Эволюция проблемы человека в русской религиозной философии в к. 19 – нач. 20 века (на примере трудов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в систематизации и анализе концепции целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. раскрыть процесс формирования и специфику проблемы человека в творчестве русских религиозных философов.
2. проанализировать проблему целостности человека в творчестве философов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
3. выявить как известную общность, так и индивидуальное своеобразие философских взглядов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева на проблему целостности человека.

Содержание

Гл. I. Социально-исторический контекст возникновения русской религиозной философии.
1.1. Духовная ситуация в российском обществе в к. XIX – нач. XX веков.
1.2. Причины возникновения русской религиозной философии.

Глава II. Проблема целостности человека в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева.
2.1. Проблема личности в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.2. Проблема свободы и творчества в философии В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева
2.3.Идея Богочеловечества в философии Н.А. Бердяева и идея Богоподобия в философии В.И. Несмелова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная р..docx

— 227.79 Кб (Скачать документ)

Проблема человека является основной в творчестве русского философа Н.А. Бердяева. Как писал о своем творчестве сам философ: «В центре моего философского творчества находится проблема человека. Поэтому вся моя философия в высшей степени антропологична. Поставить проблему человека – это значит в то же время поставить проблему свободы, творчества, личности, духа и истории»62. В своей работе «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» Н.А. Бердяев писал: «Прежде всего нужно решить, что такое человек, откуда он пришел, куда он идет, какова его природа. Это все проблемы философской антропологии, которая еще так мало разработана».63

Одной из главных проблем философской  антропологии Н.А. Бердяев считал проблему личности. «Учение о человеке есть прежде всего учение о личности. Личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности».64

Личность, считает философ, нельзя превратить в объект научного исследования и объяснить ее, исходя из природной и социальной реальности. К личности никакой закон не применим, личность может быть понята лишь в  рамках философского познания, отличного от научного. «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность»65.

По мнению Н.А. Бердяева, личность может быть характеризована  по целому ряду признаков, которые между  собой связаны. Личность, пишет Н.А. Бердяев, имеет сложное многообразное содержание, в котором весь «сложный духовно-душевно-телесный состав человека представляет единый субъект»66.

Личность, считает Н.А. Бердяев, предполагает существование  сверхличных ценностей, того, что  ее превосходит и к чему она  поднимается в своей реализации. Именно сверхличные ценности, считает  философ, и создают ценность личности. «Личность сама есть безусловная  и высшая ценность, но она существует лишь при существовании ценностей  сверхличных, без которых она  перестает существовать. Это и  значит, что существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего. Тогда есть лишь индивидуум, подчиненный роду и обществу, тогда  природа стоит выше человека, и  он есть лишь ее часть»67.

Философ отмечает принципиальное различие между понятиями «личность» и «индивидуум». Индивидуум живет по законам природы и всецело подчинен ей. Человек, пишет Н.А. Бердяев, как индивидуум имеет природно-душевное основание и является всецело предметом изучения естественных наук – биологии, психологии; личность же имеет духовное основание и является предметом изучения философской антропологии. В каждом индивидууме потенциально заложена личность. Индивидуум, считает философ, «есть натуралистическая, прежде всего, биологическая категория. Индивидуум рождается от родителей и умирает, тогда как личность творится Богом и самотворится, и она есть идея Божья, Божий замысел о всяком человеке. Будучи биологическим существом, индивидуум есть часть природы, а, будучи частью рода, индивидуум есть категория социологическая и тем самым он либо подчинен обществу, как часть целого, либо восстает против целого. Но индивидуум не может противопоставить себя обществу, «как целое в себе»»68.

Личность, считает Н.А. Бердяев, есть целостный образ человека, в котором духовное начало овладевает всеми душевными и телесными  силами. Личность, есть категория духа, а не природы и не подчинена природе и обществу: «к обществу, к социальному коллективу личность принадлежит лишь частью своего существа. Остальным же своим составом она принадлежит к миру духовному»69.

По мнению философа, личность, стремящаяся к изменению, самосовершенству, вместе с тем не должна изменять своему внутреннему  устроению, должна быть верна себе, «Быть личностью – это значит быть самим собой»3, следовать своему единственному и неповторимому призванию, осуществить образ и подобие Божие.

Личность, пишет философ, «есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним  и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается  в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для  нее, если она перестает быть самой  собой»70.

Личность, полагает Н.А. Бердяев, всегда предполагает общение с другими личностями, «выход из себя в другого»71. Человеческая личность, пишет философ, должна реализовать себя в общении с другими личностями. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать обществу, но он так же и социальное существо. Личность должна отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, но осуществлять свое духовное призвание она должна именно в обществе.

Личность, полагает Н.А. Бердяев, противоположна пассивности, она всегда означает творческое сопротивление, творческую активность, однако, как пишет философ, на поверхности человек может  производить впечатление большой  активности, может делать активные жесты, шумные движения, а внутри, в  глубине быть пассивным, может совсем потерять свою личность. Это, считает  философ, можно наблюдать в массовых движениях, революционных и контрреволюционных, в погромах, в проявлениях фанатизма  и изуверства. Настоящая активность, определяющая личность, считает Н.А. Бердяев, есть активность духа. Без  внутренней свободы активность оказывается  пассивностью духа, детерминированностью извне, «личность есть сопротивление  детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение  изнутри. Личность имеет волевое  ядро, в котором всякое движение определяется изнутри, а не извне» 72.

Человек как личность, утверждает Н.А. Бердяев, реализует  себя лишь в творчестве: «Личность всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему ее осуществить свою жизненную задачу. Призвание всегда носит индивидуальный характер. И никто другой не может решить вопроса о призвании человека. Только личность есть подлинно творческое начало в нравственной жизни, она выковывает новые ценности. Личность не походит на других, она единична, неповторима, оригинальна»73.

Существование личности предполагает наличие в ней жертвенного  начала, без жертвы личности нет, однако, пишет философ, нельзя жертвовать личностью, можно пожертвовать только своей  жизнью.

Ни один человек, утверждает философ, не может считать себя совершенной, уже сложившейся личностью, личность должна себя реализовать, это задача, поставленная перед человеком, задача осуществить образ и подобие Божие. «Стать личностью есть задача человека. Личность творит себя на протяжении всей жизни»74.

Борьба за реализацию личности болезненна, человек, пишет философ, может избежать страданий, отказавшись  от личности, и человек слишком  часто именно так делает. «Быть личностью трудно, быть свободным – значит взять на себя бремя. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни. Легче всего отказаться от личности и от свободы, жить под детерминацией, под авторитетом»75.

В процессе самореализации, пишет философ, личность неизбежно  сталкивается с обществом. Проблема соотношений личности и общества очень сложна, считает Н.А. Бердяев, личность испытывает постоянную тиранию общества. Общество выступает как безличная сила, противостоящая человеку, власть общества ограничивает права и свободу человека. «Террор социальности, власть общества царят над человеком почти во всю его историю».76

Ценность личности, считает  Н.А. Бердяев, имеет бесспорный приоритет  перед ценностью общества. «Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне  вторичным, второстепенным, даже призрачным по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности»77.

Человеческая личность, полагает философ, не может не определить своего отношения к обществу, но она не может нравственно определяться обществом, личность никогда не может быть средством и орудием, «личность не является частью общества, наоборот, общество – это часть личности»78.

В «свободном» общественном мнении, полагает Н.А. Бердяев, постоянно притесняется совесть личности. Совесть человека, пишет философ, никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, то есть быть свободной. Личность должна бороться за чистоту и свободу своей совести, «свободное стояние перед Богом в своих восприятиях и суждениях, в оценках и действиях с давящим общественным мнением установленных группировок, к которым человек принадлежит»79.

Порабощающая власть общества над личностью является порождением объективации, которая  пронизывает все его сферы, в  том числе и человека. Понятие объективации является очень важным для объяснения взаимоотношений общества и личности в философии Н.А.Бердяева, на значимость этого понятия указывал сам мыслитель: «Углубление моего философского познания, привело меня к идее объективации, которую я считаю для себя основной и которую обыкновенно плохо понимают. Я не верю в твердость и прочность так называемого «объективного» мира, мира природы и истории.80 По мнению Н.А. Бердяева, объективной реальности не существует, она всего лишь иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности, порожденная направленностью духа она не само бытие, а качество бытия. Объективированный мир – это не подлинный реальный мир, а всего лишь состояние подлинного реального мира, которое может быть изменено. Всякая сущность и смысл существуют лишь в духе, а не в материи, бытии.

С точки зрения Н.А. Бердяева, объективация существует как неподлинное  состояние подлинного бытия, потерявшего  свободу. Характеризуя мир объективации, Н.А. Бердяев устанавливает такие  его признаки: «1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность»81.

Отношения между подлинным  духовным миром и миром объективированным  философ описывает следующим  образом: объективированный мир, природный  и социальный, есть мир необходимости  и рабства, вражды и господства; духовный мир есть мир свободы и творчества, мир любви и сострадания. Существование человека в объективированном мире, пишет философ, носит трагический характер, с одной стороны он выброшен в объективированный мир и связан с ним узами естественной необходимости; с другой стороны, он беспрестанно осознает свою «инаковость» – принадлежность к иному миру. Эта раздвоенность порождает острое чувство одиночества, страха перед существующим и тоски по иным мирам, отблески которых прорываются в снах и творческих интуициях человека.

Н.А. Бердяев рассматривает  различные формы объективированного мира – экономику с ее товарным производством, технику, государство, церковное устройство, все это  анализируется им под углом зрения человеческого существования, воздействия  на духовность человека. Объективация, существующая в обществе, порабощает человека. Отношение "я" и "ты" здесь ограничено нормами и законами, исключающими внутреннюю свободу отношений. Место "я" в обществе занимает "мы", это реальность коллектива, в котором господствует безличный закон. В коллективе каждый человек для другого выступает объектом, здесь человек выступает не от себя, а как член коллектива, повинуясь его нормам, проблемы решаются не совестью, а соображениями, связанными с принадлежностью человека к коллективу. В объективированном обществе, по мысли Н.А. Бердяева, нет места для личности, и потому, по мере развития социальных институтов, человек теряет свое собственное "я" и обезличивается. Особенно ярко, считает философ, это проявляется в современную эпоху, которую, как считает русский мыслитель, можно назвать эпохой кризиса человека.

Процессы, происходящие в  современной культуре, грозят личности гибелью. Личность, стремящаяся к  эмансипации, все больше оказывается  подавленной обществом, коллективизированной. «Индустриально-капиталистический строй, привел к подавлению личности, к безличности и анонимности, к коллективному, массовому стилю жизни. Материалистический коммунизм, восставший против капитализма, окончательно уничтожает личность, растворяет ее в социальном коллективе, отрицает личное сознание, личную совесть, личное суждение. Личность в человеке, которая есть в нем образ и подобие Божье, разлагается, распадается на элементы, теряет свою целостность»82. Человек, пишет философ, «сводится к однопланному существованию»83. Такая одноплановость, считает Н.А. Бердяев, вмещает человека в один социализированный порядок бытия.

По мнению Н.А. Бердяева, проблема личности и общества может  ставиться с двух точек зрения – философии общества и философии духа. В рамках первого – социального подхода, проблема нерешаема, поскольку оставаясь на позициях философии общества, невозможно добиться решения проблемы, поскольку борьба за личность, ориентированная на социальное освобождение человека, не учитывает духовный смысл человеческого существования.

По мнению Н.А. Бердяева, трагический  конфликт личности и общества неразрешим на почве внерелигиозной. Только христианство, считает Н.А. Бердяев, разрешает проблему отношений личности и общества, так  как христианство дорожит личностью  и не допускает отношения к  ней как к средству для целей  общества. Христианство «признает безусловную  ценность всякой личности. Духовная жизнь  личности непосредственно связывает  ее с Богом, и она есть предел власти общества над личностью. Только христианство может защитить личность от грозящей ей гибели, и только на почве христианства возможно внутреннее соединение личности с другими в общении, в общности, в которой личность не уничтожается, а осуществляет полноту своей  жизни»84.

Именно христианство «утверждает двухпланность человеческого  существования, принадлежность человека к двум планам бытия, к духовному  и природно-социальному, к Царству Божьему и царству кесаря, к царству свободы и царству необходимости, и несводимость одного плана на другой».85

Таким образом, философы В.И. Несмелов и Н.А. Бердяев, сходятся во взглядах на личность как на целостный образ человека, свободную, активную, идеальную сущность.

Существование личности, считает Н.А. Бердяев, невозможно без  существования Бога, «ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего»86. Согласно В.И. Несмелову, личность человека является подобием Бога как живой Личности, образ Божий в человеке не возникает под формою какого-нибудь явления сознания, а реально дан человеку в природе его личности. Без существования Божественной Личности, утверждает философ, было бы невозможно существование личности человека.

Н.А. Бердяев отмечает принципиальное различие между понятиями «личность» и «индивидуум». Индивидуум, считает философ,  – это, прежде всего, биологическая категория, индивидуум живет по законам природы и всецело подчинен ей. Человек, пишет Н.А. Бердяев, как индивидуум имеет природно-душевное основание, личность же имеет духовное основание. В каждом индивидууме потенциально заложена личность. Индивидуум рождается от родителей и умирает, тогда как «личность творится Богом и самотворится, и она есть идея Божья, Божий замысел о каждом человеке»87. В.И. Несмелов отделяет понятие личности от понятия «я», ведь «все, что живет на земле, необходимо имеет и свое самосознание, свое животное я»»88, человек также «имеет свое животное я, которое страдает и наслаждается», но это, как считает философ, еще не образует начала личности. Начало личности, считает В.И. Несмелов, формируется нравственным сознанием, сознанием ценностей и сознанием долга осуществлять эти ценности.

Информация о работе Эволюция проблемы человека в русской религиозной философии в к. 19 – нач. 20 века (на примере трудов В.И. Несмелова и Н.А. Бердяева)