Виды и актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели ВКР в рассмотрении понятия, видов и признаков соучастия в преступлении, а также актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.
Для достижения указанных целей были сформулированы следующие задачи:
Определить юридическую природу соучастия в преступлении, формы соучастия и уточнить его признаки;
Определить виды соучастников преступления и их характеристику;
Проанализировать актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления;
Проанализировать судебную практику квалификаций преступлений совершенных в соучастии;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Понятие соучастие в преступлении
6
1.1. Понятие соучастия в преступлении
6
1.2. Формы соучастия в преступлении
10
1.3 Объективные и субъективные признаки соучастия в преступлении
18
Глава 2. Виды и актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.
25
2.1 Уголовно-правовая характеристика исполнителя преступления совершенного в соучастии
25
2.2 Уголовно-правовая характеристика организатора преступления совершенного в соучастии
33
2.3 Уголовно-правовая характеристика подстрекателя к преступлению
39
2.4 Уголовно-правовая характеристика пособника в совершении преступления
41
Заключение
46
Глоссарий
51
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 583.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Понятие соучастие в преступлении

6

1.1. Понятие соучастия в преступлении

6

1.2. Формы соучастия в преступлении

10

1.3 Объективные и субъективные признаки соучастия в преступлении

18

Глава 2. Виды и  актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.

25

2.1 Уголовно-правовая характеристика  исполнителя преступления совершенного  в соучастии

25

2.2 Уголовно-правовая характеристика организатора преступления совершенного в соучастии

33

2.3 Уголовно-правовая характеристика подстрекателя к преступлению

39

2.4 Уголовно-правовая характеристика  пособника в совершении преступления 

41

Заключение

46

Глоссарий

51

Список использованных источников

55

Приложение

61


 

 

Введение

Актуальность темы ВКР обусловлена рядом факторов. Прежде всего, стоит отметить, что в общей массе всех совершаемых преступлений значительную часть составляют преступления, совершаемые в соучастии. Так, по статистике МВД РФ, в составе группы совершено в 2003-м году – 245989 преступлений, в 2006-м году – 250763, в 2007-м – 246669, в 2008-м – 239102, в 2009-м – 225155, в 2010 – 198138, в 2011-м – 170598, в 2012-м – 145448, на 1 мая 2013 - 43920.  Несмотря на устойчивую, исходя из приведенной статистики, тенденцию к снижению числа совершаемых в составе группы преступлений, их количество по-прежнему велико. Кроме того, помимо совершения преступлений в составе группы, совершаются преступления в соучастии, не образующем группы.

Преступления, совершаемые в соучастии, особенно в групповых его формах, обладают повышенной общественной опасностью, поскольку в этом случае происходит объединение усилий нескольких лиц для достижения преступного результата, что, в свою очередь, повышает результативность таких преступлений. Кроме того, совместное совершение преступления предоставляет больше возможностей для его подготовки, а затем и сокрытия следов, а это затрудняет выявление, раскрытие и расследование таких преступлений.

Необходимым средством противодействия преступности, в том числе групповой, выступает уголовный закон. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года (далее – УК РФ) содержит ряд положений, на основе которых дается уголовно-правовая оценка действий соучастников, и к ним применяются меры уголовной ответственности. Однако, анализ этих положений позволяет заключить, что на сегодняшний день систематизированы надлежащим образом и помещены в отдельную главу нормы, относящиеся к квалификации действий соучастников – это глава 6 УК РФ (ст. 32-36). Что касается положений, регламентирующих назначение наказания за преступления, совершенные в соучастии, то, помимо ст. 67 УК РФ, ряд правил содержится в других статьях гл. 10 УК РФ, и при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, эти правила необходимо вычленять. Следует заметить, что зачастую суды не оговаривают в приговорах по делам о преступлениях, совершенных в соучастии, что они руководствовались положениями ст. 67 УК РФ, не говоря уже про иные правила. Таким образом, можно констатировать отсутствие систематизированности правил назначения наказания за преступления, совершенные в соучастии, в действующем УК РФ

Теоретической основой настоящего исследования послужили, труды ученых, посвященные соучастию в преступлении – А.А. Арутюнова, С.С. Аветисяна, Д.А. Безбородова, Ф.Г. Бурчака, Е.А. Галактионова, Р.Р. Галиакбарова, П.И. Гришаева,  А.Ф. Зелинского, Н.Г. Иванова, М.И. Ковалева, А.П. Козлова, Г.А. Колоколова, Г.А. Кригера, Г.Л. Кригер, А.Н. Мондохонова, А.А. Пионтковского, Л.М. Прозументова, Н.С. Таганцева, П.Ф. Тельнова, А.Н. Трайнина, М.Д. Шаргородского и др.

