Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 13:42, дипломная работа
установление природы и характера возникающих проблем, определение путей их разрешения, с учетом проходящей в стране судебной реформы
Аннотация.. ……………………………………….…………………………….3
Введение.. ….…………………………………………………………………4-6
1.Основные понятия прав человека и необходимости их защиты.. ……..7-32
1.1.Права и свободы человека и гражданина .……………………………7-11
1.2.Роль прав и свобод человека в структуре правового государства
и гражданского общества ..……………………………………………11-21
1.3.Конституционно-правовые гарантии и механизмы защиты прав
и свобод гражданина в России ..…..………………………………….21-32
2.Совершенствование судебных форм защиты прав и свобод граждан
в задачах реформирования российской судебной системы.....….…….33-76
2.1.Концепция судебной реформы ..……………………………………...33-40
2.2.Конституционное судопроизводство ..…………….…………………40-45
2.3.Гражданское судопроизводство ..…………………………………….45-53
2.4.Уголовное судопроизводство ..……………………………………….53-66
2.5.Административное судопроизводство ……………………………..66-76
3.Проблемы судебной защиты прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации.…………………………………77-95
3.1.Доступ к правосудию ………………………………………………..77-82
3.2.Обеспечение эффективности судебного процесса …………....…… 82-87
3.3.Обжалование действий органов власти ..…………………………… 87-95
Заключение ………………………………….……………………………96-100
Список использованных источников …..……………………………..101-105
Приложения ………………………………………………………….…106-115
Представляется также, что ссылка на защиту прав и законных интересов потерпевшего содержит обвинительный элемент и противоречит принципу презумпции невиновности, поскольку нарушение материальных прав и охраняемых законом интересов потерпевшего в рамках уголовного дела существует как недоказанный тезис. Процессуальные же права потерпевшего не являются объектом защиты для представителя, а лишь средством участия в судопроизводстве.
Видимо, более правильно было бы указать в данной норме, что представитель потерпевшего представляет интересы потерпевшего (в первую очередь интерес в уголовном наказании подозреваемого, обвиняемого, подсудимого), а не защищает права и охраняемые законом интересы потерпевшего.
4). Часть 4 ст. 428 УПК РФ
устанавливает, что если
Очевидно, что в данной норме слово "несовершеннолетнего" ограничивает право на защиту всех иных лиц, которые, как и несовершеннолетние, ограничены в дееспособности и не могут осуществлять свое право на защиту самостоятельно.
5). Глава 35 УПК РФ "Общие условия судебного разбирательства" предусматривает участие в деле представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, не указывая при этом законного представителя подсудимого.
6). Глава 36 УПК РФ "Подготовительная часть судебного заседания" обязывает председательствующего разъяснить процессуальные права потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, а также представителям указанных субъектов процесса. Однако такая обязанность не установлена законом в отношении непрофессионального защитника и законного представителя подсудимого.
7). Части 1 и 2 ст. 292 УПК РФ устанавливают: "Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый. В прениях сторон могут также участвовать потерпевший и его представитель. Гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, подсудимый вправе ходатайствовать об участии в прениях сторон".
Данная норма совершенно необоснованно
не предусматривает право
8). Пункт 2 ст. 49 УПК РФ несколько ограничивает круг лиц, которые могут быть непрофессиональными защитниками в уголовном судопроизводстве: "В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника может быть допущен наряду с адвокатом один из близких родственников или иное лицо, о допуске которых ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Так, С.А. Пашин в связи с этим считает, что ограничение участия в судопроизводстве юристов, не являющихся адвокатами, "сужает возможность выбора защитника из числа лиц, которым обвиняемый доверяет, открывает простор для сращивания адвокатов с органами уголовного преследования, заинтересованными в назначении обвиняемому "карманного" защитника"67.
9). Согласно ст. 72 УПК РФ и ч.1 ст. 69 УПК РФ, решение об отводе защитника принимает дознаватель, следователь, прокурор, а также суд.
Не вызывает никаких сомнений, что защитники не могут быть разделены законодателем на защитников первого сорта (адвокаты) и на защитников второго сорта (близкие родственники обвиняемого и "иные лица"). Поэтому объем прав и обязанностей и у тех и у других должен полностью совпадать. Следовательно, у всех защитников должны также полностью совпадать и основания для их отвода.
Представляется, что норма п. 2 ч. 1 ст. 72 УПК РФ не соответствует ч. 3 ст. 51 УПК РФ, согласно которой в случаях обязательного участия защитника его участие в уголовном судопроизводстве обеспечивают дознаватель, следователь, прокурор и суд. Тем самым защитники по назначению, а также непрофессиональные защитники, не заключившие соглашение на ведение защиты (в первую очередь - близкие родственники обвиняемого) не подлежат отводу по основаниям, указанным в п. 2 ч.1 ст. 72 УПК РФ.
В ст. 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного судопроизводства, сформулирован основополагающий принцип о том, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от незаконного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Как видим, законодатель, исходя из конституционного приоритета прав и свобод человека, как высшей ценности, провозглашает равнозначность этих двух функций уголовного судопроизводства.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, реабилитация определена, как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещение причиненного ему вреда.
В основу реабилитации заложены конституционные принципы, провозглашенные в ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Аналогичные нормы содержатся также в части 5 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и в части 5 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, провозгласивших, что каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение действующего законодательства, имеет право на компенсацию.
Часть 2 ст. 212 УПК РФ устанавливает, что в случаях прекращения уголовного дела ввиду отсутствия события преступления или отсутствия в деянии состава преступления (соответственно пункты 1 и 2 части 1 ст. 24 УПК РФ), либо ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (пункт 1 части 1 ст. 27 УПК РФ) следователь или прокурор принимает предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица.
Оправдание подсудимого вследствие не установления события преступления, непричастности подсудимого к совершению преступления, отсутствия в деянии подсудимого состава преступления, а также в случае вынесения в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта влечет за собой его реабилитацию в порядке, установленной главой 18 УПК РФ (часть 3 ст. 302).
Поскольку случаи необоснованного
привлечения к уголовной ответственности
не так уж редки в следственно-судебной
практике, законодатель в новом Уголовно-
Реабилитация, как общее понятие,
включает процессуальный акт о реабилитации,
т.е. акт, которым установлена
Согласно конституционной норме, обязанность возмещения вреда реабилитированному возлагается не на должностных лиц органа дознания, органа предварительного следствия, прокуратуры и суда, а на государство, которое и возмещает реабилитированному лицу ущерб за счет госбюджета в полном объеме.
Взыскание понесенных государством расходов, в таких случаях, с должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, возможно лишь в том случае, если их вина установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 3 ст. 1081 ГК РФ).
Помимо возмещения имущественного вреда и денежной компенсации морального вреда реабилитированный также восстанавливается в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Эти вопросы рассматриваются судьей единолично в порядке разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (статьи 397, 399 УПК РФ).
В соответствии со ст. 42 УПК РФ, потерпевшим может быть юридическое лицо, в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
Юридическое лицо может выступать в уголовном судопроизводстве также в качестве гражданского истца и гражданского ответчика.
Иногда права и законные интересы юридического лица могут затрагиваться при проведении процессуальных действий и принятии процессуальных решений и в тех случаях, когда оно само не является участником уголовного судопроизводства.
Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, должен быть возмещен государством полностью в порядке и в сроки, установленные для возмещения вреда реабилитированным гражданам.
2.5.Административное
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях69 (далее КоАП РФ) введен в действие с 1 июля 2002 года, и с этого периода он становится единственным основанием административной ответственности на федеральном уровне. Какие-либо другие законодательные акты об административной ответственности с введением в действие Кодекса утратили свою силу.
Как указывает В. Радченко, исчезает
прежняя множественность
Кодекс предусматривает
Однако заметим, что субъекты Российской Федерации вправе издавать законы об административных правонарушениях только в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, о чем прямо подчеркнуто в части 1 ст. 1.1 Кодекса.
Задачи законодательства об административной ответственности определены в ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К таким задачам, в частности, относятся защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Как видим, новый КоАП РФ не только определяет круг общественных отношений, подлежащих защите, но и распределяет эти отношения по соответствующей школе ценностей, отдавая приоритет интересам личности, ее правам и свободам, что обусловлено принципами ст. 2 Конституции Российской федерации, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В качестве основной задачи КоАП РФ предусматривает и предупреждение административных правонарушений.
Выполнение этой задачи достигается, во-первых, установлением административной ответственности и ее применением, и, во-вторых, внесением органами, рассматривающими административные правонарушения, в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ представлений соответствующим организациям и должностным лицам об устранении причин и условий административных правонарушений.
Как указано в ст. 24.1
Кодекса РФ об административных
правонарушениях, задачами
производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее,
полное, объективное и своевременное
выявление обстоятельств
В целях защиты, как прав потерпевших, так и прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, процессуальная часть кодекса разработана с учетом требований не только Конституции РФ, но и Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает принципы законодательства об административных правонарушениях: равенство перед законом; презумпция невиновности; законность.
Принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ) основан на ст.19 Конституции Российской Федерации, установившей, что все равны перед законом и судом.
Информация о работе Судебная защита прав и свобод граждан: правовые проблемы