Насилие и беспомощное состояние в ст. 131 УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:17, дипломная работа

Краткое описание

На проблему искоренения насилия в отношении женщин, в том числе и в сфере сексуальных отношений, обращено внимание международных организаций. Так, 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая на основе Всеобщей декларации прав человека констатировала, что насилие в отношении женщины является одним из препятствий на пути достижения равенства, общественного развития. Признается, что насилие в отношении женщин – это проявление исторически сложившегося неравенства между мужчинами и женщинами, что необходимо преодолевать, так как это нарушение прав и свобод человека1.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 3-6
1. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние»…….………………….с. 7-35
1.1. Понятие, виды и признаки физического насилия……………………...с. 7-16
1.2. Понятие и признаки психического насилия…………………………...с. 17-25
1.3 Понятие и признаки беспомощного состояния………………………...с. 26-35
2. Понятия «насилие» и «беспомощное состояние» в ст. 131 УК РФ …...с. 36-62
2.1 Понятие и признаки физического насилия в ст. 131 УК РФ…………. с. 36-46
2.2 Понятие и признаки психического насилия в ст. 131 УК РФ…………с. 47-53
2.3 Понятие и признаки беспомощного состояния в ст. 131 УК РФ………с.54-61
Заключение…………………………………………………………….............с.62-63
Список использованной литературы и источников………………………...с.61-65

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипломище.doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)

Признак «незаконное» отсутствует  также в определении насилия, представленном А.В. Иващенко и А.И. Марченко. «В качестве насилия следует рассматривать активную социальную деятельность (поведение), непосредственно направленную против свободного волеизъявления, - пишут они. В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека, очевидно, нацелены на подавление свободы»11.

Аналогичное толкование насилия находится и в работе В.М. Артемова, где говорится, что  «Насилие всегда сопровождается той или иной мерой ограничения свободы выбора»12.

Все эти определения  базируются на толковании насилия, которое  было дано А.А. Пиантковским. Он писал, что «насильственное воздействие  на личность состоит во всяком принуждении  ее к действиям, противоречащим ее желаниям»13. Здесь не только умалчивается о законности или незаконности принуждения, но так же, как и в вышеупомянутых дефинициях, насилие характеризуется лишь как ограничение свободы волеизъявления потерпевшего, не охватывая случаев, когда насилие преследует цель причинения физических или психических травм, не затрагивая свободы волеизъявления потерпевшего.

Исследуя насилие, Л.Д. Гаухман определяет его, на наш взгляд, также слишком узко, включая в него лишь насилие физическое и угрозу применения такового. В угрозах иного содержания, где отсутствует запугивание причинением физического вреда, по его мнению «отсутствует посягательство на личность»14. Эта позиция автора основана на понятии насилия в уголовном законе России, где под термином «насилие» подразумевается только физическое насилие и угроза применения такового. Поэтому у Л.Д. Гаухмана формулировка лишь физического насилия, которое толкуется им как «общественно опасное, противоправное воздействие на организм человека, совершенное против его воли». Вслед за этим, раскрывая это понятие, автор определяет два вида насилия: воздействие на тело человека и воздействие на внутренние органы человека без повреждения наружных тканей (отравление)15. Такое определение насилия не может быть полным даже для характеристики только одной разновидности насилия - физического. Тем более эта дефиниция не может заменить общего понятия насилия вследствие того, что она не охватывает целый ряд его существенных элементов и свойств.

Определяя насилие, С.Н. Абельцев видит его на индивидуальном, семейном и общественном уровнях, но сразу, же оговаривает, что «в рамках одной формулы представить точно и однозначно содержание такого сложного и многоаспектного понятия, как криминальное насилие, трудно, почти невозможно». Поэтому автор пытается представить физическое и психическое насилие путем частичного перечисления их способов. «Физическое насилие на индивидуальном уровне, - пишет он, - обычно выражается в побоях, отдельных ударах, нанесении ссадин, кровоподтеков, гематом, причинения физической боли путем заламывания рук, проведения боевых приемов самбо, каратэ и других боевых единоборств, тугого болезненного связывания конечностей веревкой, шнуром, проволокой и т.д. Это любое физическое воздействие на человека, которое ощущается им как болевое, приводящее к соответствующим последствиям (толкание с горы, сбивание с ног, захват с применением силы, насильственное перемещение человека в другое место, насильственное удержание в помещении и т.д.)». Семейное насилие, по мнению С.Н. Абельцева, обладает спецификой. Какой именно автор не поясняет, но пишет далее о том, что «именно в семье надо искать корни насилия, как широко распространяемого явления в нашей жизни»16. Представляется, что такое толкование насилия также неопределенно и не представляет его содержания и границ.

При определении понятия  насилия, как говорит А.А. Гусейнов, необходимо обращать внимание на его  признаки, как «помимо воли» и  «против воли»17. Применительно к насилию эти признаки имеют существенное различие. Выражение «против воли» относится к открытому противодействию воле потерпевшего в момент причинения ему физического или психического вреда и не охватывает случаи тайного (обманного) похищения человека и лишения его свободы без применения физической силы либо изнасилование женщины, находящейся в бессознательном состоянии и т.п. Справедливо поэтому авторы комментария к ст. 127 УК РФ пишут, что объективная сторона незаконного лишения свободы «состоит в незаконном удержании лица против или помимо его воли...»18.

По-разному оценивается в литературе ограничение свободы действий человека. Одни авторы не признают его насилием19, другие, напротив, считают его таковым без всяких изъятий и, наконец, третьи насильственным считают не всякое ограничение свободы человека, а лишь такое, которое соединено с воздействием на тело человека (связывание, затыкание рта, вталкивание в помещение, чтобы запереть и т.д.)20.

Несмотря на то, что  последняя из приведенных точек  зрения является господствующей, она  представляется нам весьма спорной, а ее аргументы  достаточно неубедительными. Так, Л.Д. Гаухман пытается доказать отсутствие признаков насилия в запирании потерпевшего на время, пока совершается хищение, ссылаясь на то, что преступник не только в этом случае не соприкасается с ним, но и проявляет нежелание войти с ним в соприкосновение и оказать на него физическое (механическое) воздействие.

В данном случае, мы не согласны с автором, так как он не учитывает тот факт, что при ограничении и лишении свободы существо насилия во всех случаях проявляется одинаково: оно состоит в лишении человека физической возможности поступать в соответствии со своей волей и желаниями, а потому содержит все признаки физического насилия. Кроме того, и ограничение и лишение свободы могут повлечь за собой физические и моральные страдания, а иногда и физические травмы. Например, при содержании потерпевшего зимой в не отапливаемом помещении, в погребе и т.п. или современные факты чеченской практики похищения людей и лишения их свободы с самыми суровыми условиями содержания в ямах.

На наш взгляд, имеется еще больше оснований считать насилием похищение людей. Здесь к похищению практически всегда добавляется и лишение свободы, что существенно увеличивает общественную опасность данного преступления.

В настоящий момент в  русском литературном  языке  насилие  определено  как  «применение  физической  силы  к  кому - нибудь»,  «принудительное воздействие на кого - нибудь или что - нибудь».

В этих определениях указывается  фактические  и  юридические  признаки насилия.  К  фактическим   относятся,   во-первых,   объективные   признаки, характеризующие  внешнюю  сторону   и   способ   действия,   и,   во-вторых, субъективные признаки, характеризующие волевое отношение  к  этому  действию со  стороны  лица, применяющего  насилия,  и потерпевшего.   Указание   на незаконные действия  характеризует юридический признак насилия.  С точки зрения уголовного права, этот признак выражается в общественной опасности и уголовной противоправности действия. Уголовно-правовое  понятие физического насилия характеризуется совокупностью фактических и юридических признаков.

Большинство  определений  физического  насилия  акцентирует   внимание только на внешней стороне и способе  действия при физическом насилии. Более  точно и всесторонне  юридическая   природа  физического  насилия отражена  А.Н.   Игнатовым,   определяющим    физическое    насилие    "как противоправное воздействие на организм потерпевшего, совершенное против  его воли21".  Однако  указание  только  на  противоправность   придает   этому определению несколько формальный оттенок, что создает возможность отнесения к физическому насилию малозначительных действий, не достигающих той степени общественной  опасности, которая характеризует преступление, например, нанесение потерпевшему побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль   при  совершении   мелкого хулиганства;   поэтому   насилие в уголовно-правовом смысле должно обязательного характеризоваться общественной опасностью.

Суммируя фактические и юридические  признаки, под  физическим  насилием следует понимать общественно-опасное  противоправное воздействие на  организм другого человека против его  воли. Это определение  содержит  наиболее  общие признаки физического  насилия. Воздействие в уголовно-правовом смысле охватывает все признаки,  присущие человеческому действию в физиологическом и психологическом смысле и,  помимо них,  обладает  определенными  специфическими  чертами.   В   количественном отношении действие в интересующем нас смысле понимается обычно не  как  одно мышечное телодвижение, а как совокупность, комплекс телодвижений. В  качественном   отношении действие характеризуется не только физиологическими и   психологическими,   но   и   социальными   признаками. Социальными свойствами  преступного действия  является  его   общественная опасность и вытекающая из нее противоправность. Под действием в уголовно- правовом смысле понимается комплекс  телодвижений  человека,  представляющий общественную  опасность и являющийся  уголовно-противоправным. Исключения составляют  действия  в указанном   смысле,   которые совершенны   лицом невменяемым или не  достигшим установленного  возраста  или под действием непреодолимой силы. Эти действия лишены уголовно-правового значения. Физическое насилие в интересующем нас  смысле  должно  обладать  всеми признаками, которые характеризуют действие. Помимо этих  признаков  насилие должно характеризоваться и другими признаками, наличие которых отличает его от любого другого действия. Физическое насилие  в  уголовно-правовом  смысле само или в сочетании с другими действиями, мотивами, целями должно находить отражение в составе преступления, предусмотренного нормой  особенной  части, и характеризоваться степенью   общественной опасности, свойственной преступлению. Являясь действием, физическое насилие может повлечь  различные последствия в виде  причиненного другому  человеку  телесного  повреждения, физической боли, смерти. Однако неправильно отождествлять насилие как действие с последствиями, причиненными насилием. Насилие является действием, направленным  против  другого  человека  и совершенным всегда против его воли. Применяя физическое насилие, виновный желает действовать, не  считаясь с  волей   потерпевшего, против его воли. Кроме того,  он   может руководствоваться различными мотивами и целями, например, стремление завладеть чужим имуществом. Физическое насилие может продолжаться в двух различных по  характеру видах:

1) в воздействии на  тело человека;

2) в воздействии на внутренние  органы  человека  без  повреждения  наружных тканей.

По действующему законодательству  (ст.ст. 116,  117  УК  РФ) первый вид физического насилия, выражается  в  истязании  и  побоях, само по себе преступление,  но  нет  специальных  норм, предусматривающих   наказуемость второго   вида  физического насилия,   связанного с непосредственным воздействием по последствиям на внутренние органы человека без повреждения наружных  тканей. Данные виды физического насилия могут быть элементом,  характеризующим, наряду с другими, объективную сторону. Воздействие на тело  человека  может  иметь  последствиями  причинение физической боли, включая вред здоровью или смерть. По продолжительности  оно может быть кратковременными или длительными. Кратковременное насилие удары, побои, а длительное - истязание  и  мучение.  Большинство   преступлений совершается  с  применением  кратковременного  насилия. Продолжительность насилия   может характеризовать   самостоятельный   состав преступления (истязания, побои), а  длительность  может  быть  квалифицирующим  признаком состава преступления. Применяя насилие, преступник может использовать свою физическую  силу, огнестрельное или холодное оружие, предметы, заменяющие оружие, жидкости, а также сыпучие вещества или животных.  Насилие, выражающееся  в воздействии на тело человека, может быть осуществлено и другими способами, которое во всех случаях  характеризуется тем, что воздействие оказывается на тело человека.

Вторую точку зрения  разделяют  большинство  криминалистов.  Отнесение воздействия  на  внутренние  органы  потерпевшего  без  повреждения  внешних телесных, также  является спорным.  В  теории  уголовного  права  этот  вопрос  рассматривается   лишь применительно к составу преступления разбоя и грабежа. Некоторые авторы, в частности А.А. Пиантковский, не  считал физическим  насилием  воздействие на  внутренние  органы  потерпевшего  без затрагивания внешних телесных покровов22.

Уяснение  сущности  данной  проблемы связано с уточнением понятий одурманивающих средств и дачи этих средств. Одурманивающие средства - наркотические вещества,  а  также  некоторые другие средства, введение которых в организм человека в  значительных  дозах может повлечь бессознательное состояние потерпевшего. Дача  одурманивающих  веществ - введение  в  организм  против   воли человека, незаметно для него наркотических, токсических  и  других  веществ, то есть это является вредным воздействием на внутренние органы. Законодатель признает, что применение  наркотических  веществ  наносит вред здоровью людей (ст.  230  УК  РФ). По мнению Л. Д. Гаухмана, дача одурманивающих веществ, приводящих  человека  в  бессознательное  состояние, представляет  собой  насилие,  так как оказывает вредное воздействие  на организм человека против его воли23.

Таким  образом, на наш взгляд, под  физическим насилием  следует понимать противоправное действие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний, направленное на предотвращение сопротивления со стороны жертвы.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и признаки психического насилия

Особенно сложным в  правовом аспекте представляется толкование психического насилия, которое требует, на мой взгляд, и научного и законодательного более четкого определения. Его  ограничение только угрозами причинения лицу физического вреда представляется неверным, так как оставляет за рамками правовой защиты граждан от множества других способов насильственного причинения им психических травм и незаконного воздействия на их волю.

К психическому насилию  следует отнести не только все виды угроз, но и оскорбления, а в ряде случаев и клевету, и гипноз, если он применяется в преступных целях, и электронную стимуляция мозга, применяемую специально для того, чтобы подчинить человека чужой воле. Такого мнения придерживается ряд авторов, в частности Шарапов Р.Д.24. При электронной стимуляции мозга физическое воздействие на тело человека выступает лишь как способ насильственного (или ненасильственного) влияния на его психику.

Ю.М. Антонян психическое  насилие делит на две основные группы. В первую группу включаются угрозы жизни и здоровью самих потерпевших, их близких либо иных лиц. Сюда относятся угрозы при изнасиловании, при захвате заложников, разбое, вымогательстве, угоне транспортных средств, понуждение к даче ложных показаний и некоторые другие, где угроза физическим насилием прямо указана в диспозициях соответствующих уголовно-правовых норм в качестве одного из способов совершения этих преступлений, либо хотя угроза и не конкретизирована, но аналогичное ее содержание подразумевается.

Во вторую группу автор  включает менее опасные угрозы при  шантаже и вымогательстве, т.е. угрозы, не направленные против жизни и здоровья 25.

Прежде всего, необходимо уточнить, какой элемент насилия  характеризует термин «психическое» - относится ли он к тому, на что воздействует насильник или к способу этого воздействия, либо к тому и другому вместе. Иначе говоря, называем ли мы насилие психическим потому, что оно воздействует на психику человека или потому, что оно осуществляется психическими средствами.

Опираясь на самое  распространенное определение психики  как свойства высокоорганизованной материи, способной к отражению  реальной действительности, можно сделать  вывод о том, что психика сама по себе как таковая не может быть фактором, воздействующим на человека, его тело и сознание. Психическое воздействие производит изменение во внешнем мире только через посредство человеческого поведения, в котором проявляется регулирующая функция психики26. Отсюда следует, что термин «психическое» относится не к способу, а к предмету и объекту воздействия и к тем изменениям, которые они вызывают в последних.

Информация о работе Насилие и беспомощное состояние в ст. 131 УК РФ