Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:45, курсовая работа
Она заключается в том, что ипотечное кредитование является инновацией в новейшей экономической и правовой истории России. Кардинальные изменения, произошедшие в политических и экономических отношениях в 90-е годы, включая вопросы по обеспечению россиян жильем, привели к необходимости поиска и разработки новых правовых механизмов удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном жилье.
Введение...........................................................................................................
3
Глава 1. Правовая природа ипотеки в Российской Федерации..................
5
1.1. Понятие и история возникновения ипотеки в России.................
5
1.2. Предмет ипотечного жилищного кредитования..........................
14
1.3. Субъекты ипотечного жилищного кредитования........................
19
Глава 2. Договор ипотеки, права и обязанности граждан и банков в ипотечном кредитовании...............................................................
24
2.1. Заключение и содержание договора об ипотеке.........................
24
2.2. Государственная регистрация договора об ипотеке...................
31
2.3. Возникновение ипотеки как обременения....................................
34
2.4. Особенности гражданско-правовой ответственности участников ипотечных отношений.....................................................
37
Глава 3. Особенности развития ипотеки в условиях реформирования жилищного законодательства............................................................
44
3.1. Кризис ипотечного кредитования в Российской Федерации.....
44
3.2. Роль банков в ипотечной системе Российской Федерации........
49
Заключение.....................................................................................................
53
Список использованной литературы........................................................
56
В рамках договора ипотеки можно выделить ипотечный жилищный кредитный договор, который обладает определенной спецификой.. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона в договоре об ипотеке должны быть указаны:
предмет ипотеки,
оценка предмета ипотеки,
существо предмета ипотеки,
размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.
В данном случае развиваются положения п. 1 ст. 339 ГК РФ, о том, что в договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.
Все перечисленные выше условия являются существенными условиями договора об ипотеке.
Так, например, в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Судебная практика прямо указывает на это. Одним из примеров может являться Постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2002 N А57-2889/02-2. Когда же договор об ипотеке содержит все необходимые условия и соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к договорам данного вида, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 168 ГК РФ, для признания договора залога недействительным1.
В соответствии с ч. 2 ст.
9 предмет ипотеки определяется в
договоре указанием его наименования,
места нахождения и достаточным
для идентификации этого
Так, по одному из дел суды пришли к выводу о невозможности однозначно определить какой объект земельных отношений обременен залогом, в связи с чем требования в части обращения взыскания на имущество не подлежали удовлетворению2.
По другому делу суд также сделал вывод о том, что в договоре залога не содержится достаточных сведений о переданном в залог недвижимом имуществе, позволяющих его индивидуализировать. В некоторых случаях суды исходят из того, что комментируемая статья и ст. 12 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество" предусматривают параметры описания объекта недвижимости, необходимые для его идентификации и, исходя из этого, делаются выводы о заключенности или незаключенности договора об ипотеке. Кассационной инстанцией по одному из дел был сделан вывод о том, что для обеих сторон по договору залога было известно о предмете залога. Обе стороны договора исходили из того, что в залог передано здание по адресу: город Москва, ул. Габричевского, дом 2, какой-либо другой площади или здания по этому адресу не существует. Такой вывод был сделан несмотря на то, в судебном заседании было установлено, что площадь переданного в залог в обеспечение кредита здания составляет 907,2 квадратных метра, а в договоре залога указана его площадь 854,2 квадратных метра. В этой связи выводы нижестоящих судов о том, что предмет договора залога здания не определен были признаны несостоятельными.
Так, по одному из дел судом было установлено, что в представленном на государственную регистрацию договоре о залоге прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве с использованием кредитных средств банка отсутствовали сведения о государственной регистрации вышеуказанного договора участия в долевом строительстве. С учетом изложенного, суд посчитал законным приостановление регистрирующим органом государственной регистрации договора о залоге до устранения недостатков1.
Например, по одному из дел
суд установил, что в соответствии
с данными единого государствен
В соответствии с ч. 3 ст. 9 оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. В этой связи судебная практика исходит из того, что оценка заложенного имущества может вообще не соответствовать рыночной цене данного имущества, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством РФ по соглашению залогодателя с залогодержателем.
В случае залога не завершенного строительством недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется оценка рыночной стоимости этого имущества.
В то же время судебная практика исходит из того, что при указании сторонами в договоре об ипотеке нескольких разных оценок предмета ипотеки такой договор не может считаться незаключенным, если возможно установить, какая из оценок представляет собой ту, о которой стороны договорились как о существенном условии договора об ипотеке.
Так, банк-кредитор предъявил в арбитражный суд иск о взыскании с ответчика долга по договору кредита и об обращении взыскания на заложенное ответчиком по договору об ипотеке здание. При анализе условий договора об ипотеке суд установил, что в нем стороны указали три разных оценки предмета ипотеки: оценку по заключению независимого оценщика, залоговую оценку и оценку по документам органа технической инвентаризации. При этом суд установил, что стоимость заложенного здания по документам органа технической инвентаризации указана сторонами в целях реализации положения п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", действовавшего в момент заключения договора об ипотеке. Данное положение предусматривало, что при определении размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями. Оценка, которую дал предмету ипотеки независимый оценщик, привлеченный сторонами, и которую стороны указали в договоре об ипотеке, в силу ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" носила для них рекомендательный характер и не являлась обязательной. Суд пришел к выводу, что именно залоговая оценка является той оценкой заложенного здания, которую стороны по соглашению между собой дали этому предмету ипотеки1.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке. При этом согласно комментируемой нормы для признания договора заключенным недостаточно простого указания на сущность обязательства. Так, при указании обязательства, обеспечиваемого ипотекой, обязательно необходимо указание:
суммы данного обязательства;
основания возникновения обязательства.
