Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 00:43, реферат

Краткое описание

Русская усадьба — важнейший элемент культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предметную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрезвычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-музей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в иллюзорном плане.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Музеи - усадьбы Подмосковья.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово "дача" как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя.

Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс «канонизации» усадьбы как символа «родового гнезда». Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях - в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы Чехова, Бунина, Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М.Якунчиковой, В.Поленова). С 1917 года усадебная культура, как самобытное многомерное явление, была уничтожена. Справедливости ради необходимо отметить, что многое было спасено прежде всего специалистами-музейщиками, архитекторами и искусствоведами. Но, увы, - далеко не все.

Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историка-культурном процессе России.

Как уже отмечалось, понятие «русская усадебная культура» было многомерным. Синтетичность - вот ее характерная особенность. В усадебной культуре был соединен широкий круг проблем окружающего мира. Прежде всего это проблемы художественные, которые характеризуют взаимосвязь пластических видов искусства - архитектуры, садово-паркового, прикладного и изобразительного со зрелищными музыкой, балетом, театром, народным искусством18.

Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой я контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины. громы), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.

Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям.

Изучение такого многоаспектного явления как усадьба, усадебная культура предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем. Совершенно очевидна необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена - весомого пласта отечественной культуры.

 

1.3  Современное состояние  русских  музеев- усадеб

 

Музеи-заповедники и музеи-усадьбы относятся к числу наиболее ценных объектов культурного наследия. Вместе с национальными и природными парками, а также с некоторыми другими категориями особо охраняемых природных территорий они образуют своего рода природно-культурный (эколого-культурный) каркас территории страны, отражающий ее этническое и культурное многообразие и во многом обусловливающий устойчивость ее развития. Именно этим объясняется объективная заинтересованность государства и общества в сохранении и развитии сформировавшейся сети этих учреждений культуры. В современных условиях, однако, их состояние во все большей степени предопределяется складывающейся в соответствующих местностях экологической ситуацией. Известно при этом, что последняя в большинстве мест размещения музеев-заповедников и музеев-усадеб страны далека от идеальной и имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Известно также, что специального контроля за экологической ситуацией в местах размещения названных учреждений не существует.

Значительная часть особо охраняемых и наиболее ценных объектов входит в состав музеев-заповедников федерального значения (в том числе «Царицыно», «Абрамцево», «Михайловское», «Ясная Поляна», «Поленово», «Страхово», Соловецкий архипелаг), регионального значения  (например, музеи-заповедники, имеющие мемориальный статус – «Тарханы», «Спасское-Лутовиново», «Шахматово», «Болдино», «Захарово», «Карабиха», или дворцово-парковые комплексы «Царское Село», «Петергоф», «Гатчина», «Ораниенбаум», «Павловск», «Коломенское» и др.). Важнейшее значение имеют сады, парки, природные и сельские пейзажи, входящие в состав музеев-усадеб Минкультуры России (среди них, например, памятники ландшафтной архитектуры в усадьбе «Останкино», «Кусково», «Хмелита», «Остафьево», «Тригорское», «Измайлово», «Мураново»)19. Парки-памятники этого профиля не могут рассматриваться в отрыве от соответствующих культурно-исторических объектов, в то же время специфические особенности «живого», природного материала накладывают дополнительные ограничения и требования, связанные с необходимостью постоянного возобновления растительности, сохранения художественного облика ансамбля в различные сезоны года, выявления особых маршрутов осмотра, перспектив, панорам и пр. Причем главным условием функционирования объекта-памятника ландшафтной архитектуры является сохранение общего пейзажного фона, исторически сложившегося характера местности. Однако именно это важнейшее условие и нарушается из года в год, в особенности вблизи столичных и крупнейших городов страны и, прежде всего, вокруг Москвы. Новые коттеджи, сооруженные в 1997–1998 гг., «обстраивают» с многих сторон усадьбу «Суханово». Массивные здания просматриваются теперь с основных аллей музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас», а ведь это не только мемориальный музей, но и один из центров изучения русской усадьбы, садово-паркового искусства. Трехэтажный кирпичный корпус занял дополнительную позицию на холме у входа в музей-заповедник федерального значения «Абрамцево», что резко исказило облик местности, запечатленной на полотнах - шедеврах художников М. В. Нестерова, В. А. Серова, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. Д. Поленова и др.

Экспансия дачной застройки к границам заповедных усадеб приобрела массовый характер. Так, к юбилейному пушкинскому году изменился облик ландшафта вокруг мемориальной усадьбы «Захарово» и исторической вотчины Годуновых «Большие Вяземы» (XVI век). Даже те объекты ландшафтной архитектуры, которые входят в состав крупных дворцово-парковых комплексов, часто используются не по назначению и теряют свое былое эстетическое, культурное значение. Например, «Луговой парк» в Петергофе, известный своими обширными открытыми пространствами, постепенно заполняется спортивными и подсобными сооружениями, стоянками, киосками уникальной, крупнейшей в Европе фонтанной системы петровских времен.

Деградация природной составляющей усадебных комплексов, прямое разрушение или дробление парков, садов становится все более массовым. Согласно данным специалистов садово-паркового дела – ландшафтных архитекторов, дендрологов, инженеров, посетивших в 1998 г. усадьбы Московской области, в таком состоянии находятся многие объекты. Например, Гребнево (Щелковский район), Тарасково, Зендиково (Каширский район), Кривоскино (Воскресенский район), Богородское-Кишкино (Ступинский район), Новинки (Серпуховской район), Никольское Прозоровских (Мытищинский район), Болдино-Татищево (Солнечногорский район), Высокое (Клинский район), Белая Колпь (Шаховской район) и т. д.

К сожалению, от столь бедственного состояния подчас не спасают ни солидный статус владельца (например, усадьба «Пущино» на Оке, принадлежащая Российской академии наук), ни соотнесенность усадьбы с деятельностью известнейших деятелей культуры, искусства («Любимовка» Алексеевых, где отдана под застройку Любимовская роща, связанная с жизнью К. Станиславского), ни имя великого архитектора, распланировавшего дом и его окружение («Петровское-Алабино» – создание М. Казакова, где исторические сооружения пришли в руинированное состояние, а парк по существу уже утрачен)20.

Одна из наиболее опасных тенденций заключается в стремлении многих арендаторов ограничить иди полностью прекратить доступ к историческим усадьбам. Часто используя бывший господский дом, они огораживают его, разрывая, таким образом, основные элементы усадьбы как единого культурно-природного и хозяйственного целого. При этом природная, пейзажная, парковая часть, не имеющая якобы практической ценности, подвергается разорению. Там разрушаются малые архитектурные формы, вырубаются насаждения, зарастают пруды и т. д. В условиях отсутствия какого-либо контроля со стороны государственных органов временные владельцы-арендаторы заинтересованы скорее закрыть доступ к случайно оказавшимся в их руках ценностям, чем сохранять или восстанавливать их.

В особенно тяжелом состоянии оказались ныне усадебные территории, занятые воинскими частями, психолечебницами и другими объектами с особым режимом. В 1996–1998 гг. продолжал разрушаться огороженный теперь безобразным железным забором парк-памятник «Рай-Семеновское», аналогичные явления можно наблюдать в подмосковных усадьбах «Поливаново», «Остров», «Никольское» Гагариных и др. С другой стороны, не менее критическая ситуация создается с охраной ландшафтов в практически заброшенных усадьбах, где вообще отсутствует «хозяин». В таких усадьбах начавшиеся ранее реставрационные работы ныне прекращены, постройки заброшены, двери и окна сорваны, вырубаются деревья, развивается эрозия почв, дороги размываются (например, в усадьбах «Кунцево», «Николо-Урюпино» и многих других)21.

Следует, однако, отметить, что изменение природной среды в исторически возникших усадьбах не всегда имеет однозначно негативный характер. Например, некоторым заповедным местам Пензенской области уделяется определенное внимание со стороны владельцев, контролирующих органов, общественности. Так, в музее-заповеднике «Тарханы» нашлись средства для разработки детальной проектной документации по фиксации и восстановлению архитектурных сооружений, парковых насаждений, водоемов. В то же время, следует признать, что достаточно глубоких научных исследований под эти мероприятия так и не было проведено, что может привести к серьезным нарушениям исторического облика лермонтовской мемориальной усадьбы. В другом памятнике – имении «Зубриловка» (ХVIII–ХIХ века) – была предпринята попытка найти средства для восстановления замечательного парка, запечатленного на полотнах В. Э. Борисова-Мусатова. Одновременно с этим были сделаны шаги и в сторону современного функционального использования комплекса – здесь расположили базу отдыха для детей из нефтедобывающих регионов Западной Сибири. Однако отсутствие продуманной комплексной программы реализации мероприятий привело к значительным потерям – застроена территория бывшего плодового сада, появились новые дома вблизи главной (меридиональной) планировочной оси ансамбля, многие участки усадьбы загрязнены бытовыми отходами, продолжается вырубка старых ценных деревьев (дуб, сосна) и др.22

Другая знаменитая аристократическая резиденция - находящееся ныне в черте столицы Останкино - также обрела заслуженное всемирное признание. На его территории проходил международный музейный фестиваль «Исторические театры Европы». Ибо останкинский дворец-музей - одно из немногих в Европе театральных зданий XVIII века, сохранивших изначальную планировку, подлинные предметы убранства и часть механизмов машинного отделения (машины «дождя» и «грома»). Театр успешно функционирует. Многие, наверное, слышали про летние «Шереметевские сезоны» (название - дань памяти создателю усадьбы графу Н. П. Шереметеву). В Останкине исполняются музыкальные сочинения «времен очаковских и покоренья Крыма» и концертные программы, составленные из произведений композиторов эпохи Моцарта, Вивальди и Бортнянского.

Это пример реального возрождения старинных усадеб - самые яркие, но отнюдь не исключительные. И в Кузьминках (где недавно создан Музей русской усадебной культуры), и в Кускове, Коломенском и Царицыне, и в подмосковных Остафьеве и Больших Вяземах идет насыщенная творческая и научная жизнь. У всех этих «культурных гнезд» есть не только прошлое, но и настоящее. Сюда скоро можно будет приплюсовать и Середниково - архитектурный ансамбль близ Зеленограда, построенный в екатерининскую эпоху по заказу сенатора В. А. Всеволожского, а во второй четверти XIX века принадлежавший генералу Д. А. Столыпину, брату бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова Е. А. Арсеньевой. С 1829 по 1832 год юный поэт проводил в Серединоково летние месяцы. Эта усадьба связана с памятью и другого выдающегося человека - Петра Аркадьевича Столыпина. В 1992 году здесь учрежден Национальный Лермонтовский центр под эгидой ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой потомком и полным тезкой поэта М. Ю. Лермонтовым и объединяющей представителей лермонтовского рода. Середниково - уникальный пример восстановления усадьбы по инициативе и под руководством прямых наследников ее дореволюционных владельцев23.

Летом 2000 года в Хмелите прошла основная часть Международной научной-практической конференции «Русская усадьба на пороге XXI века». На одном из заседаний прозвучал призыв к российским меценатам проявить заинтересованность в судьбе отечественного культурного наследия. И уже в конце того же года в Москве был создан Фонд возрождения русской усадьбы, развернувший активную деятельность по привлечению к делу сохранения и реставрации усадебных комплексов частных инвесторов. Ныне Фонд в числе прочего финансирует восстановление архитектурно-паркового ансамбля имения Панское в Малоярославецком районе Калужской области. Сходные задачи решает учрежденное чуть раньше в том же году некоммерческое партнерство «Русская усадьба».

В последние годы большие споры и дискуссии в обществе вызывает вопрос о передаче усадебных комплексов в частную собственность либо в долгосрочную аренду. В начале августа 2004 года Правительство Москвы утвердило разработанную столичным Комитетом по туризму программу «Венок русских усадеб». Цель - сделать сохранившиеся исторические усадебные комплексы престижными объектами для посещения отечественными и зарубежными туристами, привлечь всеобщее внимание к этим памятникам, немалая часть которых по сей день известна в основном профессионалам и знатокам-энтузиастам. Нет сомнения: успешная реализация замысла будет означать, что в судьбе русской усадьбы действительно происходят существенные перемены к лучшему.

 

 

Информация о работе Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия