Насилие и беспомощное состояние в ст. 131 УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:17, дипломная работа

Краткое описание

На проблему искоренения насилия в отношении женщин, в том числе и в сфере сексуальных отношений, обращено внимание международных организаций. Так, 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая на основе Всеобщей декларации прав человека констатировала, что насилие в отношении женщины является одним из препятствий на пути достижения равенства, общественного развития. Признается, что насилие в отношении женщин – это проявление исторически сложившегося неравенства между мужчинами и женщинами, что необходимо преодолевать, так как это нарушение прав и свобод человека1.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3-6
1. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние»…….………………….с. 7-35
1.1. Понятие, виды и признаки физического насилия……………………...с. 7-16
1.2. Понятие и признаки психического насилия…………………………...с. 17-25
1.3 Понятие и признаки беспомощного состояния………………………...с. 26-35
2. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние» в ст. 131 УК РФ …...с. 36-62
2.1 Понятие и признаки физического насилия в ст. 131 УК РФ…………. с. 36-46
2.2 Понятие и признаки психического насилия в ст. 131 УК РФ…………с. 47-53
2.3 Понятие и признаки беспомощного состояния в ст. 131 УК РФ………с.54-61
Заключение…………………………………………………………….............с.62-63
Список использованной литературы и источников………………………...с.61-65

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломище.doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)

В связи с тем, что  в процессе выражения и восприятия угрозы задействовано два лица - преступник и его жертва, субъективные моменты могут быть соотнесены различно:

-потерпевшая воспринимает  угрозу (ее интенсивность) такой, на которую рассчитывает субъект;

- ни сознанием потерпевшей, ни сознанием субъекта не охватывается та или иная конкретная угроза. В этом случае все сомнения в трактовке интенсивности неопределенно выраженной угрозы должны истолковываться в пользу последней, т. е. такая угроза должна расцениваться как наименее интенсивная;

субъект воспринимает выражаемую им угрозу как менее интенсивную, чем ее восприняла потерпевшая. Здесь при определении интенсивности неопределенно выраженной угрозы основным моментом будет являться совокупность всех обстоятельств совершения преступления, при отсутствии достаточно твердого подтверждения которыми любые сомнения опять-таки должны трактоваться в пользу субъекта;

субъект воспринимает выраженную им угрозу как более интенсивную, чем ее восприняла потерпевшая. В данном случае такую неопределенно выраженную угрозу необходимо рассматривать как покушение на изнасилование с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей или других лиц, но опять только в том случае, если из анализа обстоятельств дела следует, что объективный характер угрозы носил все же более интенсивный характер, чем восприняла его потерпевшая73.

Угроза применения насилия  может быть адресована как самой  потерпевшей, так и другим лицам, которыми могут быть близкие родственники потерпевшей, иные дорогие ей лица или лица, ради спасения которых потерпевшее лицо готово совершить те или иные сексуальные действия с субъектом.

Таким образом, под угрозой, используемой как способ изнасилования, следует понимать средство подавления или предотвращения сопротивления потерпевшего лица в целях совершения с ним полового акта, выражающегося в запугивании потерпевшей такими высказываниями или действиями (жестами), которые указывают на реальное намерение субъекта в случае противодействия жертвы немедленно применить физическое насилие той или иной степени интенсивности к самой потерпевшей, ее детям или другим лицам, судьба которых ей не безразлична и применение физического насилия к которым вызовет страдания потерпевшей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Понятие  и признаки беспомощного состояния в ст. 131 УК РФ

Альтернативным признаком, предусмотренным в ст. 131 УК РФ, является использование беспомощного состояния  потерпевшей. При использовании беспомощного состояния по существу нет насилия, поскольку оно и не требуется, ибо потерпевшая не может сопротивляться.

Беспомощным следует  считать такое состояние, когда  лицо не дало или не могло дать согласия на совершение с ним такого сексуального действия, предусмотренного ст. 131 УК РФ, ввиду болезненного или другого  состояния, исключающего (временно или постоянно) возможность оказать сопротивление (физическая беспомощность) или правильно осмыслить происходящее, т.е. осознавать значение совершаемых с ним действий либо руководить своими поступками (психическая беспомощность). Такого же мнения придерживается ряд авторов, в частности Кондрашова Т.В. она считает, что в основу рассматриваемой классификации должен быть положен характер беспомощности потерпевшей74. При этом имеется в виду только физическая или психическая беспомощность, а не материальная зависимость.

Для того, чтобы действия субъекта можно было квалифицировать как совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшей, необходимо установить, что ему было известно о наличии такого состояния и он использовал его для совершения с потерпевшей полового акта.

Беспомощное состояние  может быть подразделено на несколько  видов.

Так, по мнению Б.В. Даниэльбека, беспомощность потерпевшей может  иметь следующие разновидности: «а) наличие ясного сознания при физической невозможности оказания сопротивления насильнику вследствие болезни или возрастных особенностей (малолетства, престарелости); б) состояние помраченного сознания, которое исключает ясное понимание происходящего; в) бессознательное состояние, т.е. полное отсутствие восприятия внешних явлений»75. Однако поскольку и сам автор приведенного выше утверждения указывает, что состояние помраченного сознания и бессознательности может иметь место при одних и тех же условиях (различного рода заболеваниях, например, или травмах, алкогольном или наркотическом опьянении), выделение их в два различных вида беспомощности потерпевшего представляется нецелесообразным.

Несмотря на точность определений, и эта градация беспомощного состояния потерпевшей представляется не лишенной недостатков. Речь прежде всего идет об отсутствии такого вида беспомощности, который возникает в результате сложившейся обстановки. Поэтому следует согласиться с классификацией беспомощного состояния потерпевшей, предлагаемой Л.А. Андреевой:

- бессознательное состояние, к которому примыкает душевная болезнь, когда лицо не отдает отчета в своих действиях и не может руководить ими;

- состояние физической  беспомощности (болезнь);

- состояние, при котором  беспомощность потерпевшей обусловлена обстановкой. Под такой беспомощностью понимают случаи, когда положение тела потерпевшей не позволяет оказать сопротивление.76 Выделение такого обстоятельства в качестве беспомощного состояния целесообразно, так как хоть, он и встречается крайне редко в судебной практике- состояние, при котором беспомощность потерпевшей обусловлена обстановкой, (например, групповое изнасилование в уединенном месте)77. К этому виду можно отнести эмоциональный шок, испуг и т. д. В этих случаях с учетом заключения психологической экспертизы состояние потерпевшей может быть признано беспомощным78, тем не менее имеют место быть.

А.Н. Игнатов, отмечая, что  данная классификация правильно  характеризует основные виды беспомощного состояния, указывает, что в ней не предусмотрено изнасилование  малолетней, не охватываемое ни одним из предложенных видов. Что же касается малолетнего возраста, не охватываемого, по утверждению А.Н. Игнатова, ни одним из предложенных Л.А. Андреевой видов беспомощности, то представляется, что если малолетнее лицо в силу возраста не способно осознавать значение совершаемых с ним сексуальных действий, то его состояние следует относить к бессознательному (но более верно будет называть данный вид беспомощности психической беспомощностью). Если малолетний осознает значение и характер совершаемых с ним действий, способен руководить своими поступками, но ввиду своей физиологической конституции не имеет возможности оказать сопротивление, такое его состояние следует рассматривать как одну из разновидностей физической беспомощности (например, наряду с престарелым возрастом), в связи, с чем сделанное Л.А. Андреевой ограничение состояния физической беспомощности, лишь болезнью следует считать неверным.

Физическая и психическая  беспомощность имеют ряд особенностей. В случаях, когда речь идет об изнасиловании с использованием состояния физической беспомощности потерпевшей, установление этого обстоятельства затруднений не представляет. Как уже отмечалось, это обычно или болезнь, лишающая потерпевшую возможности сопротивляться (например, частичный паралич, высокая температура и т. п.), или престарелый (а в некоторых случаях и малолетний) возраст, или, наконец, наличие таких физических недостатков, как глухонемота, слепота, отсутствие руки или ноги и т. п.

Более детального рассмотрения требуют случаи психической беспомощности потерпевшей. К ним, прежде всего, относится малолетний возраст жертвы, в силу которого потерпевшая не осознавала характер совершаемых с ней действий. В уголовно-правовой литературе было высказано предложение (В.И. Арьков, Н.И. Трофимов, М.Д. Шаргородский, Я.М. Яковлев и др.) о необходимости установить конкретный возраст, до достижения которого несовершеннолетним лицом любые сексуальные действия с ним даже при его согласии следует квалифицировать, как изнасилование ввиду того, что потерпевшая из-за малолетства не понимает характер совершаемых с ней действий и не может правильно оценивать их возможные социальные и биологические последствия79.

В вопросе об установлении возрастной границы беспомощности  у ученых нет единого мнения. Одни предлагают установить его с 14 лет, другие - с 12.

Наиболее обоснованным представляется предложение А. Халикова, поддерживаемое и судебной практикой. Суть его состоит в том, что  не следует законодательным путем  устанавливать конкретный возраст, до достижения которого лицо считается находящимся в беспомощном состоянии80. Поскольку возраст, с которого лица начинают понимать истинное значение сексуальных действий сугубо индивидуален. Кто-то правильно оценивает их уже в 12 лет, а кто-то - только в 15.

Пленум Верховного суда РФ рекомендует ставить вопрос о  беспомощном состоянии, когда потерпевший  не достиг 14 лет, а с другой стороны, допускает возможность нахождения в беспомощном состоянии лиц  в возрасте от 14 до 16 лет.

Ссылка же на то, что  без установления данной границы придется каждый раз назначать судебно-психиатрическую экспертизу даже 5-6 летних детей, малоубедительна. Ведь вопрос о том, находилось ли потерпевшая в беспомощном состоянии, относится к компетенции суда и следственных органов, а значит, они в каждом конкретном случае и должны его решать. И лишь в затруднительных ситуациях следует назначать судебно-психиатрическую экспертизу81. Кроме того, так как малолетний возраст в ряде случаев, указанных выше, может выступать и разновидностью физической беспомощности, то независимо от того, будет ли установлено, что потерпевшая в силу малолетства не осознавала характера совершаемых с ней действий или осознавала, но в силу своей физической беспомощности, обусловленной малолетством, было не способно оказать сопротивление, содеянное в любом случае необходимо квалифицировать как изнасилование.

Ряд авторов считают, что, указывая на малолетний возраст  как разновидность беспомощного состояния лица, законодатель имел в виду факт недостижения потерпевшей 14 лет82. Однако подобное понимание влечет за собой возможность возникновения ситуаций, когда сексуальные действия с лицом, достигшим 15 лет, но еще не понимающим фактическую сторону и социальное значение половых отношений, не будут рассматриваться как изнасилование с использованием беспомощного состояния, что, очевидно, было бы неверно.

Что касается душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия, то наличие у потерпевшей психического заболевания не обязательно влечет за собой ее беспомощное состояние. При некоторых формах душевной болезни больные могут сознавать значение совершаемых с ними сексуальных действий и оказывать таким действиям серьезное сопротивление. В других случаях психические заболевания могут даже сопровождаться симптомами повышенного полового влечения и возбуждения, в результате чего больные сами склоняют на совершение действий сексуального характера с ними. Поэтому рассматриваемая разновидность психической беспомощности может быть обусловлена только таким болезненным состоянием психики, которое приводит к изменениям интеллектуальной или волевой сферы, в силу которых лицо неспособно осознавать значение совершаемых с ним действий либо руководить своими поступками. В этих случаях всегда необходимо заключение психиатрической экспертизы о характере и степени расстройства и способности лица понимать социальное значение межполовых отношений.

К психической беспомощности  относятся также различного вида бессознательные состояния временного характера. Таким состоянием является, например, обморок, глубокий сон, гипнотическое состояние, алкогольное или наркотическое опьянение потерпевшего (потерпевшей).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 15 июня 2004 г. разъяснил, что беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, при которой потерпевшая была лишена возможности оказывать сопротивление83, поэтому опьянение следует относить к физической беспомощности. Из такого толкования следует, что для признания состояния опьянения потерпевшего беспомощным состоянием не имеет значения, может ли потерпевший выразить свою волю. Если пьяная жертва даст согласие на вступление в половой контакт, то, например, по мнению Б.А. Блиндера, это нельзя рассматривать как изнасилование84. Несмотря на некоторую спорность приведенного положения, с ним следует согласиться. Ведь даже если женщина, давшая согласие на совершение с ней полового акта не понимала характера данного действия, то субъект не знал этого и считал, что она адекватно воспринимает действительность, о чем свидетельствует ее согласие, данное в ответ на его предложение. Такой позиции придерживается и законодатель. Если в ранее действовавшем постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22 марта 1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» (в редакции от 26 апреля 1984 г.) беспомощным состоянием признавалась такая степень опьянения, при которой потерпевшая была лишена возможности сознавать окружающую обстановку, понимать значение совершаемых субъектом действий или оказывать ему сопротивление, то в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» (в редакции от 21 декабря 1993 г.) возможность сознавать потерпевшей окружающую обстановку и понимать значение совершаемых субъектом действий уже не учитывалась при определении беспомощности потерпевшей, находящейся в состоянии опьянения.

При решении вопроса  о влиянии опьянения на состояние  потерпевшей следует прибегать  к помощи судебно-медицинской экспертизы и детально анализировать обстановку совершения преступления85.

 Сама ли потерпевшая  привела себя в такое состояние  чрезмерным употреблением спиртных напитков или ее принудили к этому, для признания состояния беспомощным значения не имеет. Кроме того, как уже отмечалось, в случае принуждения потерпевшей к употреблению спиртных напитков будет иметь место, в зависимости от обстоятельств, и применение психического или физического насилия. То же следует сказать и в отношении наркотического опьянения. Подтверждением тому может служить следующий пример из практики.

Информация о работе Насилие и беспомощное состояние в ст. 131 УК РФ