель исследования заключается в разработке стратегии развития международной инвестиционной деятельности российских ТНК на основе управленческих решений финансового менеджмента. В соответствии с основной целью работы в ходе исследования поставлены и решены следующие основные задачи: обобщить на основании проработанного материала понятие, сущность и функции финансов; сформулировать понятие, цели и концепции финансового менеджмента, а также его международные аспекты; определить механизм, динамику, направления и эффективность зарубежного инвестирования российских транснациональных компаний и оценить их потенциал по выходу на мировые рынки в ближайшей перспективе; на основе зарубежного опыта выявить основные проблемы, с которыми могут столкнуться российские транснациональные компании, вкладывающие инвестиции за границу; провести комплексный анализ состояния российских ТНК по выявлению возможностей в сфере международной инвестиционной деятельности; разработать практические рекомендации по выработке международной инвестиционной стратегии для российских компаний.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Аспекты корпоративных финансов
1.2. Международные аспекты финансового менеджмента
ГЛАВА 2. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ И ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Транснациональные корпорации: понятие и признаки
2.2. Транснациональные корпорации в различных сферах экономики
ГЛАВА 3. ФИНАНСЫ ТНК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГМК «Норильский никель»
3.1. Общая характеристика ОАО «ГМК Норильский Никель»
3.2. Оценка финансового состояния ОАО «ГМК Норильский Никель» за 2009-2011гг.
3.3. Инвестиционная деятельность ОАО «ГМК Норильский Никель»
3.4. Комплексный анализ состояния российских ТНК по выявлению возможностей в сфере международной инвестиционной деятельности
3.5. Практические рекомендации по выработке международной инвестиционной стратегии для российских компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСOК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛOЖЕНИЯ
Транснационализация российских корпораций продвигается столь быстрыми темпами, что экономическое, политическое, юридическое, фи- скальное осмысление этого процесса намного отстает от практических проблем, выдвигаемых выходом отечественных ТНК на зарубежные рынки. Это в свою очередь препятствует полноценному включению процесса транснационализации российского крупного бизнеса в общий комплекс вопросов, на основе которых вырабатывается и реализуется внешнеполитическая стратегия государства. Кроме того, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов. Все это ставит перед российским бизнес-сообществом насущную задачу формирования внятной идеологии транснационализации, без которой трудно будет реализовать свои возможности на мировых рынках. Цель такой идеологии – не только способствовать решению практических задач, тесно увязывая интересы ТНК и национальные интересы России, но также объяснить государству и обществу, что мощный прорыв российского бизнеса на зарубежные рынки становится одним из магистральных путей к экономическому благополучию России.
По мнению представителей российских транснациональных корпораций, несмотря на противоречивость взаимоотношений правительства с отечественным бизнесом, в целом государство оказывает ведущим предприятиям поддержку при действиях на международной арене.
Тем не менее, экспансия ТНК на внешние рынки тормозится несовершенным внутренним законодательством. Некоторые сферы законодательства в последние годы были либерализованы. В частности, либерализация валютного законодательства существенно облегчила зарубежную экспансию российских ТНК. Уже сегодня экспорт капитала нашими ведущими ТНК начинает достигать масштабов, которые способны оказывать влияние на бюджетные и социальные показатели, а потому нуждается в четком прогнозировании. Следует отметить, что процесс экспорта капитала ставит перед материнской страной новые социальные проблемы, связанные прежде всего с сохранением налогооблагаемой базы, с недопущением роста безработицы и т.д. В этой связи первоочередными становится вопрос законодательства, регламентирующего процесс транснационализации. Актуальными проблемными сферами для транснационального бизнеса являются также, как уже отмечалось, таможенное, антимонопольное, антидемпинговое и акцизное законодательство России и зарубежных стран, а также вопросы, связанные с регулированием и контролем инвестиций. Эти результаты подтверждаются и опросом представителей российских транснациональных корпораций.
Таким образом, первоочередной задачей для государства является реформирование законодательства в сфере функционирования российских ТНК.
