Признаки изнасилования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Основную цель дипломной работы можно определить как исследование проблемы уголовной ответственности за изнасилование. Данная цель подразумевает, прежде всего, разработку и обоснование теоретических положений по квалификации изнасилования.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основной состав изнасилования.
2. Рассмотреть квалифицирующие и особо квалифицирующие составы изнасилования.
3. Выявить проблемы разграничения изнасилования со смежными составами преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3
Глава 1. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНОГО СОСТАВА ИЗНАСИЛОВАНИЯ
1.1 История формирования состава изнасилования в российском праве………………………………………………………………………… 8
1.2. Объективные признаки изнасилования………………………….. 17
1.3. Субъективные признаки изнасилования………………………… 29
Глава 2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
2.1 Квалифицирующие признаки изнасилования……………………. 35
2.2 Особо квалифицирующие признаки изнасилования…………….. 43
Глава 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ИЗНАСИЛОВАНИЯ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3.1 Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера……………………………………………………. 53
3.2 Отграничение изнасилования от понуждения к действиям сексуального характера……………………………………………………. 56
3.3 Отграничение изнасилования от полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста……………………………………………... 60
3.4 Отграничение изнасилования от развратных действий………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………... 68

Прикрепленные файлы: 1 файл

изнасилование.docx

— 146.75 Кб (Скачать документ)

Ряд авторов считают, что, указывая на малолетний возраст как разновидность беспомощного состояния лица, законодатель имел в виду факт недостижения потерпевшей 14 лет24. Однако подобное понимание влечет за собой возможность возникновения ситуаций, когда сексуальные действия с лицом, достигшим 15 лет, но еще не понимающим фактическую сторону и социальное значение половых отношений, не будут рассматриваться как изнасилование с использованием беспомощного состояния, что, очевидно, было бы неверно.

Что касается душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия, то наличие у потерпевшей психического заболевания не обязательно влечет за собой ее беспомощное состояние. При некоторых формах душевной болезни больные могут сознавать значение совершаемых с ними сексуальных действий и оказывать таким действиям серьезное сопротивление. В других случаях психические заболевания могут даже сопровождаться симптомами повышенного полового влечения и возбуждения, в результате чего больные сами склоняют на совершение действий сексуального характера с ними. Поэтому рассматриваемая разновидность психической беспомощности может быть обусловлена только таким болезненным состоянием психики, которое приводит к изменениям интеллектуальной или волевой сферы, в силу которых лицо неспособно осознавать значение совершаемых с ним действий либо руководить своими поступками. В этих случаях всегда необходимо заключение психиатрической экспертизы о характере и степени расстройства и способности лица понимать социальное значение межполовых отношений.

К психической беспомощности относятся также различного вида бессознательные состояния временного характера. Таким состоянием является, например, обморок, глубокий сон, гипнотическое состояние, алкогольное или наркотическое опьянение потерпевшего (потерпевшей).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15 июня 2004 г. разъяснил, что беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, при которой потерпевшая была лишена возможности оказывать сопротивление25, поэтому опьянение следует относить к физической беспомощности. Из такого толкования следует, что для признания состояния опьянения потерпевшего беспомощным состоянием не имеет значения, может ли потерпевший выразить свою волю. Если пьяная жертва даст согласие на вступление в половой контакт, то, например, по мнению Б.А. Блиндера, это нельзя рассматривать как изнасилование26.

Несмотря на некоторую спорность приведенного положения, с ним следует согласиться. Ведь даже если женщина, давшая согласие на совершение с ней полового акта не понимала характера данного действия, то субъект не знал этого и считал, что она адекватно воспринимает действительность, о чем свидетельствует ее согласие, данное в ответ на его предложение. Такой позиции придерживается и законодатель. Если в ранее действовавшем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22 марта 1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» (в редакции от 26 апреля 1984 г.) беспомощным состоянием признавалась такая степень опьянения, при которой потерпевшая была лишена возможности сознавать окружающую обстановку, понимать значение совершаемых субъектом действий или оказывать ему сопротивление, то в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» (в редакции от 21 декабря 1993 г.) возможность сознавать потерпевшей окружающую обстановку и понимать значение совершаемых субъектом действий уже не учитывалась при определении беспомощности потерпевшей, находящейся в состоянии опьянения.

При решении вопроса о влиянии опьянения на состояние потерпевшей следует прибегать к помощи судебно-медицинской экспертизы и детально анализировать обстановку совершения преступления27.

 Сама ли потерпевшая  привела себя в такое состояние  чрезмерным употреблением спиртных напитков или ее принудили к этому, для признания состояния беспомощным значения не имеет. Кроме того, как уже отмечалось, в случае принуждения потерпевшей к употреблению спиртных напитков будет иметь место, в зависимости от обстоятельств, и применение психического или физического насилия. То же следует сказать и в отношении наркотического опьянения. Подтверждением тому может служить следующий пример из практики.

1 июля 2007 г. около 19 часов С. в с. Антоньевка Петропавловского района Алтайского края встретил свою знакомую М. и предложил ей вступить с ним в половое сношение. Имея цель сломить возможное сопротивление М., С. пригрозил ей, что в случае ее отказа М. изнасилуют его друзья, а потом куда-нибудь увезут. М. отказалась, и тогда С. предложил ей выпить с ним водки, после чего пообещал ее отпустить, на что М. согласилась. После приобретения спиртного молодые люди отправились в лес, где вдвоем распили бутылку водки, причем М. выпила большую часть, так как С. пить отказался, а ей наливал и настаивал на том, чтобы она пила. Доведя М. до беспомощного состояния и осознавая, что М. находится в алкогольном опьянении, не может понимать характера и значения совершаемых с ней действий, а также оказывать сопротивления, С, не получив от последней согласия, снял с нее одежду и совершил половое сношение.

Суд, проанализировав собранные доказательства, пришел к выводу, что вина подсудимого С. полностью нашла подтверждение в судебном заседании, и квалифицировал действия виновного по ч. 1 ст. 131 УК РФ как изнасилование, т.е. половое сношение с использованием беспомощного состояния28.

Таким образом, беспомощное состояние делится в зависимости от характера беспомощности потерпевшей на следующие виды:

- Психическая беспомощность, когда потерпевшая не понимает  либо неверно оценивает характер  совершаемых с ней действий;

- Физическая беспомощность, когда жертва в силу различных  причин не способна оказать  сопротивление преступнику и  воспрепятствовать совершению полового  акта.

 

1.3 Субъективные признаки изнасилования

Состав, предусмотренный ч. 1 ст. 131 УК РФ - формальный. Уголовная ответственность наступает за совершение самого действия. Изнасилование считается оконченным с момента начала полового акта, независимо от его последствий – растления, завершения полового акта в физиологическом смысле и т. д.

При решении вопроса о том, содержатся ли в действиях лица оконченный состав изнасилования или насильственных действий сексуального характера либо лишь признаки покушения на совершение таких преступных действий, следует установить, действовало ли лицо с целью совершить изнасилование или насильственные действия сексуального характера, а также явилось ли примененное насилие средством к достижению указанной цели, которая не была осуществлена по не зависящим от него причинам. При этом необходимо отличать покушение на изнасилование от насильственных действий сексуального характера, а также покушений на преступления, предусмотренные ст. 131 и 132 УК РФ, от оконченных преступлений, подпадающих под иные статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против здоровья, чести и достоинства личности.29

Покушение на изнасилование необходимо отграничивать от добровольного отказа от совершения преступления (ст. 31 УК РФ), что исключает уголовную ответственность. Если лицо осознавало возможность доведения преступных действий до конца, но добровольно, т.е. не вследствие причин, возникших помимо его воли, и окончательно отказалось от совершения изнасилования, содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления. Иными словами, добровольный отказ (при наличии указанных в ст. 31 УК РФ условий) возможен до начала естественного физиологического акта. Не может считаться добровольным отказ, если, преодолев сопротивление потерпевшей, виновный не смог продолжить свои действия по физиологическим или иным причинам, не связанным с его волей (например, исчезновение эрекции).

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда  СССР не признала наличия добровольного отказа в действиях О., который прекратил попытку изнасилования и убежал после того, как потерпевшая Р. закричала и он увидел на некотором расстоянии работавшего в поле человека. Т. е. объективная возможность окончания преступления отсутствует, ответственность наступает за покушение на изнасилование.

         В других случаях объективная  возможность совершения полового  акта имеется,  однако виновный  не сознает ее. Например, шорохи  зверей, ветра в траве принял  за шаги человека, шум движущейся  автомашины и прекратил посягательство. При фактической возможности  окончания изнасилования он полагает, что ее нет. Его отказ также  будет вынужденным, а не добровольным.

         Таким образом, вынужденный отказ  может порождаться объективными  причинами (препятствиями) или ошибочными  представлениями виновного о  невозможности окончания преступления. Во всех случаях содеянное образует покушение на изнасилование поскольку виновный не доводит преступление до конца по причинам, не зависящим от его воли. Добровольный же отказ совершается именно по воле лица.

         Мотивами добровольного отказа могут быть жалость либо отвращение к жертве, страх перед грозящим наказанием, опасность заразиться венерической болезнью и др. При добровольном отказе виновный в соответствии со ст. 31 УК РФ освобождается от уголовной ответственности и не отвечает за приготовление либо покушение на изнасилование.

         Добровольный отказ от изнасилования возможен только до начала полового сношения, т. е. до окончания преступления. Юридическая квалификация содеянного зависит от особенностей деяния: совершается ли преступление  с применением насилия или же лицо использует беспомощное состояние потерпевшей.

         В последнем случае необходимо  учитывать возраст потерпевшей.  Так,

Д. осужден по  ст. 15 и ч. 3 ст. 117 УК РСФСР (ст. 30  и ч. 3 ст. 131 УК РФ

  1996 г.). Он встретил двенадцатилетнюю девочку, заманил ее в лес и предпринял действия, направленные на совершение с ней полового акта.  Однако девочка стала громко кричать и Д., испугавшись, отпустил ее. Не отрицая намерения изнасиловать малолетнюю, Д. пояснил, что, когда девочка закричала, он испугался появления людей и отпустил ее, хотя имел возможность довести преступление до конца. В этот момент поблизости никого не было. Показания Д. были подтверждены потерпевшей.

         Таким образом, по делу не установлено  объективных причин, которые Д. не  был бы в состоянии устранить  или преодолеть. Он осознавал  это и отказался от изнасилования  не вынужденно, а добровольно. Мотив - страх перед наказанием. Судебная  коллегия по уголовным делам  Верховного Суда РСФСР применила  ст. 16 (ст. 31 нового УК РФ) и исключила  из приговора ст. 15 и ч. 3 ст. 117 (ст. 30 и ч. 3 ст. 131 УК РФ 1996 г. соответственно). Поскольку же Д. совершил развратные действия в отношении несовершеннолетней, они были квалифицированы по ст. 120 УК РСФСР (ст. 135 УК РФ).

         Деяние же, аналогичное совершенному Д., но в отношении совершеннолетней, не содержит состава преступления, и лицо не может быть

 привлечено к уголовной  ответственности.

          Добровольный отказ от доведения преступления до конца  в силу ст.31 УК РФ  исключает уголовную ответственность за приготовление или покушению на изнасилование лишь при  наличии следующих условий:

  1. Лицо добровольно, т.е. по собственной воле, прекращает предварительную преступную деятельность. Инициатива может исходить и от других лиц, но окончательное решение о прекращении изнасилования принимает сам субъект.

  1. Намерение совершить задуманное изнасилование должно быть субъектом окончательно остановлено.

  1. Субъект должен осознавать возможность доведения преступления до конца и ничто ему не может помешать сделать это в конкретной ситуации.1

Причем мотивы, по которым лицо добровольно отказалось от доведения изнасилования до конца, значения не имеют.

Вместе с тем, уголовная ответственность  возможна, если фактически совершенные действия содержат состав иного преступления (хулиганство, развратные действия, оскорбление и прочее).

В случае если в фактически совершенных действиях виновного содержится состав иного преступления (хулиганства, оскорбления, нанесения побоев или причинения вреда здоровью потерпевшей), деяние квалифицируется по соответствующим статьям УК РФ.

В тех случаях, когда изнасилование прекращается по причинам, не зависящим от воли виновного, его действия следует рассматривать по правилам, указанным в ст. 30 УК РФ, как приготовление либо покушение при доказанности прямого умысла на изнасилование.

Приготовлением могут признаваться: срывание одежды с потерпевшей, применение физических либо психических мер.

Покушением считаются действия насильника, направленные на совершение физиологического акта совокупления. Стадия покушения при изнасиловании начинается с момента насильственного принуждения потерпевшей к совершению полового сношения  и заканчивается  моментом когда виновный вводит свой половой член преддверие влагалища женщины или когда осуществить это ему мешают внезапно возникшие и независящие от его воли обстоятельства.2 Покушение на изнасилование подразделяется  на оконченное и неоконченное. При оконченном покушении на изнасилование отсутствует лишь фактическое половое сношение, а при неоконченном  покушении виновный выполняет только некоторые из действий, входящих в объективную сторону изнасилования. Завершить свое преступное намерение в этом случае ему препятствуют независящие от  его воли обстоятельства (например, появление посторонних и т.д.)

Так, за покушение на изнасилование осуждены Ю., С. и Ц., которые, пригласив к себе в квартиру двух девушек, не просто предложили им совершить с ними половые акты, а добивались этого путем угроз физической расправой и к тому же закрыли входную дверь на замок. Воспринимая угрозу как реальную опасность для жизни, одна из потерпевших с целью позвать на помощь пыталась перелезть на соседнюю лоджию, но сорвалась и разбилась насмерть.

Оценивая факты покушения на изнасилование, следователь суд должны устанавливать, действовал ли подсудимый с целью совершения полового акта и являлось ли примененное им насилие средством к достижению этой цели. Только при наличии этих обстоятельств действия виновного, не доведенные до конца по причинам, не зависящим от его воли (сопротивление потерпевшей, появление посторонних, физиологические факторы), могут рассматриваться как покушение на изнасилование.

В тех ситуациях, когда совершение нескольких половых актов охватывалось умыслом виновного, содеянное следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление. О единстве умысла могут свидетельствовать такие обстоятельства, как совершение нескольких половых актов без перерыва или с перерывом на короткое время. При этом единое преступление будет иметь место только в случае совершения тождественных действий. Поэтому если умыслом лица охватывается совершение им (в любой последовательности) изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует оценивать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ. При этом для квалификации содеянного не имеет значения, был ли разрыв во времени в ходе совершения в отношении потерпевшей изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Информация о работе Признаки изнасилования