Истории науки криминалогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:36, дипломная работа

Краткое описание

Проблема преступности и борьбы с ней на современном этапе развития общества является наиболее актуальной. Это, однако, не означает, что она возникла недавно. Преступность как таковая имела место всегда и появилась одновременно с возникновением общества. Отсюда исторический и социальный характер преступности, взаимосвязи преступности и общества, их влияние друг на друга. С течением времени преступность набирала обороты, эволюционировала по мере развития общества, используя для этого все достижения последнего.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Криминология как наук
Криминология как наука…………………………………………………..7
Место криминологии в системе наук…………………………………...14
Глава II. Возникновение и развитие криминологии
2.1. Основные концепции развития преступности………………………....19
2.2. Отечественная криминология…………………………………………...29
Глава III. Криминологическая наука на современном этапе развития общества
3.1. Современное состояние науки криминологии…………………………38
3.2. Основные направления и особенности развития отечественной криминологии……………………………………………………………………...52
Заключение………………………….……….……….……………………...67
Список нормативно-правовых актов и литературы……..…………….70

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дина.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

Задачи, стоящие перед российской криминологией, требуют интеллектуальных, организационных и материально-технических усилий и преодоления ряда трудностей. Пожалуй, основная из них состоит в том, что все еще ощущается невостребованность криминологических знаний со стороны руководящих государственных органов и должностных лиц. Все это говорит о необходимости активизации рассматриваемой отрасли юридической науки, приложения совместных усилий к ее подъему и дальнейшему развитию. В. Кудрявцев совершенно обоснованно задается вопросом: «Не пора ли подумать о новых мерах борьбы с преступностью, которые были бы и более гуманны, и более целенаправленны. Без помощи ученых самых разных специальностей нам не обойтись»11.

Кроме того, решение проблемы роста преступности отчасти зависит от усиления и углубления социального и криминологического контроля над обществом, залог успеха может быть определен разработкой индивидуальных криминологических стратегий и методов в предупреждении и борьбе с преступностью.

 

 

 

 

 

Глава II. Возникновение и развитие криминологии

 

2.1. Основные концепции  развития преступности

 

Преступность стала основной угрозой современности. Она интенсивно растет, постоянно меняется, мгновенно заполняя неконтролируемые или слабо контролируемые социальные ниши. Темпы ее прироста так и остаются выше темпов роста населения. Качественные изменения дрейфуют в сторону большей изощренности. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею ущерб. В условиях активизации борьбы с преступностью она сама организуется, вооружается, коррумпируется, глобализуется и интеллектуализируется, оперативно используя все достижения науки и техники. Это общая оценка криминогенной ситуации в России и мире. Данные неблагополучные тенденции требует от науки криминологии более оперативно отзывается на существующие вызовы, формировать новые подходы, концепции и методики предупреждения преступлений, разрушения их причин и условий.

История криминологии своеобразна тем, что раскрывает сферу целенаправленных попыток изучения дурной стороны человеческих поступков, с древнейших времен неизменно привлекавших внимание законодателей и судей, государей и простого народа, а также философов, юристов и религиозных деятелей.

Знаменитый итальянский правовед Ч. Беккариа в книге «О преступлениях и наказаниях» (1764) выдвинул идею о приоритете предупреждения преступлений, указал на значение справедливости и неотвратимости наказания, а не его жестокости. Кроме прочего, он пришел к выводу о том, что «чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»12.

В предисловии к книге знаменитого итальянского гуманиста В.С. Овчинский отмечает ее особое значение для развития криминологии. Например, стержнем всей криминологической профилактики и поныне являются следующие выведенные Ч. Беккариа постулаты:

- «Хотите предупредить  преступление? Сделайте так, чтобы  законы были ясными, простыми, чтобы  вся сила науки была сосредоточена  на их защите и чтобы ни  одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение».

- «Хотите предупредить  преступление? Сделайте так, чтобы  просвещение шло рука об руку  со свободой. Зло, порождаемое знаниями, находится в обратном отношении  к их распространению, а добро – в прямом».

- «Другое средство предупреждения преступлений заключается в награждении добродетели».

- «Наконец, самое  верное, но и самое трудное  средство предупреждения преступлений  заключается в усовершенствовании  воспитания»13.