Для обеспечения роста российской экономики необходимо определение приоритетов в ее развитии. До настоящего момента такой анализ не проводился, поэтому актуальным как для бизнеса, так и для российского правительства является вопрос о том, какие отрасли отечественной экономики наиболее перспективны с точки зрения участия входящих в них компаний в международном бизнесе. Государству следует определить приоритеты и расставить акценты в формировании отраслевой политики ТНК.
Зарубежные проекты российских ТНК во многом зависят oт интегрированной внешней политики. Они требуют тщательной координации дипломатических и финансовых усилий. Кроме того, такая координация поможет избежать вредного для отечественных ТНК пересечения их интересов.
О том, сколь успешным может быть взаимодействие внешнеполитических органов Российской Федерации и российских ТНК, свидетельствует успешное решение проблемы раздела дна Каспийского моря. И наоборот, неудачная по- пытка прорыва «ЮКОС» на американский рынок нефти говорит об отсутствии стратегического мышления. Завышенные ожидания базировались на чрезмерном увлечении самостоятельной политикой.
В отношении внутренней структуры российским компаниям стоит усовершенствовать методы корпоративного управления, увеличить транспа- рентность и перейти к международным стандартам финансовой отчетности.
Для успешной конкуренции с транснациональными корпорациями российским ТНК необходимо использовать передовой опыт управления, основанный на синтезе теоретических разработок в области стратегического менеджмента. Бизнес не должен ждать, когда ему предложат готовые варианты эффективной стратегии – необходимо самостоятельно интегрировать богатый мировой опыт и адаптировать его под конкретную проблему. Важно понимать, что от успеха отечественных компаний на мировой арене зависит не только благосостояние конкретных собственников и менеджеров, но и процветание России.
Таким образом, среди слабых сторон российских компаний следует назвать: отсутствие внятной экономической стратегии, четкого налогового, таможенного, антимонопольного, акцизного законодательства, отсутствие информационной поддержки и институциональной базы, несовершенство организационной структуры и методов корпоративного управления.
В настоящий момент, в том числе и в связи с экономическим кризисом у российских ТНК появился ряд новых возможностей (opportunities). Российским ТНК при выходе на международную арену следует четко продумать стратегию, составить долгосрочные и краткосрочные планы развития. На настоящем этапе развития, возможно, следует сконцентрировать усилия на рынках развивающихся стран, где можно реализовать свои конкурентные преимущества, особенно следует уделить внимание странам СНГ, с которыми существуют единые производственные цепочки и наблюдается культурная и языковая общность. Предварительно опробовав свой товар на внутреннем рынке и рынке развивающихся стран и убедившись в его конкурентоспособности, можно приступить к экспансии в развитые страны. Однако следует последовательно отнестись к этому вопросу, так как конкуренция на этих рынках гораздо выше и основные ниши уже заняты другими транснациональными корпорациями. Для этого следует провести подробное исследование рынка, выделить категории целевого потребителя и разработать стратегию.
Проникновение российских компаний в страны СНГ может стать началом восстановления технологических цепочек, нарушенных при распаде СССР. Это, в свою очередь, способствует экономической интеграции постсоветского пространства.
Естественно, срабатывают и внешнеполитические факторы. Поэтому было бы целесообразно разработать специальную программу экспансии российских компаний машиностроительного комплекса на рынки стран СНГ. Другим приоритетным направлением транснационализации могло бы стать трансграничное сотрудничество, которое в мировой практике именуют регионально-экономической интеграцией, а иногда и «экономическим конфедератизмом». Примером служит ситуация в США, где штаты Новой Англии в хозяйственном отношении тяготеет к связям с южными провинциями Канады, а Калифорния – с Мексикой.
Для России региональная интеграция может стать хорошим рычагом не только для развития транснациональных корпораций, но и для решения внутренних проблем. Дальневосточному региону выгодно ориентироваться на Китай, Японию, страны АТР. Отчасти так и происходит. Но, к сожалению, пока идет односторонний вывоз сырья и биоресурсов, а Россию рассматривают как рынок сбыта некачественного товара и подержанных автомобилей. Между тем этот регион может стать хорошим трамплином для российских ТНК, причем не только нефтегазовой сферы. Что же касается российских территорий, прилегающих к центрально азиатскому поясу государств, то здесь речь должна идти о долгосрочных геополитических привязках на основе транснационализации. Россия и Центральная Азия обладают взаимодополняемыми и возобновляемыми природными ресурсами: лес, электроэнергия. Памир является перспективным рынком для российских строительных и энергомашиностроительных корпораций, которые могли бы продолжить возведение на горных реках каскада ГЭС с продажей энергии на рынках Индии, Пакистана, Китая.
Сегодня, когда процесс транснационализации российских корпораций идет весьма активно, становится очевидным, что государственная поддержка наших ТНК на международной арене не может ограничиваться дипломатическим подкреплением лишь выборочных проектов. Эта поддержка должна стать составной частью целостной внешнеэкономической стратегии России. И более того, она должна быть вписана в общую внешнеполитическую доктрину государства. Этот вопрос волнует сейчас многие страны, в том числе США и Китай, где создали специальные регулирующие комитеты, отсеивающие «вредные» инвестиции из-за рубежа. Примеры запретов на крупные сделки встречаются все чаще. Не состоялась попытка компании из Дубая купить британского портового оператора, обслуживающего шесть крупнейших портов США, – конгресс США наложил вето на сделку. США запретили покупку своей нефтяной компании китайской компанией, потеряв на этом 2 млрд. долл., а во Франции «стратегическим» оказался концерн «Данон».
Что касается слияний и поглощений, следует более продуманно подходить к таким сделкам, нужно проводить тщательный инвестиционный анализ показателей покупаемой компании. В настоящий момент, российские ТНК, как правило, сильно переплачивают при соответствующих сделках.
Российским транснациональным корпорациям на современном этапе стоит особое внимание уделить развитию НИОКР и производству с более высокой добавленной стоимостью, и для этого, возможно, следует переориентироваться с поглощений именно на слияния, так как такие сделки больше способствуют повышению технологического потенциала компании, а без этого трудно получить конкурентные преимущества для международной экспансии. Дополнительным шансом для России, который появился во время кризиса, мог бы стать приход российских компаний на европейский рынок. В то время как страны Восточной Европы традиционно являлись исключительно реципиентами иностранных инвестиций (объем накопленных зарубежных инвестиций словацких компаний составляет 2% от иностранных инвестиций в Словакию, для Чехии этот показатель равняется 5%, для Литвы – 8%, для Польши – 14%), российские инвесторы постоянно пытались расшириться за счет приобретения европейских компаний. Страны Западной Европы, однако, традиционно скептически относились к инвестициям из России, считая их опасными для своих экономик. В 2007 году в Германии даже был принят специальный закон, позволяющий правительству наложить вето на любые иностранные инвестиции при покупке иностранцами более 25% немецкой компании. При подготовке закона не скрывалось, что он направлен в первую очередь против российских, китайских и арабских инвесторов. Сейчас однако ситуация изменилась, многие немецкие компании теперь ищут зарубежных инвесторов, так как часто такой вариант является единственной альтернативой банкротству. Так, сорвавшаяся покупка автомобильным заводом ГАЗ доли в немецком Opel не вызвала в Германии никакой негативной реакции, хотя еще год назад такая перспектива серьезно испугала бы немцев. Российские компании включились в международную инвестиционную деятельность относительно недавно, когда многие рыночные ниши были уже заняты крупнейшими иностранными ТНК, поэтому на зарубежных рынках они столкнулись со значительными трудностями, и нынешний экономический кризис следует рассматривать как возможность эти проблемы обойти. И в особенности это касается компаний нефтегазовой сферы. Хотя рынок M&A за первое полугодие 2009 года сократился почти на 50% и составил 20 млрд. долл., по данным информационно-аналитической группы M&A online, следует отметить, что самые крупные сделки были совершены в нефтегазовой сфере. Первые четыре строки рейтинга M&A online заняли покупки: контрольных пакетов акций предприятий башкирского ТЭК «Системой» за US$2,5 млрд. (в марте); почти 75% акций ОАО «Ямал СПГ» структурами, близкими к «Газпромбанку», за сумму около US$2,5 млрд. (о чем стало известно в январе); 21%-ного пакета акций венгерской нефтеперерабатывающей компании MOL «Сургутнефтегазом» за US$1,87 млрд. (в марте); 49%СП «ЛукОйла» и итальянской ERG S.p.A. – Isab за сумму почти US$1,85млрд (в феврале). Помимо этого, российская нефтяная компания «ЛУКойл» объявила о приобретении у французской Total 45% акций нефтеперерабатывающего завода Total Raffinaderij Nederland (TRN) в Нидерландах. Цена сделки составила 725 млн долларов.Для «ЛУКойла», всег- да стремившегося к статусу транснациональной структуры, это не первое приобретение нефтеперерабатывающих активов за пределами России.
Так, ранее в ее состав вошли заводы на Украине, в Болгарии и Румынии. Однако нынешняя сделка сильно выбивается из этого ряда. Впервые объектом приобретения стал не завод на периферийных в мировом масштабе рынках Восточной и Южной Европы, а НПЗ в самом центре европейской и международной оптовой торговли нефтепродуктами. Впервые «ЛУКойл» выступает не в качестве самостоятельного или доминирующего игрока, а в качестве подчиненного партнера западного мейджора (остальные 55%акций завода остаются у Total). Группа Компаний «Газпром» также осуществляет активную зарубежную инвестиционную деятельность в условиях кризиса. Так, в 2008 году «Газпром нефть» приобрела два НПЗ в Сербии. В конце 2008 года Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, президент ENIПаоло Скарони и глава Enel Фульвио Конти подписали соглашение о вхождении холдинга в уставный капитал итальянского консорциума «Северэнергия», созданного компаниями для покупки на аукционе газовых активов «Юкоса». Доля российской монополии составит 51%. ENI и «Газпром» также запланировали сделку по обмену активами в рамках подписанного в 2006 году меморандума о сотрудничестве, по условиям которого итальянская компания предлагает российской стороне при- обрести половину своей доли в «Элефанте». По словам главы ENI Паоло Скарони, войдя в проект, холдинг может получить 33% ливийского месторождения. Будучи членом ОПЕК, Ливия обладает крупнейшими в Африке запасами нефти.
По оценке Oil and Gas Journal, на начало 2009 года Ливия имела 43,7 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (9-е место в мире). Основная часть
ливийского нефте - экспорта идет на соседние европейские рынки – благодаря удачному географическому положению транспортировка нефти в Европу осуществляется быстро и недорого. Будучи легкой и низкосернистой, ливийская нефть пользуется большим спросом, нежели более тяжелые марки нефти. На Италию, Германию, Францию, Швейцарию, Испанию и Британию приходится 74% нефтяного экспорта. Правительство Ливии напрямую участвует в процессе переработки нефти и продажи нефтепродуктов европейским потребителям – принадлежащая Ливии компания Tamoil имеет заправочные станции в Италии, Германии и Швейцарии. Помимо нефти, Ливия также имеет заметные запасы природного газа – 1,4 трлн кубометров (22-е место в мире). Помимо этого, «Газпром» планирует разрабатывать Южно-русское месторождение совместно с немецкими партнерами – BASF и E.On. В настоящее время BASF уже получил долю в проекте 25% минус одна голосующая акция и 10% неголосующих акций (одна привилегированная ак-
ция) в «Севернефтегазпроме», а группа Газпром, в свою очередь, увеличила свою долю в российско-германском совместном предприятии Wingas GmbH с 35%до 50%минус одна доля и получила 49% в уставном капитале компании Wintershall (дочерняя структура BASF, владеет паями в геологоразведочных и добывающих активах в Ливии). Сделка с E.On пока не закрыта, только сог- ласован список активов для обмена. Планируется, что E.On получит долю в Южно-Русском месторождении в размере 25% минус одна акция, отдав Газпрому электростанции в различных странах Западной и Центральной Европы, а также подземные хранилища газа. Газпром также владеет 51% акций компании Sakhalin Energy, в которой его партнерами являются Royal Dutch Shell plc., 27,5%минус одна акция; Mitsui 12,5% акций; MitsubishiCorporation, 10% акций. А также осуществляет различные проекты в Венесуэле, Боливии, Вьетнаме, Индии, Нигерии и странах СНГ.
Информация о работе Международные аспекты корпоративных финансов