Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:26, дипломная работа
Предметом исследования данной работы являются правовые нормы, закрепляющие основания и правила применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия, ответственности за его неправильное применение.
Актуальность проблемы заключается в том, что применение оружия – самая жесткая и крайняя мера административного принуждения, применяемая милицией. Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам ОВД.
Введение
Глава 1. Условия и пределы применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия.
Глава 2. Правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции.
2.1. Законодательство об основаниях применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции.
2.2. Запреты на применение сотрудниками милиции огнестрельного оружия.
Глава 3. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции
3.1 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции.
3.2. Уголовная ответственность сотрудников ОВД за неправомерное применение огнестрельного оружия.
3.3 Дисциплинарная ответственность за не законное применение огнестрельного оружия.
Заключение.
Список используемой литературы.
Попытка завладения оружием сотрудника милиции – это незаконные действия какого-либо лица (группы лиц), осуществление против воли сотрудника милиции и направлены на тайное или открытое изъятие находящегося при нем огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.8
Попытка завладения огнестрельным оружием может сопровождаться насилием или угрозой его применения. В таком случае она рассматривается еще и как нападение на сотрудника милиции, опасное для их жизни или здоровья.
Применение огнестрельного оружия сотрудником милиции в некоторых случаях может признаваться незаконным, если оно явно, очевидно для всех, в том числе и самого сотрудника милиции, не соответствует характеру и опасности совершаемого на него нападения.
Например, невооруженное нападение на сотрудника милиции со стороны доставленного в дежурную часть в присутствии находящихся рядом двух сотрудников милиции, которые легко могут прийти на помощь, никак не должно служить основанием для применения против нападающего огнестрельного оружия.
Не может сотрудник милиции прибегать к огнестрельному оружию и тогда, когда невооруженное нападение на него хотя бы и «один на один» совершает лицо, действия которого в силу явного физического превосходства сотрудник милиции опасности для его жизни и здоровью не представляет), падающий является старым, тяжелобольным человеком либо находится в тяжелой степени алкогольного опьянения, делающей нереальным осуществление высказанных им угроз).
Однако, ситуация в корне меняется, если нападение, при отражении которого сотрудник милиции, не может рассчитывать на немедленную эффективную помощь со стороны, не уступающее по физическим данным сотруднику милиции, не говоря уже о случаях, когда оно в этом отношении превосходит его или действует в группе.
Как показывает практика, при пресечении противоправных посягательств, огнестрельное оружие чаще всего применяется для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и попытки завладения оружием сотрудника милиции.
Для отражения нападения на сотрудника ОВД, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности в РФ оружие применялось всего:
Для пресечения попытки завладения оружием сотрудника ОВД:
В соответствии с п.2 ст.15 Закона «О милиции» (итого в процентах к общему числу случаев применения огнестрельного оружия): 2007 год – 56,8%; 2008 год – 57,4%; 2009 год – 60,7%; 2000 год – 63,8%.
Эти статистические данные можно объяснить, прежде всего тем, что, принимая меры для защиты жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств, либо во время задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или непосредственно после его совершения, сотрудники милиции сами становятся объектом нападения со стороны агрессивно настроенных правонарушителей, которые в такие моменты в большей мере предрасположены к оказанию сопротивления.
Освобождение заложников.
В соответствии с действующим законодательством под захватом заложников понимается «захват или удержание лица в качестве заложника, соединенные с угрозой убийством, причинением телесных повреждений или дальнейшим удержанием этого лица в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия, как условия освобождения заложника, насильственно лишенный свободы (захваченный или, если он уже был ограничен в свободе, находясь, скажем. В салоне транспортного средства, - удерживаемый против его воли в таком состоянии) каким-либо лицом (группой лиц).
Поэтому возможность применения оружия при освобождении заложников определяется, прежде всего, необходимостью предотвращения опасности их жизни или здоровья.
Данное преступление – ст.206 УК РФ имеет длящееся характер и до тех пор, пока заложники не освобождены и продолжает существовать опасность для их жизни или здоровья, действия по применению огнестрельного оружия при освобождении заложников должны соответствовать условиям правомерности, характеризующими состояние необходимой обороны.
Сотрудникам милиции чаще всего приходится сталкиваться со случаями, когда захват заложников осуществляется по мотивам криминального характера. Выделяются три разновидности лиц, совершающих рассматриваемое преступление по таким мотивам:
- захват заложников, будучи застигнутым,
на месте преступления. Как правило.