Постепенное развитие естественных наук к XIX в. создало условия для более систематизированных и углубленных попыток познать преступность и особенности ее проявлений. Впервые в отдельных европейских странах (Франции, Англии) была создана судебная (полицейская) статистика.

На фоне активных попыток познать преступность первые же научные поиски столкнулись с главной проблемой, представляющей неизбежную и основополагающую загадку для ученых и практиков того времени: вопрос об истинных причинах совершения преступлений.

Ответы на него требовали аналитических подходов, при попытках реализовать которые собственно и возникли фундаментальные научные теории, сразу же поделившие ученых на представителей двух школ: антропологической и социологической. Первые сосредоточили внимание на личности преступника, вторые – на недостатках социума (общественного устройства)14.

Основателем антропологической школы, по общему признанию, является итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо, издавший в 1876 г. знаменитую книгу «Преступный человек». По его мнению, преступник – это атавистическое существо, которое воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первобытного человечества и низших животных15.

Преступниками не становятся – преступниками рождаются, они обладают отчетливо различимыми физическими чертами (стигмами). Ломброзо и его сторонники разработали специальную таблицу признаков прирожденного преступника, согласно которой для убийц, например, характерны скошенный лоб и широкая вторая фаланга большого пальца руки, а для мошенников – мочка уха, приросшая к щеке и т.п. Однако серьезных научных обоснований указанные совпадения, конечно, не имели, что было опытным путем доказано С. Горингом и В. Хиле в начале XX века.

В России взгляды Ломброзо большого успеха не имели. В определенной степени, с оговорками, указанную теорию поддерживала лишь небольшая группа ученых: юристы Д.А. Дриль, Н.А. Неклюдов, психиатры В. Чиж, П. Тарновская.

В последующем идеи прирожденного преступника и передачи его свойств по наследству все же продолжали привлекать определенное внимание.

Научный поиск проводили при изучении так называемых преступных семей, разработке теории повышенной криминогенности лиц с определенным набором хромосом, исследовании криминогенности близнецов и др.16

В настоящее время антропологическая школа трансформировалась в клиническую криминологию, связанную с углубленным изучением психологических и психиатрических свойств личности и попытками вернуть отдельных правонарушителей к нормальному образу жизни.

Клиническая криминология получила особенное развитие в Италии (Ф. Грамматика, Б.Ж. Туллио) и во Франции (Ж. Пинатель). Но и это направление каких-либо серьезных научно-обоснованных результатов пока не выявило.

В качестве фундаментального научного направления социологическая школа обозначилась в 1813 г. Ее возникновение связано с бельгийским ученым Л.А.Ж. Кетле, одним из создателей научной статистики. Он установил, что некоторые массовые общественные явления, в том числе преступность, подчиняются количественным закономерностям.

Исследования статистиков в области преступности проводились применительно к возрасту, полу, национальности, профессии и образованию преступников, к экономическим условиям, ко времени года. Центральный вывод, к которому они пришли, заключался в том, что ежегодная сумма всех преступлений, а также суммы конкретных видов преступлений сохранялись примерно одинаковыми каждый год. Такая же закономерность была обнаружена и в цифрах преступлений, характеризующих состояние преступности в определенных социальных условиях, в городе или деревне и т.д.

Было установлено, что, складываясь из отдельных преступных актов, образуется явление, отличное от составляющих его частей, т.е. преступность как социальный феномен, который существует только в обществе и зависит от условий этого общества.

Этот вывод и сделал Кетле: «Общество заключает в себе зародыш всех имеющих совершиться преступлений потому, что в нем заключаются условия, способствующие их развитию; оно, так сказать, подготовляет преступление, а преступник есть только орудие»17.

Следовательно, впервые в криминологии была подчеркнута важность социальных условий, продемонстрирована социальная детерминированность преступности, ее относительная независимость от воли и усмотрения отдельных людей, ее производный характер от условий социальной среды.

Именно в этот период французский криминолог А. Лакассань вывел знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает». Эта фраза была произнесена им в 1885 г. на I Международном конгрессе антропологов в Риме.

Заслуживает внимание теория «опасного состояния» Р. Гарофало («Критерии опасного состояния» - 1880 г.) Согласно теории преступление совершается в результате предшествующего его совершению определенного психического состояния – стресса. Он вызывает конфликт с общественными нормами. Эту теорию обогатил З. Фрейд учением о комплексах, связанных с противоборством сознательного и бессознательного. Таким образом, в криминологии сформировалось психологическое направление.

Концепция современного детерминизма позволила превратить казавшиеся случайными и разрозненными факты в серьезный показатель господствующих социальных условий. Впервые в истории человеческой мысли преступность стали рассматривать в качестве социального явления.

Центральная идея Кетле – доказать подчиненность человеческих действий определенным законам. Он приходил к выводам о влиянии на совершение преступлений возраста людей, их пола, профессии, образования, климата, времени года и пр.18

Позиция социального детерминизма в криминологии влечет за собой чрезвычайно важные выводы. И первый из них заключается в том, что, не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность. Если основанием преступности являются объективные (т.е. не зависящие от воли людей) факторы, то преступность отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистических устремлений некоторых людей. Такое представление о преступности возникает стихийно и является устойчивым. Действительно, кажется очевидным, что совершают преступления те, кто хотят их совершить (свободная воля). Хочет совершить преступление тот, кто эгоистичен, испорчен, невоспитан. Достаточно уговорить этих людей (или запугать их) – и преступления уменьшатся, преступность исчезнет.

Если же не все в поведении людей зависит от их намерений, желаний (от их воли), если их поступками движут и объективные факторы, тогда ни жестокие наказания, ни самое совершенное уголовное законодательство, ни самая идеальная машина юстиции сама по себе радикально повлиять на преступность не в силах.

Идея о причинности в области человеческих действий, возникнув, никогда не будет вычеркнута из совокупности наук, изучающих поведение людей.

Концепцию Кетле ограничивало, однако, механическое понимание социального детерминизма. Для социальной жизни он пытался вывести законы, аналогичные принципам механики (действие равно противодействию, равновесие – основное свойство общества, оно может быть устойчивым и неустойчивым и т.д.). Законы же эти якобы едины для всех эпох и всех народов.

Вскрыть специфику детерминизма социального поведения, не сводимую к механистическому материализму, ни к субъективному идеализму, стремился французский социолог Э. Дюркгейм.

Принципиальным для социологического метода Дюркгейма является его утверждение, что «социальные явления должны изучаться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивиду реальности. Для нас, - писал он, - это столь оспариваемое положение является основным»19.

Объективно существующие социальные явления Дюркгейм именовал «социальными фактами». Что же это такое? Прежде всего, это образцы мыслей, действий и чувствований, находящихся вне индивида и воздействующих на его поведение.

Дюркгейм сформулировал принципиально важное для него понятие социальной аномии, подхваченное и развитое в работах современных американских криминологов.

Состояние аномии Дюркгейм рассматривает как проявление социальной дезорганизации общества и как основную социальную причину самоубийств и преступности, в частности, определенных разновидностей умышленных убийств.

В более широком плане, аномия – это нарушение в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и прежде всего правовых норм.

Идеи социальных причин преступности были также развиты в трудах американских криминологов, Р. Мертона, Э. Сатерленда, и француза Г. Тарда.

Во второй половине XX в. заявило о себе новое направление, так называемая радикальная криминология (Я. Тейлор, Р. Куинни, А. Плат, П. Вальторн, Д. Янг). Радикальные криминологические теории – концепции зарубежных криминологов, полагающих, что без коренных социальных изменений избавиться от преступности невозможно. Ученые, занимающиеся исследованиями в русле радикальной криминологии, исходят из фундаментального теоретического положения о том, что социальная дезорганизация – неотъемлемое свойство социальной системы, без радикального изменения последней не избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень не удастся.

Радикальное направление в криминологии развивается тем интенсивнее, чем меньше представители государственных структур прислушиваются к рекомендациям криминологов, чем чаще они на деле отказываются внедрять их предложения в социальную практику. В этих условиях у ученых не остается выбора. Им приходится самим становится организаторами эффективного воздействия на преступность, организаторами и исполнителями при реализации собственных криминологических концепций.

Одна из наиболее популярных современных зарубежных криминологических теорий – теория дифференциальной ассоциации. Она раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является Эдвин Сатерленд (1883-1950).

Информация о работе Истории науки криминалогии