Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 00:43, реферат

Краткое описание

Русская усадьба — важнейший элемент культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предметную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрезвычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-музей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в иллюзорном плане.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Музеи - усадьбы Подмосковья.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

После Первого Всероссийского музейного съезда (1930) деятельность музеев была сориентирована на решение народно-хозяйственных и идеологических задач; музеи становились частью государственно-партийного механизма. Негативно сказался на работе местных музеев разгром краеведческого движения; научно-просветительная работа была подменена политико-просветительной деятельностью и развивалась в ущерб научной деятельности по изучению и комплектованию фондов. Однако выросло количество научно-технических, сельскохозяйственных музеев, расширилась сеть историко-революционных и создана сеть литературных музеев [Центральный литературный музей (нач. 1930-х п.), Всесоюзный музей А. С. Пушкина в С.-Петербурге (1938), Литературный музей А. М. Горького (1937) в Москве, Музей А. П. Чехова в Таганроге (1933) и др.].

         Значительный  ущерб был нанесён музеям в Великую  Отечественную войну. На оккупированной территории национальные ценности были расхищены или уничтожены, большинство музеев закрыто. Просветительная деятельность музеев продолжалась в тылу, организовывались выставки (в осн. передвижные), лекции. С 1942 начали создаваться новые Mузеи, посвящённые событиям войны ( Мемориальный музей лётчика Н. Ф. Гастелло в Муроме (нач. 1940-х г) , Выставка «Героическая оборона Ленинграда» (1944, с 1945 музей) и др., «по горячим следам» комплектовались ценные коллекции. Всего за годы войны было создано около 10 новых музеев широкого исторического профиля (Военно-медицинский музей, 1942, Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии, 1944, и др.)13.

      После войны музеи  существовали в тяжёлых условиях  разрухи. Музейная сеть была частично  реорганизована или перепрофилирована; но её восстановление велось уже в годы войны. Новый этап музейного строительства начался в середине 1950-х гг. Значительно выросло количество военно-исторических музеев [Музей Отечественной войны 1812 в Тарутино (1962), Музей Тихоокеанского флота во Владивостоке (осн. в 1945, открыт в 1950)], а также мемориальных комплексов, связанных с войной [«Героям Сталинградской битвы», Музей и мемориал в честь героев Курской битвы (1963)]; созданы диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе (1959) и панорама «Бородинская битва» (1962) в Москве. Важным событием стало создание с 1958 историко-архитектурных музеев-заповедников в старейших российских городах (Новгородский, Костромской, Владимиро-Суздальский, Рязанский, Ростово-Ярославский музеи-заповедники), на основе археологических и архитектурных комплексов: «Танаис» в Ростовской обл. (1961), «Костёнки» в Воронежской обл. (1968), «Троице - Сергиева лавра» (1960-е ), «Кижи» в Республике Карелия (1965); статус музеев-заповедников приобрели мемориальные музейные комплексы А. С. Пvшкина в с. Михайловское (нач. 1960-х г.), А. П. Чехова в с. Мелихово (1960), военно-исторический музей на Бородинском поле (1961). Благодаря утверждению за музеями статуса музея-заповедника сохранялись уникальная природно-культурная среда, памятники истории и архитектуры. к концу 1980-х гг. создано около 50 музеев-заповедников различного профиля.

       В 1960-1980 гг было  построено большое число специализированных  музейных зданий, изданы основополагающие научные труды по истории и теории музейного дела, активно проводилась выставочная деятельность.

      На середину 80-х годов прошлого века пришелся пик посещаемости отечественных музеев.

       В настоящее  время всё разнообразие музейных  собраний является полноправной составляющей культурного туризма, хотя в большинстве российских музеев постоянной прописки он не получил. Музеи в большинстве своем продолжают оставаться изолированными от общего туристического пространства. Причин тому немало, виной тому и малая взаимная информированность, (между музейной и туристической сферами) и просто отсутствие навыков в работе такого рода.

Конечно, решение вопроса о включении музея в туристические маршруты, степень востребованности его туристической сферой зависит и от качества музея. Легко рассуждать о музейном туризме, применительно, скажем, к Лондону или Праге, Риге или Каунасу: красивые, чистые города с компактными по территории историческими центрами, прекрасное сообщение и все прочие прелести европейской жизни. Там гораздо проще организовать поток туристов, обеспечив экскурсантам впечатления, а музеям - прибыль.

 В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. Можно еще назвать несколько городов с крупными музейными комплексами - типа Владимиро-Суздальского, Ярославского, Новгородского. Здесь дело тоже более или менее поставлено, и уже не первый год туризм является источником постоянной прибыли. Но список таких центров невелик. 
      А что же десятки и сотни малых музеев, разбросанных по бескрайним просторам российской провинции, обитающих в крестьянских избах, купеческих особняках, дворянских усадьбах, храмах, иногда - просто под открытым небом? Эти сокровищницы, хранящие бесценные редкости, широко известны разве что местным школьникам.

Достойны же они, безусловно, большего. Где как не в сердце России живет (все еще живет) русская душа? Ласковый свет ее озаряет пространство, в котором судьба собрала вологодскую прялку, елецкое кружево, тульский самовар. И в какой бы они музейной оранжировке не оказались - свет этот ясен и чист. И он должен быть доступен тем, кто ищет этого света. Другими словами: сокровища нужно показывать. Потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела - беспроигрышный объект туристского показа.    Но сотни музеев, владея сокровищами, влачат жалкое существование и именно включение их в сферу культурного туризма может возродить их к новой жизни.

1.2 Русская усадебная культура

 

Усадьба - это не просто сложный архитектурный комплекс из жилых, культовых, хозяйственных, садово-парковых и увеселительных построек. Прежде всего, в усадьбе складывались традиции семьи и рода, составлявшие целый ушедший в прошлое пласт культуры и философии дворянского сословия. 
        Прообразом усадеб стали дворянские вотчины, которые временно жаловались из казны дворянам за службу государю и могли передаваться по наследству, а само слово «усадьба» произошло от глагола «усаживать» (в данном контексте - предоставлять или даровать землю).Более всего усадеб было в окрестностях Москвы, где еще в XIV веке возникли первые дворянские вотчины, а затем после переноса столицы в Петербург при Петре I стало селиться отставное и опальное дворянство.

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины «крестьянская усадьба», «усадьба ремесленника», «монастырская усадьба» и т.д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII - XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство.14

В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях – первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции – великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

В начале XVIII века с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов, таких как, например, Вороново. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII – начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею о создании прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве. 
Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково), многие из них были лишь безвкусными собраниями раритетов.

Но усадьба – это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей. Кроме конного двора был еще и каретный сарай. В усадебный комплекс входил также ряд хозяйственных построек – мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие – пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Люди побогаче тратили большие суммы на уход и содержание парков. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.

Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми объектами, менялось внешнее и внутреннее убранство.15 
Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость – первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. 
В первые годы советской власти многие усадьбы были подвержены разграблению, начался массовый вывоз художественных ценностей, кое-что осело в музеях, многое ушло за границу, попало в руки властям. Однако, попав в различные центральные и местные музеи, элементы усадебной культуры, оторванные от своих корней, уже не так трогают посетителей. В последнее время все большее внимание уделяется усадьбе, создано Общество изучения русской усадьбы, восстанавливаются наиболее значимые и интересные поместья. Но все-таки большинство усадеб все еще находится в запустении.

В настоящее время в России насчитывается свыше 80 музеев-заповедников, занимающих площадь более 160000 га, и 31 музей-усадьба, включающие около 900 га. Все они представляют особый специфический отечественный тип культурного учреждения, который имеет в своем составе музейные коллекции, памятники архитектуры, исторические ландшафты и природные комплексы. Целый ряд музеев-заповедников включен в Перечень особо ценных объектов культурного наследия народов России. Эти уникальные историко-культурные территории вместе с национальными парками образуют культурно-экологический каркас России. О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура.

Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк). Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы16.

В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры - от замкнутости и закрытости позднего средневековья - к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем - пространственной композиции и интерьерах усадебного дома,  во французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений – «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция», «Каприз», «Монплезир».

В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы.

Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства17.

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Информация о работе Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия