Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:16, дипломная работа
Целью данной работы является исследование основных направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе, анализ различных подходов на процесс реализации реформы военного строительства и формулирование собственной позиции по данной проблематике.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть само понятие и содержание категории «военная реформа», а также изучить исторический аспект в осуществлении реформирования Российской армии;
2) рассмотреть объективные факторы и политико-правовые основания проведения военной реформы;
3) проанализировать основные направления проводимой военной реформы Вооруженных сил;
4) выявить основные проблемы осуществляемой реформы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……………………………………………………………………….....
8
1.1. Понятие и содержание военной реформы……………………….. 8
1.2. Исторический аспект осуществления реформирования Российской армии….............................................................................................
45
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….……………...
31
2.1. Объективные факторы проведения военной реформы на современном этапе……………………………………………............................
35
2.2. Политико-правовые основания осуществления военной реформы……………………………………………………………………….....
42
ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………….…………………………
42
3.1. Основные направления в реализации задач военной реформы……….…………………………………………………………………
53
3.2. Военный округ в условиях реформирования Вооруженных сил………………………………………………………………………………...
66
3.3. Проблемы и критика осуществленной военной реформы……….....................................................................................................
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………………. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Очевидны крупные нестыковки между планами реформирования ВС, намеченной численностью армии, планами ее технического переоснащения — и доступными финансовыми, производственными, техническими и демографическими ресурсами.
Принятая в 2010 г. государственная программа вооружений на период 2011–2020 гг. предусматривает ассигнования на закупки вооружений в размере 19,5 трлн. руб. (616 млрд. долл. США по курсу декабря 2011 г.). Особенностью Программы является весьма низкая по мировым стандартам доля расходов на НИОКР – всего 10%. Если в 2011 г. эта доля составляет 20%, то уже к 2013 г. она должна упасть до 16%. Урезание ассигнований на НИОКР (вместо налаживания четкого механизма оценки перспективности проектов и контроля над их осуществлением) обрекает Россию на догоняющую модель военного развития, увеличение отставания от ведущих держав по самым передовым направлениям военно-технического развития.
Доля бюджета собственно закупок планируется на уровне 80%. Это означает, что Министерство обороны стремится к скорейшему обновлению парка ВВТ за счет готовых к серийному производству образцов, и не склонно к принятию технических рисков, всегда сопровождающих НИОКР.
Главной угрозой для успешной реализации ГПВ-2020 остается макроэкономическая неопределенность в среднесрочной перспективе. Основные расходы по Программе отнесены на период после 2013 г.
Однако невозможно предсказать, каким в этот момент будет состояние мировой экономики, а следовательно, невозможно предсказать динамику главного фактора экономического развития и финансового благополучия России – цен на углеводородное сырье. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что в случае осложнения макроэкономической ситуации и финансового состояния страны именно расходы на закупки вооружений, а не денежное довольствие личного состава станут первоочередным источником бюджетной экономии.
Другим серьезным риском реализации Программы остается состояние российской оборонной промышленности. ГПВ 2020 предусматривает, что по большинству позиций промышленность должна будет увеличить производство в разы, и даже на порядки. Такой рост невозможен без масштабного технического перевооружения предприятий оборонной промышленности.
Однако конкретный механизм и объемы финансирования этого перевооружения до настоящего времени точно не определены. Кроме того, существенным ограничивающим фактором станет недостаток квалифицированных кадров и их дороговизна, а также конкуренция за качественную рабочую силу со стороны космической и атомной промышленности. Все сказанное относится не только к рабочим и инженер-ным специальностям, но и к менеджменту предприятий оборонной промышленности, который в ряде случаев оставляет желать лучшего.
Переход к крупносерийным закупкам в интересах МО РФ, смена экспортной парадигмы функционирования оборонной промышленности на конвенциональную модель преимущественной ориентации на внутренний заказ, ужесточение позиции МО РФ по вопросам ценообразования спро-воцировали в 2011 г. кризис в отношениях между военными и промышленниками.
