Признаки изнасилования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Основную цель дипломной работы можно определить как исследование проблемы уголовной ответственности за изнасилование. Данная цель подразумевает, прежде всего, разработку и обоснование теоретических положений по квалификации изнасилования.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основной состав изнасилования.
2. Рассмотреть квалифицирующие и особо квалифицирующие составы изнасилования.
3. Выявить проблемы разграничения изнасилования со смежными составами преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... 3
Глава 1. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНОГО СОСТАВА ИЗНАСИЛОВАНИЯ
1.1 История формирования состава изнасилования в российском праве………………………………………………………………………… 8
1.2. Объективные признаки изнасилования………………………….. 17
1.3. Субъективные признаки изнасилования………………………… 29
Глава 2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
2.1 Квалифицирующие признаки изнасилования……………………. 35
2.2 Особо квалифицирующие признаки изнасилования…………….. 43
Глава 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ИЗНАСИЛОВАНИЯ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
3.1 Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера……………………………………………………. 53
3.2 Отграничение изнасилования от понуждения к действиям сексуального характера……………………………………………………. 56
3.3 Отграничение изнасилования от полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста……………………………………………... 60
3.4 Отграничение изнасилования от развратных действий………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………... 68

Прикрепленные файлы: 1 файл

изнасилование.docx

— 146.75 Кб (Скачать документ)

Дополнительный объект изнасилования - здоровье человека. При совершении изнасилования потерпевшей может быть только лицо женского пола независимо от возраста и других данных, которые это лицо характеризуют. Практике известны случаи изнасилования не только посторонних женщин, но и жен, сожительниц, близких родственниц и т.д.

Объективная сторона преступления определена в законе как половое сношение с применением насилия к потерпевшей или другим лицам либо с использованием ее беспомощного состояния. Уголовный закон не содержит собственного, юридического понятия полового сношения. Его очень краткое определение приведено в п. 1 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации», где говорится, что под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной.

С позиций правоприменения более полным представляется понятие полового сношения, используемое в медицине и определяемое как соединение (контакт) мужских и женских половых органов (коитус), т.е. введение мужского полового органа в половые органы женщины вне зависимости от глубины проникновения и физиологического завершения полового акта.

Понятием изнасилования охватывается насильственное совершение естественного полового акта между мужчиной и женщиной. Все иные «насильственные половые акты», совершенные в иной форме, являются насильственными действиями сексуального характера. Ответственность за их совершение предусмотрена ст. 132 УК РФ. Таким образом, под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной в естественной форме.

Изнасилование представляет собой преступление, совершаемое с применением насилия или угрозой его применения. Понятием насилия охватывается и физическое, и психическое насилие. Физическое насилие заключается в воздействии на тело человека с целью подавления его сопротивления. Оно может быть выражено в нанесении побоев, ином причинении боли, связывании, насильственном удержании и т.п. Чаще всего физическое насилие выражается во внешнем воздействии на тело пострадавшей, но в ряде случаев насилие может состоять и в воздействии на внутренние органы потерпевшей: дача наркотических средств или психотропных веществ, токсических веществ.13

Под дачей указанных выше средств, которую можно рассматривать как физическое насилие, совершаемое путем воздействия на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей, понимается их введение в организм потерпевшей против ее воли, незаметно для нее либо под угрозой применения физического насилия, а дача этих средств посредством применения насилия к потерпевшей должна рассматриваться как физическое насилие, совершаемое путем воздействия на тело человека. Добровольное принятие данных средств не может расцениваться как применение физического насилия.

В содержание насилия применительно к основному составу, предусмотренному ч. 1 ст. 131 УК РФ, включается также и причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью. Дополнительная квалификация действий по соответствующим статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, в этих случаях не требуется.

Анализ судебной практики показывает, что применение физического насилия как такового зачастую приводит к возникновению у потерпевшего беспомощного состояния.

Так, 1 июля 1999 г. в г. Ставрополе около 17 часов Ф., находясь в состоянии алкогольного опьянения, привел дочь своей сожительницы К. на прополку огорода, где для отдыха предложил ей пройти в примыкающую к огороду лесополосу. Через некоторое время на обратном пути из лесополосы Ф. с целью изнасилования К. столкнул ее в кювет возле грунтовой дороги и, подавляя сопротивление К., стал сдавливать ее шею руками, а затем, обмотав шею К. имеющейся у него проволокой, стал душить ее. После того, как К. потеряла сознание, Ф., используя ее беспомощное состояние, совершил с ней половой акт14.

В юридической литературе до сих пор остается спорным вопрос о квалификации действий по приведению потерпевшей в бессознательное состояние путем применения физической силы (например, нанесение оглушающего удара по голове, сдавливание шеи и т.д.) либо дачи одурманивающих или ядовитых веществ: как использование физического насилия или использование беспомощного состояния потерпевшей.

В судебной практике этот вопрос также решается неоднозначно.

Так, Свердловским областным судом по делу М., обвинявшегося по ч. 1 ст. 131 УК РФ, избиение им потерпевшей, в результате которого та потеряла сознание, было расценено как использование беспомощного состояния для совершения в дальнейшем полового акта15:.

