Предмет философии. Две стороны «основного вопроса философии». Функции, структура и методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:48, контрольная работа

Краткое описание

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, её освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.docx

— 430.25 Кб (Скачать документ)

Сконцентрировав внимание на проблеме человека, Фейербах не создал оригинальную философию природы. Последовательно  осуществляя антропологический  подход к философии, немецкий мыслитель  сосредотачивает внимание не на природе  самой, а на отношении к ней  человека. Философ отмечает, что  взгляды на природу и отношение  к ней в разные периоды и  у разных народов были различны. Греки смотрели на природу теоретически, они считали её вечной. Для них  природа – это истина, которую  нужно изучать, чтобы восхищаться  ею. Израильтяне, подчёркивает он, относились к природе с точки зрения утилитаризма и пользы. Немецкий мыслитель призывает  восстановить утраченное отношение  к природе как к истине и  источнику красоты.

Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом  или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней  человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух  и материя слиты, нераздельны  в человеке. Данная философская концепция  получила различные интерпретации: марксизм признал её одним из своих  источников, подчёркивая материализм  и атеизм, а немарксистские историки философии считают её предшественницей философской антропологии. 

 

Тема 8. Становление и основные направления  неклассической философии.

 

1.      «Воля к жизни» Артура Шопенгауэра.

2.      «Воля к власти» Фридриха Ницше.

3.      Экзистенциализм в XX в. Учения Жана-Поля Сартра, Альбера Камю.  

 

1. «Воля к жизни» Артура  Шопенгауэра. 

 

 

С середины XIX в. рационалистическому  вектору классической новоевропейской  философии усилиями А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше был противопоставлен феномен иррационального – бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Отметим, что классическая мысль в силу ряда причин, не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни и воли к власти, т.е. на тех, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный «зазор» и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.

Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788–1860), системно изложивший свои воззрения в труде «Мир как воля и представление» (1818).

Артур Шопенгауэр родился в Данциге 22 февраля 1788 г. Его отец, коммерсант Генрих Шопенгауэр, покончил жизнь  самоубийством в 1805 г. (его труп нашли  в канаве позади амбара). Юноша, приняв решение не продолжать дело отца, поступает  в Геттингенский университет. В 1811 г. Шопенгауэр переезжает в Берлин, но лекции Фихте разочаровали его. В  Йенском университете он защитил  диссертацию «О четверояком корне  закона достаточного основания» (1813). В  Веймаре, где его мать открыла  светский салон, молодой философ  познакомился с Гёте и востоковедом Фридрихом Майером. Под влиянием Майера заинтересовался «Упанишадами»  и восточной религией вообще. Поссорившись с матерью, он уезжает в Берлин, где в 1818 г. завершена, а в 1819 г. вышла  работа «Мир как воля и представление», но его постигла неудача, и большая  часть первого издания была уничтожена. В 1820 г. начался берлинский период. Во время дискуссии на тему «О четырёх  различных видах причины» произошло  столкновение с Гегелем. Лишь поначалу ему удавалось выдерживать конкуренцию  с мощным соперником, затем студенты потеряли к нему интерес. В 1831 г., опасаясь эпидемии чумы, Шопенгауэр бежал из Берлина и обосновался во Франкфурте-на-Майне. Здесь его и настигла смерть 21 сентября 1860 г. Только в последние  годы жизни к нему пришло широкое  признание.

Шопенгауэр критиковал многих философов, Гегеля  же он ненавидел. Вот некоторые его  высказывания о Гегеле: «прислужник власти», «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный», «Гегель, убийца истины, сделал из философии служанку государства, уничтожив свободу мысли». Ценил философ только Канта. Вслед за Кантом Шопенгауэр считал, что мы сами создаём образ мира. Мир есть представление. Явления существуют в пространстве и во времени. Наш разум обращён к миру представлений. Наука, считал Шопенгауэр, охватывает только внешность бытия, суть же бытия непознаваема. Она ограничена систематизацией и переистолкованием нашего внешнего чувственного опыта. Есть только единственная вещь в себе, которая может сама себя постичь – это человек. Размышляя над своими действиями и поступками, мы обнаруживаем, что они направляются отнюдь не разумом, а волей. Воля – это то, каковы мы сами, глубинная сущность. Шопенгауэр ставит вопрос: «Можем ли мы стать другими?» Нет! У нас есть врождённый характер, который мы не можем изменить. Даже особое воспитание не может изменить врождённый характер человека. Воля есть у животных и растений. Во всех сферах бытия мы можем усмотреть волю. К воле неприменимы категории пространства и времени. Воля как основа бытия едина и внеразумна. Соответственно она и внеморальна. Мировой воле безразлична судьба отдельных индивидов. Воля имеет стремление быть и самореализоваться. Она выдвигает из себя идеи и производит индивидуации (единичные обособления из всеобщего). Всё, что мы наблюдаем в мире – это индивидуация мировой воли. Проявление воли в неживой природе – это магнетизм, сила притяжения, все природные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т. д., то есть любые проявления активности природы. В живой природе это борьба за существование, инстинкты и рефлексы. Огромное многообразие природы объясняется разным напряжением воли, поэтому в мире может быть и слабое мерцание, и яркий луч солнца, и сильный звук, и тихий отголосок. Воля несотворима и неуничтожима. Но все объекты живой и неживой природы рождаются и умирают, возникают и уничтожаются. Значит ли это, что воля прекращает своё существование и возникает вновь? Шопенгауэр отрицательно отвечает на этот вопрос и поясняет это следующей аналогией: как по остановившейся прялке мы не делаем заключения о смерти пряхи, так и по факту уничтожения какого-либо объекта мы не делаем заключения об уничтожении воли. Воля не умирает, она лишь засыпает. Нетрудно заметить, что понимание воли Шопенгауэром существенно отличается от общепринятого. Обычно волю понимают как атрибут человека, в лучшем случае – высших животных. Здесь же воля – это космический порыв, порождающий все живое и неживое. Понятие воли у Шопенгауэра значительно шире общепринятого.

Проявление воли на уровне человека – это эгоизм, жадность, зависть, лицемерие, корысть, властолюбие и  т.д. По натуре своей человек –  дикий отвратительный зверь. «Иной  человек был бы в состоянии  убить другого только для того, чтобы его жиром смазать себе сапоги!» По его мнению, род людской  – это стадо дерущихся животных. Артур Шопенгауэр убеждён: мы живём  в худшем из миров. Источник страдания  человека – вечная неудовлетворённость  своим состоянием, чувство лишённости. Жизнь – это нужда и страдание. Подтверждений этого тезиса Шопенгауэр находит великое множество: рождение, смерть, болезни, нужда, голод. Большинство  людей ведёт нищенское существование, и вся их жизнь – это борьба за выживание. Но и жизнь человека с высоким материальным достатком  наполнена страданием, так как  любая мелочь может вывести человека из равновесия.

У всякого, кто знакомится с этими  идеями Шопенгауэра, возникает естественное желание возразить автору: ведь наряду со страданием, неудовлетворённым желанием есть и счастье, удовольствие от исполнения желаний. И, как бы предугадывая это возражение, немецкий философ заявляет, что всякое удовольствие кратковременно, длительность убивает удовольствие. «Удовлетворение скоро насыщает, – пишет по этому поводу автор, – цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме появляется опять желание и потребность, а если нет – наступает пустота и скука, борьба с которыми так же мучительна, как и с нуждой». В жизни человека существуют три главные ценности – здоровье, молодость и свобода. Эти, казалось бы, вечные, непреходящие ценности призваны добавить оптимизма в человеческое существование, но этого не происходит, так как они носят «отрицательный» характер. Это означает, что, имея их, человек не испытывает удовольствия. Он понимает их ценность лишь в том случае, когда теряет их.

Обоснование пессимизма и  пути возвышения над волей.

Шопенгауэра называют великим обоснователем  пессимизма. Логика его такова: вначале  доказательство тезиса, что вся жизнь  человека – страдание, далее мыслитель  анализирует и объясняет человеческие страхи по поводу собственной смерти и приходит к выводу, что страх  смерти необоснован, так как смерть наступает тогда, когда умирает  мозг – кто хоть раз терял сознание, тот знает, что это безболезненно. С одной стороны, смерть сравнивается с обмороком, с другой – со сном. В конечном итоге смерть – это  угасание желаний.

Следуя этой логике, можно прийти к выводу, что единственный способ избавиться от страданий, уничтожить волю и остановить непрекращающуюся череду злобы, эгоизма, корысти и т. д. –  это самоубийство. Но к самоубийству автор не призывает. Более того, он убедительно доказывает, что, совершая акт самоубийства, мы не избавляемся  от действия воли, не уничтожаем её, поскольку  она неуничтожима, воля лишь засыпает, чтобы, проснувшись, действовать с  новой силой. Чтобы «победить» волю, необходимо возвыситься над ней  и Шопенгауэр предлагает довольно необычный  способ.

Избавиться от действия воли может  помочь искусство. Действительно, в  эстетическом опыте мы избавляемся  от желаний, забываем, вреден или полезен  тот или иной предмет. Человек  забывает самого себя и свое страдание, он свободен от корысти. И творцы искусства, и их потребители освобождаются  от диктата житейских потребностей, от тягот жизни, эгоизма. Таким образом, различие между творцом, исполнителем и потребителем становится незначительным. Из всех видов искусств Шопенгауэр отдаёт предпочтение музыке как наиболее эффективному способу избавления от «тирании» воли. Но, к сожалению, счастливые моменты эстетического  созерцания крайне недолговечны, да и  не все люди одинаково способны не только к созданию шедевров искусства, но и к их восприятию. И потому необходима следующая после искусства  ступень освобождения – нравственное самосовершенствование, включающее в  себя аскетизм, покорное принятие мучений, альтруизм в отношении других людей, бескорыстная помощь всякому  чужому горю, упразднение собственного эгоизма. В результате всего человек  достигает святости. Даже не веря в  бога, он живет по его заветам. Это  третья ступень на пути избавления от действия воли (религиозное самообновление).

Многие положения философии  Шопенгауэра созвучны основным идеям  буддийской философии. Так и Шопенгауэр, и буддизм полагают в качестве основной причины страдания –  желания. Избавиться от страданий можно  только тогда, когда избавишься от желаний. Но здесь сходство заканчивается. Пути избавления от страданий разные. Для  буддизма это внутреннее сосредоточение, а для Шопенгауэра – трёхступенчатый  процесс (см. выше).

Метафизика половой любви.

Любовь – неодолимая страсть, побеждающая  голос разума, толкающая людей  на жертву своим благополучием, порождающая  высокие творения искусства и... вдруг  исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводит нас в губительный  возвышенный обман? Эта сила –  незримая воля, половой инстинкт. Такое  объяснение тайны половой любви  предложил Артур Шопенгауэр.

Все любовные волнения и радости, страхи и горести, вся эта суета, способная  целиком заполнить существование  человека, на самом деле имеет смысл  не для него самого, а только для  продолжения рода. Индивиду только кажется, будто добиться благосклонности  от предмета его любви важно для  его собственной жизни. По сути, любовь ничего не дает ему лично в утилитарном смысле, а чаще всего даже отнимает его жизненные силы и блага. С точки зрения здравого рассудка, любовь – безумство. Если бы индивид слушался только рассудка, никакой любви быть не могло бы. Однако тогда пресеклось бы продолжение человеческого рода. Мировая воля не может этого допустить. Она «изобрела» любовь для того, чтобы обмануть рассудительный эгоизм живых существ. Благодаря этой «хитрости» воли человек, охваченный любовной страстью, воображает, будто он преследует свои эгоистичные интересы, добиваясь близости со своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают – иллюзия становится ненужной. Браки по любви заключаются в интересах рода, а не индивидов.

Хотя любовь – это, по сути, стремление индивида к физическому обладанию  другим индивидом ради продолжения  рода, всё же возвышенная страсть  любви – не то же самое, что примитивное  половое влечение. Любовь направлена на конкретную особу, а не просто на представителей противоположного пола. Это тоже проявление целесообразности, воли рода. Дело в том, что воля заинтересована в рождении не просто ещё одного существа, но как можно более совершенного, гармоничного индивида. Поэтому мужчины  и женщины присматриваются друг к другу, ищут соответствия и взаимодополнения своих физических и духовных особенностей. Индивидуум действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала – рода. Это изучение и испытание – не что иное, как размышление гения рода о  том индивидууме, который может  родиться от данной четы, и о комбинации его свойств. Только дух рода один может видеть с первого же взгляда, какую цену имеет женщина для  него, для его целей. Великие страсти  возникают обыкновенно с первого  же взгляда. Избирательность, вдохновенное стремление к конкретному индивиду, а не к любому представителю противоположного пола как раз и отличают любовь от пошлого полового влечения.  

Если мужчина и женщина испытывают друг к другу отвращение, – это  признак того, что дитя, которое  родилось бы от них, было бы дурно организованным, дисгармоничным, несчастным существом.

По каким критериям мужчины выбирают спутницу жизни?

v  Главное условие, определяющее выбор мужчины и его склонность, это – возраст. Молодость и без красоты всё ещё привлекательна, красота без молодости привлекательности лишена.

v  Второе условие, это – здоровье: хронические болезни совершенно отталкивают нас, потому что они переходят на ребенка.

v  Третий момент – сложение, так как оно служит основой родового типа.

v  Четвертый момент – известная полнота тела, она обещает обильное питание плода.

v  Лишь в последнюю очередь принимается во внимание красота лица.

По каким признакам женщины выбирают спутника жизни?

Ø  Женщины отдают предпочтение мужчинам в возрасте 30-35 лет. Причина заключается в том, что в этом возрасте производительная сила мужчины достигает своей кульминации. Женщины обращают мало внимания на красоту, на красоту лица. Их привлекает главным образом сила и храбрость мужчины, широкие плечи, узкие бедра, прямые ноги, мускульная сила.

Ø  Вторая категория мотивов, лежащих в основе половой любви, – это та, которая относится к психическим свойствам. Это прежде всего сила воли, решительность и смелость, правдивость и сердечная доброта.

Информация о работе Предмет философии. Две стороны «основного вопроса философии». Функции, структура и методы философии