Они охотно идут на переговоры,
не имея предварительного
- захватывают заложников, отбывая наказание в местах заключения. Такие лица наиболее опасны, поскольку действуют в основном по заранее разработанному плану и преследуют конкретную цель – добиться освобождения;
- вымогатели, которые пытаются
заставить близких
Для того чтобы обеспечить выполнение своих требований, лица, захватившие заложников, высказывают в отношении заложников угрозы убийством или причинением вреда здоровью. Степень реальности осуществления этих угроз зависит от ряда факторов, и оценить ее бывает достаточно трудно. Но очевидно, что сами действия по захвату, как правило, совершенно посторонних и менее способных оказать отпор людей (женщин и детей) свидетельствует о повышенной опасности совершающих их лиц о допустимости производства в отношении их выстрела на поражение, даже если они еще не приводят высказанные угрозы в исполнение. Не случайно законодатель (ч.1 ст.206 УК РФ) отнес захват заложников, даже без отягчающих обстоятельств, к категории тяжких преступлений, а захват в качестве заложника несовершеннолетнего, беременной женщины, а так же двух и более лиц определили наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет (ч.2 той же статьи), относится к категории особо тяжких преступлений. Заложник может, укрыт лицом, его захватившим в жилом или нежилом помещении, контейнере, ёмкости, транспортном средстве, яме и находиться там под контролем до выполнения выдвинутых требований, но может физически удерживаться таким лицом непосредственно при себе, например, когда это лицо, схватив ребёнка или женщину и прикрываясь их телом либо угрожая немедленным применением против них оружие, пытается уйти от преследующих его сотрудников милиции или принудить их к выполнению других своих требований.
Как справедливо отмечается в литературе, по смыслу закона огнестрельное оружие рассматриваемому основанию может быть применено только против тех лиц, которые непосредственно участвуют в захвате или удержании заложников и располагают реальной возможностью физического восприпятствия действиям по их освобождению или немедленного приведения в исполнение высказанных угроз.9
Задержание лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться.
Четвёртый случай применения огнестрельного оружия из двух самостоятельных оснований перечисленных выше.
При задержании лица застигнутого при совершении тяжёлого преступления, речь идёт об уголовно – правовом задержании в « чистом виде » когда лицо, совершившее преступление предпринимает активные действия для того, чтобы скрыться от преследования (например, убегает), не совершая, не совершая при этом насильственных действий в отношении задерживающего. Следовательно, вопрос о правомерности причинения вреда здесь решается только в рамках уголовно – правового института задержания лица, совершившего преступления.
Закон обуславливает возможность применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия в отношении лиц, застигнутых или при совершении преступления, обязательным наличием трех обстоятельств.
Во – первых, сотрудник милиции сам должен застичь лицо при совершении преступления, т.е. оказаться непосредственным очевидцем преступных действий. Лицо, преследуемое сотрудником милиции либо оснований показаний потерпевших и очевидцев преступления (даже если они прямо указали на него как на совершившего преступление), либо в связи с его схожестью по приметам с разыскиваемым преступником, не может быть признанно, с точки зрения закона о милиции, застигнутым при совершении преступление, а следовательно, применение оружие в таких случаях недопустимо.
Это и понятно, ибо задерживаемым может оказаться человек, вовсе не причастный к преступлению.
Во – вторых, обстоятельством, с наличием которого Закон связывает возможность применения огнестрельного оружия для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления, является то, что лицо, совершившее тяжкое преступление против жизни, здоровья и собственности, на глазах сотрудника милиции пытается скрыться, т.е. покинуть место происшествия, в том числе при помощи транспортного средства, либо ещё до его задержания сотрудником милиции, либо, будучи задержанным, совершить побег во время доставления его в милицию или нахождения там в течении времени, необходимого для решения в установленном уголовно – процессуальным законодательством порядке вопроса о его задержании или заключении под стражу. При этом огнестрельное оружие для задержания лица, пытающегося скрыться после совершения притупления, может применяться по рассматриваемому основанию только в течении периода непосредственного преследования, т.е. до тех пор, пока сотрудник милиции не задержан или окончательно не потерял его из виду.
В – третьих, обстоятельства происшедшего дают сотруднику милиции достаточные основания полагать, что данное лицо только что совершило или совершает не просто преступление, а именно тяжкое преступление, причём против жизни, здоровья и собственности. Иными словами, оружие может применяться для задержания лица, совершившее не любое преступление, а лишь преступление, представляющее повышенную общественную опасность. При этом закон не связывает возможность применения огнестрельного оружия с обязательным доведением лицом своих преступных действий до конца.
Закон о милиции не даст ответа на вопрос, какие преступления относятся к категории тяжких и какие из них посягают на жизнь, здоровье и собственность. Очевидно, что при решении данного вопроса законодатель отсылает правоприменителя к уголовному закону.
В соответствии с ч.4 ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относятся исключительно умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание, превышающее 5 лет лишения свободы. Следует отметить, что новый УК РФ помимо тяжких преступлений выделил группу особо тяжких преступлений, к которым, в соответствии с ч.5 ст.15 относятся умышленные деяния, влекущие уголовное наказания в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Однако данное разделение, имеющее значение для решения вопросов, связанных с привлечением лица к уголовной ответственности и назначения ему наказания, применительно рассматриваемой нами правоохранительной деятельности, когда решается вопрос о возможности применения оружия при преследовании лица, только что совершившего преступление, с целью его задержания, принципиального значения не имеет. В рассматриваемом случае понятие особо тяжкого преступления как бы поглощается более широким понятием – понятием тяжкого преступления.
