Правовые аспекты стадии совершения преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в Уголовном кодексе РК говорится о том, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного в Кодексе, т.е. возникает необходимость рассмотреть, что все-таки подразумевают создатели Кодекса под преступлением, его конкретные признаки и составляющие элементы.
Пункт 1 статьи 9 Уголовного кодекса преступлением признает виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное кодексом под угрозой наказания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………3
1 ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАК АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЯНИЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ………… 7
1.1. Криминологическая характеристика преступлений и особенности процессуальных действий, совершаемых при расследовании преступлений.…………………………………..…………7
1.2. Значение умысла в уголовно-правовом аспекте…….……………18
2 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ……………………………….21
2.1 Неоконченное преступление………..……………………………….21
2.2 Приготовление преступлению………………………………..…….23
2.3.Покушение на преступление…………………………....................31
2.4.Оконченное преступление……………………………....................37
2.5.Добровольный отказ от преступления ……………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………….……….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………….50

Прикрепленные файлы: 1 файл

НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

          При этом, как уже отмечалось, уголовная ответственность наступает  за приготовление только к  тяжкому или особо тяжкому  преступлению.

         Подведем некоторый итог:

1.  приготовление к  преступлению — это умышленное  создание условия для совершения умышленного преступления, но не доведенного до конца по не зависящим от лица обстоятельствам;

2.  приготовление к  преступлению квалифицируется по  статье Особенной части, предусматривающей  ответственность за то, преступление, к которому готовился виновный;

3.  если в процессе  совершения приготовительных действий  субъект выполнит состав другого  (а не того, к которому готовился)  преступления, он отвечает и за  это оконченное преступление, и  за приготовление к соответствующему  преступлению;

4. наказание за приготовление  к преступлению обязательно снижается.

       В  значительном числе случаев приготовительные  к преступлению действия выявляются  правоприменительными органами  и пресекаются на этом этапе. 

В иных ситуациях лицо убеждается в нереальности, в невозможности перейти непосредственно к совершению преступления (например, при отказе соучастников, при непригодности средств или орудий совершения преступления). В этом случае действия субъекта рассматриваются как приготовление к преступлению. [22]

 

2.3. Покушение на преступление 

              В соответствии с ч.3 ст. 24 УК  РК покушением на преступление  признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно  направленные на совершение преступления, если при этом преступление  не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

            Наука уголовного права в обобщенном  виде признает покушением на  преступление исполнение состава  преступления, прерванное до наступления  общественно опасных последствий  по не зависящим от лица обстоятельствам.

 Нынешний УК РК  сохранил в основном определение  покушения по УК КазССР. Единственное  изменение сводится к тому, что  формой покушения новый УК  наряду с действием признает  также бездействие. 

          Исторически со времен принятия французского УК 1810 г. и по учению классической школы уголовного права покушение на преступление трактовалось как “начало исполнения состава преступления”. В болгарском УК в определении покушения на преступление отсутствует указание на непременный признак любого покушения — не завершение преступления по не зависящим от лица обстоятельствам. Аналогичный дефект содержит норма о покушении в УК ФРГ. Любопытно, что немецкая норма исходит из субъективного критерия исполнения состава, т.е. из представлений покушавшегося, а не из законодательной характеристики состава преступления.

Покушение представляет собой начало непосредственного  совершения преступления. На этой стадии происходит реальное посягательство на объект, находящийся под охраной  закона, частично выполняется объективная сторона конкретного преступления.[23]

            В науке уголовного права предложено  большое количество теорий разграничения  приготовления к преступлению  и покушения на преступление. Основными из них являются:

исходящие из субъективного критерия

(злого намерения, представления  субъекта о виде совершаемого  им неоконченного преступления);

объективные, которые  исходят из законодательного определения  объективной стороны состава;

смешанные, в которых  соединяются субъективный и объективный подходы.

         Самым прочным критерием, отличающим  покушение на преступление от  приготовления к преступлению  является критерий начала исполнения  состава, его объективной стороны.  Все действия, совершенные до  исполнения состава, относятся  к приготовлению.

         В судебной практике случаи  покушения на преступление встречаются  довольно часто. Например, субъект  с целью убийства наносит жертве  телесные повреждения. В это  время на месте преступления  появляется милиция и воспрепятствует  реализации цели субъекта. В данном случае действия субъекта будут расцениваться как покушение на убийство. Преступнику не удается совершить похищение человека из-за активных социально-полезных действий граждан, пришедших на помощь потерпевшему. Врач умышленно не оказывает помощь больному, заведомо зная, что это приведет к смерти больного. Эти действия будут рассматриваться как покушение на преступление.

         Покушение на преступление характеризуется  объективными и субъективными  признаками, составляющими в совокупности состав этой стадии неоконченного преступления. Эти признаки позволяют отличать покушение на преступление, с одной стороны, от приготовления к преступлению, с другой — от оконченного преступления.

        Если приготовление к преступлению  создает лишь условия для совершения задуманного преступления, то покушение на преступление создает реальную опасность причинения вреда объекту посягательства. В связи с этим объективная сторона покушения на преступление характеризуется следующим:

в отличие от приготовления к преступлению при покушении субъект оказывает непосредственное воздействие на объект совершаемого преступления. Жена ударила своего мужа утюгом по голове с целью убийства, но нанесла тяжкие телесные повреждения. В момент удара жизнь потерпевшего подвергалась непосредственной и реальной опасности.

        При покушении лицо совершает  действие (бездействие), непосредственно  направленное на совершение преступления. Оно начинает или продолжает  выполнение объективной стороны  задуманного преступления. Субъект дает взятку должностному лицу. Но тот отказывается. Попытка дать взятку есть выполнение объективной стороны дачи взятки.

        Важно выявить, является ли  совершенное деяние частью объективной  стороны готовящегося или совершаемого  преступления. Одни и те же действия в зависимости от характера преступного посягательства могут быть как покушением на преступление, так и приготовлением к преступлению. Например, проникновение лица на склад с боевыми припасами с целью совершения кражи будет расцениваться как покушение на преступление, а те же действия с целью осмотра места для совершения террористического акта — как приготовление к преступлению.

           В отличие от оконченного преступления  действие (бездействие), образующее  покушение на преступление, не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам. Незавершенность деяния при покушении является признаком, отличающим его от оконченного преступления. Многие правоведы отстаивают ту точку зрения, что основным признаком, отличающим покушение от оконченного преступления является отсутствие общественно-опасного последствия. Определение того, завершено ли деяние, зависит от специфики объективной стороны совершаемого преступления. При покушении на преступление с материальным составом отсутствует предусмотренный диспозицией уголовного закона преступный результат (при грабеже субъект не может завладеть чужим имуществом, при попытке убийства — не наступает смерти потерпевшего и т.д.). Однако покушение на преступление с материальным составом не означает, что при этом обязательно отсутствуют любые преступные последствия. Последние могут наступить, но это не те последствия, которых хотел и добивался виновный и с которыми уголовный закон связывает ответственность. Например, преступник, имея целью совершить убийство, наносит потерпевшему телесные повреждения. В этом случае уголовная ответственность наступает не за причинение телесных повреждений, а за покушение на убийство.[24]

            Покушение на преступление с  формальным составом характеризуется  неполным выполнением действий, предусмотренных уголовным законом.

            Деяние при покушении остается  незавершенным по независящим  от лица обстоятельствам. Это  означает, что преступление не  было доведено до конца вопреки  воли виновного. Лицо делает  все, чтобы преступление было доведено до конца, но этого не происходит. Например, лицо, решив сбыть крупную партию поддельных денежных купюр, задерживается милицией.

          Указанные объективные признаки  позволяют очертить сферу возможного  совершения деяния, образующего покушение на преступление.

          Покушение возможно при совершении  любых преступлений с материальным  составом, совершаемых путем, как  действия, так и бездействия.

покушение возможно также  и в преступлениях с формальным составом, совершаемых путем действия, когда объективная сторона совершенного преступления выполнена не полностью.

        Покушение на преступление невозможно  в случаях, когда уголовный  закон для состава оконченного  преступления считает достаточным  совершение деяния, содержащего угрозу наступления определенных последствий (например, ст. 279 УК РК нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами).

           Субъективная сторона покушения  на преступление характеризуется умышленной виной. Покушение на преступление возможно только с прямым умыслом. Об этом говорится в постановлении Пленума Верховного Суда РК “О судебной практике по делам об умышленных убийствах” от 22 декабря 1992 г.

При покушении на преступление с материальным составом лицо сознает общественную опасность своего действия (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желает их наступления. При покушении на преступление с формальным составом лицо сознает общественную опасность совершаемых действий и желает их совершения.

            В теории уголовного права  и судебной практике покушение  на преступление принято делить  на два основных вида: оконченное и неоконченное.

          В основу такого деления положен  субъективный критерий, базирующийся  на представлении самого субъекта  о степени завершенности своих  действий (бездействия).

           Оконченным следует считать такое  покушение, при котором виновный выполнил все, что считал необходимым, однако преступный результат не наступает или преступление не завершается по объективным, т.е. не зависящим от него обстоятельствам. Например, выстрел с целью лишить жизни потерпевшего, дача взятки при помощи третьего лица. Виновный при этом убежден, что все зависящее от него выполнено, и преступный результат должен наступить. Однако этого не происходит),виновный промахивается или потерпевшего спасает своевременно оказанная помощь; третье лицо присваивает себе предмет взятки, либо лицо, которому предназначалась взятка от нее отказалось).[25]

       Неоконченным  считается такое покушение, при  котором виновный по не зависящим  от него обстоятельствам еще  не выполнил всех необходимых,  с его точки зрения, действий (бездействия) и тем самым не завершил преступления (например, субъект пытается совершить грабеж, но ему воспрепятствовали посторонние граждане).

       Оконченное  покушение обычно, при прочих  равных условиях, более опасно. По  своим признакам оно ближе  к оконченному преступлению, однако, между ними необходимо проводить четкую грань. В отличие от последнего, при оконченном покушении не наступает преступный результат, к достижению которого стремился виновный, или не совершаются полностью все общественно опасные действия, объективно необходимые для завершенности преступления.

          Деление покушения на оконченное  и неоконченное имеет большое  практическое значение. Степень  завершенности покушения учитывается  при назначении наказания (оконченное  покушение опаснее неоконченного, так как первое в большей степени приближается к оконченному преступлению), а также при решении вопроса о добровольном отказе от совершения преступления. Однако некоторые доктора юридических наук  считают, что критика деления покушения на оконченное и неоконченное довольно обоснованна. Причиной тому она выделяет то, что всякое покушение прерывается дальше или ближе к последствиям преступления помимо воли субъекта. Поэтому заслуга пресечения начатого исполнения состава преступления должна отдаваться тому, кто остановил преступление. УК РК не выделяет оконченного и неоконченного покушения.[26]

            В теории уголовного права  выделяется также негодное покушение,  которое бывает двух видов:

покушение на негодный объект;

покушение с негодными  средствами.

         Первый вид негодного покушения  будет тогда, когда лицо направляет  свои действия на определенный  объект, но его действия в силу  допускаемой ошибки в действительности  не посягают на избранный им  объект и не причиняют ему  вреда. На практике случаи таких покушений редки. Примером покушения на негодный объект может послужить случай, когда лицо с целью совершения убийства наносит удар ножом по трупу или выстрел, не зная о том, что перед ним мертвое тело потерпевшего.

         В уголовно-правовой литературе иногда говорится о покушении на нереальный или не существующий объект. Примером такому покушению можно привести следующую ситуацию. Убийца совершает несколько выстрелов потерпевшего, полагая, что это он и есть. Но в конечном итоге выясняется, что убийца производил выстрелы в муляж (куклу). Или, например, лицо похищает предметы, полагая, что они имеют особую ценность, но каковыми в действительности не являются.

Информация о работе Правовые аспекты стадии совершения преступлений