Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:11, дипломная работа
Цель исследования заключается в систематизации и анализе концепции целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. раскрыть процесс формирования и специфику проблемы человека в творчестве русских религиозных философов.
2. проанализировать проблему целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
3. выявить как известную общность, так и индивидуальное своеобразие философских взглядов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева на проблему целостности человека.
Гл. I. Социально-исторический контекст возникновения русской религиозной философии.
1.1. Духовная ситуация в российском обществе в к. XIX – нач. XX веков.
1.2. Причины возникновения русской религиозной философии.
Глава II. Проблема целостности человека в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
2.1. Проблема личности в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.2. Проблема свободы и творчества в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.3.Идея Богочеловечества в философии Н.А. Бердяева и идея Богоподобия в философии В.И. Несмелова.
По мнению Н.А. Бердяева, ни один человек не может считать себя совершенной, уже сложившейся личностью, личность должна себя реализовать, это задача, поставленная перед человеком, задача осуществить образ и подобие Божие. «Стать личностью есть задача человека. Личность творит себя на протяжении всей жизни»89. Личность, утверждает В.И. Несмелов, – это не то, что существует в наличном бытии, здесь и сейчас, она – то, что должно быть, то, чем человек должен стать, это сложный и противоречивый процесс становления сущности человека. Личность – это нечто, стремящееся к воплощению, устремленное к идеалу. Как и Н.А. Бердяев, В.И. Несмелов считает, что идеалом для человеческой личности является Божественная Личность.
В отличие от В.И. Несмелова, Н.А. Бердяев вводит понятие объективации и рассматривает проблему личности неразрывно с проблемой взаимоотношений личности и общества. По мнению Н.А. Бердяева, объективной реальности не существует, она всего лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная направленностью духа. С точки зрения Н.А. Бердяева, объективация существует как неподлинное состояние подлинного бытия, потерявшего свободу. Порабощающая власть общества над личностью является порождением объективации, которая пронизывает все его сферы, в том числе и человека. В объективированном обществе, по мысли Н.А. Бердяева, нет места для личности, место "я" в обществе занимает "мы", человек теряет свое собственное "я" и обезличивается. Личность все больше оказывается подавленной обществом, коллективизированной. В творчестве В.И. Несмелова не рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.
В.И. Несмелов рассматривает личность человека в ситуации трагического противостояния духа и мира, жизнь человека с чувством вины, страха, ответственности, с признанием необходимости и разумности смерти, трагизмом и надеждой на спасение. Неизбежность трагического существования личности человека ярко выражена в творчестве Н.А. Бердяева.
2.2. Проблема свободы и творчества в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
В.И. Несмелов является
одним из первых русских философов,
поставивших проблему свободы в
центр своих философских
Согласно В.И. Несмелову, на самом деле человек свободен постольку, поскольку он духовен, и только наличие духовности позволяет человеку устремляться к свободе, осуществлять движение к свободе в своем развитии. Для того чтобы стать свободным, считает философ, человек должен почувствовать, осознать себя свободным: «Свободы нет лишь там, где нет сознания свободы».91 В.И. Несмелов отрицательно относится к пониманию свободы как произвола, свобода, в понимании философа, не есть вседозволенность. В.И. Несмелов рассматривает свободу как высочайшую ответственность человека перед Богом.
Для В.И. Несмелова проблема свободы связана прежде всего с вопросом о свободе воли человека. Бытие человека, пишет философ, несвободно, и зависит от внешних условий существования, человек поступает так или иначе под воздействием различных причин, одни из которых представляют собой внутренние состояния самого человека, другие – внешние, независимые от человека обстоятельства. Действия, совершаемые под влиянием внутренних причин, философ называет «произвольными», а те, причина которых кроется во внешних обстоятельствах, – «необходимыми»92. В.И. Несмелов пишет, что даже те действия человека, которые совершаются по собственной воле человека, под влиянием внутренних причин, не обозначают того, что человек свободен в своих поступках, источником возникновения мотивов этих поступков служат потребности человека, наличие или отсутствие которых не зависит от самого человека. Это касается, прежде всего, потребностей человека, связанных с его физической, материальной природой, значит, делает вывод философ: «Воля сама по себе не свободна»93, то есть на уровне своего физического существования человек, даже при проявлениях своей собственной воли, несвободен, так как полностью зависит от своей телесной природы.
Свобода воли, считает В.И. Несмелов, «есть продукт психического развития человека, а потому и подлежит она закономерному развитию вместе с развитием самого человека».94 Освобождение воли, считает философ, возможно только при условии, когда не воля со своими мотивами находится во власти объективных условий, а наоборот – когда объективные условия ее деятельности находятся в ее собственной власти, то есть создаются и осуществляются самим человеком. По мнению философа, «именно свойство развитой воли хотеть и действовать только по силе убеждения и составляет сущность свободы воли»95.
Свободная воля человека, считает философ, проявляется в осознанном выборе высших ценностей, признанных самим человеком. Человек может желать в жизни не только того, что представляется ему полезным или выгодным, приятным или необходимым, но и того еще, что он сам признает для себя достойным предметом своих желаний. Человек может стремиться не только к тому, к чему вынуждают его стремиться физические потребности жизни, но и к тому, относительно чего он сам полагает, что обязательно должно быть осуществлено им, хотя бы этим нарушалось его благополучие или подвергалась опасности его жизнь. Такая «оценка хотений как достойных и недостойных обнаруживает в человеке разумную мысль, а стремление к деятельности по мотивам такой оценки обнаруживает в нем свободную волю, в свойствах же свободы и разума открывается не животное самосознание человека, а чудо его личности»96
И когда человек таким образом свободен, считает В.И. Несмелов, то есть способен жить, следуя осознанному выбору высших ценностей, то он перестает существовать в жизни в качестве простого раба природы, так как рабское существование «есть лишь простое подчинение существующей действительности»97, и как свободная личность способен самостоятельно творить свою жизнь своей собственной волей. «В силу такого самоопределения человек перестает быть тем, что он фактически есть, и становится тем, чем он желает быть и чем стремится быть»98. Таким образом, по мнению В.И. Несмелова, свобода является основой творчества и саморазвития личности человека, необходимым условием его совершенствования.
В.И. Несмелов рассматривает творчество как «преобразование существующей действительности и осуществление не существующей», которое осуществляется человеком «в действительном развитии его духа, как разумно-творческой силы»99. В.И. Несмелов подчеркивает противоречия, присущие человеку: с одной стороны, человек – зависимое существо, подчиняющееся законам физического мира, с другой стороны, человек – творец новых условий своего существования. Несмотря на свою зависимость от материального мира, человек может его изменять в соответствии со своими потребностями и целями. В своей активной, творческой деятельности человек создает новый мир. «В процессе развития духа не мир бытия только отражается в сфере сознания, но и мир сознания воплощается в сфере бытия, и потому не мир бытия только создает человека, но и сам человек создает себе объективный мир бытия»100.
С точки зрения философа, творчество человека не ограничивается культурным творчеством, которое, как считает философ, не выводит человека из-под власти физического мира: «в развитии своей культурной деятельности человек на самом деле не осуществляет себя в мире как свободно-разумную личность, а только в бесконечных вариациях раскрывает свое добровольное подчинение роковому закону жизни».101
Истинное творчество, считает философ, это «творчество мысли», творчество сознания и самосознания человека, и связано с нравственным сознанием человека. По мнению В.И. Несмелова, настоящая, подлинно творческая деятельность «заключается в нравственной деятельности человека».102 Все другие формы творчества, считает философ, имеют второстепенное значение в сравнении с нравственной деятельностью человека: «единственная ценность, какую не создает и не может создать физический мир и какую может внести в мировую жизнь одна только человеческая личность, заключается в нравственной деятельности человека. Наука отражает природу в понятиях мысли, искусство подражает природе в символах чувств, а нравственная воля человека представляет собой поразительное чудо для мира».103
Поставив в центр своего творчества проблему человека, смысла его бытия и предназначения в этом мире, Н.А. Бердяев рассматривал свободу как способ существования человека. Философ обращается к учению Я. Беме о первичном хаосе, сфере, которую немецкий мистик называет Ungrund. Основываясь на учении Я. Беме, Н.А. Бердяев создает свое учение о свободе, однако, как писал сам философ, во взглядах на свободу он существенно расходится с немецким мыслителем: «Я истолковываю Ungrund Бёме как первичную, добытийственную свободу. Но у Бёме она в Боге, как Его темное начало, у меня же вне Бога».104 В этом вопросе точка зрения философа отличается и от точки зрения традиционного православия. В традиционном православии Бог творит мир «из ничего», но это «ничто» статусом бытия не обладает, Бог наделяет человека свободой выбора.
По мнению философа, Бог не наделяет человека свободой, свобода не сотворена Богом-творцом, она коренится в Ничто, в Ungrund извечно. Из Ничто, из «Бездны» (Ungrund) рождается Бог, который, в свою очередь, творит мир. Свобода же первична и безначальна, не создана Богом-Творцом, из этого следует очень важный для философии Н.А. Бердяева вывод о том, что Бог не обладает властью над свободой, которая им не создается, таким образом, с Бога снимается ответственность за свободу, породившую зло. Бог-Творец все сделал для просветления этой свободы в согласии со своей великой идеей о творении, но Бог «не мог победить заключенной в свободе потенции зла, не уничтожив свободы»105, поэтому, считает философ, мир трагичен и в нем царит зло.
Свобода, пишет философ, пронизывает всю человеческую деятельность, свобода – «положительная творческая мощь», источник энергии, однако, вне своего осознания человеком, свобода – некая ничем не детерминированная трансцендентная реальность, «безосновная основа бытия»106.
Для того чтобы стать свободным, считает философ, человек должен сначала осознать себя внутренне свободным. Свобода для Н.А. Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания, «свобода у философа выступает не как форма действия, а, скорее, как свобода воли»107, внутренняя свобода человека: «Свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа. Духовное начало в человеке есть истинная свобода»108, «свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать».109 Свобода в понимании философа, это сознательная внутренняя свобода принять высшие ценности и жить ими.
По мнению философа, через испытание свободой должно пройти буквально все в человеческой жизни. Жизнь без страданий, без испытания свободой, которую устроил бы Бог, сняв с людей ответственность, считает Н.А. Бердяев, была бы жизнью в полном послушании.
Философ рассматривает свободу также как высочайшую ответственность человека перед Богом, «ведь образ Божий в человеке, составляющий его природу, – это осознание того, что не все дозволено, вседозволенность в человеке – это и есть бесчеловечность»110, такая свобода, по мнению Н.А. Бердяева, может быть только результатом внутренних усилий самого человека. Современный массовый человек, считает Н.А. Бердяев, «делает нравственно ответственными семью, класс, национальность, профессию, партию, веру и с трудом выделяет ответственность чисто личную»111.
Свобода, пишет философ, «не интересна и не нужна массам»112, которые не могут вынести бремени свободы и отказываются от нее. «Свобода аристократична, а не демократична»113, аристократизм свободы, по убеждению Н.А. Бердяева, состоит в том, чтобы признавать свободу выше благополучия и счастья в жизни. Духовный аристократизм, в отличие от рабского чувства обиды за свою судьбу, выражается в ответственности человека не только за свою жизнь, но и судьбу своей страны, и судьбу мира.
По мнению Н.А. Бердяева, творчество и свобода взаимосвязаны: «Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение и сопровождается чувством свободы. Творчество есть путь освобождения»114.
Творчество, по мнению Н.А. Бердяева, «есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего в мире», творчество человека «возможно лишь из изначальной, первичной, домирной, добытийственной свободы. Творчество есть переход из небытия в бытие через акт свободы».115
Тайна творчества, полагает Н.А. Бердяев, раскрывается в библейско-христианском мифе о творении мира Богом. Бог сотворил мир из ничего, то есть свободно и из свободы. Творчество в мире потому только и возможно, считает Н.А. Бердяев, что мир сотворен, что есть Творец. Человек, являясь «образом и подобием Божьим», не только свободен, он единственный из живых существ наделен способностью творить». Человек, по мнению философа, «был создан для того, чтобы стать творцом. Он призван к творческой работе в мире».116
Н.А. Бердяев, рассуждая о природе творчества, замечает, что еще в Евангелии говорится о плоде, который должно принести семя, когда оно падает на добрую почву, о талантах, данных человеку, которые должны быть возвращены с приростом. По мнению философа, Иисус скрыто в притчах говорит о творчестве человека, его творческом призвании. Зарывание даров в землю, то есть отсутствие творчества, осуждено Христом. «Дары даны от Бога, и они указуют на творческое призвание. И дары эти разные, каждый призван к творческому служению согласно особому данному ему дару»117. Человек, считает философ, не только не имеет права «зарывать свои таланты в землю», отказываться от своего творческого дара, но должен бороться за осуществление своего творческого призвания.