Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:14, курсовая работа
Немного времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции (при социализме считалось, что ее не было у нас вообще). А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.
Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Глава № 1 Инфляция и антиинфляционная политика
1.1. Что такое инфляция?.………………………………………………………………........5
1.2. Антиинфляционная политика…………………………………………………………..8
2. Глава № 2 Особенности борьбы с инфляцией в России
2.1. Роль кредита и банков в антиинфляционной политике……………………………...14
2.2. Оздоровление Российского бюджета и стратегии экономического роста как антиинфляционный фактор…………………………………………………………...22
3. Глава № 3 Антиинфляционная политика в 2006 году
3.1. Меры правительства и Банка России по контролю за инфляцией………………….36
3.2. Тарифная политика…………………………………………………………………......38
3.3. Денежно-валютная политика…………………………………………………………..39
3.4. Бюджетная политика…………………………………………………………………...41
Заключение ………………………………………………………………………………...44
Библиографический список………………………………………………………………46
Приложения ..............................................................................................................47
• огромный рост государственного долга, невыгодные условия заимствования Россией средств на финансовых рынках привели к резкому возрастанию процентных расходов, которые для федерального бюджета становились «неподъемными». Они требовали радикального пересмотра сроков и условий погашения государственного долга и выплаты процентов по нему.
Для улучшения финансового
Несмотря на меры, предпринимавшиеся Правительством России в 90-е годы, в стране систематически сокращались размеры валового внутреннего продукта. Это приводило к ежегодному уменьшению, как общего объема финансовых ресурсов, так и их доли, аккумулируемой в бюджетах.
Если в 1993 г. в консолидированном бюджете страны было сосредоточено 31,4% ВВП, а в 1995 г. - 29,9, то в 1999 г. планировалось 29%; в федеральном бюджете доля централизованных ресурсов была еще ниже, составив соответственно 19,6%, 14,7 и 14,38%. Из приведенных данных видно, что удельный вес централизованных финансовых ресурсов России гораздо ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Сокращение реальной величины и доли финансовых ресурсов, перераспределяемых через российский бюджет, отрицательно сказывается на выполнении государством его экономической функции - федеральные органы не в состоянии активно влиять на осуществление структурных сдвигов в экономике, на научно-технический прогресс и другие приоритетные направления развития народного хозяйства.
Нынешний очень слабый бюджетный
потенциал России, низкий уровень
его аккумулирования в
В этой связи следует обратить внимание
на очень тревожную тенденцию, получившую
развитие в последнее время. Она
заключается в том, что постепенно не
только количественно сокращается доля
федерального бюджета в общем объеме перераспределяемых
с помощью государства финансовых ресурсов,
но и получает распространение взгляд
на федеральный бюджет как на бюджет Центра,
интересы которого в лучшем случае подлежат
увязке с финансовыми интересами регионов.
Повышение уровня руководства бюджетными потоками требует разработки и осуществления продуманной системы специальных бюджетных мер, стимулирующих экономический рост, и, в частности, - проведения активной бюджетной политики в области инвестиций. Инвестиции нужны России как воздух. Только они способны давать в будущем реальную отдачу в виде роста налогов и других бюджетных доходов, создавая тем самым основу для погашения государственного долга и получения бездефицитного бюджета. К сожалению, сегодня инвестиционная составляющая бюджетных расходов по количественной и качественной характеристикам оставляет желать лучшего.
Из приведенных в таблице №4 (см. Приложение, таблица №4) данных видно, что за последние 4 года произошло снижение как абсолютных сумм финансирования капитальных вложений за счет бюджетных средств (с 58,2 млрд. руб. в 1995 г. до 41,2 млрд. руб. в 1998 г.), так и их относительной величины (с 3,7% ВВП в 1995 г. до 1,4% ВВП в 1998 г.). Еще более печальная картина наблюдалась по федеральному бюджету, доля которого в финансировании капитальных вложений упала с 1,9% в 1995 г. до 1,1% в 1998 г. Качество финансирования тоже было низким, так как механизм предоставления бюджетных средств не гарантировал от неэффективного их использования; даже те бюджетные средства, которые предоставлялись субъектам хозяйствования на возвратных началах, не были обеспечены высококачественной проектно-сметной документацией, не отличались высокой эффективностью расходования полученных бюджетных средств, поскольку ссуды своевременно не были погашены, а выделенные ранее средства не возвратились в бюджет.
