Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 05:24, курсовая работа
Актуальность избранной темы исследования, помимо ее «конституционного» статуса связана также с тем, что хотя правовое регулирование отпусков являлось предметом внимания многих исследователей, тем не менее, существующее обилие нормативных актов различной давности (начиная с постановлений НКТ СССР), множество специальных норм, изменения в законодательной базе в совокупности затрудняющие деятельность правоприменителя, создают почву для дальнейшего обсуждения и уточнения ряда проблем.
Введение...................................................................................................................-3
Глава 1. Общие теоретические основания правового регулирования отпусков...................................................................................................................-7
Право на отпуск: его закрепление и место в правовом статусе работника.................................................................................................................-7
Виды отпусков......................................................................................-18
Общие условия предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска....................................................................................................................-21
Глава 2. Вопросы правового регулирования предоставления отпусков.................................................................................................................-32
Дополнительные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы......................................................................................................................-32
Ответственность за нарушение трудового законодательства при предоставлении и использовании отпусков.....................................................-45
Заключение............................................................................................................-49
Список используемых источников ...................................................................-52
Законодательное
закрепление права на отпуск является
несомненным завоеванием
Одним из первых законодательных актов Советского государства и первым советским нормативным актом о труде был Декрет Совета народных депутатов от 29 октября (11 ноября) 1917 г. о восьмичасовом рабочем дне, который регулировал вопросы рабочего времени и отдыха работников, сверхурочной работы, вопросы предоставления перерывов для отдыха, содержал общие нормы о малолетних работниках.10
Кодекс 1918 г. регулировал правоотношения, которые до революции регламентировались фабричным законодательством (вопросы вознаграждения за труд, удержания из вознаграждения трудящихся, форма выдачи вознаграждения - деньгами и натурой, вопросы рабочего времени и времени отдыха, порядок привлечения к сверхурочным и ночным работам, порядок увольнения трудящихся, создания надзорных органов — инспекции труда и технических инспекторов), а также содержал ряд институтов, неизвестных дореволюционному фабричному законодательству — вопросы трудоустройства, перевода трудящихся на другую работу, предварительного испытания при приеме на работу, нормы по обеспечению надлежащей производительности труда11.
К.П. Горшенин отмечал, что Кодекс 1918 г. нельзя рассматривать только как сборник ранее изданных законов, поскольку в нем продолжалась линия дальнейшего регулирования условий труда, охраны и организации труда, создавались предпосылки для максимального повышения производительности труда12.
Максимализм в некоторой степени коснулся и впервые закрепленного на государственном уровне права на отпуск. Хотя, может, вернее будет говорить об «обязанности уйти отдыхать», ведь КЗОТ 1918 г. фактически превращал отпуск из права в обязанность, что достигалось включением следующих двух норм:
воспрещается13.
2) Статья 111. Из
вознаграждения трудящегося,
Другими словами: попробуй только прийти на работу и ты за это заплатишь. В прямом смысле.
К счастью, до нашего времени эти нормы не дошли, иначе частные работодатели мало того, что привлекали бы работников к труду, так еще и удерживали бы у них за это деньги, как предписывала ст. 68 КЗОТ 1918 г., приравнивавшая удержания за заработанное во время отпуска к вычетам за прогул15.
Другой любопытной особенностью КЗОТ 1918 г., не дошедшей до нашего времени было обязательное внесение сроков отпусков в трудовую книжку, равно как и времени прогулов и болезни16.
Все эти довольно яркие примеры свидетельствуют о том, что правовое регулирование такого, на первый взгляд, обычного, привычного и стабильного правового института как отпуск, является составляющей сложного процесса, благодаря которому, с одной стороны, правовые нормы решают конкретные задачи по оперативному регулированию общественных отношений, а с другой стороны, служат политическим целям и идеалам.
Следующий КЗОТ 1922 г.17 окончательно сформировал основные институты советского трудового права. Предусмотренные в нем разделы (о найме, о коллективном договоре, о трудовом договоре, о правилах внутреннего распорядка, вознаграждения за труд, гарантии и компенсации, рабочее время, время отдыха, об ученичестве, охрана труда, о профессиональных союзах, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде, о социальном страховании) создали базу основных институтов советского, а затем и российского, трудового права. Данные институты сохранены современным законодателем до настоящего времени.
Следующий Кодекс законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) не содержал каких-либо принципиально новых или иных положений об отпусках.
В настоящее время действует Трудовой кодекс Российской Федерации, нормы об отпусках которого более подробно рассмотрены в следующей главе работы.
Таким образом, право на отпуск впервые было законодательно закреплено в нашей стране в КЗОТ 1918 г., откуда перешло в КЗОТ 1922 г., а затем нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 г. и последующих конституциях.
Надо отметить, что если в 1918 г. право на отпуск было гигантским шагом вперед, то сейчас является привычной и даже обыденной составляющей правового статуса любого лица, состоящего в трудовых правоотношениях. В связи с чем, необходимо также рассмотреть место права на отпуск в структуре правового статуса работника.
Говорить о месте права на отдых в правовом статусе гражданина представляется неуместным, так как право на отпуск связано со статусом физического лица, состоящего в трудовых отношениях и не зависит от «обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника»18.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому работающему по трудовому договору право на ежегодный оплачиваемый отпуск (п.5 ст.37). Реализация указанных конституционных гарантий, их конкретизация и создание условий для надлежащего использования работниками полагающегося им времени отдыха — задача трудового законодательства и, прежде всего, Трудового кодекса.
Предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, как следует из ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивается одно из основных прав работников – право на отдых. Это означает, что государство гарантирует лицам, состоящим в трудовых правоотношениях, ежегодное предоставление отпуска для отдыха и материально обеспечивает возможность такого отдыха, устанавливая требование оплаты предоставляемого отпуска.
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к блоку социально-экономических прав, что также подтверждается тем обстоятельством, что на международном уровне право на «оплачиваемый периодический отпуск» закреплено в п. «d» ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах19.
Принадлежность данного права к указанному блоку объясняется тем, что право на ежегодный отпуск призвано обеспечивать определенные экономические и социальные условия, необходимые человеку для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей, таких как потребность в отдыхе, физическом и интеллектуальном развитии и т.д.
В юридической литературе высказываются различные мнения по вопросу о том, является ли право на ежегодный отпуск основным конституционным (т.е. самостоятельным) правом работников20 или оно – лишь составная часть права на отдых21. Мы полагаем, что право на ежегодный отпуск выделено авторами текста Конституции для того, чтобы подчеркнуть, что данное право возникает именно в рамках трудового правоотношения (у лиц, работающих по трудовому договору) и призвано гарантировать их право на отдых. Такой подход представляется верным так как до вступления в трудовые правоотношения лицо не может претендовать на получение отпуска. Человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе выполняющий работу по гражданско-правовым договорам (подряда, оказания услуг, поручения и пр.), самостоятельно организует свой труд и решает: когда и сколько ему отдыхать, так как в данном случае важен только материализованный результат труда, а коллективная организация процесса труда отсутствует. Соответственно в данном случае не имеет смысла говорить об обеспечении права на отдых (которое несомненно принадлежит и лицам, самостоятельно организующим свой труд) через предоставление ежегодного отпуска, так как любому праву должна корреспондировать соответствующая обязанность, т.е. обязанность предоставить отпуск, а в данном случае работающий сам решает вопрос об отпуске (его моменте и продолжительности) и государственное вмешательство здесь излишне. Однако независимо от того, признается ли право на ежегодный отпуск основным или частью права на отдых, – и в том и в другом случае оно остается обязательным элементом конституционного статуса всех лиц, состоящих в трудовых правоотношениях.
Закрепление в Конституции права на ежегодный оплачиваемый отпуск служит основой для возникновения субъективного права на отпуск, т.е. такого права, которое по своему содержанию представляет собой юридически обеспеченную фактическую возможность обладать и распоряжаться таким общественным благом как свободное время, остающееся за пределами рабочего года, и использовать его для удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов. Причем главной из этих потребностей, на наш взгляд, является именно потребность в отдыхе, т.е. снятии накопившегося утомления и восстановлении работоспособности, что соответствует классическому литературному пониманию слова отпуск, приведенному в словаре С.И. Ожегова: «отпуск — это временное освобождение от работы для восстановления сил»22, но несколько не согласуется с Трудовым кодексом, закрепляющим, что отпуск является разновидностью времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (исходя из системного толкования ст.ст. 106, 107 Трудового кодекса РФ)23.