Тот же суд в приговоре по делу Ч., привлеченного к ответственности по ч. 1 ст. 131 УК РФ приведение потерпевшей в бессознательное состояние ударом бутылки по голове для совершения в дальнейшем полового акта квалифицировал как применение физического насилия16.

По мнению ряд авторов, в частности Озовой Н.А., наиболее правильной является следующая позиция. Если обвиняемый, применив физическую силу, в том числе сильнодействующие или ядовитые вещества, привел потерпевшую в бессознательное состояние, то необходимо вменять ему оба признака: и применение физического насилия, и использование беспомощного состояния потерпевшей17.

Следовательно, при наличии двух признаков в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого по делу об изнасиловании в приговоре суда они должны быть указаны оба. Причем признак физического насилия может быть вменен обвиняемому лишь при условии, что цель совершения сексуальных действий с потерпевшей у него возникла до применения насилия. Если же дача одурманивающих средств или иное физическое насилие осуществлялись без цели приведение потерпевшей в беспомощное состояние и только лишь после того, как потерпевшая оказалась в беспомощном состоянии, возникло желание совершить с ней сексуальные действия, то вменен должен быть только признак использования беспомощного состояния. Если же преступник с применением насилия поставил жертву в беспомощное состояние, то будут вменяться оба квалифицирующих признака и насилие, и беспомощное состояние. Опять же, если преступник нашел потерпевшую в беспомощном состоянии или поставил ее без цели приведения в такое состояние, то в данном случае будет один признак- беспомощность. Что же касается ситуации, когда преступник поставил жертву в беспомощное состояние без применения физического  насилия, будет только беспомощность. Соответственно при вынесении приговора суд должен учитывать все эти случаи.

Психическое насилие осуществляется запугиванием потерпевшей, угрозой немедленного применения насилия в отношении нее или ее детей, родственников и других близких ей людей и даже незнакомых. Угроза должна быть воспринята потерпевшей как реальная, так как только она может парализовать сопротивление женщины. Угрозы полностью входят в объективную сторону изнасилования и не требуют дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ. Итак, угроза как действие при изнасиловании должна отвечать следующим требованиям:

1. По содержанию быть  серьезной, т.е. угрожать жизни, здоровью  потерпевшей или других лиц.

2. По внешнему проявлению  выражаться достаточно интенсивно  с тем, чтобы не оставалось  сомнений, что угрожающий намерен ее осуществить.

3. По возможности своего  осуществления должна быть реальной, т.е. потерпевшая должна быть убеждена  в том, что угроза будет осуществлена. 
Непосредственный характер угрозы и возможность ее осуществления в тот момент ставят женщину в безвыходное положение, вынуждают ее уступить домогательствам насильника с тем, чтобы предотвратить грозящее ей или другим лицам немедленное физическое насилие. Например: И. Обманным путем завел в сарай несовершеннолетнюю К., где пытался склонить ее к половой близости. Когда К. категорически отказалась от предложения И., последний заявил, что если она не передумает, то он применит к ней физическую силу. К. испугалась за себя и уступила И.

В теории уголовного права называются два вида угроз: наличная – предполагающая немедленное причинение вреда вслед за выдвижением угрозы и с отсрочкой исполнения – вред причиняется позже, через некоторое время18. Признак наличности угрозы учитывается при квалификации только в том случае, если этот признак прямо указан в тексте уголовного закона или с очевидностью вытекает из смысла уголовного закона19.

Большинство авторов указывают, что угроза в рассматриваемом составе может различаться по форме проявления:

- угроза на словах (устно  и письменно). Очевидно, что устная  угроза имеет место, когда преступник напрямую говорит о намерении применить насилие, обращаясь к потерпевшей. Это может выражаться в словах: «Я тебя убью», «прикончу», «задушу». Однако, на практике часто возникают проблемы, когда преступник обращается не к жертве, а соисполнителю с предложением об убийстве потерпевшей, демонстрируя ей свою готовность убить ее. В материалах одного уголовного дела сказано, что в ходе совершения преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ Ф. и Ц. в отношении Л., Ф. сказал Ц.: «Давай ее убьем». Ц. отказался, однако, потерпевшая Л. В своих показаниях подтвердила, что реально  испугалась за свою жизнь. Суд исключил из обвинения этот квалифицирующий признак. В мотивировочный части приговора суд указал на то, что разговор о возможном убийстве между преступниками не был адресован потерпевшей, а обсуждение преступниками убийства не было средством преодоления или предупреждения сопротивления20.

- угроза жестами, действиями, демонстрацией оружия (пистолета, ножа  и т. п.). В этом случае угроза  не обязательно должна сопровождаться насилием, например, виновный вынимает нож и подносит его к телу потерпевшего. Однако бывает, что угроза сопровождается насильственными действиями. Например, при изнасиловании преступник охватывает руками шею потерпевшей и заявляет, что если та будет сопротивляться, он ее задушит. По своему характеру такие действия являются угрозой применения более серьезных мер насилия, а по форме проявления - одновременно угрозой, выраженной на словах и жестами.