Судебная практика исходит из того, что указания в договоре залога о содержании, объеме и сроке исполнения обеспечиваемого обязательства, определенных основным договором, должны полностью соответствовать этому договору. Кроме того, интересен еще один пример, возникший в судебной практике. Так, судом было установлено, что в пункте договора ипотеки имела место опечатка в указании даты подписания договора о переводе долга, на котором основано обеспечиваемое ипотекой обязательство: вместо "10 октября 2003 г." напечатано "10 октября 2002 г.". Исследовав данный вопрос, суды первой и апелляционной инстанций правомерно приняли во внимание, что в договоре ипотеки от 26.02.2004 г. названы все обязательства, вытекающие из договора о переводе долга от 10.10.2003 г. с указанием их суммы, оснований возникновения и сроков исполнения, и с учетом изложенного пришел к обоснованному выводу о том, что обязательство, обеспечиваемое ипотекой, основано именно на договоре о переводе долга от 10.10.2003 г.; срока исполнения обязательства. Анализ приведенного выше судебного акта позволяет говорить также о том, что в договоре об ипотеке должны указываться и сроки (периодичность) уплаты процентов по кредитному договору, если договор об ипотеке заключается в его обеспечение.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить; в тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения; если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.
Помимо изложенного стоит отметить, что в тех случаях, когда залогодателями являются лица, не являющиеся должниками в основном кредитном обязательстве, что допускается в силу п. 1 ст. 335 ГК РФ, соблюдение всех существенных условий при заключении обеспечительных залоговых договоров между третьими лицами и Банком является обязательным вне зависимости от условий кредитного обязательства или отсылок на основное обязательство.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона, если права залогодержателя удостоверяются закладной, на это указывается в договоре об ипотеке, за исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона. Отметим, что закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца:
право на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств;
право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Документ, названный "закладная", в котором, тем не менее, отсутствуют какие-либо данные, указанные в подпунктах 1-14 пункта 1 статьи 14 Закона об ипотеке, не является закладной.
Итак, основанием возникновения ипотеки может являться закон либо договор. Договор является основной формой возникновения ипотеки. По договору залогодатель добровольно отдает в залог любое принадлежащее ему недвижимое имущество, гарантируя тем самым удовлетворение требований кредитора в случае неисполнения обязательства, обеспеченного залогом.
2.2. Государственная регистрация договора об ипотеке
Процедура государственной регистрации в настоящее время регулируется, в основном, Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Необходимо отметить, что настоящий закон исключает из круга объектов недвижимость, права на которую не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Таким образом, Закон не распространяется на воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, для которых предусмотрены особые правила регистрации, прописанные главным образом в транспортных уставах и кодексах, а также в ведомственных нормативных актах, принятых в соответствии с ними.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет государственную регистрацию ипотеки как юридический акт признания и подтверждения государством обременения на недвижимое имущество (п. 1 ст. 2). Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права; проводится на всей территории России по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; дату государственной регистрации прав относит на день внесения в соответствующих записей в Единый государственный реестр прав; осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями от 17 июня 2010 г.) сказано, что в случае, когда отсутствуют существенные условия договора об ипотеке, предусмотренные ст. 9 закона или нарушены положения п. 4 ст. 13, в котором говорится о случаях, когда составление и выдача закладной не допускаются, такой договор не подлежит государственной регистрации в качестве договора об ипотеке. Другими словами такой договор считается не заключенным.
В то же время в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями от 17 июня 2010 г.) есть положение о ничтожности договоров об ипотеке при несоблюдении правил о государственной регистрации договора об ипотеке. Очевидно, в первом случае говорится о частных случаях, а во втором - об общих, включающих указанные частные. Из этого следует, что по выбору можно предъявлять иск как о признании договора ипотеки незаключенным, так и недействительным.
В отношении незаключенной сделки не могут применяться такие способы защиты гражданского права, как признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности (общих - в виде двусторонней или односторонней реституции, недопущения реституции; дополнительных - в виде возложения обязанности возместить реальный ущерб, понесенный одной из сторон вследствие заключения и исполнения недействительной сделки).
Содержащееся в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями от 17 июня 2010 г.) правило о недействительности договора об ипотеке в случае несоблюдения правила о государственной регистрации, корреспондирует с общим правилом, содержащимся в ст. 165 ГК. Вместе с тем следует иметь в виду, что отсутствие государственной регистрации может быть восполнено судебным решением. Так, в соответствии с п. 3 ст. 165 ГК, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Государственная регистрация
рассматривается в качестве
Помимо договора ипотеки права залогодержателя могут удостоверяться выдачей специальной ценной бумаги - закладной. В таких случаях вместе с договором ипотеки в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представляется закладная. На закладной территориальное подразделение Росреестра делает отметку о дате и месте государственной регистрации, нумерует и скрепляет печатью листы закладной.