Как показывает изучение Особенной части УК РФ, к тяжким и особо тяжким преступлениям против жизни, здоровья и собственности, о которых идёт речь в п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о милиции могут преступления, предусмотренные 58 статьями УК РФ (против 36 статей УК РСФСР), а именно статьями; 105 (убийство); 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); 117 ч.2 (истязание при отягчающих обстоятельствах); 126 (похищение человека); 127 ч. 3 (незаконное лишение свободы, совершенное организованной группой либо повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия); 131 (изнасилование); 132 (насильственные действия сексуального характера); 158 ч. 2, 3 (кража, совершенная: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; с причинением значительного ущерба гражданину; организованной группой; в крупном размере; лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство); 159 ч.2,3 (мошенничество, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; причинением значительного ущерба гражданину; организованной группой; в крупном размере; лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство); 161 ч.2, 3 (грабеж совершенный: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; с причинением значительного ущерба гражданину; организованной группой; в крупном размере; лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство); 162 (разбой); 163 ч.2, 3 (вымогательство, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с применением насилия; организованной группой; в целях получения имущества в крупном размере; с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего; лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство); 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность); 166 ч.2, 3, 4 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; организованной группой либо причинившее крупный ущерб; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия); 188 ч. 2, 3 (контрабанда при отягчающих обстоятельствах); 212 (массовые беспорядки); 221; 222 ч. 2, 3 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); 229 (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ); 275; 279 (вооруженный мятеж) и другие.
Очевидно, что закон не обязывает сотрудника милиции, застигнувшего какое – либо лицо при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности, давать точную и исчерпывающую юридическую квалификацию этого преступления. В ситуации, зачастую, требующей мгновенного принятия решения, когда известны (да и то, возможно, далеко не всё) обстоятельства, характеризующие лишь внешнюю, объективную сторону преступления, решить подобный вопрос, для чего даже в спокойной обстановке предварительного расследования и судебного заседания нужны не один час, день или месяц, практически не возможно. Здесь нужен осторожный и взвешанный подход. Ведь только в отношении некоторых преступных действий, очевидцем которых оказался сотрудник милиции, можно обоснованно утверждать, что они содержат признаки, какого – либо тяжкого преступления против жизни здоровья или собственности. Обычно такие действия носят насильственный характер, например; стрельба из огнестрельного оружия в направлении людей; угрозы огнестрельным или холодным оружием в общественных местах в адрес окружающих; нанесение удара ножом, топором по голове, туловищу человека, попытка наезда на сотрудника милиции, выталкивание из движущегося на полном ходу транспортного средства, групповое избиение ногами лежащего на земле человека и т.п.
Необходимо чётко ограничивать тяжкие преступления против жизни. Здоровья и собственности от преступлений, посягающие эти же объекты, но являющихся тяжкими. Например: задержанные лица пытающиеся скрыться при совершении карманной кражи, кражи продуктов из магазина самообслуживания, грабежа без отягчающих обстоятельств, развратных действий и ряда других преступлений.
Самостоятельным основанием применения сотрудником милиции огнестрельного оружия, предусмотренным п.4.1 ст.15 Закона о милиции, является оказание каким – либо лицом вооружённого сопротивления сотруднику милиции. В этом случае противодействие лица создаёт угрозу жизни или здоровью сотрудника милиции (например, задерживаемый замахивается на сотрудника милиции ножом либо другим предметом лил при погоне начинает отстреливаться).
Если под сопротивлением по смыслу закона следует понимать активное противодействие осуществлению представляет власти полномочий, которыми он наделён в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка, то термину «вооружённое» в литературе даётся различное толкование. Ряд авторов поддерживается чрезмерно узкой трактовки понятия вооружённого сопротивления, связывая его только с наличием у лица, оказывающего такое сопротивление, огнестрельного или холодного оружия. Вместе с тем большинство специалистов подчёркивают, что понятием «вооружённое» охватывается также и сопротивление, сопряжённое с применением задерживаемым лицом иных предметов, используемых в качестве оружия. К таким предметам могут быть отнесены камень, палка, бутылка, кухонный нож, вилы, лом, топор, молоток, шило, напильник, бритва, газовый пистолет, ракетница, взрывчатые вещества, концентрированная кислота, бензин, кипяток, другие предметы, вещества, и механизмы. Использование задерживаемым лицом перечисленных предметов значительно увеличивает опасность оказываемого им противодействия, и применение оружия сотрудником милиции в таких ситуациях нередко является средством его задержания. При этом не имеет значения, были ли оружие или предметы, используемые в качестве оружия, приготовлены заранее или взяты на месте оказания сопротивления.
Информация о работе Правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции