Понятие и квалификация кражи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление уголовно-правовых особенностей краж как разновидности хищения собственности.
Исходя из указанной цели основными задачами работы являются:
разработка понятия кражи как преступного посягательства против собственности;
анализ объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны кражи;
исследование квалифицирующих признаков кражи и их применение в следственной и судебной практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………….3
I. ПОНЯТИЕ КРАЖИ КАК ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
СОБСТВЕННОСТИ………………………………….……………………...…5
II. СОСТАВ КРАЖИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УГОЛОВНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ……….14
2.1. Объективные признаки кражи…………………………………………...14
2.2. Субъективные признаки кражи………………………………………….22
2.3. Квалифицирующие признаки кражи……………………………………27
2.4. Особо квалифицирующие признаки кражи…………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….43

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ponyatie_i_kval_krazhi-kurs.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, объективная сторона  кражи помимо обязательных признаков характеризуется и факультативными признаками, такими как место и способ совершения преступления. Своеобразие кражи по объективной стороне состоит, прежде всего, в способе ее совершения, чем и позволяет отделить ее от мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ), грабежа (ст. 161 УК РФ), разбоя (ст. 162 УК РФ), вымогательства (ст. 163 УК РФ).

Профессионализация краж характерна, прежде всего, для карманных и квартирных воров, воров имущества из магазинов самообслуживания и у лиц, совершающих кражи автотранспорта.

При рассмотрении объективной  стороны следует иметь в виду, что общественная опасность всякого деяния существует в конкретных условиях времени, места совершения преступления в целом. Иначе говоря, событие преступления всегда протекает в определенной обстановке. Она содержит данные о том, как были защищены объект и предмет посягательства, в каких условиях, в каких именно местах, в какие временные интервалы происходило событие преступления, каковы особенности деятельности его участников, что облегчило или, наоборот, затруднило совершение преступления, что обусловило выбор способа и средств совершения преступления, его механизм и т. д. Изучение таких особенностей имеет практическое значение для всей работы по предотвращению и раскрытию краж, изучению личности преступников, криминологическому прогнозированию преступлений и совершенствованию на этой основе системы профилактических мер.

В системе указанных  элементов обстановки преступления важное значение имеет характеристика места совершения преступления, которая  взаимосвязана с объектом и объективной  стороной преступления, с отдельными чертами личности преступника, с особенностями их преступной деятельности и т. д. Однако применительно к анализу рассматриваемых краж имущества всегда отмечается, что характеристика мест, откуда похищалось имущество, и защищенность от противоправного проникновения во многом определяют распространенность краж и способов их совершения21.

Время совершения краж также представляет практический интерес. Эти данные позволяют  судить о распространенности краж в  те или иные временные интервалы (часы, дни недели и т. д.), и, следовательно, об их временной интенсивности. Так, многие исследователи отмечают сезонный характер краж, фиксируют те или иные «пики» краж, объясняя их особенностями региона. факторами климатического или курортного сезона (данное обстоятельство характерно для Краснодарского края) и другими обстоятельствами.

Последствия преступления по своему характеру (причиненный собственнику материальный ущерб) должны быть социально однородными с самим характером действий; вред должен быть причинен именно тому объекту, на который были направлены действия виновного. Как справедливо указывает В.Н. Кудрявцев, необходимая причинная связь между действиями виновных и последствиями – это связь между действием, которое в момент его совершения представляло опасность для охраняемого соответствующим законом объекта, и реализацией этой опасности22. В полной мере это относится и к краже.

Моментом окончания кражи является общепризнанное положение о том, что таким моментом является возможность  виновного распорядиться похищенным имуществом по своему усмотрению.

Можно констатировать, что, имея общим  объектом посягательства общественные отношения, хищения относятся к  группе преступлений, посягающих на совокупность общественных отношений собственности, неприкосновенность которых охраняется уголовным законом. Эти общественные отношения собственности и являются родовым объектом рассматриваемых преступлений. Непосредственным же объектом конкретного хищения выступают те или иные общественные отношения конкретно чужой собственности.

Таким образом, общий, родовой и непосредственный объекты преступлений при хищении чужого имущества, представляя определенную совокупность общественных отношений собственности, отличаются друг от друга степенью охвата, мерой или объемом этих отношений. Предметом посягательства при краже чужого имущества является прежде всего имущество в виде предметов материального мира, имеющих определенную материальную ценность. Предметом кражи могут быть также любые вещи, в том числе изъятые из гражданского оборота (валютные ценности, яды и т. п.). Исключение составляют лишь отдельные специфические предметы, противоправное завладение которыми отдельными гражданами в первую очередь создает угрозу не собственности, а иным объектам. К этим деяниям относятся хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ), хищение ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ), хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), хищение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ).

Изъятие чужого имущества  означает отторжение, обособление части  имущества от общей имущественной  массы, находящейся в обладании  собственника или лица, во владении которого оно находится. Незаконность означает, что виновный не является собственником имущества, не имел юридического права на изъятие имущества и обращение его в свою пользу, не был уполномочен на такое действие. Безвозмездность изъятия имущества характеризуется тем, что собственник не получает за выбывшее из его владения имущество необходимого эквивалента в виде общественно полезного труда или возмещения стоимости предмета кражи. Объективная сторона кражи включает такой признак, как причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества.

 

2.2. Субъективные признаки кражи

 

Рассмотренные ранее  объективные признаки кражи выступают  в единстве с его субъективными  признаками. Поэтому завершающим  моментом в установлении состава преступления и, следовательно, в решении вопроса о виновности лица является установление субъективной стороны. По общему правилу субъективные признаки состава преступления охватывают два элемента – субъект и субъективную сторону состава преступления. Соответственно завершение преступной деятельности в уголовно-правовом смысле имеет место тогда, когда полностью сложились все элементы преступления: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Однако специфическая особенность  субъективной стороны преступления состоит в том, что она не только предшествует исполнению преступления, формируясь в виде мотива, цели, плана преступного поведения, но и сопровождает его от начала до конца преступных действий, представляя собой своеобразный самоконтроль за совершаемыми действиями.

Обязательными признаками субъективной стороны являются мотив и цель, выраженные в корыстных характеристиках. Виновный сознает, что незаконно и безвозмездно изымает и (или) обращает в свою пользу или пользу других лиц чужое имущество, предвидит причинение собственнику или иному владельцу имущественного ущерба и желает его причинения.

Субъектом кражи может  быть только физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления установленного законом возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ ответственность за кражу наступает с 14 лет. С этого возраста, как показывает многолетняя практика, несовершеннолетний по уровню своего психофизического развития в состоянии действовать на основе здравого рассудка и вполне может осознавать общественно опасный характер своих действий и их возможные последствия. Проблема субъекта кражи в научной литературе не вызывает дискуссий (к краже применимы все признаки субъекта преступления вообще, а не только кражи, и об этом имеется достаточно обширная уголовно-правовая литература23), в связи с чем мы не считаем целесообразным подробно рассматривать эти вопросы.

Установление виновности лица в совершенном деянии означает установление в его действиях состава преступления, под которым обычно понимается совокупность указанных в законе объективных и субъективных признаков, характеризующих данное общественно опасное деяние в качестве определенного вида преступления24. Всякое действие представляет собой качественно определенное единство субъективного и объективного в человеческом поведении. Поэтому объективные признаки преступления выступают в единстве с его субъективными признаками.

Итак, завершающим моментом в установлении состава преступления и, следовательно, в решении вопроса  о виновности лица является установление субъективной стороны преступления. Этот аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку имеет конституционно-правовое регулирование – согласно ст. 49 Конституции Российской Федерации человек не считается виновным, пока его вина не будет доказана судебным решением, вступившим в законную силу.

В уголовно-правовой литературе к субъективной стороне принято, прежде всего, относить вину (в виде одной из ее форм), мотив и цель преступления25. Кража чужого имущества всегда характеризуется прямым умыслом. Умысел виновного направлен на преступное завладение имуществом с целью обращения его в свою пользу. Преступник сознает при этом, что совершает общественно опасные действия, предвидит характер преступных последствий и желает их наступления. Он сознает, что похищаемое имущество является собственностью юридических или физических лиц, что его деяния противоправны, тем не менее, руководствуясь корыстными мотивами, активно направляет свою волю к тому, чтобы преступным путем завладеть чужим имуществом.

При краже, совершаемой в соучастии, необходимо четко определить, какие обстоятельства преступления известны каждому из соучастников. Умыслом подстрекателя и пособника должен при этом охватываться тот факт, что исполнителем совершается именно кража, а не иное общественно опасное деяние.

Содержание и направленность умысла при краже чужого имущества  вытекает из сущности таких преступлений, и обусловливается не только корыстными мотивами, но и корыстными целями. Субъект имеет цель завладения имуществом без намерения возвратить его собственнику либо возместить стоимость похищенного. Корыстная цель, присущая многим другим преступлениям, при краже чужого имущества всегда связана с его тайным изъятием и обращением его в пользу отдельных лиц. Другое дело, что наличие корыстной цели у виновного еще не означает, что для оконченного состава необходимо, чтобы лицо успело фактически извлечь выгоду из похищенного чужого имущества.

 Мотивы и цели, входящие  в субъективную сторону рассматриваемых  преступлений, играют существенную  роль в определении характера уголовной ответственности и оценке общественной опасности личности виновного. Они дают возможность правильно понять психическое отношение виновного к совершаемому преступлению, выявить его субъективные причины. Поэтому, будучи тесно взаимосвязаны, мотивы и цели преступления, как известно, определяют форму и виды вины, характеризуют общественную опасность содеянного и его последствий, а также общественную опасность личности преступника.

В отличие от мотива преступления цель в большей мере характеризует преступный результат, которого стремится достичь виновный, совершая то или иное общественно опасное деяние. Мотивы и цели по-разному характеризуют и сам волевой процесс. Если мотив кражи отвечает на вопрос, чем руководствовался преступник, совершая это деяние, то цель определяет характер и направленность его действий, ближайший результат, к которому субъект стремился. Мотив, как отмечает Б.Я. Петелин, отвечает на вопрос «почему», а цель – для чего совершалось преступление, чего стремился достичь преступник26.

В целом же исследование субъективной стороны преступления, характера мотивов при кражах чужого имущества позволяет оценить не только общественную опасность личности преступника, но и увязать полученные данные о степени предумышленности краж с ущербом от таких деяний и, следовательно, об их общественной опасности. В этом отношении следует признать справедливым замечание Г.А. Злобина и Г.С. Никифорова о том, что в известной мере непредумышленное преступление при прочих равных условиях является менее опасным, чем предумышленное, что заранее обдуманный умысел свидетельствует о большей общественной опасности содеянного, нежели внезапно возникший27. Разумеется, субъективный признак следует оценивать не изолированно, а лишь в совокупности с другими свойствами и признаками конкретного преступления и личности преступника.

Как уже отмечалось, субъектом  хищения чужого имущества, как известно, может быть лишь вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста; однако если хищение совершено в форме кражи, то уголовная ответственность за такие преступления может наступать с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). При определении субъекта преступления в случае совершения кражи из помещений юридических лиц (базы, склады, офисные помещения и т. д.) к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу, относится правомерность или противоправность нахождения виновного на месте совершения преступления. Выяснение этого обстоятельства должно основываться на фактическом выполнении работником (субъектом преступления) производственных задач в данной организации, которой принадлежит помещение или иное хранилище.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что основой выявления и определения субъективной стороны кражи как вида преступного посягательства на собственность является умысел виновного в совершении этих деяний. Преобладающим мотивом является корыстная направленность действий виновного. Целью же кражи чужого имущества является стремление противоправно и безвозмездно завладеть чужим имуществом для извлечения определенных выгод для себя или иных лиц, важнейшим аспектом субъективной стороны кражи чужого имущества является тайность совершения этого деяния, что и отличает кражу от других видов хищения собственности.

 

2.3 Квалифицирующие признаки кражи

 

К квалифицированным  видам кражи (ч. 2 ст. 158 УК РФ) действующее уголовное законодательство относит тайное хищение чужого имущества совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;

в) с причинением значительного ущерба гражданину;

г) из одежды, сумки или  другой ручной клади, находившихся при  потерпевшем.

Итак, одним из квалифицирующих  признаков кражи является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ).

Общее понятие признака "группа лиц по предварительному сговору" дается в ч. 2 ст. 35 УК РФ. В соответствии с данной статьей, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Однако применительно к рассматриваемому признаку состава кражи чужого имущества требуются некоторые дополнительные пояснения. Они состоят в следующем.

Под предварительным  сговором, о котором говорит закон, следует понимать договоренность о совместном совершении хищения между двумя или более лицами, состоявшуюся до его непосредственного совершения. Поскольку началом любого преступления признаются умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления, т.е. покушение на него (ч. 3 ст. 30 УК РФ), следует признать, что предварительный сговор может состояться в любой момент, включая и стадию приготовления к преступлению, но до начала действий, непосредственно направленных на тайное изъятие чужого имущества. Если сговор на совместное совершение преступления возник в процессе непосредственного изъятия имущества, он утрачивает свойство "предварительности" и, следовательно, исключает рассматриваемый квалифицирующий кражу признак. В этом случае каждый из соисполнителей будет нести ответственность за те преступные действия, которые он сам непосредственно совершил, в частности, при отсутствии иных квалифицирующих кражу признаков по ч. 1 ст. 158 УК РФ как за оконченное и неоконченное преступление в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Информация о работе Понятие и квалификация кражи