Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 11:11, курсовая работа
Цели ВКР в рассмотрении понятия, видов и признаков соучастия в преступлении, а также актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.
Для достижения указанных целей были сформулированы следующие задачи:
Определить юридическую природу соучастия в преступлении, формы соучастия и уточнить его признаки;
Определить виды соучастников преступления и их характеристику;
Проанализировать актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления;
Проанализировать судебную практику квалификаций преступлений совершенных в соучастии;
Введение
3
Глава 1. Понятие соучастие в преступлении
6
1.1. Понятие соучастия в преступлении
6
1.2. Формы соучастия в преступлении
10
1.3 Объективные и субъективные признаки соучастия в преступлении
18
Глава 2. Виды и актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.
25
2.1 Уголовно-правовая характеристика исполнителя преступления совершенного в соучастии
25
2.2 Уголовно-правовая характеристика организатора преступления совершенного в соучастии
33
2.3 Уголовно-правовая характеристика подстрекателя к преступлению
39
2.4 Уголовно-правовая характеристика пособника в совершении преступления
41
Заключение
46
Глоссарий
51
Список использованных источников
2.3 Уголовно-правовая характеристика подстрекателя к преступлению
Подстрекатель к преступлению – это в соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
С объективной стороны действия подстрекателя характеризуются склонением другого лица (исполнителя, пособника) к совершению преступления. Подстрекатель своими действиями возбуждает у другого лица решимость совершить преступление. По смыслу закона средствами подстрекательства могут быть уговоры, подкуп, угрозы, насилие и другие действия. Подстрекательством могут признаваться лишь такие действия лица, которые характеризуются конкретностью с точки зрения инициирования решимости у другого лица совершить определенные преступные действия (бездействие). Не признается подстрекательством возбуждение у других лиц, например, антиобщественных взглядов и настроений.
С субъективной стороны подстрекательство характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели подстрекателя и подстрекаемого могут совпадать, но могут и различаться. Однако это не устраняет основания уголовной ответственности подстрекателя.
Склонение к совершению преступления означает такие действия виновного, результатом которых стало возникновение в сознании иного лица решимости совершить преступление. Подстрекатель может склонять иных лиц к участию в преступлении в качестве исполнителей или в качестве пособников, но не исключено и подстрекательство к организации преступления или подстрекательство к созданию преступного сообщества.
Способы воздействия подстрекателя на сознание иных соучастников примерным перечнем описаны в законе: уговоры, т. е. убеждение, внушение мысли о необходимости или желательности совершить преступление; подкуп, т. е. обещание материальных или иных выгод от совершения преступления; угрозы, т.е. насильственное психическое воздействие на иных лиц, угрозы насилием, уничтожением имущества, распространением каких-либо сведений и т. д. (здесь принципиально важно, чтобы психическое насилиене приобрело качества непреодолимого психического принуждения, в противном случае «подстрекатель» должен признаваться посредственным причинителем); иные способы –физическое насилие (не достигающее качества непреодолимого физического принуждения), обман (но не такой интенсивности и содержания, при которых исключается вина подстрекаемого к преступлению), провокация преступления (за исключением тех случаев, когда провокация осуществляется в соответствии с законом в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий) и т. д. В одном из решений Верховный Суд РФ указал, что предложение о совершении преступления в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 33 УК РФ следует также признать подстрекательством к совершению преступления.
Признавая лицо подстрекателем к совершению преступления, важно обратить внимание на следующие рекомендации, выработанные в практике высшей судебной инстанции:
–подстрекателем может быть признан лишь тот, кто своим действием стремился возбудить у другого лица намерение или укрепить решимость совершить не какое-либо вообще противоправное деяние, а конкретное преступление, охватываемое умыслом подстрекателя. (Общие призывы к совершению преступления, не адресованные к конкретному лицу, могут быть квалифицированы как преступные лишь в случаях, если они содержат признаки самостоятельного преступления, например: ст. 205.2 УК – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, ст. 280 УК – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.);
–для признания лица подстрекателем необходимо установить причинную связь между действиями этого лица и действиями исполнителя преступления;
–для обвинения в подстрекательстве необходимо установить, что вмененные лицу действия совершены с прямым умыслом склонить другое лицо к совершению преступления;
–виновный в подстрекательстве сознает, что его действия вызовут у подстрекаемого решимость совершить преступление, и предвидит тот результат, которого достигнет подстрекаемый, желает или сознательно допускает наступление этих последствий.
2.4 Уголовно-правовая характеристика пособника в совершении преступления
Пособник в совершении преступления, в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ, – это лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
В литературе различают физическое и интеллектуальное пособничество.
Физическое пособничество с объективной стороны проявляется в содействии исполнителю (соисполнителям) путем предоставления ему орудий и средств совершения преступления, оказания финансовой поддержки при его подготовке или совершении, если эти действия не были исполнением хотя бы частично объективной стороны готовящегося или совершаемого преступления. По смыслу ч. 5 ст. 33 УК формами физического пособничества являются предоставление средств или орудий совершения преступления, устранение препятствий к его совершению и т.п.
Интеллектуальное пособничество с объективной стороны заключается в даче советов, указаний, в предоставлении информации, а также в обещании, данном исполнителю заранее, скрыть его после совершения преступления либо средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем. Интеллектуальное пособничество может также проявляться в обещании исполнителю приобрести у него либо сбыть предметы, добытые им преступным путем.17
С субъективной стороны пособничество предполагает наличие умысла. Умысел пособника характеризуется осознанием им фактических обстоятельств и общественной опасности совершаемых действий (бездействия), предвидением неизбежности или возможности преступных последствий, а также в желании либо сознательном допущении этих последствий.
Вслед за законом в науке традиционной стала классификация пособничества на интеллектуальное (советы, указания, предоставление информации) и физическое (устранение препятствий, сокрытие орудий и средств преступления и т. д.). Общим свойством пособнических действий, перечень которых дан в законе исчерпывающим образом, является то, что они не направлены на возбуждение решимости совершить преступление (даже когда представляют собой советы или указания, это указания не о необходимости совершить преступление, а о желательной последовательности действий, о наиболее эффективных способах и средствах и т. д.) и не составляют элементов объективной стороны совершаемого в соучастии преступления (за исключением тех случаев, когда объективную сторону преступления со специальным субъектом выполняют совместно два лица, одно из которых не обладает специальными признаками субъекта преступления). Пособник – это лицо, оказывающее помощь в совершении преступления; причем эта помощь может быть оказана им до, во время и после совершения преступления (в последнем случае, если она была заранее обещана).
Для признания лица пособником в совершении преступления сохраняет свое значение общее требование о том, чтобы оно было осведомлено о направленности умысла иных соучастников.
Пособничество–это всегда конкретные деяния. Их отсутствие исключает возможность квалификации поведения лица как преступления.
Так, оправдывая Тарочкина за отсутствие в его действиях состава пособничества в изнасиловании, Верховный Суд указал на это.
Из приговора усматривается, что суд признал пособничеством то, что Тарочкин якобы по команде Блохина А. наблюдал за окружающей обстановкой, когда Блохины насиловали Артюхину. Между тем в судебном заседании Тарочкин объяснил, что он действительно находился поблизости, когда Блохины насиловали Артюхину, но за обстановкой не следил, а увидев, что Блохин А. душит потерпевшую, с места происшествия убежал. Эти объяснения Тарочкина по делу ничем не опровергнуты. Таким образом, делается вывод в определении, что Тарочкин никаких действий, которые бы свидетельствовали о его пособничестве в изнасиловании, не совершал, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности за пособничество в совершении преступления.
В некоторых случаях пособнические действия могут составлять самостоятельное преступление(например, незаконное приобретение оружия в качестве пособничества в убийстве). Верховный Суд в одном из своих решений сформулировал четкую позицию на этот счет: «Действие или бездействие, содержащие самостоятельный состав преступления и предпринятые сознательно с целью устранения препятствия для совершения преступлений другим лицом, надлежит квалифицировать по совокупности по статьям УК, предусматривающим данное действие или бездействие и соучастие в другом преступлении».
