Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:35, курсовая работа
Происходящие в Республике Беларусь преобразования в политической, экономической, социальной и юридической политике нацелены на построение правового государства, основанного на приоритетах охраны прав человека. Современная уголовная политика, направленная на охрану прав и свобод граждан не только от преступных посягательств, но и от необоснованного уголовно-правового воздействия, побуждает относиться к решению вопросов уголовной ответственности и наказания с позиции определенного компромисса — поиска допустимых способов решения этих вопросов правовыми средствами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……6
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ АМНИСТИИ……...14
3. ПОМИЛОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………….………..28
4. СООТНОШЕНИЕ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ………….……………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………46
Под изменением обстановки понимаются объективные социально-экономические, политические, организационно-хозяйственные изменения в общегосударственном масштабе. Сам факт изменения обстановки не дает еще оснований для освобождения виновного от уголовной ответственности. Для этого необходимо, чтобы совершенное виновным преступление утратило свою общественную опасность. В отличие от ч.4 ст.11 УК, когда действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, не представляют общественной опасности во время его совершения, в ст.87 УК имеются в виду деяния, общественно опасные в момент их совершения, однако ко времени рассмотрения дела в суде утратившие общественную опасность в силу изменения обстановки. В соответствии со ст.87 УК освобождение от уголовной ответственности в силу утраты деяниям общественной опасности осуществляется только судом. Никакому другому органу или должностному лицу такого права не предоставлено. Если согласно ч.3 ст.30 УПК обвиняемый или потерпевший возражают против прекращения производства по уголовному делу, оно продолжается в обычном порядке;
4) в связи с деятельным раскаянием виновного (ст.88 УК).
Ч. 1 ст.88 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, если оно впервые совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности, а после совершения преступления добровольно явилось с повинной, активно способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило нанесенный преступлением вред [27, c.351].
Для освобождения от уголовной ответственности на основании ч.1 ст.88 УК требуется наличие следующих условий:
а) совершенное преступление не представляет большой общественной опасности;
б) такое преступление совершено впервые;
в) явка с повинной;
г) способствование раскрытию преступления;
д) добровольное возмещение причиненного ущерба или иным способом заглаживание нанесенного преступлением вреда.
Преступление считается совершенным впервые, если оно фактически совершено виновным в первый раз либо хотя и не в первый раз, однако за предыдущее преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за него была погашена или снята в установленном законе порядке (ч.3 ст.41 УК).
В части 1 ст.169 УПК сказано, что «явкой с повинной считается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, применении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого». Явка с повинной оформляется в соответствии с уголовно-процессуальным законом.
Способствование раскрытию преступления состоит в совершении виновным действий, направленных на установление органами дознания, следствия и судом различных обстоятельств совершенного преступления. Такими действиями могут быть, например, предоставление документов и других доказательств по делу, сообщение о местонахождении похищенного имущества, о других исполнителях или иных соучастниках совершенного преступления и т.д. Важным условием применения данного вида освобождения от уголовной ответственности является добровольное возмещение потерпевшему причиненного ущерба (возврат имущества, денежная компенсация, ремонт поврежденного и т.п.) либо заглаживание нанесенного вреда иным образом (публичное извинение перед потерпевшим, материальное возмещение морального вреда, опровержение в прессе ложного сообщения и т.п.).
Только при наличии всех вышеуказанных обстоятельств лицо может быть освобождено от уголовной ответственности на основании ч.1 ст. 88 УК. Отсутствие любого из них делает невозможным применение ч.1 ст.88 УК.
Деятельное раскаяние может иметь место и при совершении менее тяжких, тяжких и даже особо тяжких преступлений. Освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших такие преступления, возможно лишь, как об этом говориться в ч.2 ст.88 УК, в случаях, специально предусмотренных в статьях Особенной части УК;
5) в связи с добровольным
возмещением причиненного ущерб
Согласно ч.1 ст.88 УК лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности, в порядке, установленном законодательным актом, если оно добровольно возместило причиненный ущерб (вред), а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные законодательным актом (2, ст.88’). Освобождение от уголовной ответственности, предусмотренное ч. 1 ст. 88’ УК, может быть также применено к лицу, совершившему несколько преступлений из числа указанных, если условия освобождения от уголовной ответственности соблюдены этим лицом в отношении каждого из преступлений;
6) в связи с примирением
Статья 89 УК устанавливает, что лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим. Данный вид освобождения от уголовной ответственности является новым, ранее неизвестный уголовному законодательству нашей республики [19].
Как это вытекает из содержания ст.89 УК, для освобождения от уголовной ответственности данного вида требуется наличие двух условий: а) совершенное преступление не представляет большой общественной опасности и б) виновное в совершении преступления лицо примирилось с потерпевшим. Под примирением понимается просьба потерпевшего, обращенная к суду, не привлекать лицо, совершившее преступление, к уголовной ответственности. Как примирение следует рассматривать и выраженное при судебном рассмотрении уголовного дела согласие потерпевшего на то, чтобы виновный был освобожден от уголовной ответственности.
Потерпевшим признается физическое лицо, которому причинен преступлением физический, имущественный или моральный вред. В тех случаях, когда потерпевших от совершенного преступления несколько лиц, то для освобождения от уголовной ответственности виновного необходимо примирение со всеми потерпевшими [8, c.224].
Освобождение от уголовной ответственности на основании ст.89 УК возможно и в тех случаях, когда уголовное дело было возбуждено в соответствии со ст.33 УК по заявлению потерпевшего о привлечении виновного к уголовной ответственности, но затем в процессе следствия или рассмотрения дела в суде произошло примирение виновного с потерпевшим. Однако это может иметь место лишь тогда, если совершенное преступление не представляет большой общественной опасности.
7) на основании акта амнистии (ст.95 УК) и помилования (ст.96 УК).
Освобождение от уголовной ответственности и наказания или смягчение наказания, либо замена более мягким наказанием возможны в силу акта об амнистии, а также освобождение от наказания либо смягчение наказания может иметь место в силу акта о помиловании [19].
Амнистия — это акт высшей государственной власти (Национального собрания), которым определенные категории лиц, совершивших преступления, освобождаются от уголовной ответственности и наказания, либо им смягчается или заменяется наказание более мягким, либо с них снимается судимость.
Помилование — это акт Президента Республики Беларусь, которым конкретное лицо освобождается полностью или частично от наказания, как основного, так и дополнительного, либо освобождается от наказания условно, либо неотбытая часть заменяется более мягким наказанием, либо с осужденного снимается судимость (ст.96УК). В тех случаях, когда актом помилования лицо освобождается от наказания условно, при совершении осужденным нового умышленного преступления или неосторожного преступления, за которое лицо осуждается к лишению свободы, в течение неотбытого срока наказание ему назначается по совокупности приговоров (ст.73УК).
А далее институты амнистии и помилования будут рассмотрены более подробно, так как именно этим видам освобождения от уголовной ответственности и посвящена данная курсовая работа.
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ АМНИСТИИ
Одним из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права является амнистия.
Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих.
Амнистия (от греч. аmnеstia — забвение перенесенной неправды, прощение) — внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности либо от наказания. Первоначально амнистией назывался один из видов помилования, именовавшийся у римлян «abolitio generalis personarum et causarum» (полное прощение лиц и забвение дел). Суть данного акта состояла в том, что в соответствии с распоряжением высшего органа государственной власти по отношению к определенным категориям уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, действие уголовного закона приостанавливалось, то есть уголовное преследование или вообще не инициировалось, или прекращалось. При этом лицо освобождалось не только от наказания, но и от таких юридических последствий совершения преступления, как, например, лишение определенных гражданских прав. С течением времени амнистию и помилование стали различать. Так, в частности, амнистия может иметь место на всех стадиях уголовного производства, тогда как помилование возможно только после вступления приговора суда в законную силу; амнистия распространяется на относительно неопределенный круг лиц, тогда как помилование — это действие в отношении строго определенного субъекта [27, с.10].
В законодательстве царской России (куда с конца ХVIII века входили и земли современной Беларуси) не было четкого различия между амнистией и помилованием. Термин «амнистия» вообще не употреблялся, а пользовались терминами «помилование» или «прощение».
Уголовное уложение 1903 года употребляло и термин «общий милостивый манифест», который относился исключительно к компетенции царя. После Февральской революции 1917 года Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 года провозгласило полную и немедленную амнистию по всем политическим и религиозным делам. Этот правовой акт явился первым актом, принятым в форме амнистии [25, c. 481].
Первые конституции советских республик, в том числе и БССР, предусматривали за высшими органами власти право издания актов амнистии, общих и частных. Общая амнистия применялась в отношении не отдельных лиц, а целых групп осужденных и обвиняемых. В противоположность общей амнистии частная амнистия относилась не к индивидуально-неопределенной группе осужденных или обвиняемых, а к отдельному конкретному лицу [15, c.78].
Все амнистии первых лет Советской власти имели классовый характер, она всегда являлась инструментом государственной политики, выполняя определенные функции в ходе государственного развития. Во-первых, амнистии вначале применялись для «корректировки» судебных приговоров, вступающих в явное противоречие с быстротекущей жизнью в пору неустановившегося и формировавшегося права. В процессе укрепления и роста советского строительства отдельные или целые категории преступлений, представляющих серьезную опасность, впоследствии утрачивали ее, а государство путем амнистии освобождало лиц, их совершивших, от дальнейшего отбывания наказания. Во-вторых, амнистии предусматривали смягчение участи осужденных, если тяжесть наказания соответствовала совершенному преступлению и личности виновного. В-третьих, амнистии, приуроченные к какому-либо радостному для государства дню (например, к очередной годовщине Октябрьской революции), были просто актом снисхождения, диктуемым желанием приобщить все население, не исключая и обвиняемых, и осужденных, отбывающих наказание, к общему празднику.
В первое десятилетие Советской власти распространение получило убеждение в необходимости минимизации излишних страданий осужденных. Поэтому, как только заключенный давал надежду на исправление, его освобождали. Это вело к многочисленным амнистиям: только в 1918—1927 гг. их было проведено несколько десятков.
В конце 20-х годов ХХ века карательная политика Советского государства была существенно ужесточена. Усиление репрессий в уголовной политике государства сказалось и на актах амнистии, которые в 30-е годы стали применяться реже и почти не предусматривали освобождения от уголовной ответственности. Криминализация деяний и усиление уголовных репрессий наблюдаются и в послевоенное время. С 1947-го по 1952 г. включительно акты амнистии не издавались [16, c.10].
Коренной поворот в уголовно-правовой политике произошел в 1953 г., после смерти И. Сталина. При подготовке амнистии, затронувшей значительную часть осужденных (из тюрем и лагерей вышло порядка 1 млн. 181 тыс. человек), не были предусмотрены меры по нейтрализации отрицательных последствий, которые свойственны всякой амнистии. Многие освобожденные не имели места жительства, утратили социальные связи с родственниками. Вопросы трудового и бытового устройства не прорабатывались. Часть амнистированных, не получив помощи от государства в решении социально-бытовых вопросов, вновь встала на путь преступлений. Однако Указ «Об амнистии» 1953 г. сыграл и положительную роль в развитии гуманистических начал уголовного права, положив начало процессу декриминализации.