Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:17, дипломная работа
Цель дипломной работы - опираясь на анализ НПА, опубликованную и неопубликованную правоприменительную практику, специальную, научную, учебную, справочную и иную литературу изучить проблему института уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные этапы становления и развития института ответственности за причинение смерти по неосторожности в истории отечественного уголовного законодательства;
- рассмотреть данный институт в современном уголовном законодательстве России, его понятие и структуру;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………........ 5
Глава 1. ПРИЧИНЕНИЕ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЖИЗНИ. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЮЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРИЧИНЕНИЯ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ……………………………………………………………………………
1.1. Причинение смерти по неосторожности как преступление против жизни. Сравнительно-правовой и исторический анализ……………..
1.2. Объект причинения смерти по неосторожности как преступление против жизни……………………………………………………………….
1.3. Объективная сторона причинения смерти по неосторожности как преступление против жизни.
Глава 2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧИНЕНИЯ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ……….
2.1. Субъект причинения смерти по неосторожности как преступление против жизни…………………………………………..
2.2. Субъективная сторона причинения смерти по неосторожности как преступление против жизни
Глава 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ ПРИЧИНЕНИЯ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПЕРСТУПЛЕНИ И НЕВИННОГО ПРИЧИНЕНИЯ СМЕРТИ………………………………………
3.1. Квалифицированный и особо квалифицированный состав причинения смерти по неосторожности
3.2. Отграничение преступления смерти по неосторожности от смежных составов преступлений против жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………………...
50-летняя Маргарита Аникина
обвиняется в совершении
По версии следствия Аникина, являясь начальником ЖЭС №3 ООО "Жилкомсервис №2", в срок до 16 декабря 2010 года согласовала заявление подчиненного ей сотрудника — начальника домоуправления №69 — о предоставлении ей отпуска с 3 по 17 января 2011 года.
В период с 20 декабря 2010 года по 3 января 2011, в нарушение требований п. 4.2 Должностной инструкции начальника ЖЭС, Аникина не приняла мер по замещению должности начальника домоуправления №69, таким образом фактически возложила на себя исполнение этих обязанностей.
В результате, с 3 по 13 января 2011 года мероприятий по надлежащему санитарному содержанию дома 28 по проспекту Стачек и придомовой территории, находящихся на обслуживании домоуправления №69 ЖЭС №3, не провела, а также "мер, направленных на ликвидацию опасности для населения не приняла".
В отношении обвиняемой избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Информация, которую предоставил сайт - "Право.Ru", 13 января упавшая с крыши ледяная глыба убила 6-летнего Ивана Завьялова. ЧП произошло около 11.30 по проспекту Стачек. Сразу после происшествия мальчика доставили в больницу, но врачи не смогли помочь — ребенок умер от травмы головы. Происшествие получило резонанс в СМИ. По данному факту было возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности (ч.1 ст.109 УК РФ38). Как стало известно позже, снег с крыши дома не счищали неделю. Аналогичные случаи падения сосулек произошли в Петербурге в время новогодних каникул. Было травмировано три ребенка.
Причинение смерти по легкомыслию следует отличать от убийства с косвенным умыслом, для чего надлежит учитывать:
а) при легкомыслии виновный предвидит лишь возможность наступления смерти, а при косвенном умысле он предвидит не только возможность, но и вероятность ее наступления в соответствующих условиях;
б) при легкомыслии лицо самонадеянно, без достаточных к тому оснований, надеется на предотвращение смерти потерпевшего, в то время как при косвенном умысле оно, не принимая никаких мер к предотвращению смерти потерпевшего, сознательно допускает ее наступление либо относится к этому безразлично. Причинение смерти потерпевшему при преступной самонадеянности в результате легкомысленного расчета на действие различных сил природы образует убийство с косвенным умыслом.
Другими словами, при легкомыслии надежда виновного на возможность предотвращения наступления смерти должна подкрепляться расчетом на свои силы, умение, навыки, опыт, на поведение потерпевшего, на другие обстоятельства и силы, которые по ошибочному мнению виновного, способны предотвратить наступление смерти. Расчет виновного на случайные обстоятельства (на "авось") свидетельствует о наличии косвенного умысла, то есть убийства.
Если лицо, хотя и предвидело возможность причинения смерти другому человеку, но, не желая этого, предприняло все необходимые, по его мнению меры, для предотвращения смерти, но она наступила по не зависящим от него обстоятельствам, то ответственность за причинение смерти исключается, поскольку налицо невиновное причинение вреда.
Приведем пример, который произошел в РФ 2010 году.
В Архангельской области осудили мужчину, виновного в причинении смерти по неосторожности
Собранные следственными органами Следственного комитета по Архангельской области и Ненецкому автономному округу доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 36-летнему охраннику Андрею Лукенцову. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и ч. 1 ст. 118 УК РФ39 (причинение смерти по неосторожности и два эпизода причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности).
Следствием и судом установлено, что в результате самовольного подключения Лукенцовым газового баллона 13 марта 2010 года в одной из квартир дома по улице Адмирала Макарова в Исакогорском округе города Архангельска произошел взрыв с обрушением конструкций данного дома, а затем пожар. В результате небрежности Лукенцова одна женщина погибла от сочетанной травмы тела, еще два человека получили различные телесные повреждения, термические ожоги, которые в совокупности оцениваются как тяжкий вред здоровью.
Приговором суда Лукенцову назначено наказание в виде 1,5 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
Причинение смерти по преступной небрежности имеет место, когда лицо вообще не предвидит возможности наступления смерти, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
При решении вопроса о том, мог ли виновный предвидеть смерть потерпевшего при неосторожном причинении смерти необходимо учитывать субъективный критерий (индивидуальные особенности, жизненный опыт, квалификацию виновного и т. п.) и кроме того, принимать во внимание объективный критерий (время, место, обстановку, в которых действовал виновный).
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ч. 3 ст. 26 УК).
Небрежность — это единственная разновидность вины, при которой лицо не предвидит общественно опасных последствий своего деяния ни как неизбежных, ни как реально или даже абстрактно возможных. Однако их непредвидение вовсе не означает отсутствие всякого психического отношения к наступлению таких последствий, а представляет особую форму этого отношения. Непредвидение последствий при небрежности свидетельствует о пренебрежении лица к требованиям закона, правилам общежития, интересам других лиц.
Сущность этого вида неосторожной вины заключается в том, что лицо, имея реальную возможность предвидеть общественно опасные последствия совершаемых им действий, не проявляет необходимой внимательности и предусмотрительности, чтобы совершить необходимые волевые действия для предотвращения указанных последствий, не превращает реальную возможность в действительность. Преступная небрежность представляет своеобразную форму психического отношения виновного к общественно опасным последствиям сбоях действий, где волевой элемент характеризуется волевым характером совершаемого виновным действия или бездействия и отсутствием волевых актов поведения, направленных на предотвращение общественно опасных последствий.
Небрежность характеризуется двумя признаками: отрицательным и положительным.
Отрицательный признак небрежности — непредвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий — включает, во-первых, отсутствие сознания общественной опасности совершаемого деяния, а во-вторых, отсутствие предвидения преступных последствий. Положительный признак небрежности состоит в том, что виновный должен был и мог проявить необходимую внимательность и предусмотрительность и предвидеть наступление фактически причиненных общественно опасных последствий. Именно этот признак превращает небрежность в разновидность вины в ее уголовно-правовом понимании. Он устанавливается с помощью двух критериев: долженствование означает объективный критерии, а возможность предвидения — субъективный критерий небрежности.
Объективный критерий небрежности носит нормативный характер и означает обязанность лица предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий при соблюдении общеграждансих требований необходимой внимательности я предусмотрительности. Эта обязанность может основываться на законе, на должностном статусе виновного, на профессиональных функциях или на правилах общежития и т. д. Отсутствие обязанности предвидеть последствия исключает вину данного лица в их фактическом причинении. Но и наличие такой обязанности само по себе еще не является достаточным основанием для признания лица виновным.
При наличии обязанности предвидеть последствия (объективный критерий неизбежности) необходимо еще установить, что лицо имело реальную возможность в данном конкретном случае предвидеть наступление общественно опасных последствий (субъективный критерий), но эту возможность не реализовало и последствий не избежало.
Субъективный критерий неизбежности означает персональную способность лица в конкретной ситуации и с учетом его индивидуальных качеств предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий. Это означает, что возможность предвидения последствий определяется, во-первых, особенностями ситуации, в которой совершается деяние, а во-вторых, индивидуальными качествами виновного.
Ситуация не должна быть чрезмерно сложной, чтобы задача предвидеть последствия была в принципе разрешимой. А индивидуальные качества виновного (его физические данные, уровень развития, образование, профессиональный и жизненный опыт, состояние здоровья, степень восприимчивости и т. д.) должны позволять правильно воспринять информацию, вытекающую из обстановки совершения деяния, и сделать обоснованные выводы и правильные оценки. Наличие этих двух предпосылок делает для виновного реально возможным предвидение общественно опасных последствий.40
Причинение смерти по неосторожности в результате преступной небрежности надо отличать от случайного (невиновного) причинения смерти, когда лицо не предвидело наступления смерти и не должно было и не могло это предвидеть.
В ч.1 ст.28 УК предусмотрены две разновидности невиновного причинения вреда:
а) отсутствие и невозможность осознания лицом общественной опасности своих действий,
б) отсутствие хотя бы одного из критериев небрежности при совершении деяний, наказуемых при неосторожной форме вины.
Первая из этих разновидностей невиновного причинения вреда подразумевает преступления с формальным составом. Если лицо при его совершении не осознает общественной опасности деяния, то исключается умышленная форма вины. Но если оно по обстоятельствам дела и не могло осознавать общественную опасность деяния, то исключается даже неосторожная вина (например, задержание с причинением вреда здоровью лица, ошибочно принятого за убийцу, если удачное стечение обстоятельств давало веские основания считать именно его лицом, совершившим преступление).
Вторая разновидность казуса, предусмотренная ч.1. ст.28 УК41, связана с отсутствием либо обязанности, либо возможности предвидеть общественно опасные последствия деяния, наказуемого при неосторожной форме вины. Так, необоснованным был признан приговор, которым К. был осужден за неосторожное убийство, совершенное при следующих обстоятельствах: «К., закурив, бросил через плечо горящую спичку, которая попала в лежащую у дороги бочку из-под бензина и вызвала взрыв паров бензина. При этом дно бочки вылетело и, попав в С., причинило ему смертельное ранение. С учетом обстоятельств происшествия Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР пришла к выводу, что смерть К. наступила в результате несчастного случая, поскольку в обязанности К. не входило предвидение и предупреждение фактически наступивших последствий, следовательно, он причинил их без вины».
В данном случае казус был констатирован из-за отсутствия объективного критерия небрежности. Отсутствие вины может быть обусловлено и отсутствием толь субъективного критерия небрежности.
От причинения смерти по неосторожности необходимо отличать умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111). Виновный в ситуации, о которой идет речь в ст. 109, и к своим действиям, и к наступлению смерти от этих действий относится в целом неосторожно, тогда как в ч. 4 ст. 111 виновный умышленно совершает действия, а смерть наступает по неосторожности.
Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 109, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.
Правильная юридическая оценка содеянного вследствие верно выбранной уголовно-правовой нормы не только исключает ошибки следственно-судебной практики, но и способствует реализации на практике принципов уголовного права - законности, виновной ответственности, справедливости.
Анализ изученных уголовных дел и судебных вердиктов по ст. 109 УК РФ позволяет сделать вывод, что 6, 43 % уголовных дел, по которым был вынесен приговор по ч.1 ст. 109 УК РФ, были неверно квалифицированы органами предварительного следствия по ч.4 ст. 111 УК РФ. В этой связи можно констатировать, что правоприменители допускают ошибки и не всегда разграничивают причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 111 УК РФ). 42
Так, органами предварительного следствия г. Новокузнецка Кемеровской области действия С. квалифицированы по ч. 4. ст. 111 УК РФ за следующее деяние: С. в ходе ссоры с Ф. нанес ему удары кулаком в область лица, отчего Ф., потеряв равновесие, упал, ударился головой о поверхность асфальтированного тротуара, в результате чего получил закрытую черепно-мозговую травму. Смерть Ф. наступила через день после нанесения ему повреждений. Суд пришел к выводу, что умысел С. на причинение тяжкого вреда здоровью Ф. не установлен, поскольку черепно-мозговая травма, которая повлекла тяжкий вред здоровью, а впоследствии смерть Ф., образовалась не от удара кулаком в лицо С., а от соударения левой затылочной областью о твердую поверхность. В связи с этим, суд пришел к правильному выводу, что действия С. следует переквалифицировать с ч. 4 ст. 111 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ. 43