Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:40, реферат
Российская экономика переживает период глубокого кризиса, характерной чертой которого является высвобождение большого числа экономически активного населения из оборонной промышленности, науки, культуры и образования. Перестройка отечественной экономики сопровождается созданием новых предприятий и ликвидацией большого числа нерентабельных производств, а значит увеличением безработицы среди населения трудоспособного возраста.
С другой стороны, на рынке остро ощущается дефицит товаров и услуг, как массовых, так и специфических, предлагаемых по приемлемым ценам.
Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в экспортном кредитовании стран Западной Европы.
С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение международного долгосрочного кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей: именно в этот период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования как в целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение "кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления кредитов. А изменение последних (как и сам рост объема кредитов ) потребовало изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта. Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в эти годы на мировом рынке.
Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся ростом спроса на товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных возможностей промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке дополнительными "взбадривающими" средствами. В ряде стран были приняты меры по стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с этим возросшее внимание уделялось форсированию экспорта.
Растущие специализация и кооперирование производства в рамках международного разделения труда требуют максимального развития внешней торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу, превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продукции отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже больше, чем на внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факторов, затрудняющих развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений в связи с ухудшением валютного положения многих стран (в основном развивающихся) и т. д. В эти годы чрезвычайно расширился арсенал средств форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ) все более теряли ценовые преимущества, которые они имели перед экспортерами США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию внеценовых средств конкуренции.
Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой международный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропейских странах).
В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с обострением трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта машин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для уже действовавших предприятий и т. д. Роль иностранного финансирования поставок машин и оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов. Наряду с финансированием дорогостоящего и сложного оборудования, а также крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и даже запчастей и узлов машин (главным образом для последующей сборки), удобрений и продовольствия.
Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования экспорта, а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе.
До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с американскими экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов, достигавшие 10-15 лет и более, зачастую намного превышали сроки фирменных кредитов западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам, эти фирмы были вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на значительное удлинение сроков кредитов.
Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщиками кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в 1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями " Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в случае необходимости проведения соответствующих консультаций.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.
В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты – непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а государственные – на последующие 5-7 лет и более (ФРГ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления финансовых кредитов.
Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок. Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам, но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение предыдущего пятилетия (56-60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже 50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских) кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8 млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран – 6 млрд.долл.
Что касается развития международного кредита в отношениях между развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.
Одновременно с этим укрепились кредитные связи между западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для финансирования экспортных поставок военной техники.
Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.
Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т. к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
1.4. Долгосрочный кредит на современном этапе.
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными.
В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.
В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.
Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, ' что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях.