Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:17, дипломная работа
На проблему искоренения насилия в отношении женщин, в том числе и в сфере сексуальных отношений, обращено внимание международных организаций. Так, 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая на основе Всеобщей декларации прав человека констатировала, что насилие в отношении женщины является одним из препятствий на пути достижения равенства, общественного развития. Признается, что насилие в отношении женщин – это проявление исторически сложившегося неравенства между мужчинами и женщинами, что необходимо преодолевать, так как это нарушение прав и свобод человека1.
Введение………………………………………………………………………с. 3-6
1. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние»…….………………….с. 7-35
1.1. Понятие, виды и признаки физического насилия……………………...с. 7-16
1.2. Понятие и признаки психического насилия…………………………...с. 17-25
1.3 Понятие и признаки беспомощного состояния………………………...с. 26-35
2. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние» в ст. 131 УК РФ …...с. 36-62
2.1 Понятие и признаки физического насилия в ст. 131 УК РФ…………. с. 36-46
2.2 Понятие и признаки психического насилия в ст. 131 УК РФ…………с. 47-53
2.3 Понятие и признаки беспомощного состояния в ст. 131 УК РФ………с.54-61
Заключение…………………………………………………………….............с.62-63
Список использованной литературы и источников………………………...с.61-65
Несовершенство уголовно-
2. ПОНЯТИЕ «НАСИЛИЕ» и «БЕСПОМОЩНОЕ СОСТОЯНИЕ» В СТ. 131 УК РФ
2.1 Понятие и признаки «физического насилия» в ст. 131 УК РФ
Физическое насилие - наиболее часто встречающийся способ совершения преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ (в 72 % случаев). В литературе понятие физического насилия связывалось с фактом сопротивления со стороны потерпевшей. Думается, что судебная практика и некоторые авторы, такие как Озова Н.А. справедливо отказались от такого подхода. Потерпевшая может прекратить сопротивление, не использовав, все возможные средства из страха перед еще более серьезным насилием или понимая бессмысленность сопротивления (например, когда требование о вступлении в половое сношение исходит от группы незнакомых потерпевшей людей в уединенном месте). Потерпевшая вообще может не предпринимать попыток к сопротивлению, так как физическое насилие одновременно оказывает воздействие на ее психику, т.е. насилие может быть направлено не только на преодоление сопротивления потерпевшей, но и на предотвращение такового. Иными словами, воля жертвы может быть сломлена и сопротивление прекратится, еще не начавшись. Психологи установили, что одних лиц страх активизирует, других, наоборот, парализует. В последнем случае никакого сопротивления со стороны потерпевшей ожидать не приходится. Кроме того, определяющим моментом наличия физического насилия должна выступать не столько интенсивность сопротивления, сколько поведение потерпевшей с точки зрения ее субъективного восприятия происходящего, ее желание или нежелание вступать в половую связь с виновным лицом, ибо и мнимое сопротивление, выступающее зачастую как элемент сексуальной игры, может быть весьма интенсивным.
Физическое насилие следует характеризовать в двух плоскостях –фактической (способ действия и восприятие этого действия насильником и потерпевшей) и юридической (незаконность действия, закрепленная в нормах уголовного права). Однако не все ученые-юристы придерживаются такой точки зрения. Представляется, что удачным определением понятия физического насилия будет следующее: физическое насилие - общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека против его воли, повлекшее или способное повлечь причинение вреда его телесной неприкосновенности и здоровью или смерть48. То же, соответственно, следует понимать и под физическим насилием как способом совершения изнасилования.
Как видно, из приведенного определения следует, что при применении физического насилия совсем не обязательно наличие физического контакта между потерпевшей и преступником. Так, при попытке физического воздействия контакт с телом потерпевшей может не произойти (например, если преступник промахнулся при ударе), но и такие случаи являются применением физического насилия. По мнению Тыдыковой Н.В. применение мускульной силы с целью воздействия на тело потерпевшей, направленное на подавление или предотвращение ее сопротивления, является проявлением физического насилия49. Между тем существуют и иные точки зрения на этот счет.