Насилие или угроза его применения могут быть применены не только к потерпевшей, но и к другим лицам. Под другими лицами, указанными в ст. 131 и 132 УК РФ, следует понимать родственников потерпевшего лица, а также лиц, к которым виновное лицо в целях преодоления сопротивления потерпевшей (потерпевшего) применяет насилие либо высказывает угрозу его применения.

Поэтому применение насилия к третьим лицам включается в объективную сторону состава изнасилования только в тех случаях, когда оно имеет целью подавить волю потерпевшей на оказание сопротивления. Например, согласие потерпевшей на совершение полового сношения, полученное под угрозой убийства ее ребенка, подпадает под признаки изнасилования. Во всех иных случаях применение насилия должно квалифицироваться при наличии соответствующих признаков по иным статьям УК РФ. Так, избиение лица, пытающегося, например, защитить женщину от насильника, позвать на помощь, и причинение вреда его здоровью требуют самостоятельной квалификации данного преступления.

Не относятся к категории насилия обман женщины, введение ее в заблуждение, различного рода обещания. Поэтому действия лица, добившегося согласия женщины на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак), не могут рассматриваться как преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Оба вида насилия должны предшествовать половому акту. Применение насилия и причинение вреда или угроза применения насилия после полового сношения не могут квалифицироваться как изнасилование. Так, не является изнасилованием добровольное совершение полового акта и последующая угроза избиением в случае, если девочка расскажет кому-нибудь (например, матери) о случившемся.

Альтернативным признаком, предусмотренным в ст. 131 УК РФ, является использование беспомощного состояния потерпевшей. При использовании беспомощного состояния по существу нет насилия, поскольку оно и не требуется, ибо потерпевшая не может сопротивляться.

Беспомощным следует считать такое состояние, когда лицо не дало или не могло дать согласия на совершение с ним такого сексуального действия, предусмотренного ст. 131 УК РФ, ввиду болезненного или другого состояния, исключающего (временно или постоянно) возможность оказать сопротивление (физическая беспомощность) или правильно осмыслить происходящее, т.е. осознавать значение совершаемых с ним действий либо руководить своими поступками (психическая беспомощность). Такого же мнения придерживается ряд авторов, в частности Кондрашова Т.В. она считает, что в основу рассматриваемой классификации должен быть положен характер беспомощности потерпевшей21. При этом имеется в виду только физическая или психическая беспомощность, а не материальная зависимость.

Для того, чтобы действия субъекта можно было квалифицировать как совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшей, необходимо установить, что ему было известно о наличии такого состояния и он использовал его для совершения с потерпевшей полового акта.

Физическая и психическая беспомощность имеют ряд особенностей. В случаях, когда речь идет об изнасиловании с использованием состояния физической беспомощности потерпевшей, установление этого обстоятельства затруднений не представляет. Это обычно или болезнь, лишающая потерпевшую возможности сопротивляться (например, частичный паралич, высокая температура и т. п.), или престарелый (а в некоторых случаях и малолетний) возраст, или, наконец, наличие таких физических недостатков, как глухонемота, слепота, отсутствие руки или ноги и т. п.

Более детального рассмотрения требуют случаи психической беспомощности потерпевшей. К ним, прежде всего, относится малолетний возраст жертвы, в силу которого потерпевшая не осознавала характер совершаемых с ней действий.

В вопросе об установлении возрастной границы беспомощности у ученых нет единого мнения. Одни предлагают установить его с 14 лет, другие - с 12.

Наиболее обоснованным представляется предложение А. Халикова, поддерживаемое и судебной практикой. Суть его состоит в том, что не следует законодательным путем устанавливать конкретный возраст, до достижения которого лицо считается находящимся в беспомощном состоянии22. Поскольку возраст, с которого лица начинают понимать истинное значение сексуальных действий сугубо индивидуален. Кто-то правильно оценивает их уже в 12 лет, а кто-то - только в 15.

Пленум Верховного суда РФ рекомендует ставить вопрос о беспомощном состоянии, когда потерпевший не достиг 14 лет, а с другой стороны, допускает возможность нахождения в беспомощном состоянии лиц в возрасте от 14 до 16 лет.

Ссылка же на то, что без установления данной границы придется каждый раз назначать судебно-психиатрическую экспертизу даже 5-6 летних детей, малоубедительна. Ведь вопрос о том, находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии, относится к компетенции суда и следственных органов, а значит, они в каждом конкретном случае и должны его решать. И лишь в затруднительных ситуациях следует назначать судебно-психиатрическую экспертизу23. Кроме того, так как малолетний возраст в ряде случаев, указанных выше, может выступать и разновидностью физической беспомощности, то независимо от того, будет ли установлено, что потерпевшая в силу малолетства не осознавала характера совершаемых с ней действий или осознавала, но в силу своей физической беспомощности, обусловленной малолетством, было не способно оказать сопротивление, содеянное в любом случае необходимо квалифицировать как изнасилование.

Информация о работе Признаки изнасилования