Мотивы совершения насильственных убийств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является определение понятия мотивов преступлений и анализ мотивов насильственных убийств. Исходя из поставленной цели, задачами являются:
- определение понятия мотивов преступлений в целом;
- рассмотрение видов мотивов преступлений;
- анализ мотивов насильственных убийств;
- анализ возможных путей профилактики насильственной преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «МОТИВ» В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ…………………...6
1.1 Понятие мотива…………………………………………………………….6
1.2 Значение мотива для уголовно-правовой классификации………….….15
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ…………………………………..20
2.1 Виды мотивов……………………….…………………………………….20
2.2 Общая характеристика видов мотивов
насильственных преступлений……………………………………………….26
ГЛАВА 3 МОТИВЫ СОВЕРШЕНИЯ УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ…...…..32
ГЛАВА 4 ПРОФИЛАКТИКА УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ.………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

мотивы совершения насильственных убийств.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

Используя установленные законодателем уголовно-правовые критерии невменяемости, серийных сексуальных убийц следует признавать вменяемыми преступниками. Степень их психической аномальности не исключает вменяемости, а изменение структуры личности не приобретает такого характера, при котором они не осознают противоправность своих действий и не могут ими руководить. Несмотря на то, что контроль за поведением у сексуальных убийц ослаблен, общественная опасность задуманного ими вполне осознается, и они пытаются достичь преступную цель, как и другие преступники. С другой стороны, психическое состояние серийных сексуальных убийц с трудом можно поместить в рамки существующих критериев невменяемости, как уголовно-правовых, так и медицинских. Причина этого заключается в том, что поведение убийц определяет не психическое заболевание, а комплекс аномалий, влияющий на весь внутренний мир преступника, тотальное личностное расстройство, с присущими ему глубокими психопатологическими чертами. Быть может в будущем, когда психиатрия сможет более точно диагностировать психическое состояние данных преступников, эти критерии будут изменены.

Необходима  разработка универсальной типологической системы оценки личности серийных сексуальных убийц. С ее помощью стало бы возможным выделение стабильных типов преступников, с присущими им стереотипными психолого-клиническими характеристиками [19].

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь под убийством, сопряженным с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. 7 ч. 2 ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь), понимает лишение жизни потерпевшей (потерпевшего) в процессе совершения указанных преступлений или непосредственно после них, например, по мотивам мести за оказанное сопротивление. При этом убийство другого лица с целью облегчения изнасилования или совершения насильственных действий сексуального характера либо сокрытия указанных преступлений подлежит квалификации по п. 8 ч. 2 ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь [37].

Как показывают исследования, среди убийц высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает 30 %. Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

Однако это  вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек  совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.

Эффективность же раскрытия серийных сексуальных убийств, в первую очередь, определяется своевременностью и результативностью решения следующих задач: распознавание серийного характера совершенных убийств, т.е. получение ответа на вопрос, совершены ли два или более убийств одним и тем же лицом или группой лиц; установление определяющей мотивационной доминанты сексуальных убийц; выявление поведенческого типа и личностных характеристик разыскиваемого убийцы.

 

 

ГЛАВА 4 ПРОФИЛАКТИКА УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ

 

Выявление и  устранение причин убийств и условий, способствующих их совершению, приобретает  особую важность. Для проведения этой работы первостепенное значение имеет установление в процессе следствия наиболее существенных обстоятельств убийства, т.е. таких, которые не являются второстепенными деталями преступления. Эти обстоятельства должны быть типическими, имеющими значение не только для данного дела, но и для предотвращения подобных преступлений в будущем.

Такое значение приобретают далеко не все обстоятельства, при которых совершаются убийства. Так, значительная часть убийств  совершается, когда виновный и потерпевший  находились вдвоем. В конкретной ситуации данное обстоятельство может быть существенным, поскольку исключает вмешательство других лиц в целях предотвращения преступления. Но, очевидно, что из этого нельзя делать какие-то выводы для предупреждения других убийств.

В ряде случаев  убийству предшествует открытая вражда, ненависть и неприязненные отношения между виновным и потерпевшим. О наличии таких натянутых отношений зачастую знают окружающие, но никаких мер к примирению не принимают, считая, что вражда между отдельными лицами – это их личное дело. Проведение работы по примирению враждующих лиц способствовало бы предупреждению многих убийств, совершенных на почве мести, ревности и по другим мотивам [15, с. 102].

Многие убийства совершаются в состоянии опьянения, во время драк, гуляний в религиозные праздники. Поэтому значение эффективной борьбы за искоренение пьянства и религиозных предрассудков, которая в настоящее время ведется, для предотвращения убийств трудно переоценить.

Из дел об убийствах видно, что равнодушие, а иногда и трусость окружающих создают благоприятные условия для их совершения. Очевидно, что и такие убийства в подавляющем большинстве случаев могут быть успешно предупреждены, если окружающие вмешаются и помешают пьяному хулигану осуществить умысел на убийство.

Условиями, способствующими убийствам, нередко оказываются нарушения установленного порядка продажи, хранения и пользования огнестрельным оружием. Часто ружья и малокалиберные винтовки попадают к лицам, не знающим правил обращения с ними. Это приводит к убийствам по неосторожности. Имеют место случаи использования собственного ружья пьяницами и хулиганами, а также лицами, в прошлом судившимися, для совершения убийств из корыстных и хулиганских побуждений. Для предупреждения таких убийств необходимы более строгие правила продажи оружия, постоянный контроль с помощью общественности за соблюдением правил хранения оружия, обучение лиц, которым оно вручается впервые [33, с. 214].

Важное значение для предупреждения преступлений и  в том числе убийств имеет  правовая пропаганда, а также широкое участие общественности вместе с работниками милиции, следственного аппарата, прокуратуры и суда в профилактической работе.

Весьма важна  виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении  потенциальных потерпевших и  предотвращении их неосмотрительного, рискованного, провоцирующего поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в опасные ситуации; лиц, склонных к случайным компаниям, следованию приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах, нахождению в них в позднее время и т.д.).

С учетом анализа  следственной практики потерпевших  от убийств можно классифицировать следующим образом [33]:

1) потерпевшие,  чья виктимность связана с  неспособностью адекватно оценивать опасность ситуации, предшествующей преступлению, и противостоять посягательству (дети и лица с психическими отклонениями);

2) потерпевшие,  способные адекватно оценить  опасность ситуации, предшествующей  преступлению, сами провоцирующие  посягательство грубым, вызывающим поведением, длительными издевательствами над своими близкими;

3) потерпевшие,  способные сами адекватно оценить  виктимность ситуации, предшествующей  преступлению, но по тем или  иным причинам пренебрегшие мерами  личной безопасности (например, женщины, чьи маршруты пролегали по безлюдным местам, в поздние вечерние часы и без сопровождения);

4) потерпевшие,  чья виктимность обусловлена  определенным родом занятий (политики, бизнесмены, сторожа, инкассаторы  и пр.), обычно предпринимающие меры безопасности;

5) потерпевшие,  которые спровоцировали посягательство  положительным поведением (заступались  за своих близких, реагировали  на противоправное или аморальное  поведение);

6) лица, которых  устранили в связи с особым  процессуальным статусом (свидетели и потерпевшие, которые могут дать показания против обвиняемого или подозреваемого, либо в рамках гражданского судопроизводства, их близкие), а также лица, смерть которых позволяет кому-либо приобрести имущественные выгоды (вступить в наследство, стать единственным собственником жилья и пр.);

7) потерпевшие,  являющиеся членами преступных  групп.

Для лиц, которые  становятся жертвами убийств в силу своей беспомощности, приемлемы  такие меры профилактики как ограждение потенциальных жертв от угрозы преступного посягательства путем помещения в специальные учреждения (дома престарелых, интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей, психиатрические больницы и др.). В названных учреждениях, находясь в относительной изоляции от криминального воздействия, названная категория потенциальных жертв, скорее всего, не реализует свою виктимность.

Более успешному  осуществлению виктимологической  профилактики в отношении рассматриваемой  категории потерпевших может  способствовать организация всеобщего  дактилоскопического учета. Дело в том, что малолетние, престарелые, психически нездоровые граждане нередко уходят из дома и занимаются бродяжничеством, попадают в криминальную среду, где их используют для зарабатывания денег попрошайничеством. Иногда их невозможно вернуть в семью только из-за того, что исключена либо сильно затруднена идентификация личности: документов при них нет, имена называют разные, по учетам проверить нельзя, если они ранее не привлекались к уголовной ответственности [15, с. 108].

Если лицо относится к группе агрессивных потерпевших, провоцирующих конфликты, то профилактическая работа должна строиться по тем направлениям, которые характерны для криминологической профилактики насильственных преступлений. Основная задача – убедить человека отказаться от агрессивного поведения, причиной которого может быть злоупотребление алкоголем, отсутствие элементарных социально-бытовых условий. Так, мерой виктимологической профилактики может стать размещение в доступных местах (на остановках, стендах в организациях) информации для населения о правомерных способах защиты своих прав. Это будет способствовать повышению правовой грамотности населения и поможет убедить хотя бы часть граждан отказаться от силового разрешения конфликта.

Значительную  роль в предупреждении насильственных преступлений может сыграть деятельность кризисных центров. При этом помимо психологов общей подготовки здесь должны работать узкие специалисты – виктимологи. Помощь жертвам преступлений в кризисных центрах должна быть доступной для граждан.

Если же рассматривать  третью, четвертую и пятую подгруппы  потерпевших, которые не нуждаются  в усиленной социальной опеке, то здесь результативной может оказаться  просветительская работа: информирование о законных методах самозащиты, о  способах совершения отдельных преступлений, повышение правовой грамотности населения и др. То есть меры виктимологической профилактики складываются из системы обучения, воспитания каждого конкретного человека, включая разъяснение положений о необходимой обороне, о взаимодействии с правоохранительными органами, обеспечение средствами самозащиты (оружием самообороны).

Мерами виктимологической  профилактики в отношении шестой группы потерпевших (чья виктимность  связана с особым процессуальным положением, причастностью к событию преступления) может стать применение норм об обеспечении безопасности участников уголовного процесса.

Что касается лиц, которых устраняют с целью  приобретения имущественных выгод, то здесь эффективны меры информационного  характера: в СМИ надо освещать подобные способы совершения преступлений, чтобы вызвать повышенную настороженность у граждан при скоропалительном заключении брака, при составлении завещаний. Многие авторы подчеркивают значимость использования СМИ в профилактике преступлений.

Лица, которых относят к седьмой категории потерпевших, обычно становятся жертвами криминальных разборок. Как отмечает О. А. Бриллиантов, фактически все они являлись носителями провоцирующего поведения в активной и пассивной форме. Профилактические меры в отношении этой категории жертв связаны с прекращением их связей с преступным миром. Но этого достичь очень трудно, т.к. уйти из криминальной среды безболезненно редко удается [13, с. 12].

Информация о работе Мотивы совершения насильственных убийств