Общественная опасность физического насилия заключается в причинении вреда жизни или здоровью. В соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, вред здоровью распределяется в зависимости от степени его тяжести: тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред здоровью50. При анализе ст. 131 УК РФ можно определить, что большая часть насилия в этом составе преступления – причинение вреда здоровью средней тяжести. Равнозначно законодателем признается общественная опасность за легким вредом здоровью, вредом здоровью средней тяжести и другими насильственными действиями, не связанными с причинением вреда здоровью. Последние могут выражаться в лишении его возможности сопротивляться, например, при связывании. Такое насилие может быть вполне достаточным для совершения полового акта помимо воли потерпевшей, однако вреда здоровью в уголовно-правовом смысле не причиняет. Поэтому, объектом такого насилия является не здоровье, а телесная неприкосновенность потерпевшей. Среди изученных нами уголовных дел насилие такого рода применялось в 8%, в остальных случаях сразу применялось более интенсивное насилие, которое по мнению М.Д. Шаргородского, Б.В. Даниэльбека должно быть настолько интенсивным, что участие потерпевшей в изнасиловании обеспечивается именно осознанием последней непреодолимой физической силы, применяемой к ней51. Однако, законом не закреплено, что физическое насилие слабой степени интенсивности не может воздействовать на психику одного человека с той же силой, что и применение к нему очевидно непреодолимой физической силы. В данном случае главным условием наличия физического насилия должен выступать тот факт, что потерпевшая оценивала его как подлинную угрозу своей жизни или здоровью, жизни или здоровья близких ей лиц.
Относительно внешнего проявления физического насилия в науке уголовного права существуют различные точки зрения. Так, П.А. Дубовец считает, что действия, причиняющие вред здоровью, подразделяются на три группы: 1) причинение телесных повреждений путем физического воздействия, к которому он относит механическое, термическое, электрическое, температурное, биологическое воздействие и т. п.; 2) причинение телесных повреждений химическим путем; 3) причинение вреда здоровью путем психического воздействия52. По мнению Л.Д. Гаухмана, такое деление вряд ли следует считать удачным, ибо, во-первых, химический способ причинения телесных повреждений подпадает под понятие «физическое воздействие», так как речь идет именно о физическом воздействии, а не о физическом способе, как одной из разновидностей способов причинения телесных повреждений, во-вторых, в свете уголовного закона важно не столько, каким способом причинено повреждение, сколько, как оно причинено - открыто или тайно53.
В юридической литературе нет единства мнений по поводу того, следует ли относить к физическому насилию ограничение свободы человека. Ряд авторов (И.И. Горелик и др.) считают, что ограничение свободы потерпевшей не признается насилием. Сторонники иной, более распространенной точки зрения (и в их числе Н.А. Беляев, Д.П. Водяников, В.В. Орехов, С.С. Степичев, М.Б. Гугучия, А.К. Щедрина и др.) насилием признают любое ограничение свободы. Наконец, Л.Д. Гаухман, О.Ф.Шишов, Б.С.Никифоров, Г.А. Кригер признают насилием не всякое ограничение свободы, а лишь такое, которое соединено с непосредственным воздействием на тело потерпевшего (связывание, затыкание рта, вталкивание и т.п.). Дело в том, что при изнасиловании насилие является средством подавления сопротивления жертвы или его предотвращения, а ограничение свободы потерпевшей посредством его удержания, сопровождающегося связыванием, вталкиванием в какое-либо помещение и совершением других подобных действий выступает в качестве такого средства, при всем при том, что эти действия носят насильственный характер, так как совершаются путем оказания воздействия на организм потерпевшей против ее воли.
Ограничение свободы состоит в лишении человека физической возможности поступать так, как ему хочется – это является признаком насилия, соответственно ограничение свободы можно отнести к насилию. По мнению ряда ученых, в частности, Тыдыковой Н.В. этот вид насилия содержит в себе элементы физического и психического насилия. Элемент физического насилия проявляется в том, что имеет место воздействие непосредственно на тело потерпевшей в виде удержания в определенном месте, лишения возможности передвигаться, а также в виде негативного воздействия на тело путем содержания в неотапливаемых помещениях, лишении или ограничения воды и еды. Такие действия причиняют вред не только свободе, но и телесной неприкосновенности, а также непосредственно могут причинить вред и здоровью любой степени тяжести. Элемент психического насилия выражается в воздействии на психику потерпевшего, что влечет психические страдания лица, лишенного свободы, в сомнениях сна счет освобождения, в лишении нормальных, привычных условий жизни. Что же касается ограничения свободы как способа совершения сексуального действия вопреки воле потерпевшего, то его следует признать вполне эффективным для подавления или предотвращения сопротивления потерпевшей54.
В юридической литературе многие авторы, в частности Л.Д. Гаухман придерживаются точки зрения, что дача одурманивающих средств потерпевшей является видом физического насилия55. При более детальном рассмотрении физического насилия в виде воздействия на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей возникает вопрос о том, что следует понимать под одурманивающими средствами и введением этих средств в организм.
Одурманивающими средствами следует считать наркотические вещества (анашу, морфий и др.) и другие средства (например, сильно недействующее снотворное), введение которых в организм человека в значительных дозах может повлечь бессознательное состояние потерпевшей. К указанным средствам не относятся алкогольные напитки, поскольку они обладают специфическим вкусом и незаметно дать их потерпевшей практически невозможно, в то время как свойства одурманивающих веществ большинству людей не известны, что обеспечивает возможность их незаметного введения в организм. Правда, в уголовно-правовой литературе высказывается мнение о том, что и опаивание алкогольными напитками против воли потерпевшей следует относить к физическому насилию, так как и не все наркотические вещества можно дать незаметно (например, кокаин, героин), Поэтому если определяющим признаком отнесения средств воздействия на внутренние органы человека к рассматриваемому виду физического насилия считать незаметность их введения в организм, то открытое их введение (т.е. когда потерпевшая осознает эти действия, производимые против ее воли, например, с применением силы) должно признаваться менее общественно опасным деянием и не может квалифицироваться как применение физического насилия. Данное мнение можно было бы признать верным, если бы не одно «но». Дело в том, что поскольку указанные действия будут сопровождаться применением физического воздействия на тело человека, то вне зависимости от причинения таким воздействием физической боли, а тем боле вреда здоровью, они должны рассматриваться как повреждение наружных тканей, а это противоречит названию рассматриваемого вида физического насилия -воздействие на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей. В силу сказанного такое насильственное введение одурманивающих средств будет составлять содержание физического насилия в виде внешнего воздействия. В случае же, если дача одурманивающих средств потерпевшей будет сопровождаться лишь угрозой применения физической силы, то такие действия можно отнести к физическому насилию в виде воздействия на внутренние органы потерпевшей.
Таким образом, под дачей указанных выше средств, которую можно рассматривать как физическое насилие, совершаемое путем воздействия на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей, понимается их введение в организм потерпевшей против ее воли, незаметно для нее либо под угрозой применения физического насилия, а дача этих средств посредством применения насилия к потерпевшей должна рассматриваться как физическое насилие, совершаемое путем воздействия на тело человека. Добровольное принятие данных средств не может расцениваться как применение физического насилия.
Анализ судебной практики показывает, что применение физического насилия как такового зачастую приводит к возникновению у потерпевшего беспомощного состояния.
Так, 1 июля 1999 г. в г. Ставрополе около 17 часов Ф., находясь в состоянии алкогольного опьянения, привел дочь своей сожительницы К. на прополку огорода, где для отдыха предложил ей пройти в примыкающую к огороду лесополосу. Через некоторое время на обратном пути из лесополосы Ф. с целью изнасилования К. столкнул ее в кювет возле грунтовой дороги и, подавляя сопротивление К., стал сдавливать ее шею руками, а затем, обмотав шею К. имеющейся у него проволокой, стал душить ее. После того, как К. потеряла сознание, Ф., используя ее беспомощное состояние, совершил с ней половой акт56.
В юридической литературе до сих пор остается спорным вопрос о квалификации действий по приведению потерпевшей в бессознательное состояние путем применения физической силы (например, нанесение оглушающего удара по голове, сдавливание шеи и т.д.) либо дачи одурманивающих или ядовитых веществ: как использование физического насилия или использование беспомощного состояния потерпевшей. Так, М.Д. Шаргородский считал, что приведение потерпевшей в обморочное состояние посредством применения физического насилия должно расцениваться как изнасилование только с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Однако само наличие обморочного состояния (как, собственно, и алкогольного, наркотического опьянения, бессознательного состояния вследствие употребления одурманивающих или ядовитых веществ) без уточнения, в результате чего (независимо или по воле виновного) оно наступило, не полностью отражает обстоятельства дела, что может повлечь вынесение неправомерно мягкого или, наоборот, сурового приговора. По-этому совершение насильственных сексуальных действий с лицом, приведенным в обморочное состояние теми или иными действиями преступника, не должно признаваться совершенным только с использованием беспомощного состояния. По мнению Б.В. Даниэльбека, в подобных случаях будет иметь место совершение полового акта лишь с применением физического насилия, т. е. без учета последующего использования виновным беспомощного состояния потерпевшего лица57.
В судебной практике этот вопрос также решается неоднозначно.
Так, Свердловским областным судом по делу М., обвинявшегося по ч. 1 ст. 131 УК РФ, избиение им потерпевшей, в результате которого та потеряла сознание, было расценено как использование беспомощного состояния для совершения в дальнейшем полового акта58:.
Тот же суд в приговоре по делу Ч., привлеченного к ответственности по ч. 1 ст. 131 УК РФ приведение потерпевшей в бессознательное состояние ударом бутылки по голове для совершения в дальнейшем полового акта квалифицировал как применение физического насилия59.
Информация о работе Насилие и беспомощное состояние в ст. 131 УК РФ