Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 19:41, реферат

Краткое описание

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

Прикрепленные файлы: 1 файл

65.DOC

— 551.00 Кб (Скачать документ)

Еще кое-что о моем понимании процесса как смысла  - в приложении «О жизни как процессе».

Рутинная работа, серая обыденность и т.п. – все может иметь смысл, если относиться к этому стоически, с любовью. Ежедневное принятие заварки с кипятком можно любовно возвести в ранг чайной церемонии и медитировать над самим процессом приготовления чая или его испития.

Любая вещь, любой процесс – это тоже осколок вселенской голограммы. В том-то и особенность голограммы, что любая ее часть содержит то же изображение, что и целое. Распыляться в принципе не обязательно. Смысл сквозит во всем.

 

  1. Отсутствие смысла – тоже смысл. Это такой способ сформулировать свое отношение к отсутствию у человека большинства общепринятых ценностей, целей. Человек просто существует, что-то поделывает, наблюдает за собой, другими. Он просто дрейфует по жизни, и в этом его смысл. Хорошо проявили себя в этом представители экзистинциализма. Для них смысл жизни в том, чтобы признать все самое страшное, что только может быть, напугать себя, задавить бытием, «закинуть» в мир, приготовиться к смерти, а потом потихоньку осознавать, что жизнь не такая уж плохая штука. Это равносильно тому, когда человек ходит в тесной обуви, а потом приходит домой, снимает ее и ликует -  как мало ему надо для счастья. Точно так же и заслуга экзистенциалистов в том, что они могут придать смысл любой мелочи из бескрайнего человеческого существования, а в целом – абсурд.

А вот что думает по этому поводу Н.Козлов в своей книге «Философские сказки для обдумывающих житье»:

«От понимания того, что жизнь бессмысленна, человека спасает только то, что он об этом не думает. Некоторым везет настолько, что они этой проблемы даже не понимают. Но тем, кто понимает и думает, жить хуже. Ощущение бессмысленности существования тоскливо, оно тянет и мучает. И на этом фоне мы живем и пытаемся быть счастливыми…

Как известно, с проблемой можно справиться двумя путями: или ее решить, или от нее убежать.

Так и здесь – кто-то смысл жизни ищет, а кто-то от переживания ее бессмысленности убегает, раз за разом находя способ отвлечься от пустоты своей жизни и создать иллюзию ее полноты. И боли как будто нет…

Самое простое бегство – это погружение в работу или заботы. Тоска по смыслу жизни – есть тоска, невроз, такой же, как тоска по любимому, родине или шоколадным конфетам. А лучшее средство от тоски – быть занятым делом. известно: те, кто замордованы работой, или те, кому необходимо просто выжить, не мучаются проблемой смысла жизни, у них нет на это ни времени, ни сил.

Не менее популярен второй путь бегства: погружение в развлечения. Развлечение – это наполнение своей жизни переживательными событиями, не важно, светлыми или жуткими, главное, чтобы поострее и понасыщеннее. Телевизор, алкоголь, посещение выставок, катание на карусели, любовные переживания, книги, драки, разговоры – все это дает наполненность жизни, точнее – ощущение наполненности. Смысла в жизни нет, а жизнь полна.»

 «Те же, кто хочет  жить по-настоящему осмысленно, встают  на путь служения. Другого выбора они, по сути, не имеют…

Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики (см. по этому поводу главу о самоубийстве). Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации вообще и напряженной духовности в частности. А гордиться-то здесь, похоже, особенно нечем.  Потому что эта проблема на самом деле – проблема не духовности, а энергетики. Проблема нехватки жизненной силы. Нехватки – или отсутствия – силы жить дальше.

Гордиться поисками смысла жизни – примерно то же, что гордиться интеллигентскими очками, прикрывающими испорченные глаза. Очки говорят не о сильной духовности, а о слабом зрении.

Когда Я человека благополучно, когда у него хорошая энергетика и хорошая голова – у него все хорошо и смысл жизни исчезает вместе с исчезновением душевных пустот. Смысл жизни, как психотерапевтический костыль, нужен тем, у кого нет ориентира и особенно не хватает энергетики – кому нужна подпитка извне.

Соответственно, желаю вам душевного здоровья и быстрейшего избавления от необходимости в смысле жизни»34.

 

  1. Некоторые отсутствие смысла в жизни воспринимают неадекватно, вследствие чего приносят вред себе и обществу. Это и самоубийство, и неумеренный гедонизм, и злоупотребление алкоголем, психотропными веществами ради удовольствия. Да, таким образом можно вывести сознание на качественно новый уровень, а чаще всего просто «вырубить» его, а вместе с ним и себя как личность, свое «Я». Скажем так, это тоже форма реализации смысла, но это путь слабого человека. Смысл, если и открывается, то на такой короткий промежуток, с таким искажением и с такими последствиями, что игра не стоит свеч.

У современных гедонистов нет культуры придаваться удовольствиям, основное правило которой – умеренность, наслаждение малым. Это прекрасно знали и Аристипп, и Эпикур. У современных наркоманов нет культуры принимать психотропные вещества, они не умеют обратимо управлять сознанием.

А ведь в течение веков люди  использовали  психоактивные  вещества,  чтобы достичь других состояний  сознания и перенестись в  другие  планы  реальности.  (Живое  и  увлекательное  изложение о современном использовании наркотиков  для  целей  такого  рода можно   найти в книге  "Естественное сознание" Эндрью Уила). На   протяжении   истории   лекарства  использовали не только в медицинских целях  или  для  борьбы  с  заболеваниями,   но   также  и  в  религиозных  культах  и  для  достижения просветления. Например, среди американских индейцев,  на западе Соединенных Штатов, обнаружен и хорошо изучен  пейоте  культ.  Кусочки  кактуса пейоте (содержащего вещество мескалин)  проглатывается   для   достижения   религиозных    видений    и  просветления.  Сходные  культы  встречаются  по  всему  миру  и  участвующие в  этих  культах  верят  в  то,  что  наркотические  средства  играют роль коридора для проникновения в другие планы  бытия.

Некоторым исследователям психоактивные вещества в развитии человеческой цивилизации представляются столь важными, что рад ученых придерживается следующей теории: технологически развитая европейская цивилизация возникла там, где люди употребляют алкоголь. Эта традиция позднее закрепилась в христианском каноне: вино, говорит Христос, есть кровь моя. Долго выбиравший для Древней Руси религию Владимир Великий не мог игнорировать привычку своего народа: «Веселие на Руси есть пити». И отверг ислам. Кстати, те же ученые считают, что по примеру «алкогольных» существуют цивилизации  «наркотические» (Индия, Азия) и «галлюциногенные» (североамериканские индейцы).

  Допуская  правомочность  такой  точки  зрения, можно предположить, что    использование   наркотических   средств  представляет  собой  лишь  один  из  многих  путей,  ведущих  к   раскрытию  других  измерений  реальности, к смыслу. Но это не путь Человека.


Что касается умеренного гедонизма, сансары, принятие от жизни всего, что она дает, то в этом можно найти очень глубокий смысл. Существует даже установка, что «сансара – это та же нирвана», то есть, что смысл жизни в ней самой, во всей ее красоте и полноте, во всей ее уродливости и скудности, просто надо искать. Вот неплохое высказывание английского писателя Сомерсета Моэма:

Моя цель на земле – испытывать многогранные ощущения, которые дарит мне жизнь, выцеживать из каждого мига все его чувственные богатства.

Главное – не остановиться на месте, не «подсесть на иглу» безвылазно. Нужно перевоплощаться, за одну отведенную жизнь прожить десять, попробовать себя в максимуме ролей, увеличить интенсивность «проживания», получать удовольствия из всего, «выцеживать» их из окружающего мира. Человеку свойственна привычка. Умеренность позволяет отодвинуть процесс привыкания и «надоедания». Поэтому удовольствия остаются таковыми, только если чередовать их, разбавляя чувством меры.

Спросят тебя: «Как перейти жизнь?»

Отвечай: «Как по струне бездну –

красиво,

 бережно и 

стремительно»

Н.Рерих

 

  1. Служение идее, людям как смысл жизни имеет глубокую гуманистическую основу. Многие жили «общей идеей», видя в ней смысл. Гегель прекрасно все это изложил в своей "Феноменологии духа". Надо признать, правда, что не все идеи гуманистичны. Некоторые в процессе развития претерпевают изменения не в лучшую сторону, отрываются от гуманистической основы. Но сторонники такой идеи, находящие смысл своей жизни в служении, уже не замечают отклонения от первоначального курса, т.к. развиваются вместе с ней и косвенно задействованы. Так появляется фанатизм как реализация смысла жизни. Но вряд ли таким образом можно постигнуть сам смысл. Скорее всего, он ускользнет от человека в тот момент, когда идея начнет отклоняться от своей природы, объективироваться. Я бы не отождествлял его с верой. Вера  - это всегда гармония, а фанатизм – это нежелание прислушаться к реальности.

Можно сказать, что служение идее – это та же вера, но уже не связанная с религией, с богом, а имеющая отношение к людям, обществу, науке, творчеству, прогрессу и т.п.

 

  1. Любовь, общение. Русские философы как никто преуспели на этом пути:

«До сих пор одни много знали, но слишком мало любили, другие много любили, но слишком мало знали; но только тот, кто будет много знать и любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое». 

Так размышлял Мережковский и был, по всей видимости, совершенно прав. Вспомним описания д-ра Моуди из предыдущей главы. Его «духи» отметили то же самое – главное для человека реализовать себя в знаниях и в любви. В этом и смысл его жизни. А вспомним произведения Толстого, Достоевского, всей русской классики. Она же так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему.

В любви действительно кроется большая возможность реализовать смысл жизни человека. Это даже наиболее доступный и понятный для нас способ. Не зря его даже Иисус Христос выбрал. Но речь идет не о любви как о чувстве страсти, а о переживании, о сокращении дистанции между ближним, о локте, о общности интересов людей как представителей одного рода. Любовь проявляется через общение. Поэтому душевное общение как феномен любви так же может быть смыслом жизни. Многие находят себя только в постоянной общественной деятельности, в организации чего-либо, т.н. массовики-затейники от Бога.

Представитель религиозного экзистенциализма К.Ясперс видел возможность выхода к трансцендентному Богу только через коммуникацию человеческих экзистенций между собой, т.е. истину люди находят в общении между собой.

Но любовь нельзя понять, ее надо прочувствовать. Это своего рода маленькое просветление. Раз прочувствуешь любовь к человеку – и готово, смысл жизни найден, с этих пор он будет только расширяться и обогащать духовный мир человека.

Фромм в  книге «Искусство любви» попытался исследоваться природу любви. Но у него получилось, что в основе этого чувства лежит страх одиночества перед миром. Т.е. любовь, по Фромму, это своеобразный стадный инстинкт (может я, конечно, не совсем внимательно читал Фромма). «Все за всех перед всеми в ответе» говорил Достоевский. Все люди связаны круговой порукой. Образно говоря, у них общие папа и мама – Адам и Ева.

Любовь – это замечательный способ реализовать смысл, особенно в гармонии с верой.

Хочется сделать еще одну ремарку. Когда мы познаем смысл жизни через знания, то мы идем от частного к общему, собираем мозаику Вселенной («збираємо все до купи”), не зная, что она – голограмма. Это своеобразное индуктивное познание жизни. Если же выбрать путь любви, то нам сразу открывается гармония мира и уже к деталям мы спускаемся с чувством всеединства.

 

  1. Большинство людей, если им не задавать наводящих и каверзных вопросов, ответят, что смысл жизни в счастье. А в чем смысл счастья? Вот, что пишет «бульварная пресса» по этому поводу:

«Счастливый человек, прежде всего, должен обладать известной долей самоуважения, и даже некоторого самодовольства, почитать себя в рядах «лучших». При этом он обязан себя контролировать – не поддаваться унынию. Легко побеждать стрессы, упорно трудиться и добиваться поставленной цели. Разумеется, такой человек – оптимист, и это помогает ему справиться с любой задачей, быть здоровым и добиваться успеха, не пасуя перед трудностями. Наконец, еще одно необходимое условие счастья – общительность, что дает возможность получить хорошую работу, завести настоящих друзей и создать прочную семью. И что еще характерно, более счастливыми себя считают люди верующие.

К таким выводам пришли американские психологи Дэвид Майерс и Эд Динер, долгое время изучавшие эту проблему. Кроме того, они убедились, что деньги и возраст мало влияют на то, чувствует себя человек счастливым или нет»35. 

По-моему, очень правильно, а Вы как думаете? Ведь философско-метафизические определения таких понятий, как «счастье», «смысл», «бессмертие» и т.п., это из той области, которую нельзя приложить к больному месту. Философия – это игра в бисер, стартовая площадка для науки, способ самовыражения, средство заработать, возможность объяснить свою бездарность, повод, чтобы не уделить простого внимание другим – все что угодно, но только не живая жизнь, смысл которой каждый для себя обретает на практике.

 

  1. Гармония с миром, природой, реальностью. Человек – часть мира.  Отношения между человеком и миром должны быть гармоничны. История показывает, что между человеком и окружающим его миром больше дискомфорта и конфликтов. Причина – монопольное положение линейного сознания над другими инструментами человека. Беда в том, что сознание стремится объяснить все по частям, но из-за нехватки информации делает это примитивно. Разбросанность человеческой деятельности затрудняет разработку единого критерия общения человека с миром. Без такого критерия гармония невозможна. Человек вынужден лгать себе. Ради улучшения взаимоотношений с миром прежде всего необходимо меняться человеку.

Как совместить себя с миром так, чтобы не возникало конфликтов, кризисов, как войти в резонанс с реальностью? Как постигнуть целостность и гармонию бытия, чтобы жизнь заняла в нем должное место, чтобы с лица не исчезала улыбка, а из сердца любовь?

 Прежде всего, надо быть внимательным, слушать себя, свою интуицию, чутко  реагировать на знаки природы и космоса. Говорит ли реальность с нами? Если прислушаться, то…

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия