Особенности тоталитаризма как разновидности политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е гг. XX в. начался качественно новый этап в изучении тоталитаризма. Российские ученые, в осмыслении исторических событий, происходивших в Германии и России в 1920-1950-е гг., имели возможность использовать теоретические и методологические основы зарубежной мысли. Существенный вклад в исследование советской тоталитарной системы внес российский ученые-политологи А. И. Соловьев и А. П. Цыганков. Широкий круг проблем, связанных с генезисом и идеологией фашизма проанализирован в работах М. Н. Грачева и Ю.В. Ирхина.
Кроме того, в ходе написания работы была использована обширная литература по проблематике тоталитаризма, созданная отечественными авторами. Это работы таких авторов как А. П. Бутенко, А. Л. Громыко, Д. Истон, Дж. Кин, Г. С. Батыгин, И. Ф. Девятко, Р. Андерсон, В. Ф. Турчин, Р.Х. Кочесоков, Ю. Г. Сумбатян и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………5
1 Политические режимы и их разновидности…………………………...7
1.1 Различные подходы в определении понятия политического режима…………………………………………………………………………...7
1.2 Классификация политических режимов………………………….…..9
2 Тоталитаризм как феномен эволюции общества………………...…...11
2.1 История и основные проблемы изучения теории тоталитаризмаю.11
2.2 Конфликт тоталитарной и демократической идеологий в историческом контексте………………………………………….……………13
3 Тоталитаризм как разновидность политического режима…………...17
3.1 Различные подходы к определению термина «тоталитаризм», истоки и предпосылки режима……………………………...………………….……...17
3.2 Формы и основные признаки тоталитарных режимов……………..24
3.3 Правовое закрепление и институциональные свойства тоталитаризма………………………………………………………………..…31
3.4 Угрозы благополучию тоталитаризма……………………………….33
4 Последствия и пережитки тоталитаризма в современном мире….…..37
4.1 Проблемы свержения тоталитарных режимов…………………....…37
4.2 Историческое значение тоталитарных режимов………………....….39
Заключение…………………………………………………………...........44
Список использованных источников…………………….………

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 Тоталитаризм как феномен эволюции общества.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

Единственная массовая партия не имела бы тех возможностей приобрести известную мощь и организационный  потенциал, если бы не наличие и успешное функционирование в Веймарской Германии и царской России множества подпольных кружков и террористических организаций, если бы не политика властей, закрывающих глаза на рост популярности военизированных и никак не вписывающихся в нормальный демократический процесс групп.

Террор и всеобъемлющий  полицейский контроль над обществом - также реальный факт. Однако, анализируя тоталитаризм, нельзя забывать, что террор в условиях сталинизма был не только полицейским, но и бытовым. Следует помнить не только то, как сотрудники НКВД практически каждую ночь подъезжали за новыми жертвами, но и то, по чьим доносам отыскивались и арестовывались все новые и новые "враги народа". Следует помнить, что еще до примирительного отношения сельской бедноты к раскулачиванию "зажиточных" имела место ненависть крестьян по отношению к тем, кто получил "отруба" во время реформы Столыпина. Для заключения противников режима в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Всеобъемлющий контроль над силовыми структурами и СМИ  также не мог быть столь всеобъемлющим  без соответствующей готовности подчиняться и выполнять волю партии и ее вождей.

Ограничение свободы  информации приводит к тому, что  не только затруднен контроль за руководителями, не только подрывается инициатива масс, но и руководители промежуточного уровня лишены и прав, и информации и превращаются в пассивных исполнителей. Руководители высших рангов получают слишком неполную, приглаженную информацию и тоже лишены возможности полностью использовать имеющиеся у них полномочия [24, c. 79].

Укрепление могущества и силы государства здесь рассматривалось в качестве главной, на службу которой должно быть поставлено все остальное. Кроме того, постепенно представления и мировоззрение журналистов, редакторов, военных, сливались с представлениями и мировоззрением режима. Картина мира предельно упрощалась власть имущими в целях легкости се восприятия широкими массами. Эта картина предлагала простые, примитивизированные ответы на все могущие возникнуть вопросы, отсекая всякую необходимость и возможность их самостоятельного осмысления. Со временем такая необходимость отпадала сама собой - инфантильное сознание крайне нуждалось в том, чтобы ему объяснили происходящее и его "действительные" причины. Так называемое "передовое материалистическое мировоззрение", провозглашавшееся, например, большевистским режимом, внедрялось в сознание людей "сверху", подобно тому, как в первобытных племенах шаман освящал божественным авторитетом действия вождя. Разница заключалась лишь в технологической развитости средств убеждения - каждый, кто читал газеты и смотрел кино, оказывался в плену тех представлений, позиций, идей, которые формировались и отстаивались режимом для укрепления его власти. "Мы контролируем события, потому что мы контролируем разум, - описывал этот механизм Дж. Оруэлл в своей знаменитой книге "1984". - Реальность находится внутри черепной коробки... Не существует ничего, что мы не могли бы сделать... с законами Природы. Мы сами формируем эти законы" [15, c. 57 – 58].

Наконец, всеобъемлющий  централизованный контроль экономики. Это важнейшая характеристика тоталитаризма, стремящегося уничтожить всякую оппозицию и конкуренцию не только в политической, но и социально-экономической сфере. Идеальная экономика тоталитаризма - это экономика крупных предприятий, работающих на оборону и управляющихся из единого центра. В условиях тоталитаризма нет места для частной или кооперативной собственности, для мелких хозяев, для самовыражения интересов и устремлений труда. Здесь отсутствует частный капитал, а значит излишними оказываются и рабочие. Им на смену приходят "работники" (В. Ленин), выполняющие роль “винтика" в государственной машине и не имеющие никаких шансов защищать свои интересы перед государством. Профсоюзные организации выполняют здесь принципиально иную, нежели сплочение рабочих и отстаивание их требований, роль. По точной формулировке Сталина, профсоюзы в условиях тоталитарного государства - это "приводные ремни" партии. Однако и здесь, и экономической области насаждаемое режимом накладывается на традиции, массовые ожидания и стереотипы. Успех большевистского огосударствления был бы невозможен без толкавшей к чрезвычайным мерам экономической разрухи и гражданской войны 1918-20 гг. Ненависть к негосударственным формам собственности не укрепилась бы без распространенного в русском народе пренебрежения к богатству.

Как результат институциализации  отмеченных выше характеристик возникает  достаточно стабильное образование, исторически  жизнеспособное на протяжении определенного отрезка времени. Обществу оказывается по силам сокращение разрыва со странами-лидерами в военно-экономической области. Причем, чем более успешен тоталитаризм, тем более впечатляющими оказываются отмеченные результаты. До известной степени тоталитаризм оказывается тем более стабилен, чем более он тоталитарен. Структурно эта тоталитарность ведет к формированию совершенно особенного, существенно отличающегося от авторитарного, режима. Создатели национал-социализма проводили существенное различие между их режимом и фашизмом. "Фашизм, - писал Геббельс, - ничем не похож на национальный социализм. В то время как последний идет вглубь, к корням, фашизм - только поверхностное явление".

Поэтому фактически, тоталитаризм - это не только режим, понимаемый как  политическая подсистема или ее специфическое  поведение. Это масштабное взаимопроникновение  власти в общество, результатом которого оказывается глубокое ослабление общества, его полуисчезновение. Именно это имеется ввиду в звучащих парадоксальными утверждениях, что в Советском Союзе не существовало общества и государства. Возникает так называемое "массовое общество" (X. Арендт, X. Ортега-и-Гассет), в котором рушатся и слабеют все имевшиеся прежде социальные перегородки. "Истина в том, - писала X. Арендт, - что массы выросли из осколков чрезвычайно атомизированного общества... Главная черта человека массы - не жесткость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений" [18, c. 422 – 423].

Несмотря на различия социальных целей, формулируемых в  различных тоталитарных режимах, их идейные основания были по сути идентичными. Все тоталитарные идеологии предлагали обществу свой собственный вариант установления социального счастья, справедливости и общественного благополучия. Однако установление такого идеального строя жестко увязывалось и основывалось на утверждении социальных привилегий определенных групп, что оправдывало любое насилие по отношению к другим общностям граждан. Например, советские коммунисты связывали установление общества «светлого будущего» с определяющей ролью пролетариата, рабочего класса. В то же время немецкие нацисты вместо класса ставили в центр созидания нового общества нацию, германскую расу, которая должна была занимать центральное место в построении «рейха».

Однако, не имея возможности  подкрепить пропагандируемые цели и  идеалы устойчивым ростом народного  благосостояния, раскрепостить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов [11, c. 259 – 261].

C установлением тоталитарного  режима правящие круги не только  не скрывают, но и открыто демонстрируют  различные методы насилия, резко  и решительно подавляя любые  попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

Для “идеального” тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Главой государства и правительства  – как правило, пожизненно – становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.

Характерная особенность  тоталитарного режима – отмена или  приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины [1, c. 99 – 100].

Известные политологи Запада К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) выделили следующие черты тоталитаризма [25]:

— официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

— монополия на средства массовой информации;

— монополия на все  средства вооруженной борьбы;

— система террористического  полицейского контроля;

— централизованная система  контроля и управления экономикой.

А. Реймон перечисляет следующие особенности тоталитарных режимов:

1. Тоталитаризм возникает  в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.

2. Эта партия имеет  на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины.

3. Для распространения  официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации — радио, телевидением, печатью.

4. Большинство видов  экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток официальная истина.

5. В связи с тем,  что любая деятельность стала  государственной и подчиненной  идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.

 А. Реймон считает, что в определении тоталитаризма нельзя выделить какой-то один или два главных признака, что только в сочетании всех перечисленных признаков находит свое выражение тоталитарный режим [14, c. 111].

В своей книге «Истоки  тоталитаризма» Ханна Арендт прослеживает становление тоталитаризма после Октябрьской революции 1917 г. В России и отмечает основные этапы «приготовления» народа с момента прихода к власти Сталина. В целом, их можно оценить по такой схеме:

    1. С целью формирования «атомизированной и бесструктурной» массы ликвидировалась власть Советов, которые, как главные органы народного представительства, еще играли определенную роль и предохраняли от абсолютного правления партийной иерархии;
    2. ликвидация самостоятельности различных классов, владеющих собственностью – среднего класса (так называемых «кулаков»);
    3. как завершающая стадия «обезличивания» толпы – ликвидация класса бюрократии, которая была инструментом ликвидации предыдущих классов (зачистка в рядах НКВД, компартии и т. д.) [18, c. 423 – 428].

Таким образом, сущностными признаками тоталитаризма являются:

    1. одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;
    2. правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии независимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;
    3. крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;
    4. бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;
    5. милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение (в нашем случае «тоталитарного движения» [18, c. 430] в поддержку правящего режима.

 

 

 

3.3 Правовое закрепление и институциональные свойства тоталитаризма

 

 

Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в построении «нового» общества предполагала и совершенно особое построение институциональной и нормативной сферы тоталитарной системы.

Потребность в жесткой  идейной ориентации государственной  политики, поддержании постоянного идеологического контроля за деятельностью всех органов власти предопределила срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.

Информация о работе Особенности тоталитаризма как разновидности политического режима