Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:11, реферат
Тема моего дипломного исследования это «уголовный процесс зарубежных стран». Выбор данной темы был обусловлен не только самой ее занимательностью в виде познавательного интереса, но и огромным значением ее в дальнейшей профессиональной деятельности как юриста или же как представителя какой бы ни было ветви государственной власти. Также тема моей дипломной работы актуальна на данный момент времени когда различным государствам приходиться сближаться для реализации различных целей, в том числе и для борьбы с преступностью и в связи с этим будущему специалисту, сотруднику правоохранительных органов просто необходимо ориентироваться в национальном законодательстве зарубежных стран, дабы не ограничивать себя рамками только национального права.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
СТАНОВЛЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕГО СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГЛАВА 2. ДОСУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ГЛАВА 3.СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И это нередко приводит к нескрываемому дублированию конкретных норм, предусматривающих, например, ответственность за деяния, практически не отличающиеся друг от друга своим фактическим составом. Таких норм множество. Среди них нормы об ответственности за предумышленное убийство, ограбление банков, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, умышленное повреждение средств связи и т. д. Подобные нормы, естественно, нередко порождают существенные трудности, связанные с определением подследственности или подсудности конкретных уголовных дел.
Для уяснения особенностей сложившегося в США соотношения уголовного и уголовно-процессуального права важно иметь в виду также то, что сфера действия федеральных уголовных законов не всегда бывает одинаковой. Они по-разному действуют в пространстве: одна группа таких законов действует на всей территории страны, а другая - лишь в отдельных ее частях.
К первой из них относятся
те, что предусматривают
Законы такого рода применяются федеральными судами и иными правоохранительными органами в любой части страны, на территории любого штата или иного владения США, на которое распространяется их юрисдикция.
Что касается многих других преступлений (не имеющих "федерального элемента"), то ответственность за них устанавливается уголовным законодательством штатов. Соответственно лица, совершившие такого рода преступления, должны преследоваться властями штатов.
Вторая группа федеральных уголовных законов включает в себя те, которые применяются только на территориях, непосредственно подчиненных федеральным властям: национальные парки, территории, подведомственные военным учреждениям или зарезервированные федеральным правительством, корабли, плавающие под флагом США, и т. д.
Круг федеральных уголовных
законов, применяемых на территориях
такого рода, значительно шире, поскольку
на них федеральные органы, в том
числе законодательные и
В своеобразное положение поставлен Округ Колумбия, на территории которого находится столица США. Конгресс США издает законы, в том числе устанавливающие ответственность за преступления и иные правонарушения, специально для данного Округа. Они инкорпорируются в особом издании - Своде законов Округа Колумбия. В соответствии с ними любое лицо, которое, находясь на территории столицы США, совершит какое-то преступление или иное правонарушение, должно нести ответственность по законам, принятым Конгрессом США, т. е. законам федеральным. Соответственно, его дело подлежит расследованию и разбирательству федеральными правоохранительными органами, уполномоченными действовать в названном Округе.
Существуют особенности, устанавливаемые для индейских резерваций. На их территориях федеральные законы должны применяться не так, как они по общему правилу применяются в штатах. Об этом свидетельствует п. "а" § 1153 разд. 18 Свода законов США в котором сказано: "Всякий индеец, совершающий на территории индейского графства против личности или имущества другого индейца либо иного лица любое из следующих преступлений, а именно: предумышленное убийство; убийство без отягчающих признаков; похищение людей; причинение увечий; любое тяжкое преступление (фелонию. - К. Г.), предусмотренное в главе 109А; кровосмешение; сопряженное с насилием нападение (assault) с целью совершить предумышленное убийство; сопряженное с насилием нападение с применением опасного оружия; сопряженное с насилием нападение, приведшее к причинению тяжкого телесного повреждения, предусмотренного § 1365 настоящего раздела (Свода законов США. - К. Г.); сопряженное с насилием нападение на лицо, не достигшее 16 лет; поджог; взлом запоров и проникновение в помещение с целью совершения тяжкого преступления (burglary); грабеж, а также тяжкое преступление, предусмотренное параграфом 661 настоящего раздела, - подпадает под те же законы и подвергается тому же наказанию, что и другие лица, совершающие такого рода преступления на территориях, охватываемых исключительной юрисдикцией Соединенных Штатов".
Коротко говоря, в основу
правил, установленных для
Несколько более сложный подход прослеживается при разграничении компетенции гражданских и военных правоохранительных органов. К ведению органов американской военной юстиции отнесены уголовные дела о совершенных военнослужащими воинских преступлениях, а при определенных условиях - и иных преступлениях. В числе первых значатся, к примеру, бунт (mutiny), несоблюдение требований субординации (insubordination), небрежное исполнение обязанностей по службе (neglect of duty), недостойное поведение (unbecoming conduct), предусмотренные Единым кодексом военной юстиции кража, грабеж, изнасилование и предумышленное убийство.
Что касается "невоинских" ("штатских") преступлений, за которые военнослужащий может быть привлечен к ответственности органами военной юстиции, то к их числу отнесены все другие деяния, запрещенные нормами уголовных законов, действующих
как в масштабах всей федерации, так и в конкретных штатах, но при наличии некоторых условий:
При отсутствии таких
условий по уголовному делу о "штатском"
преступлении, совершенном военнослужащим,
производство ведут соответствующие гражданс
Вполне естественно, приведенные и другие весьма непростые решения вопросов разграничения компетенции федерации и штатов, гражданских и военных властей в сфере применения уголовной ответственности непосредственно предопределяют правила подследственности и подсудности уголовных дел, а равно соотношение компетенции судов и других правоохранительных органов федеральных и штатов.
При практическом применении эти правила не всегда дают четкие ориентиры относительно того, какому органу (федеральному или штата) следовало бы осуществлять производство по конкретному факту или уголовному делу. В момент обнаружения деяния с признаками преступления далеко не всегда можно точно определить его подследственность или подсудность, поскольку, скажем, "федеральный элемент" не виден с первого взгляда либо при получении информации о совершенном преступлении еще неясно, совершил ли его индеец на территории индейской резервации или кто-то другой. Например, труп со следами насильственной смерти может быть обнаружен где-то на опушке леса местным шерифом. В этот момент он еще не в состоянии наверняка определить, кто убит и кем убит, а следовательно, подследственно ли ему данное дело. Вполне может оказаться, что этим делом должны заняться работники федерального правоохранительного органа.
Для преодоления таких и подобных им сложностей практика, в том числе законодательная, уже давно и последовательно исходит из того, что в "неясных ситуациях" производство по делу должен начинать тот орган, который первым получает информацию о преступлении или обнаруживает его. Потом, когда проясняются соответствующие детали, оно должно передаваться компетентному органу.
Органы, осуществляющие производствопо уголовным делам во Франции
Как уже отмечалось, система и организация органов уголовной юстиции считаются во Франции так называемой "статикой" уголовного процесса и наряду с его "динамикой", т. е. собственно движением производства по конкретному делу, традиционно рассматриваются как составные, взаимосвязанные части уголовно-процессуального права.
Базовым принципом, определяющим
построение органов, осуществляющих производство
по уголовным делам, на протяжении последних
двух столетий служит процессуальный
принцип четкого и абсолютного
разграничения функций
Другим фундаментальным положением организации французского правосудия по уголовным делам является разделение судебных органов на те, что рассматривают дело по существу (juridictions de jugement), и те, что производят предварительное следствие (juridictions d'instruction). Неизбежность такого разделения, во-первых, связана с тем, что предварительное следствие во Франции носит судебный характер (относится к компетенции судебного ведомства), а, во-вторых, его логика продиктована упомянутым принципом полного отделения друг от друга функций уголовного преследования, предварительного следствия и разрешения дела по существу. Именно поэтому возникает потребность в создании автономных следственных структур, действующих, тем не менее, в рамках судебной системы. В свою очередь система органов прокуратуры, осуществляющих уголовное преследование и поддержание обвинения в судах на правах одной из сторон, не входит в судебную систему (вспомним латинскую формулу "никто не может быть судьей в собственном деле" - nemo judex in propria causa), хотя и близко к ней примыкает.
Для судебной системы Франции характерным является и деление судебных органов, осуществляющих производство по уголовным делам, на судебные органы общей юрисдикции и специализированные судебные органы. Это положение в полной мере касается судебных органов, в чью компетенцию входит ведение предварительного следствия. К судам общей юрисдикции применяется также положение о единстве уголовной и гражданской юстиции, т. е. о том, что среди судей не должно быть специализации: одни и те же судьи могут рассматривать как уголовные, так и гражданские дела.
Статус судей регулируется
в настоящее время во Франции
двумя законами, принятыми 5 февраля
1994 г.: Законом о Высшем совете магистратуры
и Законом о статусе
Судебные органы, производящие предварительное следствие (juridictions d'instruction). Как уже отмечалось, производство предварительного следствия во Франции относится к компетенции судебного ведомства, поэтому следственные органы, также разделяемые на следственные органы общей юрисдикции и специализированные следственные органы, являются частью судебной системы.
Существуют два органа предварительного следствия общей юрисдикции: следственный судья (первая инстанция) и бывшая обвинительная камера апелляционного суда (вторая инстанция), которая после реформы 2000 г. (Закон от 15 июня) стала называться "следственной камерой" (chambre de l’ instruction). Отдельное место во французском предварительном следствии теперь занимает созданный тем же Законом "судья по свободам и заключению" (juge des libertés et de la détention), который собственно следственных функций не выполняет, но решает немало вопросов в рамках данной стадии уголовного процесса. Подробнее вопрос об организации, статусе и полномочиях названных органов и лиц будет рассмотрен в параграфе, посвященном предварительному следствию. Здесь же отметим, что следственные судьи, как и новые "судьи по свободам и заключению", действуют в составе трибунала большой инстанции. На них в полном объеме распространяется статус судей, в том числе независимость и несменяемость. Следственные камеры состоят из трех членов апелляционного суда, один из которых выполняет функции председателя следственной камеры. Основной задачей данного органа, несмотря на смену наименования, остался контроль за деятельностью следственных судей, хотя на этом его функции не ограничиваются. Помимо предварительного следствия второй инстанции следственные камеры осуществляют дисциплинарный надзор за некоторыми должностными лицами, включая офицеров судебной полиции, занимаются вопросами экстрадиции, реабилитации и др.
Среди специализированных органов предварительного следствия следует назвать судью и следственного судью по делам несовершеннолетних, следственного судью и палату по контролю за следствием при военных судах, следственные комиссии при Высоком суде правосудия и Суде правосудия Республики.
Полиция и жандармерия. Полномочия по поддержанию общественного порядка (так называемая "функция административной полиции") и по производству дознания по уголовным делам, что включает установление фактов нарушения уголовного закона, собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших (т. н. "функция судебной полиции"), возложены на два ведомства: национальную полицию и национальную жандармерию.