Эмпирическую основу на исследования составили опубликованная судебная практика Верховных Судов России по делам о преступлениях, совершенных в соучастии, с 1997 по 2013 годы.

Объектом ВКР понятие, виды и характеристика соучастников в преступлении.

Предметом ВКР являются совокупность норм современного российского уголовного права о рассмотрении понятия, видов и характеристики соучастников в преступлении.

Цели ВКР в рассмотрении понятия, видов и признаков соучастия в преступлении, а также актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления.

Для достижения указанных целей были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить юридическую природу соучастия в преступлении, формы соучастия и уточнить его признаки;
  2. Определить виды соучастников преступления и их характеристику;
  3. Проанализировать актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления;
  4. Проанализировать судебную практику квалификаций преступлений совершенных в соучастии;

Структура ВКР состоит из введения, двух глав, состоящих из семи параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

 

Глава 1. Соучастие в преступлении

    1. Понятие соучастия в преступлении и его признаки

Соучастие в преступлении – один из самых сложных для теоретического обоснования и практического применения институтов уголовного права. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, деяния около четверти всех осужденных квалифицируются с учетом положений закона о соучастии в преступлении.

Соучастие как институт уголовного права ведет свое начало из глубины веков. В древности этот институт был освещен всемогуществом библейских императивов, где среди законов, данных Моисею Богом, мы читаем: "Не следуй за большинством на зло". Если верить этому и датировать появление Библии 13 веком до н.э., то приведенное упоминание о соучастии является, пожалуй, первым среди писаных законодательных установлений.

Появившиеся несколькими веками позже законы Ману в Индии, законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Авесты в Иране соотносят институт соучастия уже с конкретными деликтами. Однако ни в этих, ни в более поздних уголовных законах не дается определения соучастия. Такое определение невозможно предложить и исходя из анализа соответствующих правовых норм, где соучастие является необходимым признаком состава преступления, поскольку нет даже намека на составляющие это понятие признака.

В Российском законодательстве самое первое упоминание о соучастии можно встретить в Русской Правде. Некоторые статьи этого законодательного памятника Древней Руси говорит о наказании в случае совершения преступления несколькими лицами. В статье 31 Краткой редакции Русской Правды предусмотрена ответственность за соучастие в хищении. При этом все соучастники отвечают на равных основаниях. Больше никакой информации о соучастии там нет, то есть, Русская Правда не разделяла соучастников на главных и второстепенных и не указывала на признаки соучастия, но не стоит забывать, что это всего лишь ХI век от Рождества Христова.

Между тем, получив свое более или менее полное развитие в Губной Белозерской грамоте 1539 г., где впервые в истории российского уголовного законодательства появились фигуры совместно действующих лиц (исполнитель и укрыватель), вопросы соучастия все более последовательно разрешались в законодательных актах Российского государства путем выделения новых фигур совместно действующих лиц, а затем и разновидностей групповой преступной деятельности.

Стоглав - сборник постановлений церковно-земского собора, состоявшегося в Москве в 1551 году, вводит в юридический оборот новый признак, характеризующий как сам институт соучастия, так и формы совместной преступной деятельности, - заговор. В главе 69 Стоглава устанавливается ответственность тиунов и недельщиков за продажу - несправедливое обвинение священников и других церковных чинов в случае, если они "чинили заговор".

Революция 1917 г. вместе со старым строем смела и старое законодательство, несмотря на то, что многие правовые институты и, в частности институт соучастия, были развиты достаточно совершенно. В Декрете СНК "О набатном звоне" от 30 июля 1918 г. выделяются соучастники, выполняющие разные роли: пособники, подстрекатели и лица, прикосновенные к преступлению. Также в этом документе устанавливается равная ответственность всех соучастников и дается определение понятию подстрекательства. В "Руководящих началах" по уголовному праву 1919 г. мера наказания соучастникам определялась не в зависимости от степени участия, а в зависимости от степени опасности преступника и совершенного им деяния. 1 Это было законодательным шагом назад даже в сравнении с Соборным Уложением 1649 года. 2

Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года выделял три вида соучастников: исполнителя, подстрекателя и пособника. Понятия организатора в кодексе не приводилось, что являлось явным "пробелом" в праве того времени. Общего понятия организатора преступления не было сначала и в УК 1926 г., только потом были внесены статьи, предусматривающие ответственность организаторов и руководителей преступлений.

С принятием в 1958г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик был подведен итог развитию в советский период института соучастия: в праве закреплено понятие соучастия, был введен в круг соучастников организатор, а в определении наказания каждому из соучастников устанавливалась необходимость учета характера и степени их участия в совершении преступления.

УК РСФСР 1960 г. почти полностью соответствовал основам уголовного законодательства Союза ССР, в связи с чем к нему относятся все достоинства и недостатки Основ, в том числе и по вопросам соучастия. И хотя споры, касающиеся отдельных важных сторон темы не утихают до сего времени, это негативно сказывается на правоприменительной практике, законодательная формулировка соучастия современного УК учла как юридические, так и психологические особенности, характеризующие сущность рассматриваемого института. Статья 32 УК РФ дает следующее определение соучастию: "Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления". В новом УК пять статей (ст.32-36), в которых расширено и классифицировано исполнительство и соисполнительство, введена новая форма соучастия - преступное сообщество (преступная организация), сформулированы правила квалификации соучастия, включена норма об эксцессе исполнителя. Заранее не обещанное укрывательство вовсе не упоминается в Общей части УК и помещено в Особенную часть как преступление против правосудия (ст.316), причем пределы ответственности за него существенно сужены.

Институт соучастия выделен в главу 7 УК, где речь идет о преступном поведении нескольких лиц, тогда как другие нормы Общей части Кодекса говорят о "преступнике-одиночке". Так, например, ст. 19 УК указывает на то, что "Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо. "; в статье 24 УК приводится положение, согласно которому "Виновным в преступлении, признается лицо." и т.д.

Соучастие - это совместная преступная деятельность нескольких лиц. Всегда ли в случае совершения преступления в соучастии общественная опасность такой деятельности повышается? В теории уголовного права существует несколько точек зрения по этому вопросу. М.Д. Шаргородский отрицал соучастие, как обстоятельство, всегда повышающего общественную опасность преступления. Он писал, что соучастие не усиливает и не ослабляет ответственность и вообще оно "не является квалифицирующим обстоятельством". 3 А.А. Пионтковский, позиций которого придерживается большинство криминалистов, считал, что, соучастие "при определенных условиях", повышает общественную опасность преступления. 4 Г.А. Кригер и П.И. Гришаев полагали, что соучастие во всех случаях является более опасной формой преступления, то есть всегда имеет повышенную общественную опасность. Последняя позиция, несмотря на то, что она невыгодно отличается категоричностью, представляется наиболее приемлемой и вот почему. Соучастие, точно так же, как и любая совместная деятельность, представляет собой кооперацию, где усилия для достижения поставленной цели объединяются. В результате не только значительно повышается индивидуальная производительность, но и создается новая производительная сила, т.е. совместная деятельность возбуждает у соучастников "производительную энергию". В данном, случае речь идет о том, что общественный контакт при производстве работ вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Авторы последней позиции приводят довольно веские аргументы:

1) объединяются усилия  нескольких лиц, что придает деятельности  новое качество;

2) наносится более серьезный  ущерб общественным отношениям, чем в результате действий  одного человека;

3) в конфликт с обществом  вступает большее количество лиц, чем при совершении преступлений в одиночку;

4) соучастие делает возможным  совершение таких преступлений, которые не могут быть совершены  в одиночку;

5) увеличивается возможность  сокрытия следов преступления  и уклонения от уголовной ответственности. 5

Информация о работе Виды и актуальные проблемы квалификации действий соучастников преступления