Пособнические действия, как и действия иных соучастников, всегда носят умышленный характер. Верховный Суд неоднократно подчеркивал: действия обвиняемого, хотя и содействовавшие объективно преступлению, но совершенные без поставленной цели оказать такое содействие, не могут рассматриваться как соучастие. Пособник должен осознавать, в совершении какого конкретно преступления он оказывает содействие, предвидит возможность наступления в результате совместных с исполнителем действий определенных общественно опасных последствий и желает либо сознательно допускает наступление таких последствий». В силу этого неосторожные (и тем более – невиновные) действия, которые объективно способствуют совершению преступления иными лицами, не могут составлять соучастия в преступлении. Для отдельных, особо опасных случаев такого «неосторожного пособничества» закон конструирует самостоятельные уголовно-правовые нормы. Так, если в результате небрежного хранения оружия одним лицом были созданы условия для того, чтобы другое лицо им воспользовалось и совершило убийство, соучастие исключается, а лицо, выполнившее фактически роль «неосторожного пособника», будет нести ответственность по ст. 224 УК РФ.18
Квалификация действий подстрекателя и пособника напрямую определяется квалификацией действий исполнителя преступления:
–подстрекатель и пособник несут ответственность по статье Особенной части УК РФ, по которой было квалифицировано действие исполнителя, со ссылкой соответственно на ч. 4 или ч. 5 ст. 33 УК РФ;
–в случае недоведения исполнителем преступления до конца по независящим от него причинам действия подстрекателя и пособника квалифицируются со ссылкой на ч. 4 или ч. 5 ст. 33 УК РФ и со ссылкой на соответствующую часть ст. 30 УК РФ;
–исключение судом из обвинения квалифицирующего признака «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», равно как отсутствие данных о лице, явившемся организатором преступления, не исключает уголовной ответственности подстрекателя и пособника (определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Куренного Д.А и др.; дело № 71-О10-14); –лицо, которому по независящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, несет ответственность за приготовление к преступлению (ч. 5 ст. 34 УК РФ).
Так же в судебной практике среди соучастников
выделяет инициатора преступлен
В подобных случаях происходит так называемое совмещение функций инициатора и организатора, подстрекателя и инициатора и т.п. Правовая оценке! деятельности инициатора не нуждается в особом отражении при квалификации содеянного, если его деятельность совмещается с действиями организатора, подстрекателя, пособника и исполнителя преступления. Однако когда действия инициатора не совмещаются с деятельностью других соучастников, инициатива его остается без уголовно-правового реагирования из-за отсутствия в УК соответствующей нормы в Общей части УК. Поэтому было бы целесообразно ввести в УК в качестве вида соучастника инициатора преступления, что ориентировало бы практику на выявление в каждом случае совершения группового преступления инициатора и учитывать его роль при индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
Заключение
По проблемам, рассмотренным в ВКР, представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения.
Проблема соучастия – одна из сложнейших в теории уголовного права. Многие вопросы соучастия до сих пор остаются спорными, что создает определенные трудности как для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, так и для индивидуализации ответственности и наказания.
Важнейшим признаком соучастия в преступлении является совместность, под которой следует понимать действия всех соучастников, направленные на достижение общего преступного результата. Совместность - целостное, интегративное свойство соучастия.
При соучастии происходит не простое сложение усилий, а слияние действий соучастников в одно целое, позволяющее достичь качественно иных результатов.
Следовательно, соучастие во всех случаях повышает общественную опасность деяния. Правоприменительная практика показывает, что в соучастии совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных.
Нормы о соучастии сосредоточены в главе 7 УК РФ ст. 32 дает научно практическое определение самого понятия соучастия в преступлении. Это определение звучит так: "Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления". В соучастии выделяются объективные и субъективные признаки. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает признание преступления совершённым в соучастии:
1. Объективные признаки:
- Совершение преступления двумя и более лицами;
- Совместность деятельности:
необходимо наличие
Информация о работе Виды и актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления