Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:16, дипломная работа
Целью данной работы является исследование основных направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе, анализ различных подходов на процесс реализации реформы военного строительства и формулирование собственной позиции по данной проблематике.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть само понятие и содержание категории «военная реформа», а также изучить исторический аспект в осуществлении реформирования Российской армии;
2) рассмотреть объективные факторы и политико-правовые основания проведения военной реформы;
3) проанализировать основные направления проводимой военной реформы Вооруженных сил;
4) выявить основные проблемы осуществляемой реформы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……………………………………………………………………….....
8
1.1. Понятие и содержание военной реформы……………………….. 8
1.2. Исторический аспект осуществления реформирования Российской армии….............................................................................................
45
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….……………...
31
2.1. Объективные факторы проведения военной реформы на современном этапе……………………………………………............................
35
2.2. Политико-правовые основания осуществления военной реформы……………………………………………………………………….....
42
ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………….…………………………
42
3.1. Основные направления в реализации задач военной реформы……….…………………………………………………………………
53
3.2. Военный округ в условиях реформирования Вооруженных сил………………………………………………………………………………...
66
3.3. Проблемы и критика осуществленной военной реформы……….....................................................................................................
71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………………. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений.
Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м. На данном этапе правительство пришло к важнейшему выводу, что страна не может иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства Вооруженных сил был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России14.
Генеральным штабом совместно с главными штабами видов Вооруженных сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны был осуществлен целый комплекс мероприятий по стратегическому и оперативному планированию применения войск в новых условиях. А Президентом Российской Федерации утвержден План оперативного оборудования страны. В течение 1993-1994 годов разработана и введена в действие новая система боевой готовности Вооруженных сил, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования.
В 1995 году была создана Государственная комиссия по военному строительству в Российской Федерации. Она активно взялась за работу, но недостатки нормативно-правовой базы создали трудноразрешимые проблемы во взаимодействии силовых структур. С учетом этого президент уже в начале 1996 года издал Указ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации»15, которым на Генеральный штаб возложены задачи по координации разработки и согласованию проектов планов строительства Вооруженных сил и «других войск».
После военных действие в Чеченской республике была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в Вооруженных сила России появились 4 категории частей и соединений: постоянной готовности (укомплектованность личным составом — 95—100 % от штата военного времени); сокращённого состава (укомплектованность — до 70 %); базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность — 5—10 %); кадрированные (укомплектованность — 5—10 %)16.
Вместе с тем перевод Вооруженных сил на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской компании.
В 2001 году решено было вернуться к планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, Базу хранения военной техники и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии Воздушно-десантные войска, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту.
15 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации утвержден разработанный Министерством обороны России перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта реформа предусматривает не только сокращение определенных офицерских должностей, но и изменение самой структуры войск, реорганизацию воинских частей. Вместе с тем, руководство страны планировало выделить дополнительные средства на закупку новой военной техники и вооружения.
Таким образом, отслеживая историю развития вооруженных сил нашей страны, можно увидеть, как была сформирована современная российская армия и что она представляет собой на сегодняшний день. Российское государство всегда уделяло огромное внимание развитию своего военного потенциала, что, надо сказать, было не удивительным в условиях практически постоянного участия в военных конфликтах. В целом можно сделать вывод, что реформирование вооруженных сил напрямую зависит от складывающейся внешнеполитической обстановки: усиление вооружений является следствием учащения военных конфликтов, а в условиях мирного урегулирования конфликтов можно наблюдать прямо противоположную ситуацию.
Глава 2. Основания проведения военной реформы в Российской Федерации
2.1. Объективные факторы проведения военной реформы на современном этапе
Руководства многих государств мира все чаще принимают решение о необходимости проведении реформ в военной отрасли. Это связано не только с последствиями мирового экономического кризиса, когда возникла необходимость сократить финансирование, но и с тем, чтобы сделать национальную армию более дееспособной, такой, чтобы она могла защищать территориальную целостность и интересы своего государства.
В настоящее время мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.
Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.
К основным факторам, определявшим
выбор приоритетов текущей
Исходя из содержания статьи 32 Стратегии национальной безопасности17, главными задачами государства по укреплению национальной обороны следует считать: сохранение потенциала стратегических ядерных сил; наращивание количества частей постоянной готовности; совершенствование оперативной и боевой подготовки; организацию межвидового взаимодействия войск и сил; уточнение системы комплектования Вооруженных сил Российской Федерации и других войск; повышение престижа военной службы и статуса офицерского состава; выполнение государственных программ по разработке и созданию вооружения и военной техники.
Военная доктрина Российской федерации18 определила основную задачу строительства и развития Вооруженных Сил и других войск как приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, а также возможностями Российской Федерации. Эти правильные с точки зрения любой военной теории задачи лишены в рассматриваемых документах базиса – определения возможного характера военных конфликтов с участием России в краткосрочной и среднесрочной перспективе и перечня конкретных источников военной опасности, способных перерасти в непосредственную военную угрозу Российской Федерации.
Упоминания в статье 12 Стратегии национальной безопасности, что «в условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы», явно недостаточно для определения возможных союзников и потенциальных противников России в конфликтах будущего, а также задач для первых операций вооруженных сил.
Вряд ли поможет решению этой проблемы отнесение руководством России к «потенциальным угрозам национальной безопасности нашей страны» существующего вблизи российских границ «конфликтного потенциала» и «неурегулированных проблем»19. Если принять этот посыл («потенциал – это потенциальная угроза») как руководство к уточнению направлений военной политики России, то придется признать, что НАТО является потенциальным противником, так же как и многие соседи России
Очевидно, что в нынешних
условиях определение вероятных
противников и характера
Тем не менее опыт передовых
стран, в первую очередь США, позволяет
сделать вывод, что большинство
стран приступили к перераспределению
своих научных и военно-
Выступая 16 июня 2010 ода в одном из комитетов Сената, министр обороны США Р. Гейтс привел следующие данные: из доли военного бюджета страны, предназначенной для финансирования закупок вооружения и военной техники, около 50% средств расходуются на программы модернизации вооружений для возможных конфликтов с почти равными по потенциалу странами (можно предположить, что имелись в виду Россия и Китай); около 40% средств расходуются на программы двойного назначения, такие как транспортные самолеты C-17s и примерно 10% выделяется на средства вооруженной борьбы для нетрадиционных или ассиметричных военных действий21.
Американцы не только готовят свои вооруженные силы к решению нетрадиционных задач, но уже давно используют их для этого. Самым последним примером является выделение министерством обороны США 17500 военнослужащих национальной гвардии для борьбы с разливом нефти в Мексиканском заливе. Но, наверное, более показательным примером является участие военнослужащих США и стран НАТО в организации системы государственного управления и восстановлении экономики и инфраструктуры Афганистана. Военные аналитики отмечают, что после завершения фазы активных боевых действий в целом возросла потребность в участии вооруженных сил в решении невоенных задач, что требует дополнительной подготовки военнослужащих по невоенным специальностям и их умения взаимодействовать с представителями гражданских организаций своих стран и с местными властями в стране пребывания. Меняется общее предназначение солдата: сегодня мало оборонять страну – нужно уметь отстаивать интересы государства.
Нельзя не отметить еще одну тенденцию в изменении сущности современных конфликтов: успех в военном конфликте определяется не только фактическим результатом вооруженного противоборства сторон, но и тем, как эти результаты доносятся до мирового сообщества и интерпретируются в сознании граждан своей страны. Иначе говоря, меняется соотношение самой вооруженной борьбы и других форм противоборства (информационной, дипломатической, экономической) в военном конфликте, что влечет за собой необходимость перераспределения ресурсов между компонентами не только военной организации, но внутри всего государства, а также изменение характера участия гражданских министерств и ведомств в военной политике страны.
С учетом этих факторов, а также конкретных результатов строительства Вооруженных сил Российской Федерации на первом этапе нынешней военной реформы российское руководство определяло основные практические задачи внутренней военной политики России последних двух лет.
В сентябре 2008 года Президент Российской Федерации выделил пять главных задач развития Вооруженных Сил: