Договор коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей[1]. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.

Прикрепленные файлы: 1 файл

зуева кр договор концессии.docx

— 248.51 Кб (Скачать документ)

а) использовать при осуществлении  предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя  указанным в договоре образом. Если в договор внесены какие-либо ограничения, касающиеся такого использования, они должны соблюдаться. Отсутствие в договоре каких бы то ни было ограничений на этот счет означает, что коммерческое обозначение правообладателя может использоваться любым, не запрещенным законодательством способом.

б) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак (знак обслуживания) или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии. Основной сферой, в которой осуществляется данная обязанность, является реклама. Пользователь должен проинформировать своих покупателей (заказчиков) о  том, что он выступает в качестве пользователя именно по договору коммерческой концессии, причем в отношении конкретного  правообладателя, который тут же должен быть назван. Способ доведения  до покупателей (заказчиков) информации о том, что средства индивидуализации используются на основании договора коммерческой концессии, зависит от того, как они используются. Словесная  форма использования предполагает устное сообщение, письменная или графическая - наличие необходимых надписей и  т. п. Невыполнение этого требования является нарушением договора и может  привести к негативным для пользователя правовым последствиям.

в) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение  соответствия характера, способов и  условий использования комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. Инструкции и указания могут быть даны правообладателем, как при заключении договора коммерческой концессии, так и в любое время в период его действия. При этом если в договоре не ограничен объем или содержание указаний (инструкций), они могут быть любыми. Однако правообладатель не может предъявлять к пользователю требования, которые не соблюдает сам. Именно это правило служит тем ограничением, которое не позволяет давать чрезмерные или невыполнимые инструкции (указания), а потом требовать досрочного расторжения договора коммерческой концессии по причине их невыполнения. Необходимо согласовывать с правообладателем и место расположения коммерческих помещений, поскольку от места расположения объекта напрямую зависит объем продаваемой продукции (оказываемых услуг и т.д.) и соответственно популярность и размер дохода предприятия.

г) не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. С вступлением  в силу части четвертой ГК РФ усилилось  гражданско-правовое регулирование  секретов производства (ноу-хау), поскольку  появилась глава 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». В ней закреплено, что такое секрет производства (ноу-хау). «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». При заключении договора коммерческой концессии сторонам необходимо указывать те сведения, в отношении которых принимаются меры к охране конфиденциальности. Правообладатель должен указать, какие сведения он относит к секретным, и только в отношении них возникает обязанность пользователя держать их в секрете;

)своевременно выплачивать правообладателю  обусловленное договоренностью  вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ);

)обеспечивать соответствие качества  производимых им на основании  договоре товаров, выполняемых  работ, оказываемых услуг качеству  аналогичных товаров, работ или  услуг, производимых, выполняемых  или оказываемых непосредственно  правообладателем. Эта обязанность  вытекает из цели договора - содействовать  расширению сбыта товаров (работ,  услуг). Если пользователь изготовляет  товары (работы, услуги), которые по  качеству ниже, чем производимые правообладателем, покупатели (заказчики) таких товаров (работ, услуг) вводятся в заблуждение. Ведь они рассчитывали на определенное качество, которое отождествляется с использованием соответствующих средств индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования и т. п.), но не получили его. Следовательно, покупатели (заказчики) товаров (работ, услуг) могут предъявить пользователю требования, вытекающие из необеспечения им того качества, которое присуще товарам (работам, услугам) правообладателя, со ссылкой на договор коммерческой концессии и ст. 309,469,721 ГК РФ. Причем эти требования основаны как на правилах, направленных на защиту прав потребителей, так и на нормах ГК РФ. На основании статьи 1032 ГК РФ и статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе рассчитывать на соответствующий уровень качества товаров и сервиса. В отношении предпринимателя - нарушителя могут применяться нормы:

·законодательства о потребителях (нарушение требований об информации и качестве);

·законодательства о рекламе (если правообладатель не обеспечивает контроль за пользователем и потребитель умышлешю вводится в заблуждение).

  1. оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя. Эта обязанность, как и предыдущая, вытекает из цели договора коммерческой концессии;
  2. не передавать полученного им комплекса прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя (ст. 1029 ГК РФ);
  3. предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором.

Поскольку две последние обязанности  тесно связаны друг с другом, их содержание можно излагать одновременно.

Субконцессия - это договор, в соответствии с которым пользователь обязуется передать вторичному пользователю весь комплекс полученных

им от правообладателя по договору коммерческой концессии прав или  их часть. В результате заключения договора субконцессии пользователи по отношению к вторичному пользователю становится правообладателем. Не случайно к договору коммерческой субконцессии применяются правила о договорах коммерческой концессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии (п. 5 ст. 1029 ГК РФ), в том числе и такие, как обязательная государственная регистрация (см. абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Права вторичного пользователя, таким  образом, становятся производными от прав самого пользователя. В отношения  с правообладателем косвенно, через  посредство пользователя, вступает новое  лицо - вторичный пользователь. Это  обременяет правообладателя дополнительными  обязанностями, которые не могут  быть возложены на него без его  согласия. Отсюда обязательное требование закона о том, что условия субконцессии должны быть согласованы пользователем с правообладателем или определены в договоре коммерческой концессии (п. 1ст. 1029 ГК РФ).

Передача пользователем всего  комплекса полученных им прав или  его части в субконцессию может быть прямо запрещена договором. В этом случае любой договор коммерческой субконцессии, заключенный пользователем, недействителен, поскольку заключен при отсутствии необходимых полномочий (ст. 174 ГК РФ). Вторичный пользователь в данном случае может предъявлять претензии только к пользователю, но никак не к первичному правообладателю.

Передача прав в субконцессию может быть разрешена пользователю договором. И в этом случае она может рассматриваться или как право, или как обязанность пользователя. Выбор того или иного варианта зависит от того, какие положения на этот счет существуют в договоре коммерческой концессии. Если договор формулирует возможность заключать договор коммерческой субконцессии как право пользователя (или правообладателем дано согласие на передачу прав в субконцессию), то объем этого права зависит от тех ограничений, которые содержатся в договоре (согласии правообладателя, которое дается после заключения договора). При отсутствии таких ограничений право пользователя передавать полученные им права в субконцессию должно считаться полным, то есть распространяться на весь комплекс полученных им прав и каждое из них в отдельности. В данном случае пользователь может передать в субконцессию тот объем прав, который имеет сам. Выход пользователя за пределы границ, установленных правообладателем, не связывает последнего, а заключенный договор субконцессии недействителен на основании ст. 174 ГК РФ.

Заключение договоров коммерческой субконцессии может быть и обязанностью пользователя. Это весьма важно для правообладателей с точки зрения создания сбытовых или торговых сетей и последующего, эффективного управления ими. Включение в условия договора такой обязанности, как правило, объясняется желанием правообладателя максимально расширить круг лиц, продающих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) с использованием изначально принадлежащих ему исключительных прав. При использовании системы субконцессий первичный пользователь берет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которые нередко становятся для него основными. Таким образом, он еще более тесно интегрируется с правообладателем. Чем шире круг ниц, использующих данный комплекс исключительных прав, тем выше стоимость последних, а значит, и бизнеса правообладателя. Именно этим можно объяснить включение в договор обязанности пользователя в течение определенного срока предоставить субконцессии определенному числу лиц.

Результат, аналогичный системе  субконцессий, может быть достигнут также с помощью комбинации коммерческой концессии с другими договорами. Например, стороны могут договориться о том, что пользователь по договору коммерческой концессии будет привлекать других пользователей и впоследствии выполнять по отношению к ним отдельные организационные и управленческие функции, действуя как представитель правообладателя, то есть его поверенный или агент. В этом случае все новые пользователи будут связаны договорами коммерческой концессии не с первичным пользователем, а непосредственно с правообладателем.

Действие договора коммерческой субконцессии неразрывно связано с судьбой самого концессионного договора, в осуществление которого субконцессия была выдана. Нормы, которые ГК РФ вводит в данном случае, есть не что иное, как известный принцип: никто не может передать больше прав, чем имеет сам. В самом деле, пользователь получает от правообладателя некоторый объем прав и передать вторичным пользователям эти права в большем объеме он просто не вправе.

Пользователь часто видит договор  впервые уже в готовом варианте, и ему необходимо обратить внимание на условия об ответственности сторон. В частности на то обстоятельство, что правообладателю бывает выгодно  воспользоваться предоставленной  законом п. 4 ст. 1029 ГК РФ возможностью изменить ответственность пользователя за вред, причиненный правообладателю  действиями вторичных пользователей  по договору субконцессии. До подписания договора коммерческой концессии у пользователя есть возможность установить режим ответственности, более отвечающий его интересам. Хотя в целом его позиция достаточно защищена, поскольку законодатель, изначально видя в пользователе более слабого партнера, установил ему серьезные гарантии стабильности (ст. 1038 ГК РФ), за их действия. Устанавливая подобное правило, законодатель, по-видимому, исходил из того, что и пользователь, и вторичные пользователи используют одни и те же права, принадлежащие правообладателю, причем первый - непосредственно, а вторые - через посредство первого.

  1. пользователь обязан не допускать дискриминации потребителей. Эта обязанность вытекает из статьи 426 ГК РФ (публичный договор), поскольку договоры, заключаемые пользователем (вторичным пользователем) с потребителями концессионных товаров, в основном подпадают под общее определение публичного договора.

Статья 1035 ГК РФ предусматривает право  пользователя по срочному договору коммерческой концессии на заключение договора на новый срок. Данное положение защищает интересы пользователя как более  слабой стороны договора. Находясь в зависимости от правообладателя, пользователь по окончании срока  действия договора рискует оказаться  в сложном положении: ему практически  придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал  свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение  на рынок его товаров работ  или услуг, увеличение объемов его  производства). Тем самым пользователь оказал услугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании  договора может занять его место  в коммерческой системе правообладателя. Если в отношениях между пользователем  и правообладателем выгода была, по крайней мере, взаимной, то за услугу, оказанную другому лицу, пользователь, разумеется, ничего не получит.

Это право существенно отличается от преимущественного права на заключение договора на новый срок, например по договору аренды, или преимущественного  права покупки доли в обшей собственности. Преимущественное право предполагает возможность заключения договора на новых условиях, причем таких, которые предлагает третьим лицам прежний арендодатель или продавец. А в данном случае пользователь вправе требовать заключения нового договора на условиях прежнего договора.

Круг обязанностей сторон договора коммерческой концессии не исчерпывается  теми, которые рассмотрены выше. Отдельную группу обязанностей составляют такие, которые возникают вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения договора. Это обязательства  в форме ответственности за нарушение  договора: обязанность нарушителя возместить убытки другой стороне - в полном или  ограниченном объеме. При этом, учитывая предпринимательский характер договора, нельзя включить в договор условие  об освобождении от возмещения убытков  в целом, если только за подобное нарушение  не установлена обязанность нарушителя уплатить исключительную неустойку. Помимо этого стороны могут использовать различные формы обеспечения исполнения обязательств каждой стороной. Эти меры также порождают, в случае их использования, дополнительные обязанности сторон, в том числе и дополнительную ответственность. Помимо ответственности, санкции за нарушение договора могут включать и такие, как право стороны в одностороннем порядке изменить отдельные условия договора, а также требовать его расторжения (в том числе во внесудебном порядке) или отказаться от исполнения договора. Хотя законодатель в общих нормах об обязательствах и договорах, в специальных нормах о договоре коммерческой концессии и сформулировал подобные права и обязанности сторон, однако надо помнить, что в нормативных актах невозможно предусмотреть вес особенности, которые должны быть отражены в конкретном договоре. Поэтому потенциальные участники сами должны проанализировать ситуацию с тем, чтобы наиболее полно и четко сформулировать в договоре обязанности и права сторон в целях эффективной организации их деятельности и создания механизмов максимального предотвращения негативных последствий разного рода рисков.

Информация о работе Договор коммерческой концессии