Подобная формулировка позволяет в некоторых случаях фактически обходиться без отпуска вообще, заменяя трудовые правоотношения гражданско-правовыми, поскольку, согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, сам Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц (если в установленном порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей), работающих по договорам гражданско-правового характера, сотрудник вправе работать на предприятии одновременно и по трудовому договору, и по гражданско-правовому договору, в том числе и во время отпуска по трудовому договору (по основной работе)24.
При реализации права на отпуск не возникает самостоятельного правоотношения. Данное право реализуется в составе трудового правоотношения, вступая в которое работник получает юридически обеспеченную возможность требовать от конкретного работодателя освобождения от работы на определенное количество дней в течение рабочего года. Право на ежегодный отпуск является неотъемлемой частью правового статуса лица, состоящего в трудовых правоотношениях, а следовательно не может существовать и реализовываться в рамках иных правоотношений. При этом не имеет значения срок трудового договора - заключен ли он на неопределенный срок или на определенный срок (ст. 58 Трудового кодекса РФ), а также условий рабочего времени. В ст. 93 Трудового кодекса РФ указывается на то, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав25.
Важным вопросом при рассмотрении права на отпуск является момент возникновения данного права. В настоящее время Трудовой кодекс довольно однозначно устанавливает, что право на ежегодный отпуск «возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя», т.е. возникновение права на отпуск законодатель связал со вступлением работника в трудовые правоотношения с конкретным работодателем.
Характерной чертой права на отпуск является его делимость. В любой момент можно определить размер отпуска, полагающегося работнику в зависимости от отработанного времени. Подтверждением этому являются положения ст.139 Трудового кодекса о денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. А. Ксенофонтов отмечает, что среди юристов бытует мнение, что «принцип делимости права на отпуск требует законодательного закрепления за работником права на получение отпуска в натуре при увольнении»26. Позволим себе не согласиться с данной точкой зрения, т.к. для уволенного работника, тем более при нынешней экономической ситуации в стране, гораздо важнее получить денежную компенсацию отпуска, а затем самостоятельно решить вопрос об отдыхе в период между предыдущей и следующей работой.
Право на отпуск не может быть ограничено или отменено, в т.ч. и по соглашению сторон трудового правоотношения, так как нормы, обязывающие работодателя предоставить работнику отпуск и работника воспользоваться этим отпуск императивны по своей природе, а также по форме закрепления. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно взглянуть, например, на формулировку ст. 115 Трудового кодекса: «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней». Никаких намеков на диспозитивность и возможность сторон урегулировать отказ от отпуска либо его предоставление в меньшем размере.
Это объясняется, прежде всего тем, что право на отпуск относится к числу конституционных прав работников. Ограничение данного права возможно только в условиях чрезвычайного положения в стране, вводимого на основании федерального конституционного закона для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя27.
На наш взгляд, представляется существенным также вопрос о том: может ли работник использовать время ежегодного отпуска для работы? Да, государство не вправе вмешиваться в личную жизнь работника, устанавливая запрет работы во время ежегодного отпуска. Такие запреты были бы неэффективны и постоянно нарушались. Работник вправе использовать отпуск по своему усмотрению, в т.ч. и для работы (но не по месту основной работы). Однако государству не стоит быть безразличным к такого рода фактам, тем более, что речь идет о здоровье населения и создании нормальных условий для воспроизводства рабочей силы. Необходимо всячески стимулировать целевое использование отпуска. Однако на данном этапе это представляется маловероятным, так как низкий уровень жизни по стране в целом заставляет людей искать дополнительные, в т.ч. и временные возможности подработать, а ежегодный отпуск является прекрасной возможностью для этого.
С содержательной стороны право на ежегодный отпуск включает в себя:
обязанностей на время отпуска;
2) право на определенную продолжительность отпуска;
3) право на сохранение места работы (должности) на период отпуска;
4) право на материальное вознаграждение (оплату) за время отпуска;
5) право на непрерывность отпуска определенной продолжительности.
Конкретное содержание права на отпуск определено в нормативных актах, а также может оговариваться в трудовом договоре (контракте), т.е. по соглашению сторон.
В действующем Трудовом кодексе, как и в ранее действовавших КЗоТах, дефиниция понятия «отпуск» отсутствует. Определенным шагом вперед можно считать уже то, что в ст. 106 Трудового кодекса закреплено понятие времени отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.