Главным предметом спора
стали вопросы стоимости
Кроме того, остается открытым вопрос о том, насколько достигнутые ценовые параметры подписанных многолетних контрактов являются адекватными и позволяющими промышленности даже не выйти на приемлемые уровни рентабельности, но хотя бы просто исполнить государственный оборонный заказ.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов в последнее время, тяжелым остается состояние оборонно-промышленного комплекса, его основных фондов и кадров. Есть острые проблемы коррупции, неэффективности использования ресурсов, неадекватной системы ценообразования в «оборонке». Пока не удается адаптировать ее к рыночной экономике и ограниченному (пусть и растущему) военному бюджету страны. Провалены все программы конверсии, и эта проблема, похоже, отодвинута на задний план вместе с сопутствующими социальными вопросами. Ориентация на экспорт ВиВТ не привела к модернизации технологий ОПК, скорее наоборот — отсталость его технологической базы ведет к отставанию России в конкуренции в торговле оружием, потере традиционных рынков военной продукции. К тому же происходит переориентация лучших фирм и коопераций производителей на нужды зарубежных армий.
Во многом причины
указанных недостатков и
Суммируя высказанные
выше соображения, можно обозначить
основные параметры российской военной
политики и военной реформы, которые
нужны на ближайшую перспективу.
Необходима максимальная открытость военного
бюджета включая
Придание объединенным стратегическим командованиям исключительно функций планирования, управления и боевой подготовки операций разнородных сил и войск, освобождение ОСК от административно-хозяйственных задач. Формирование ОГК ССС. Эту структуру следует создать на базе командования РВСН, располагающего наиболее развитой и эффективной системой боевого управления, с сохранением полного подчинения ему наземной группировки МБР, с функциями оперативного управления силами стратегических ракетных подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков.
Также необходим пересмотр программы Стратегических ядерных сил с увеличением темпов производства ракетных комплексов наземно-мобильного базирования и совершенствование систем управления, предупреждения о ракетном нападении, а также развитие новых систем ПРО и ПВО космических систем. Ориентация систем ПРО и ПВО на защиту объектов СЯС, боевого управления и СПРН, а также на прикрытие территории страны от одиночных и групповых ракетных и авиационных ударов безответственных режимов и террористов.
Необходима новая программа поддержки ОПК, обновления основных фондов, омоложение кадров, рациональная программа конверсии.
Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы являлось почти полное отсутствие информации о её цели и задачах. За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях.
Некоторые специалисты указывают на то, что призывная система, используемая в ВС России, не соответствует современным концепциям развития вооружённых сил Демографическая ситуация в Российской Федерации складывается так, что призывной контингент сокращается. Считается, что в России ежегодно достигают призывного возраста 700 тыс. чел., однако с учетом отсрочек и льгот это число сокращается до 550 тыс. чел. Хуже того, по прогнозам некоторых демографов в ближайшие годы ожидается вступление в фазу «демографической ямы», ставшей следствием резкого снижения рождаемости в период национальной катастрофы конца 80-х – начала 90-х гг. В этот период прогнозируется снижение численности призывного контингента до 300 тыс. чел. в год. Однако главным лимитирующим фактором является даже не численность призывного контингента, а его качество. Прежде всего, речь идет о состоянии здоровья молодых людей, призываемых на военную службу. Показатели медицинского здоровья призывников не просто ниже всякой критики, но и постоянно снижаются.. Наименьший процент годности призывников наблюдается в Сибирском (65,2 %) и Московском (66,9 %) военных округах, а наибольший – в Северо-Кавказском (72,6 %) и Дальневосточном (72,2 %) военных округах.
Заключение
Военная служба, как специфическая деятельность человека, является важным фактором обеспечения национальной безопасности государства, как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сферах.
Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации произведено в три этапа. Первый этап (2008 – 2010 г.) – организационно-штатные мероприятия. На этом этапе планировалось оптимизировать численность войск, создать новую структуру управления и провести реформу военного образования. На втором этапе осуществляется решение социальных вопросов военнослужащих: обеспечение их жильем, повышение денежного довольствия, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Третий этап - перевооружение. Доля новой техники в Вооруженных Силах до 2017 г. должна составлять не менее 30 %, до 2020 г. – не менее 70 %40.Результатом военной реформы стало массовое сокращение военнослужащих и переход к новому облику армии.
За три года военной реформы Вооруженные Силы сократились с 1 млн. 200 тыс. до 1 млн. военнослужащих, причем подавляющее большинство уволенных и выведенных в распоряжение соответствующих командиров (начальников) военнослужащих – это офицеры, то есть, по сути, администраторы, управленцы. Если к началу военной реформы в Вооруженных Силах насчитывалось около 355 тыс. офицерских должностей, то в армии нового облика планировалось иметь всего лишь 150 тыс. офицерских должностей.
Кроме собственно сокращения численности Вооруженных Сил, в ходе продолжающейся в настоящее время военной реформы произошло также сокращение количества воинских формирований. Если в Сухопутных войсках в 2008 г. насчитывалось 1890 воинских частей, то после того, как армия окончательно перейдет на новый облик, там останется 172 части и соединения, т.е. Сухопутные войска «ужмут» практически в 11 раз. Примерно такая же участь ожидает другие рода и виды Вооруженных Сил. В Военно-Воздушных Силах из 340 частей останется 180. Военно-Морской Флот сократится почти вдвое – с 240 до 123 частей. Ракетные войска стратегического назначения «похудеют» чуть-чуть – с 12 до 8 частей, «космонавты» и десантники еще меньше – с 7 до 6 и с 6 до 5 воинских частей соответственно.
Вместо шести военных округов появились четыре включающих Объединенные стратегические командования (Центральное, Западное, Южное и Восточное), в состав которых были переданы силы ВВС, ПВО и ВМФ. Управленческий аппарат ВС сократился в два раза. Также были ликвидированы части сокращенного состава, упразднены дивизии и полки (они остались только в ВДВ), основной тактической единицей стала бригада как наиболее компактное и мобильное соединение.
Армию и флот избавили от всех непрофильных функций: уборки, приготовления пищи, ремонта техники, строительства. Для укрепления воинской дисциплины и борьбы с дедовщиной создается военная полиция. С 1 января 2012 года зарплата военных выросла в три раза, а военные пенсии – в 1,6 раза. Также была принята беспрецедентная по объемам программа перевооружения армии до 2020 года объемом 20 трлн рублей.
В целом многие направления
нынешнего военного реформирования
обоснованны и давно назрели,
их уже много лет предлагают независимые
эксперты. В частности, это отказ
от концепции мобилизации и упразд
В то же время в силу закрытости процесса принятия решений, передачи их выполнения полностью в руки военной бюрократии, отсутствия реального парламентского, экспертного и общественного контроля процесса реформирования, своевременной проверки результатов и исправления допущенных ошибок — как в концепции реформы, так и в ее практическом осуществлении — было и остается немало просчетов, нестыковок и больших издержек. Например, приоритеты военной политики и реформы, которые определяют Государственной программой вооружения не вполне соответствуют реалистическому прогнозу военных угроз и вызовов на обозримое будущее. Вооруженным силам России
Между тем главными приоритетами военной политики и реформы остаются ядерное сдерживание, воздушно-космическая оборона против сил и средств НАТО, соперничество с США в новейших видах вооружений и военной техники, которые имеют в лучшем случае лишь косвенное отношение к обеспечению безопасности страны.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов в последнее время, тяжелым остается состояние оборонно-промышленного комплекса, его основных фондов и кадров. Есть острые проблемы коррупции, неэффективности использования ресурсов, неадекватной системы ценообразования в «оборонке». Пока не удается адаптировать ее к рыночной экономике и ограниченному (пусть и растущему) военному бюджету страны. Провалены все программы конверсии, и эта проблема, похоже, отодвинута на задний план вместе с сопутствующими социальными вопросами.