Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:29, научная работа
Цель исследования заключается в комплексном изучении норм уголовно-процессуального, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения, практической деятельности исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокуроров по надзору за деятельностью исправительных учреждений, адвокатов, судебной практики рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и подготовке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на повышение гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных на данном этапе уголовного судопроизводства.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– проанализировать основные теоретические подходы к сущности института исполнения приговора в системе уголовного судопроизводства, определить его назначение, роль, место и функции в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– рассмотреть основные направления деятельности суда по обеспечению прав, свобод и законных интересов осужденного в стадии исполнения приговора;
– рассмотреть прокурорский надзор в качестве гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденного при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора;
– определить понятие, структуру и содержание процессуального статуса представителя администрации исправительного учреждения в производстве, осуществляемом в порядке гл. 47 УПК РФ;
– рассмотреть содержание права осужденного на защиту и особенности его реализации в производстве по делам об условно-досрочном освобождении, замене лишения свободы более мягким видом наказания, изменении вида исправительного учреждения и др.;
– разработать предложения и рекомендации, направленные на повышение гарантий прав осужденного в процессе разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
О. В. Воронин, характеризуя процессуальный порядок условно-досрочного освобождения, полагает: «считая, что правосудие возможно лишь там, где решается вопрос о виновности и наказании, авторы не учитывают различный характер норм, подлежащих применению в ходе уголовного судопроизводства. Когда речь идет о применении охранительных уголовно-правовых норм, тогда действительно предмет производства сводится к выяснению виновности и назначению наказания. Однако уголовный процесс опосредует применение не только охранительных, но и регулятивных уголовно-правовых норм»119. В последнем случае установление виновности и определение наказания не предполагается, однако, на наш взгляд, этот факт вовсе не означает, что здесь нет правосудия.
В этой связи представляется,
что правы те авторы, которые в
число критериев определения
правосудия включают признак применения
норм материального права безотносит
В. В. Николюк отмечает, что в той части, в какой уголовно-исполнительное производство связано с исполнением приговоров, оно производно от правосудия. Правосудие всегда опережает судебную деятельность в области исполнения приговоров, предшествует ей, а стало быть последняя не охватыватывается правосудием121.
Д. В. Тулянский утверждает, что правосудие здесь вообще отсутствует, и это несмотря на то, что уголовно-процессуальные вопросы при исполнении приговора разрешаются исключительно в судебном порядке122.
И. Л. Петрухин, Г. П. Батуров, Т. Г. Морщакова видят в деятельности суда, связанной с исполнением приговоров, большое значение для достижения цели правосудия: судебная деятельность по исполнению приговоров входит в содержание правосудия, в определенной степени отражается на его эффективности123.
Деятельность суда по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, И. А. Давыдова называет судебно-контрольной, не входящей в процесс отправления правосудия, отдаленной от него по времени, отличающейся характером процессуально-правовых действий, предметом, субъектами, вовлекаемыми в процесс, принимаемыми судом в ходе исполнения наказаний решений, не связанных с разрешением дела по существу124.
Рассмотрим понятие судебного контроля и мнения тех авторов, которые считают, что, разрешая вопросы, связанные с исполнением приговора, суд осуществляет функцию судебного контроля.
По мнению Н. Н. Ковтуна, судебный контроль – это самостоятельное средство, система предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных, в конечном итоге, к недопущению незаконного и необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права125.
А. А. Солодилов считает, что судебный контроль есть специфическая уголовно-процессуальная деятельность, направленная на обеспечение соблюдения в уголовном процессе конституционных прав и свобод участников процесса, недопущение их нарушения, восстановление незаконно и (или) необоснованно нарушенных конституционных прав126.
А. Ф. Амануллина определяет судебный контроль в стадии исполнения приговора как комплексную судебную деятельность, основанную на системе процессуальных действий и решений участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, защиты, компетентных органов государства, осуществляемую с целью судебной защиты конституционных прав осужденных, оправданных и реабилитированных физических и юридических лиц, при исполнении судебных и иных процессуальных решений127.
Весьма любопытной представляется точка зрения О. В. Воронина. Называя судебный контроль необходимым атрибутом уголовного процесса, он предлагает определять его шире – как процессуальный контроль128.
По мнению М. К. Свиридова, в производстве по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, судебный контроль осуществляется в рамках правоприменительной судебной деятельности, является её частью и не существует отдельно129.
В связи с этим он отмечал, что «в данной ситуации требуется разобраться в правомерности действий не только осужденного, но и администрации, и в результате, возможно, дать отрицательную оценку поведению осужденного, но в то же время отрицательно оценить заслуживающие того действия администрации»130.
И. А. Давыдова рассмотрение и разрешение судом вопросов, связанных с исполнением приговора, называет контролем за исполнением наказания131.
Роль судебного контроля в обеспечении прав, свобод и законных интересов осужденного в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, сложно переоценить, и хотя «судебный контроль не провозглашен в качестве одного из принципов уголовного процесса, однако именно с его участием реализуется большинство конституционных принципов»132.
Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой деятельность суда по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, является ничем иным как отправлением правосудия. Вместе с тем, выполняя главную задачу, т. е. решая вопрос о правомерности и целесообразности применения к осужденному условно-досрочного освобождения, перевода его в исправительное учреждение с большим или меньшим количеством правоограничений, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, посредством судебного разбирательства в целях вынесения законного, справедливого и обоснованного решения суд оценивает действия администрации исправительного учреждения, т. е. параллельно с правосудием осуществляет судебный контроль.
Иными словами, судебная деятельность по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, носит двойственный характер.
Абсолютное большинство опрошен
Уголовное судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе принципов. Принципами уголовного судопроизводства называют исходные, основные правовые положения, определяющие назначение уголовного судопроизводства и построение всех его стадий, институтов, отдельных процедур (форм)133.
В числе основополагающих принципов УПК РФ закреплен принцип состязательности уголовного судопроизводства.
Ранее нами уже был затронут вопрос об особенностях стадии исполнения приговора, ограниченном действии и особом содержании в ней принципа состязательности. Однако необходимо отметить, что в связи с тем, что уголовно-процессуальное законодательство, производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, не относится к особым (специальным) производствам, не предусматривает для него отдельных правил, следует считать, что на него распространяется действие всех принципов уголовного судопроизводства, в том числе принципа состязательности.
Особенность процессуального положения суда при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, по сравнению с производством по уголовному делу заключается в его более активной роли в установлении фактических обстоятельств, изложенных в ходатайстве осужденного или представлении администрации исправительного учреждения (необходимых для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения). Это обусловливается тем, что в судебном разбирательстве по рассмотрению и разрешению вопросов об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, каждый из участников производства обладает неравными по объему процессуальными возможностями для реализации своих прав и законных интересов. В подобного рода условиях суд не может выступать в качестве независимого участника производства, «в роли беспристрастного арбитра»134 по исполнению приговора, создающего необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и реализации предоставленных прав, а вынужден становиться активным участником процессуальной деятельности, в некоторых случаях не только оказывая участникам содействие, но и по собственной инициативе добывая необходимые ему для разрешения дела по существу сведения.
Анализ судебной практики
рассмотрения и разрешения вопросов,
связанных с исполнением пригов
Таблица 2
Характер сведений, запрашиваемых судом по
собственной инициативе
в процессе рассмотрения и разрешения
вопросов,
связанных с исполнением приговора, %
Характер запрашиваемых судом сведений |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Возможность трудоустройства |
8 |
13 |
17 |
11 |
Взаимоотношения с родными и близкими |
14 |
12 |
8 |
16 |
Планы на будущее |
65 |
71 |
84 |
76 |
Перспектива погашения причиненного ущерба |
57 |
54 |
32 |
46 |
Отношение к совершенному преступлению |
23 |
17 |
11 |
27 |
Взаимоотношения с администрацией исправительного учреждения |
7 |
11 |
9 |
5 |
Взаимоотношения с другими осужденными |
3 |
2 |
5 |
3 |
Образ жизни до осуждения |
2 |
2 |
3 |
2 |
Состояние здоровья |
2 |
5 |
7 |
3 |
Отношение к основным средствам исправления |
21 |
17 |
23 |
38 |
Закономерно возникает вопрос: не противоречит ли активная роль суда при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, принципу состязательности? По мнению некоторых процессуалистов, активные действия суда не укладываются в осуществляемую им функцию правосудия, так как они присущи процессуальным функциям обвинения и защиты136.
Большинство ученых, занимавшихся процессуальными проблемами исполнения приговора, оставляют вопрос о действии в нем принципа состязательности открытым137. Так, В. Н. Бибило, полагая, что состязательность присуща процессуальной деятельности по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, исходит из понимания этого принципа как психологической установки участников судопроизводства на процессуальный спор138. Иное мнение было высказано Р. В. Литвиновым, полагающим, что под состязательностью УПК РФ понимает не психологическую установку участников, а размежевание функционального содержания их деятельности139.
Традиционно в содержание принципа состязательности включают три основных элемента: равенство процессуальных возможностей участников производства; разделение уголовно-процессуальных функций; степень активности суда в процессе собирания и оценки доказательств.
При разрешении вопросов,
связанных с исполнением
Одним из основных элементов состязательности в уголовном судопроизводстве выступает размежевание основных процессуальных функций на обвинение, защиту и разрешение дела по существу. Несмотря на то, что в литературе нет единства относительно форм такого разграничения142, действующий УПК РФ дифференцирует процессуальную деятельность участников судопроизводства, относя их к одной из двух сторон в производстве (ст. 15 гл. 7).
С нашей точки зрения, при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, такой подход невозможен. Прежде всего, здесь отсутствует функция обвинения.
В качестве аналога «обвинения» теоретически можно рассмотреть стремление администрации исправительного учреждения существенно ухудшить правовое положение осужденного посредством перевода его в исправительное учреждение с большим количеством правоограничений.