Августовский кризис 1998 г., сопровождавшийся резким скачком инфляции (до 84% в расчете на год) со всей очевидностью показал, что достигнутое в 1996-1997 гг. снижение инфляции не имело под собой реальной экономической основы, а потому существует очевидная угроза возврата высокой инфляции. Для ее предотвращения нужны радикальные изменения в экономике и финансах, и в первую очередь в сфере бюджетных отношений. В частности, нуждается в существенном изменении политика государства в области бюджетного дефицита. Тот факт, что на протяжении всего периода рыночных преобразовании российский бюджет характеризовался огромным дефицитом (см. приложение таблица 1), негативно сказался на финансовом положении страны, приводил к воспроизводству инфляционной ситуации, которая, как показали реальные события, «загонялась» внутрь, но в периоды обострения выходила наружу и сопровождалась всплеском цен.
Для серьезного лечения болезни под названием «хроническая дефицитность бюджета» необходимо перейти к практике постепенного оздоровления бюджета, для чего должны предусматриваться следующие меры:
• формирование первичного профицита, позволяющего своевременно и полно погашать государственный долг и выплачивать проценты по нему; разработка мер по предотвращению роста государственного долга;
• сохранение дефицитного финансирования только для инвестиционных расходов в реальном секторе экономики;
• планирование в бюджете только такого объема расходов, который обеспечен реальными источниками финансирования, памятуя о том, что каждый бюджетный рубль государственной просроченной задолженности порождает мультипликацию неплатежей в народном хозяйстве, равную четырем рублям. С этой целью необходимо составить перечень «нефинансируемых мандатов» и в случае необходимости - приостановить действие некоторых социальных законов;
• планирование реальных источников покрытия бюджетного дефицита, не исключая возможности при определенных условиях использовать прямое кредитование Правительства Российской Федерации Центральным банком РФ наряду с заимствованием средств на финансовых рынках путем эмиссии государственных ценных бумаг;
• совершенствование практики бюджетирования, установление предельных размеров бюджетного дефицита, не приводящих к подрыву финансово-экономической безопасности государства в целом, а также субъектов Российской Федерации;
• совершенствование налоговой
системы с одновременным
• укрепление финансово-бюджетной
и расчетно-платежной
• продолжение в полном объеме бюджетной реформы, совершенствование правовой базы бюджетных преобразований, корректировка соответствующих правовых норм введенного в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оздоровление российского
Одной из ключевых проблем в этой связи стаю обслуживание внешнего долга. Положение усугублялось тем, что в 1992-1997 гг. уже проводилась реструктуризация внешнего долга, которая и обеспечила несколько лет передышки. Однако реструктурированные старые «советские» долги и новые российские заимствования привели к необходимости осуществления в 1998 и 1999 гг. таких денежных выплат, средств на которые у России после августовских событий 1998 т. не было (см. Приложение, таблица 2).
Из приведенных данных в таблице 5 (см. приложение) видно, что почти 2/3 всех выплат приходится на проценты по кредитам, отказ от уплаты которых особенно жестко оценивается международным сообществом, приводя к резкому падению кредитного рейтинга страны-должника. Особенно катастрофическим для будущих заимствований считаются невыплаты долгов международным финансовым организациям и странам-членам Парижского клуба; между тем на долю выплат этим кредиторам приходится 14,5 млрд. долл., которые обязательно должны быть погашены или реструктурированы в соответствии с достигнутыми соглашениями.
Конечно, Россия вправе ожидать помощи от МВФ, Всемирного банка, Европейского союза, поскольку ни международные финансовые организации, ни все мировое сообщество не заинтересованы в крахе России, поскольку такой крах лишь резко обострит ситуацию в мировой экономике. Однако даже успех на переговорах по реструктуризации российского внешнего долга не снимет проблему его будущего погашения, для которого должны быть найдены реальные финансовые источники. А здесь главная задача заключается в том, чтобы активизировать собственные усилия по подъему экономики, которые позволили бы увеличивать поступления от государственных доходов за счет роста бюджетного потенциала.
Кроме того, ситуация с обслуживанием внешнего долга может быть улучшена и на основе договоренности (если бы ее удалось достичь) о списании части долгов бывшего СССР. Основанием для ведения подобных переговоров является резкое изменение финансовой ситуации в России после августа 1998 г.: из-за обвала рубля произошло значительное ухудшение такого экономического показателя, как отношение внешнего долга к ВВП. Если в июле 1998 г. этот показатель составил 30,1% к ВВП, то в сентябре - уже 80,3%. А по классификации Парижского клуба такой уровень данного показателя характерен для стран, обремененных слишком тяжелыми долгами, для которых разработаны и применяются льготные схемы реструктуризации государственного долга вплоть до списания значительной его части. До августа 1998 г. Россия не подпадала под такие схемы, так как входила в группу стран среднего уровня развития, умеренно обремененных долгами. Теперь же ситуация изменилась и ею необходимо воспользоваться, чтобы облегчить финансовое положение страны.
Для безусловного выполнения Россией своих государственных обязательств перед внешними кредиторами важное значение будет иметь усиление экспортного потенциала страны на основе развития и повышения рентабельности производства в экспортных отраслях экономики, уменьшение затрат по импорту, рост эффективности управления зарубежной собственностью. В настоящее время России принадлежит более 2,5 тыс. объектов общей площадью в 2 млн. кв. м, находящихся в 122 государствах.
Даже заниженная балансовая стоимость этой недвижимости составляет 2,5 млрд. долл.; при правильном ее использовании Россия могла бы иметь немалые валютные поступления и направлять их на своевременное обслуживание внешнего долга. Потребность в дополнительных источниках валютных поступлений у России в настоящее время очень большая в связи с колоссальным сокращением ее золотовалютных резервов. За неполных два года - с сентября 1997 г. по июль 1999 г. - они уменьшились в 2,2 раза: с почти 25 млрд. долл. до 11,5 млрд. долл.
Некоторые возможности для финансирования расходов по внешнему долгу представляет и перепродажа долговых обязательств других стран, получавших в свое время кредиты от Советского Союза. Конечно, часть этой задолженности относится к разряду безнадежных долгов, однако другая - могла бы быть продана, причем действенную помощь в подобных операциях мог бы оказать Парижский клуб кредиторов, членом которого является и Россия.
После августовских событий Россия оказалась не в состоянии выполнять свои обязательства и по внутреннему долгу, хотя па его долю к июлю 1998 г. приходилось лишь 32,5% общей величины задолженности. Наибольший удельный вес среди внутренних долговых обязательств накануне августовского кризиса занимали государственные краткосрочные облигации, облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом, а также задолженность по централизованным кредитам, переоформленная r казначейские векселя. Ситуация с обслуживанием внутреннего долга складывалась исключительно неблагоприятная, так как почти 2/3 обязательств были краткосрочными и нуждались в погашении уже в 1998 г. К тому же цена внутренних заимствований была неоправданно высокой, в связи с чем чистые поступления в федеральный бюджет от реализации государственных долговых обязательств были минимальными уже в 1995-1996 гг., а в 1997 г. - практически вся выручка от продажи ГКО-ОФЗ ушла на погашение ранее эмитированных выпусков этих бумаг.